Картотека игр по валеологии
картотека
Дидактическая игра «Составь меню» Цель: Расширять словарь детей по теме «Продукты питания. Правильное питание». Учить правильно называть приемы пищи: завтрак, обед, ужин; названия основных блюд, их состав (каша, суп, салат, компот, морс, напиток и т.п.). Учить образовывать относительные прилагательные – каша из риса - рисовая, суп из гороха - гороховый, морс из клюквы - клюквенный и т.д. Правила и варианты игры: 1 вариант. Воспитатель озвучивает детям сегодняшнее меню на завтрак (обед, полдник, ужин). Ребенок выбирает из набора предложенных картинок изображения готовых названных блюд. Все картинки, которые подходят, по мнению ребенка, прикрепляются на планшет и называются. Во время выполнения своих действий ребенок обязательно рассказывает, что он делает, зачем, что из чего состоит. Набранное меню используют как зрительная опора для детей в группе или как информация для родителей в раздевальной комнате. 2 вариант. На столе лежат картинки с изображением продуктов и напитков, и планшет «Меню» с названиями: завтрак, 2-ой завтрак, обед, ужин. Ребёнку или подгруппе детей предлагается составить меню на завтрак, (обед или ужин) из блюд, продуктов и напитков, прикрепить картинки на планшет и назвать их. Например: Завтрак - каша гречневая, булка с маслом, какао. Обед - суп рассольник, картофельное пюре, рыбное суфле, хлеб, яблочный компот…
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №175»
Картотека дидактических игр по валеологии
Подготовил:
воспитатель Мезенцева Т.М.
Г. Оренбург, 2025г.
Раздел «Правильное питание»
Хороводная игра «Огородник»
Цель: Формировать представление у детей о здоровом образе жизни, о пользе фруктов и овощей.
Ход игры: Дети идут по кругу хороводом и поют. На головах шапочки овощей и фруктов. За кругом "огородник" ходит противоходом.
Дети: "Во саду ли, в огороде много фруктов, овощей,
Много фруктов, овощей для компота и для щей!"
С остановкой музыки:
Огородник: Тук-тук (топает 2 раза ногой)
Дети: Кто там?
Огородник: Это я, огородник!
Дети: Зачем пришел?
Огородник: за ..... (капустой)
Дети (дружно): Ты, капуста, не зевай, поскорее убегай!1-2-3- Беги!
Огородник и Капуста под музыку бежит за кругом в разные стороны; если ребенок-овощ, оббежал круг и встал на свое место - огородник проиграл. Если догнал - меняются шапочками.
Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»
Цель: Формировать представление у детей о здоровом образе жизни. Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте. Развивать игровую деятельность детей.
Ход игры: Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Молоко мы нальем, до кипенья доведем.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Каша преет «пых - пых - пых»
Для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим,
И гостей всех угостим.
Каша вышла-то у нас -
Просто класс!
Воспитатель: А что мы с вами забыли положить в кашу?
Дети: Масло.
Воспитатель: А есть такая пословица: «Кашу маслом не испортишь» Как вы ее понимаете?
Дети: С маслом вкуснее.
Воспитатель: А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее? Дети: Фрукты, орехи, ягоды.
Воспитатель: Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.
В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!
Воспитатель: Так чем же каша полезна? Почему ее надо есть?
А в народе говорят «Хороша каша да мала чаша» Как вы понимаете?
А о каких людях говорят «он каши не ел»?
Дети: О слабых.
Воспитатель: В старину существовал обычай - в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
Дидактическая игра «Составь меню» Цель: Расширять словарь детей по теме «Продукты питания. Правильное питание». Учить правильно называть приемы пищи: завтрак, обед, ужин; названия основных блюд, их состав (каша, суп, салат, компот, морс, напиток и т.п.). Учить образовывать относительные прилагательные – каша из риса - рисовая, суп из гороха - гороховый, морс из клюквы - клюквенный и т.д. Правила и варианты игры: 1 вариант. Воспитатель озвучивает детям сегодняшнее меню на завтрак (обед, полдник, ужин). Ребенок выбирает из набора предложенных картинок изображения готовых названных блюд. Все картинки, которые подходят, по мнению ребенка, прикрепляются на планшет и называются. Во время выполнения своих действий ребенок обязательно рассказывает, что он делает, зачем, что из чего состоит. Набранное меню используют как зрительная опора для детей в группе или как информация для родителей в раздевальной комнате. 2 вариант. На столе лежат картинки с изображением продуктов и напитков, и планшет «Меню» с названиями: завтрак, 2-ой завтрак, обед, ужин. Ребёнку или подгруппе детей предлагается составить меню на завтрак, (обед или ужин) из блюд, продуктов и напитков, прикрепить картинки на планшет и назвать их. Например: Завтрак - каша гречневая, булка с маслом, какао. Обед - суп рассольник, картофельное пюре, рыбное суфле, хлеб, яблочный компот… 3 вариант. Используем планшет меню и картинки с изображением продуктов и блюд в сюжетно-ролевой игре «Кафе», «Столовая» и т.д. Ребёнок «официант» предлагает посетителям кафе меню, рассказывает. называя блюда и отвечает на вопросы «посетителей» о составе блюд.
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» Цель: ознакомление детей с полезными и вредными продуктами питания, витаминами, их значением для здоровья человека. Задачи: формировать представления о разнообразии продуктов, их пользе для здоровья человека и входящих в их состав витаминах; развивать внимание, зрительный и слуховой аппарат; воспитывать бережное отношению к своему здоровью. Ход игры: детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Задача детей разложить картинки продуктов на полезные и вредные. В конце игры воспитатель вместе с детьми проверяет правильность разложения продуктов питания. Если ребенок допустил ошибку, то следует рассмотреть по какой причине была допущена ошибка. Предупредить детей быть внимательными, потому как эта ошибка может навредить здоровью.
Дидактическая игра «Где живут витамины» Цель: Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах. Правила игры: 1 вариант. Детям предлагается разложить продукты питания на группы в соответствии с витаминами которые в них содержатся, затем собрать пазлы. Играют несколько команд, каждая команда собирает свои пазлы. Выигрывает та команда, которая соберет пазлы быстрее всех. В конце игры воспитатель рассказывает о пользе продуктов. 2 вариант. Предложить детям разложить карточки с изображением продуктов питания в вагончики паровозика в соответствии с витаминами, которые в них содержатся.
Дидактическая игра «Полезные продукты для организма» Цель: Познакомить ребенка с понятием «полезные продукты для организма человека». Развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь. 1 вариант. Детям предлагается разложить продукты питания полезные для волос, глаз, сердца, мозга, крови и скелета на группы. Играют несколько команд, каждой команде необходимо правильно разложить картинки. Выигрывает та команда, которая соберет лото быстрее всех. В конце игры воспитатель рассказывает о пользе продуктов. 2 вариант. Предложить детям разложить карточки с изображением продуктов питания в вагончики паровозика в соответствии с их пользой для волос, глаз, сердца, мозга, крови и скелета.
Дидактическая игра «Пирамида питания» Цель: систематизация и обобщение знаний о безопасном и здоровом питании. Задачи: Формирование здорового образа жизни; Закрепить у детей знания о законах здорового питания. Убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания. Учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания. Воспитывать негативное отношение к вредным для организма продуктам питания.
Дидактическая игра «Овощи» разрезные картинки Цель: Познакомить детей с разнообразием овощей; учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь. Ход игры: Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением овощей. Воспитатель предлагает детям сложить картинку из нескольких частей так. чтобы получился овощ. Затем дети называют овощ, который у них изображён.
Раздел «Личная гигиена»
Дидактическая игра «Что ты можешь о них сказать?» Цель: Познакомиться с предметами гигиены и их использованием. Ход игры: Детям предлагается брошюра с картинками предметы личной гигиены и их использованием. Сначала дети рассказывают о предметах личной гигиены, затем ищут картинку с их использованием.
Дидактическая игра «С какими предметами личной гигиены не стоит делиться даже с лучшим другом. Найди лишнее» Цель: Раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить детей с основными правилами личной гигиены, объяснить, что соблюдение их – важное средство сохранения здоровья человека, формировать гигиенические навыки и умения, воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни.
Раздел «Безопасность»
Дидактическая игра «Как избежать неприятностей?» Цель: формировать знания об окружающем мире, развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках. Ход игры: 1 вариант. Воспитатель зачитывает стих, а дети ищут у себя нужную картинку и объясняют как выйти из опасной ситуации или не попасть в нее. Правильный ответ вознаграждается карточкой со стихом. 2 вариант. Стихи и карточки раздаются поровну. Ребята по очереди читают стихи. Тот, у кого находится соответствующая картинка, закрывает ее стихом. Победитель закроет все картинки. 3 вариант. Дети объясняют показанную картинку. Кто сделает это лучше других - забирает карточку себе.
Дидактическая игра «Съедобные, не съедобные грибы» Цель: Познакомить детей с основными видами грибов, с помощью игры учить описывать грибы (цвет, внешний вид)находить их по описанию. Воспитывать любознательность, формировать желание участвовать в игре. Ход игры: На полянке у нас много грибов, вы должны собрать в корзинку только съедобные грибы, а ядовитые оставить на полянке.
Раздел «Эмоциональное здоровье»
Дидактическая игра «Собери портрет настроения» Цель:Формировать умение определять эмоциональное состояние по выражению лица человека. Систематизировать знания детей о составных частях лица, их местонахождении. Ход игры: Играя в паре: 1 вариант. Один ребёнок составляет из частей: носа, губ, волос портрет, другой ребёнок угадывает какое настроение у портрета. 2 вариант.Так же возможен вариант, когда один ребёнок изображает настроение на своём лице, а второй угадывает и создаёт портрет этого настроения. 3 вариант.Напарники в игре могут находить ошибки друг друга при составлении портрета, например чего не хватает в портрете или, что лишнее.
Дидактическая игра «Подбери эмоции» Цель: Развить представление о понятиях чувства и эмоции; развивать внимание, память, мышление. Упражнять детей в правильном подборе слов существительных и прилагательных; воспитывать умение работать в коллективе, умение правильно объяснить свой выбор. Ход игры: 1 вариант. «Посмотри на картинку и расскажи, что делает человечек». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, на которой воспитатель уже подобрал эмоцию, и рассказать, что это за эмоция, почему он так решил, делая упор на мимику лица. Так игра повторяется, пока ребенок не изучит все эмоции на картинках. 2 вариант: «Повтори эмоцию». Воспитатель показывает картинку и предлагает детям повторить, что делает человечек на картинке. Игру можно усложнить, разделив детей на команды : одни показывают эмоцию, другие отгадывают и показывают правильную картинку. 3 вариант: «Кому, что попадется». Карточки переворачиваются картинками вниз, дети по очереди вытягивают карточку и показывают ее другим детям, остальным нужно повторить или назвать эмоцию.
Раздел «Здоровье»
Дидактическая игра «Полезно, не полезно для зубов» Цель: Ознакомление детей с полезными и вредными продуктами питания, их значением для здоровья зубов человека. Ход игры: Воспитатель предлагает разложить полезные продукты на здоровый и довольный зуб, а вредные на грустный и больной зуб.
Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз» Цель: Формирование у детей представлений об органе зрения - глаза. Формировать представление о необходимости бережного отношения к своим глазам Ход игры: Воспитатель демонстрирует картинки. Если изображение на картинке вредно для глаз, ребята показывают красный цвет семафора, а если полезно, то зелёный цвет.
Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров. Береги себя» Цель: Уточнять и расширять представления детей о том, какое поведение опасно, соблюдать меры предосторожности. Задание:
Дидактическая игра «Специальности врачей. Что лишнее» Цель: Формирование у детей представлений о профессии врач и специализациях профессии. Задачи: Закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача; ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии; закреплять знания детей о врачах различных специализаций; развивать познавательную активность, внимание, память, мышление;
вызвать интерес к специальности врач, воспитывать уважение к труду медицинских работников ,культуру общения.
Раздел «Тело человека»
Дидактическое пособие «Строение человека. Что у нас внутри?» Цель: познакомить детей с внутренними органами человека. Закреплять знания о строении человека, о функциях внутренних органов. Развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности. Стимулировать интерес детей к познанию. Развивать мышление, память, внимание, способность к самоконтролю. Подвести детей к пониманию необходимости заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни. Данное дидактическое пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности с детьми по ознакомлению со строением человека. Например: воспитатель задает вопросы - Где находятся легкие? - Где находится сердце? - Какие функции они выполняют? и т. д. Дети отвечают на вопросы, рассказывая какие функции, выполняют внутренние органы в организме и крепят их на места. Применение пособия возможно в различных областях. В области «Здоровье» дети узнают о вреде вредных привычек для человека, о необходимости здорового образа жизни. В области «Познание» узнают о строении человека, самостоятельно смогут провести исследовательские действия. В областях «Социализация» и «Коммуникация» учатся объяснять свои действия и доказывать правильность суждений. Так же дети могут использовать его в самостоятельной деятельности, что способствует развитию их исследовательских способностей.
Дидактическое пособие «Строение человека. Скелет» Цель: Познакомить детей с особенностями строения скелета человека. Узнать расположение основных отделов скелета человека, уметь узнавать кости на рисунках; развивать память, внимание.
Раздел «Спорт»
Дидактическая игра «Угадай вид спорта!» Цель: познакомить детей с видами спорта; спортивным инвентарем; формировать интерес у детей к физической культуре и спорту. Задачи: - знакомить детей с разными видами спорта; - формировать знания в области физической культуры и спорта; - обогатить и систематизировать знания детей о видах спорта; - формировать потребность в здоровом образе жизни.
Дидактическая игра «Снаряди спортсмена».
Цель: учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.
Дидактическая игра «Виды спорта летние и зимние»
Цель: Закреплять знания детей о зимних и летних видах спорта.
2 команды. Первая группа выбирает среди карточек зимние виды спорта, другая - летние виды спорта, и называют
Дидактическая игра «Олимпийские виды спорта»
Цель: Формировать знания детей о спорте, развивать внимание, речь,память, сообразительность
Правила игры:
Дети берут по одному игровому поле, ведущий все карточки с олимпийскими видами спорта. Ведущий перемешивает карточки и зачитывает по очереди описания спорта. Ребенок, узнавший вид спорта и нашедший его у себя поднимает руку. Выигрывает ребенок быстрее всех закрывший свое поле.
Дидактическая игра «Олимпийские виды спорта»
Цель: Формировать знания детей о спорте, спортсменах и спортивном инвентаре.
По сигналу (свисток) дети подбирают к картинке с изображением вида спорта необходимые предметы, и называют вид спорта, спортивный инвентарь, спортсменов.
Дидактическая игра «Спорт и спортсмены»
Цель: Закреплять знания детей о спорте, спортсменах.
Из трёх картинок-спорт нужно выбрать соответствующую спортсмену.
Дидактическая игра « Зимние и летние виды спорта»
Цель: Закреплять знания детей о спорте.
На столе пять картинок одна из них лишняя, нужно её найти.
Дидактическая игра «Спортинвентарь»
Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь для зимних и летних видов спорта; развивать внимание, память. Материал: Игровые карты с изображением спортивного инвентаря (4 вида инвентаря на одной карте) и к ним карточки.
Правила: играют 1-4 человека. Каждый игрок берет 1 игровую карту, на которой изображен различный спортивный инвентарь. Водящий достает из стопки карту с изображением какого-либо инвентаря, называет его и показывает игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такая же картинка, закрывает её этой картой. Выигрывает игрок, который быстрее закроет свою игровую карту. Закрывший всю карту должен назвать весь инвентарь и сказать к зимнему, или летнем спорту он относится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов по валеологии.
Этот материал поможет пелагогу в работе по формированию основ валеологической культуры у детей дошкльного возраста....
Картотека игр по валеологии
Проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных, при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить исполь...

Картотека занятий по валеологии
Конспекты по валеологии обширны. Детей знакомим с внешним строеним тела человека. Различие человека и куклы. Уточняем представление детей о назначении отдельных органов. Учим детей следить за своим зд...

Картотека игр ПО ВАЛЕОЛОГИИ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЕ ЛИЦО»Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую мото...



