Из опыта работы по теме: "Приобщение детей к здоровому образу жизни".
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Здоровый образ жизни ребенка
Здоровье - одна из главных ценностей человека. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей - основная задача дошкольного образования, и тем самым физкультурно - оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 15» ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Из опыта работы
по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Подготовила
Воспитатель : Макашова.Е.А.
Еманжелинск 2025
Актуальность проблемы.
На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и он становится заложником различных недугов.
Как показывает статистика около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно, и продумано. О подходе к воспитанию здорового образа жизни мы поговорим в отдельной статье, а пока определимся, какими критериями определяется здоровый образ жизни ребенка.
Здоровье - одна из главных ценностей человека. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей - основная задача дошкольного образования, и тем самым физкультурно - оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности ДОУ.
Здоровый образ жизни ребенка: основные принципы.
В вопросе здорового образа жизни детей задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:
-создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, соответствующая мебель и т.п.);
-составление гармоничного режима труда и отдыха;
-воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.
Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.
Физкультурно-оздоровительная работа - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, рассчитанная на длительный срок.
Цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия.
К формам оздоровительной работы с дошкольниками относятся:
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные минутки, прогулка с подвижными играми, гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, закаливание, самомассаж, умывание прохладной водой, подвижные игры в группе, спортивный досуг и спортивное развлечение.
Теперь я расскажу о каждой форме оздоровительной работы с дошкольниками:
Утренняя гимнастика
Задачи:
- создать радостный эмоциональный настрой;
- разбудить организм ребенка для нормальной жизнедеятельности;
- развивать все группы мышц.
Гимнастика проводится мною ежедневно. Комплексы для утренней гимнастики я составляю из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях.
Один комплекс дети выполняют 2 недели.
Занятие физической культурой
Задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств.
В нашем детском саду физкультурными занятиями занимается инструктор по физической культуре.
Два раза в неделю в спортивном зале и один раз в неделю на улице.
Гимнастика пробуждения
Задачи:
- воспитывать положительно – эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна;
- закаливание организма;
- формирование правильной осанки;
- профилактика плоскостопия.
Гимнастику пробуждения я направляю на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Я начинаю проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. В гимнастику в постели включаю такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.
Исключаю резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Некоторые элементы гимнастики провожу около кроватей. Также дети у меня ходят по массажным дорожкам, способствующих массажу стопы.
Дыхательная гимнастика
Задачи:
- научить ребенка правильно использовать вдох, выдох;
- укреплять физиологическое дыхание у детей;
- развитие плавного, длительного выдоха.
Дыхательную гимнастику я использую в течение всего дня, а именно: в проведение утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в гимнастике после сна.
Гимнастика для глаз
Задачи:
- предупреждение утомления;
- укрепление глазных мышц;
- снятие напряжения.
В любое свободное время я провожу гимнастику для глаз, ежедневно по 3-5 минут , в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Очень нравится детям моей группы выполнять задания на поиск предметов и картинок в разных частях групповой комнаты. Во время её проведения необходимо обращать внимание, чтобы дети не уставали, поэтому в заключение гимнастики необходимы расслабляющие упражнения, можно также закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз. Зрительная гимнастика кроме профилактической пользы, имеет и обучающее значение: учит ориентироваться в пространстве, способствует обогащению словаря и развитию речи. Но самое главное достоинство гимнастики для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза для здоровья ребенка неоценима.
Целью нашей работы с детьми по здоровому образу жизни является:
1. Научить детей любить себя и свой организм, любить окружающих людей.
2. Знать, что от хороших и плохих поступков зависит их здоровье, здоровье окружающих.
3. Следить за своей речью, не произносить плохих слов.
За основу своей работы мы взяли разработанный нами блок занятий «Здоровые дети – здоровая нация» по программе «Будущее для всех», которая предусматривает выполнение следующих задач:
- охрана и укрепление здоровья;
- создание благоприятных санитарно – гигиенических условий;
- организация полноценного питания;
- систематически проводить утреннюю гимнастику;
- пребывание на свежем воздухе;
- проведение физкультурных упражнений в игровой форме и подвижных играх.
В своей работе также используем пособие Л. Ф. Тихомировой «Уроки здоровья», Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье», Картушиной М. Ю. «Быть здоровыми хотим».
При формировании здорового образа жизни у детей, учим их заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. В работе, с детьми мы стараемся формировать навыки личной гигиены: тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела, прививаем привычку полоскать рот питьевою водой после приема пищи.
Для развития гигиенических навыков используем дидактические и сюжетно – ролевые игры, такие как «Полезно - вредно», «Найди правильный ответ», «Можно или нельзя», упражнения - «Придумай сказку», «Найди лишнее», также знакомим детей с предметами личной гигиены через игры, что помогает повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой.
Во время умывания используем художественное слово.
Большое внимание в работе с детьми уделяем формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращаем внимание детей, на то что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, выясняя, для чего надеваем
носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, расширить словарный запас.
Большую работу по здоровому образу жизни проводимв разных видах деятельности: в играх, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях.
На занятии по теме: «Путешествие в страну Здоровье» - знакомим детей с видами спорта, здоровым питанием в игре: «Полезное - вредное».
Проводили беседы: «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.
«Чтобы кожа была здоровой» - где знакомили детей со строением кожи, учили бережно с нею обращаться, закрепляли правила ухода за кожей.
«Сон – лучшее лекарство» - формировали у детей представление о правильном режиме дня, закрепили знания о сне, сон- лучшее лекарство для человека.
В игре «Конструирование тела» - дети составляли тело с помощью отдельных деталей, называли части тела. Эта игра обобщает знания детей, о своем теле.
Беседуя с детьми, обращали внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Учили соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать лекарства и витамины без контроля со стороны взрослых. Все эти игры и беседы позволяют формировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Считаем, что в формировании здоровья детей
особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой.
Блок занятий
«Здоровые дети – здоровая нация» по программе «Островок Надежда».
п/п
Раздел.
Тема занятий
Цель
Практические занятия
Ожидаемые результаты
1.
«Забота о глазах»
Учить беречь орган зрения.
Рассматривание картинок, занятие.
Дать представление о бережном отношение к зрению.
2.
«Уход за зубами»
Воспитывать привычку следить за своими зубами.
Беседа, д/игра «Спрятанный сахар», занятие.
Научить детей правильно чистить зубы.
3.
«Слушай во все уши»
Дать знания о правилах ухода за ушами.
Д/игра «Угадай по звуку», «Угадай, где можно еще услышать такие звуки» занятие.
Формировать привычку соблюдать режим питания.
4.
«Как правильно питаться»
Формировать убеждение в необходимости полноценного, рационального питания.
Упражнения «Угадай-ка», «Придумай сказку», карточки с изображением, занятие.
Формировать привычку соблюдать режим питания.
5.
«Забота о коже».
Учить заботиться о коже.
Рассматривание иллюстраций, д/игра «Можно или нельзя», занятие.
Формировать элементарно – гигиенические навыки.
6.
Д/игра «Полезно – вредно». Презентация «Загадки – отгадки».
Видео «Виды спорта».
Занятие.
Воспитывать бережное отношение к своему телу, здоровью.
Под девизом «Быть здоровыми хотим!» в подготовительной группе прошла квест-игра «Страна Здоровья».
Задачи выполнены. Надеюсь, что полученные знания и умения, позволят детям успешно взаимодействовать с окружающей средой. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания (среда, жилище) безопасны для, жизни и здоровья. Поэтому, и родители, и воспитатели должны дать детям качественные знания, а также сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить детей жить с молодых лет в гармонии с собой и окружающим миром.
Здоровый образ жизни создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, ловкими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы: "Валеологическое просвещение и приобщение к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ"
В статье описан опыт работы по внедрению Программы валеологического просвещения и приобщения к ЗОЖ родителей воспитанников ДОУ....
Из опыта работы «Формирование у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни через музыкальную деятельность»
Доклад из опыта работы «Формирование у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни через музыкальную деятельность»...

Перспективный план работы по формированию представлений детей о здоровом образе жизни в подготовительной группе
Перспективный план работы основывается на "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, с учётом ФГТ и ФГОС. Цель работы: приобщение...

Перспективный план работы по формированию представлений детей о здоровом образе жизни в подготовительной группе
Перспективный план работы по формированию представлений детей о здоровом образе жизни в подготовительной группе...

Перспективный план работы по формированию представлений детей о здоровом образе жизни в подготовительной группе
Перспективный план работы по формированию представлений детей о здоровом образе жизни в подготовительной группе МесяцТемаЦельВиды и формы деятельности...

Сообщение из опыта работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни может быть эффективным при условии, если работу педагог целенаправленно проводит с воспитанниками и родителями, а также уделяет особое вни...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «РОМАШКА» на 2021-2022 уч.г.
Приобщение детей к ценностям ЗОЖ. Систематизировать представления о здоровом образе жизни, о том, как заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью...

