Здоровьесберегающие технологии
статья
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании детей разновозрастной группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя».
В. Сухомлинский
Воспитатель: Пластинина Т.М.
«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто» - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. И мы как педагоги, заинтересованы в сохранении здоровья детей и это непосредственно и сильно затрагивает нас. Поэтому, актуальной задачей физического воспитания в дошкольном образовании является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движениях. Именно воспитатель может сделать для воспитанника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. Где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у ребят привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Что же такое здоровье?
Сами дети говорят, что здоровье - это отсутствие болезней.
Главными составляющими здорового образа жизни детей являются:
- Распорядок дня;
- Свежий воздух;
- Двигательная активность;
- Здоровое питание;
- Психическое и эмоциональное состояние.
- Правила личной гигиены
Свою работу с детьми по формированию основ ЗОЖ провожу, используя следующие формы:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная)
- двигательно-оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физкультурные прогулки (на свежем воздухе)
- физкультурные досуги
- спортивные праздники
- оздоровительные процедуры в водной среде.
Наиболее приемлимыми в своей работе считаю применение физкультурно-оздоровительных технологий, пальчиковая гимнастика, сказкотерапия, подвижные и спортивные игры и тд.
Систему своей работы выстраиваю на соблюдении и систематическом проведение всех режимных моментов.
С самого утра, принимая детей в группе, используя групповые и индивидуальные беседы, игры, стараюсь создать бодрое и хорошее настроение у ребят, плавно настраивая их позитивно на предстоящий рабочий день. Беседы: «Как провели вчерашний вечер», « Какие планы на выходные», «Поделись интересной новостью».
Например: «Утро радостных встреч», когда вместе с детьми мы желаем друг другу «Доброго утра» (с использование мяча или без него). После установления контакта с детьми, плавно перехожу к выполнению утренней гимнастики.
Утренние гимнастики провожу как классические ОРУ на все группы мышц (под счет), так и со словесным сопровождением. Очень нравятся детям зарядки с современным музыкальным сопровождением. Дети часто проявляют желание, быть ведущими, что также положительно сказывается на их настроении.
Воспитание культурно-гигиенических навыков в режимных моментах предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, расческой, правильно вести себя при кашле, чихании. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми по закреплению на практике, проводимых с детьми бесед: «Чистота тела», «Предметы личной гигиены», «Мой друг носовой платок», «Полезные и вредные привычки» и другие.
Известно, что ребенок не способен выполнять даже самые полезные упражнения с точки зрения «надо» и «полезно». Согласитесь со мной, если спортивный комплекс или нетрадиционное оборудование появится в группе, в физкультурном зале, на спортивной площадке, это станет самым оживленным и любимым местом для игр детей. Поэтому я стремлюсь разнообразить и обогатить предметно-развивающую среду детского сада. С этой целью применяется следующее нетрадиционное оборудование:
- «Дорожки здоровья» с разными следами, ребристыми палочками, цветочками для профилактики плоскостопия.
К тому же на территории детского сада оформлены функциональные оздоровительные зоны с учетом потребности детей в двигательной активности.
В течение дня с детьми использую различные виды игр: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, пальчиковые, а также игры с элементами массажа. Подвижные игры помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня.
Я стараюсь ежедневно гулять с детьми, практически в любую погоду.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются.
В прогулки включаю следующие оздоровительные мероприятия - подвижные и спортивные игры, занятия физической культурой, индивидуальную работу на развитие основных движений, в тёплое время года - игры с водой.
Зимой, безусловно, игры со снегом, постройка снежных фигур и крепостей. Эти занятия вызывают у детей бурный восторг.
Сезонные экскурсии также способствуют обеспечению потребности детей в пешей прогулке.
Подвижные игры организую, с учетом возраста детей, времени года, погодными условиями: «Веселые ребята», «Встречные перебежки», «Ловишки с лентами», «Мышеловка», «Солнышко и дождик» и т.д
Просматриваю с детьми мультфильмы «Мойдодыр», «Ох и Ах», «Девочка чумазая», с обсуждением содержания.
Работа с часто болеющими детьми предусматривает индивидуальный подход при проведении занятий физической культурой (а именно - уменьшается физическая нагрузка на ребенка). Классические оздоровительные техники провожу в игровой форме (это - релаксация, игровая дыхательная и пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, гимнастика для глаз), использую циклические движения для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, бег на ускорение), упражнения направленные на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки . Дети с радостью выполняют массаж рук «Строим дом», упражнение «Жучок на спинке», массаж спины «Прогулка в лес».
В целях повышения своей педагогической компетенции в вопросах приобщения детей к ЗОЖ я в 2023-2025 учебных годах работала по теме самообразования «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
С родителями проводила консультации: «Физическое воспитание ребенка в семье», буклет «Здоровый образ жизни», «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья», «Формирование для детей здорового образа жизни» и другие.
Я считаю, что разработанная в детском саду здоровьесберегающая модель позволяет качественно решать цель обеспечения гармоничного физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья посредством физкультурно-оздоровительных технологий.
- Динамические паузы помогают снять утомляемость детей во время занятий и после них ( дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз).
- Ритмическая гимнастика помогает укреплять физическое здоровье детей.
- Гимнастика после сна имеет большое значение для профилактики заболеваний. В нее включаются элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, игры для улучшения самочувствия детей.
- Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику рук.
- Сказкотерапия позволяет понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
- Музыкотерапия используется для снятиянапряжения и повышения эмоционального настроя.
- Релаксация помогает снять повышенное нервно- психическое напряжение, нормализовать эмоциональное состояние.
Результат: Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение,
В дальнейшем работа по формированию основ здорового образа жизни у детей, будет продолжена
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Издательство: Перспектива, 2014.
3. Власенко Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников М. ; 2011г.
4. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры / авт. – сост. М. Р. Югова. – Волгоград: Учитель, 2015.
5. Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. ; 2001 г.
6. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.
7. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...

Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ «Здоровьесберегающая технология - самомассаж»
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ«Здоровьесберегающая технология - самомассаж»...
