Система оздоровительной работы в дошкольном учреждении
методическая разработка

Захаркина Любовь Викторовна

Формирование здорового образа жизни у дошкольников имеет огромное значение в формировании психического и физического здоровья детей.

 В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие,формируются основные движения,осанка,необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические навыки, вырабатываются черты характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

наименование учреждения

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

"Система оздоровительной работы в дошкольном учреждении"

                                                                                      Подготовила:

г.

Содержание

Введение ......................................................................................

с. 3

1.

Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях......................................

с. 4-7

2

Взаимодействие с родителями по формированию физически и психически здорового ребёнка.................

с.7-9

2.1

Формы работы с родителями с целью эффективного оздоровления детей ….....................................................

с.9-10

2.2

Рекомендации для родителей по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста в домашних условиях…………………………………….

с. 10-11

Заключение...................................................................................

с.12

Список литературы......................................................................

с.13

Введение

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Решающую роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье.



  1. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях

Здоровье - это состояние любого живого организма, при котором он в целом все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Таким образом, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Среди значимых для человека ценностей занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Мы знаем, что именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможно развитие здорового ребенка.

Здоровье детей напрямую зависит от образа жизни семьи. Родители являются первыми педагогами и своим личным примером они формируют культуру здоровья у своих детей. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Основной задачей оздоровительной работы с детьми  является воспитание физически и психически здоровой личности:

- Укрепление физического здоровья детей, формирование у них уверенной красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоровления;

- Формирования у детей положительных эмоций.

Для достижения этих целей используется:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Релаксации
  • Хромотерапия
  • Музыкотерапия
  • Кинезиологическкая гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Различные виды массажей, тренинги.

Рост числа заболеваний органов дыхания, пищеварения, зрения, нервной и сердечно-сосудистой систем среди детей связан с экологическими, социальными и наследственными факторами.

Решение проблемы снижения общей   заболеваемости   возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.

Главная задача дошкольного  учреждения  и родителей -  выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов  риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию. Снижению риска развития хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей (отказ от курения и алкоголя, употребление здоровой пищи, обогащенной витаминами, увеличение физической активности, общение с природой). Индивидуальные отклонения в здоровье и физическом развитии так многочисленны, что переход из состояния, которое еще является нормой, в состояние патологии часто бывает незаметным.

Успеху мероприятий по укреплению и профилактике заболеваний способствует участие в этой работе родителей, детей и нас, сотрудников дошкольных учреждений, неформальное взаимодействие взрослых и детей.

Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного учреждения базируется на нескольких основных принципах:

• повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья;

•  выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;

• учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания, влияющих на здоровье детей;

•  организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;

•   санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, витаминами, соками, коктейлями из овощей, ягод и фруктов,  фито-чаи;

•  использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания,    физического    воспитания, формирование навыков здорового образа жизни);

•  профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика);

• организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.

  1. Взаимодействие с родителями по формированию физически и психически здорового ребёнка

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Задача педагога состоит в том, чтобы достичь с родителями доверительных, партнерских отношений, для того чтобы объединить усилия во благо наших детей.

Но особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.

Задачи работы с родителями:

- повышение педагогической культуры родителей.

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

 - установка на совместную работу с целью решения всех психолого - педагогических проблем развития ребёнка.

 - вооружение родителей основами психолого - педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

 - валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

- включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться положительных результатов в оздоровлении, воспитании и обучении детей, подготовки их к школе.

Опираясь, на все вышесказанное, работа педагогического коллектива ДОУ должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей по вопросам развития ребенка, формирования здорового образа жизни. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам.

В соответствии с ФГОС для более эффективного решения образовательных задач определила интеграцию областей:

- «Познавательное развитие» - расширение у детей кругозора в части представления о здоровье и ЗОЖ;

- «Социально - коммуникативное развитие» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в т. ч. здоровья;

- «Речевое развитие» - использование чтения художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Физическое развитие»;

- «Художественно - эстетическое развитие» - развитие навыков здорового образа жизни через музыкально-художественную деятельность.

- В рамках образовательной области «Физическое развитие» проводили целенаправленную систематическую работу с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни.

Для осуществления работы определили следующие направления:

- привитие культурно - гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела;

- формирование представлений о том, что полезно, а что вредно для организма;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

2.1 Формы работы с родителями с целью эффективного оздоровления детей

Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии, и одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Система тесного сотрудничества с семьей по ФГОС ДО является острой необходимостью. Поэтому необходимы современные и эффективные способы реализации данной задачи. Планируя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, мы используем в детском саду следующие формы работы:

- Наглядные уголки для родителей, папки-передвижки;

- Консультации специалистов, анкетировании;

- Проведение родительских собраний;

- Круглые столы с привлечением специалистов детского сада;

- Организация совместных дел;

- Беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам

- Изготовление коллажей «Как я провел лето», «Пап а, мама, я – спортивная семья», «Мой друг- мяч», «Мое спортивное лето»;

- Дни открытых дверей;

- Досуги, недели здоровья, спартакиады, сдача норм ГТО.

- Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.

Методы, используемые педагогами в работе:

  • анкета для родителей;
  • беседы с родителями;
  • беседы с ребёнком;
  • наблюдение за ребёнком;
  • изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми; посещение семьи ребёнка.

Использование в режиме дня отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей:

1. Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья»; в летний период принятие воздушно-солнечных ванн и обливание водой; максимальное пребывание детей на свежем воздухе);

2. Занятия по физическому развитию в зале;

3. Подвижные игры разной степени подвижности в течение дня. Динамические паузы: ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка.

4. Образовательное направление по формированию представлений о здоровом образе жизни, воспитание КГН, упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед.

2.2 Рекомендации для родителей по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста в домашних условиях

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда совершенствуются все системы его организма.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) особенно важен в этом отношении. Это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Именно в этот период у детей  формируются основные двигательные навыки, осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность.

Основные правила закаливания.

1. Приступить к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание нужно проводить систематически.

3. Основной принцип - постепенность.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Закаливающие процедуры надо проводить комплексно, сочетая общие (например, обливание) и местные (например, ножные ванны) воздействия.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Разумное воспитание немыслимо без закаливания. Закаленные дети меньше болеют, у них лучше аппетит, крепче сон, гармоничнее развитие. И детский сад, а потом занятия в школе он не пропускает, и мама "не сидит" на больничных!

Ориентировочная схема распределения закаливающих процедур в режиме дня дошкольника.

1. Зарядка. Упражнения выполняются в трусиках, босиком.

2. Умывание до пояса, температура воды 16-14градусов.

3. Полоскание горла.

4. После сна - контрастные ножные ванны.

5. Вечером - гигиеническая ванна с последующим обливанием.

В летнее время к этому добавляются световоздушные или солнечные ванны (от 5 до 15 минут, ванны с последующим душем или обливанием, купание в открытом водоеме от 3 до 7 минут). Приучайте ребенка ходить босиком. Это способствует профилактике плоскостопия.

Заключение

Таким образом, формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны, поскольку данные гигиены и охраны здоровья детей и подростков говорят о повышении количества детей с отклонениями в здоровье. В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала оздоровительная работа, цель которой сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения здоровья.

В дошкольных учреждениях выстраивается система оздоровительной работы, включающая в себя укрепление материально - технической базы ДОУ, работу с детьми,  с педагогами и с родителями.

Дошкольный возраст -это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Поэтому очень важно, чтобы оздоровительную работу проводили не только педагоги ДОУ, но и родители. Только при тесном взаимодействии ДОУ и семьи можно добиться значительных успехов в укреплении здоровья подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/145/6835/
  2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ zdorovyy-obraz-zhizni/2019/04/09/iz-opyta-raboty-organizatsiya-raboty-s-roditelyami-po
  3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ zdorovyy-obraz-zhizni/2013/10/27/metody-ozdorovleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta 
  4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ zdorovyy-obraz-zhizni/2017/10/28/metodiki-ozdorovitelnoy-raboty-s-doshkolnikami

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей «СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

"система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учреждении"...

Презентация «Пути реализации системы экологической работы в дошкольном учреждении»

«Мир окружающий ребенка – это преждевсего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В.А. Сухомлинский....

Система экологической работы в дошкольном учреждении

quot;Мир окружающий ребенка-это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума" В.А. Сухомлинский....

Методическая разработка "Система оздоровительной работы в дошкольном учреждении"

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным ...

«Пути реализации системы экологической работы в дошкольном учреждении»

Выступила с докладом на Республиканском семинаре - практикуме "Система работы по экологическому воспитанию дошкольников в соответсвии с ФОП ДО и ФГОС ДО" г. Бирск....

«СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Консультация для родителей:«СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»        В семье растет ребенок ... Родители хотят видеть его здоро...