Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
методическая разработка

Кузьмина Юлия Александровна

Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей, а также познакомить с новыми формами работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Применение оздоровительных технологий в образовательном процессе.

 

    Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

   Задачи:

1. Познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.

2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

 

Ход мастер-класса:

Приглашаем поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

Здоровье физическое.

Здоровье психическое.

Здоровье социальное.

Здоровье нравственное.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

      Улучшение памяти, внимания, мышления;

      Повышение способности к произвольному контролю;

      Улучшение общего эмоционального состояния;

      Повышается работоспособность, уверенность в себе;

      Стимулируются двигательные функции;

      Снижает утомляемость;

      Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

      Стимулируется речевая функция.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

Технологии сохранения и стимулирования здоровьядинамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие

Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, ритмика, проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,

Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия).

Воспитатель: Предлагаю встать в круг! Настроиться на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Самомассаж

«Путешествие по телу»

-А теперь я предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику, я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте! Таким образом мы сделаем самомассаж.

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

 (педагоги садятся на свои места)

- В своей работе с детьми необходимо использовать элементы точечного массажаУчёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

«Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки    

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                        

(несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.      

Мочки надо пощипать:        

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…      

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём  

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) 

И к макушкам вновь придём.

- Следующий вид здоровьесберегающих технологий - Гимнастика для глаз,  проводится  в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз.

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.

   

          - Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут, 

За собою нас ведут.

И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 

2- взмах руками назад «так» (выдох) 

«Душистый цветок»

Поднести к носу цветок и сделать глубокий вдох носом, а выдох -  ртом.

Одновременно на выдохе произнести фразу «Ааах».

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Предварительно надо проследить, чтобы дети сделали процедуру очищения носовой полости.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

- На занятиях с детьми мы проводим физкультминутки, сейчас она будет и для вас, коллеги.

Физкультминутка 

Раз, два, три, четыре, пять! (шагаем на месте)

Все умеем мы считать (хлопаем в ладоши)

Отдыхать  умеем тоже (прыжки на месте)

Руки за спину положим  (руки за спину)

Голову поднимем выше (подняли голову)

И легко-легко подышим ( глубокий вдох – выдох)

- А сейчас  ещё одним метод кинезиология.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

 Упражнение с педагогами:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Упражнение «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх.Нам нужно одновременно менять позицию рук. По мере усвоения – движения ускорять.

А теперь попробуем со словами:

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

- Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия (хождение по корригирующим дорожкам), воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Дружные ребята

Мы, все дружненько проснулись

Улыбнулись, потянулись

(движения соответсвующие с текстом)

Подышали ловко (дышат носом)

Погудели громко (у-у –у)

Поднимайте плечики,

Как в траве кузнечики.

 - А теперь давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек».

Достаньте из мешочка предмет и ответьте:

«Какой вид оздоровления он отражает»

1) подушечка с травой – фитотерапия

2) диск – музыкотерапия

3) апельсин – ароматерапия

4) мыльные пузыри - игры на дыхание

5) перчатка – пальчиковая гимнастика

6) цветок – цветотерапия.

   7)  крупа (развитие мелкой моторики рук )

    8) травяной сбор (фитотерапия)

   9)   перчатка (пальчиковая гимнастика)

10)       колокольчик (звуковая гимнастика)

 

     

 Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в  итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

       Я предлагаю вам упражнение «Сундучок здоровья»

Участникам предлагается вытянуть из сундучка здоровья пожелание и прочитать его.

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условия ФГОС.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение важнейшие условия организации педагогического процесса....

Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в старшей-подготовительной группе. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Технологии сохранения и стимулирования здоровья    Технологии здоровому образу жизни  Коррекционные технологии...

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста»

Древняя восточная мудрость гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось»....

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»....

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и ос...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Из опыта работы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в детском саду...