Презентация Здоровый образ жизни"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аблицова Татьяна Николаевна

Некоторые нормативные документы, которые составляют основу для работы по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ):

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровый образ жизни Подготовила: воспитатель Аблицова Т.Н. высшая кв. категория Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №175»

Слайд 2

Некоторые нормативные документы, которые составляют основу для работы по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ): Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . В нём подчёркивается, что дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья детей. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» . В нём говорится о приоритете охраны здоровья детей и о том, что государство признает охрану здоровья как одно из важнейших условий физического и психического развития детей. Конституция РФ . В ней прописано право на здоровье и медицинскую помощь, а также фиксируются программы охраны и укрепления здоровья населения. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» . Документ утверждён Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 и будет действовать до 1 января 2027 года. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания» . Документ утверждён постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 №32. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» . Документ утверждён Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 и будет действовать до 1 марта 2027 года.

Слайд 3

Как научить ребёнка соблюдать режим дня? Научить ребёнка соблюдать режим дня можно, постепенно вводя распорядок, прививая полезные привычки и мотивируя ребёнка. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка — время, когда он легче засыпает, предпочтения в еде, хобби. Составление распорядка Учитывать время пробуждения и отхода ко сну. Оптимальная длительность сна зависит от возраста ребёнка. Расписать расписание занятий и секций. Это поможет планировать выполнение домашних заданий, подготовку к соревнованиям и конкурсам. Указать режим питания. Расписание помогает сформировать здоровые пищевые привычки. Добавить время на прогулки и спортивные игры. Физическая активность помогает снять стресс после учёбы. Разрешить ребёнку принять участие в составлении расписания. Например, спросить, в какое время ему удобно гулять, какие кружки он хочет посещать. Важно не давить на ребёнка, а постепенно «погружать» его в жизнь по режиму. Резкая смена распорядка — стресс.

Слайд 4

2. Как научить ребёнка соблюдать правила гигиены? Научить ребёнка соблюдать правила гигиены (мыть руки, чистить зубы, ухаживать за телом) можно, объяснив важность процедур и демонстрируя личный пример. Руки Объяснить, зачем мыть руки. Например, показать, что в течение дня ребёнок берёт руками разные предметы (игрушки, карандаши, книги), и на них есть невидимая грязь, которая остаётся на ладошках и пальцах. Если перед едой не помыть руки, микробы с рук могут попасть в рот. Демонстрировать личный пример — мыть руки вместе с ребёнком, показывать, как правильно совершать процедуры. Использовать игровые формы — например, придумать игры или сочинить песенки для мытья рук. Напоминать о необходимости мыть руки — давать дружелюбные подсказки, например: «Ты играл с нашим хвостатым Митенькой — теперь помой ручки». Зубы Объяснить, для чего чистить зубы. Не просто заставить ребёнка сделать это, а привести аргументы: сказать, что это нужно для здоровья зубов и что если не чистить их, может развиться кариес. Использовать игрушки — практиковаться на куклах или крупных игрушках, чтобы ребёнок мог на них продемонстрировать, как нужно чистить зубы. Поддерживать интерес к уходу за зубами с помощью забавных и поучительных историй — рассказать сказки про Зубную Фею, «мышку с зубиком» и других персонажей. Тело Объяснить, что важно умываться — каждое утро и вечер. Во время умывания не забывать мыть лицо, шею и уши. Объяснить, что нужно принимать ванну — два раза в день — утром и вечером перед сном. Если ребёнок ещё не принимает душ самостоятельно, вместе научиться тщательно мыться с помощью мочалки и ароматного геля для душа. Объяснить, что носки и нижнее бельё нужно менять каждый день — редкое мытьё ног и ношение грязных носков способствуют появлению опрелостей. Интим Объяснить, что нужно подмывать — в младенческом возрасте — после каждого пеленания или смены подгузников, после двух лет — достаточно только двух подмываний в день: утром и вечером. Показать правильный процесс подмывания на игрушке — это поможет научить ребёнка соблюдать гигиену самостоятельно. Объяснить, что нужно аккуратно отодвигать крайнюю плоть, омывать головку водой и возвращать кожицу на место — это поможет научить ребёнка во время мытья. Важно не заставлять ребёнка — принуждение может вызвать длительный протест.

Слайд 5

3. В чем польза и вред природных факторов для здоровья ребёнка? Природные факторы (свежий воздух, солнце, вода) могут быть полезны для здоровья ребёнка, но неправильное использование или загрязнение среды может нанести вред. Важно учитывать, что влияние природных факторов зависит от соблюдения правил и ответственного отношения к общению с природой. Польза Пребывание на свежем воздухе. Вдыхаемый воздух пополняет организм необходимыми веществами (кислород, аэроионы, фитонциды). Под воздействием свежего воздуха происходят физиологические изменения: учащение и углубление дыхания, активизация обмена веществ, стабилизация работы сердца. nsportal.ru Солнце. Активирует синтез витамина D, который укрепляет иммунитет. Также солнечные лучи помогают ссадинам заживать быстрее за счёт антисептического действия. Водные процедуры. Способствуют закаливанию организма, повышают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Например, купание в открытых водоёмах укрепляет мышцы, делает ребёнка более выносливым. Вред Загрязнённый воздух. Сажа, пыль и другие мелкие частицы вызывают спазм бронхов и сильный кашель, раздражают слизистую оболочку носа и могут спровоцировать аллергический насморк. Неправильное использование солнца. Детям младшего возраста не рекомендуется находиться под прямыми солнечными лучами — лучше отдавать предпочтение рассеянному солнечному свету (например, больше бывать в тени деревьев). При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть нежелательные реакции — от слабости и недомогания до солнечного удара. Несоблюдение правил безопасности при общении с природой. Например, нельзя брать в руки незнакомые растения, так как некоторые из них могут быть ядовитыми. Также не рекомендуется срывать и брать в рот незнакомые ягоды — необходимо посоветоваться со взрослыми, можно ли их употреблять в пищу.

Слайд 6

4.Как организовать физическую активность ребёнка в семье? Организовать физическую активность ребёнка в семье можно через прогулки на свежем воздухе, игры, упражнения дома или занятия в секциях. Важно учитывать возраст, физические особенности и темперамент ребёнка, а также создавать условия для регулярных занятий. Совет: подавать пример — дети копируют поведение взрослых. Если родители активны, ребёнок с большей вероятностью полюбит спорт. Прогулки на свежем воздухе Выбрать маршруты разной сложности в зависимости от возраста и физической подготовки членов семьи. Можно организовать семейные велопоходы , исследуя новые места. Превратить прогулку в квест — например, «Найди 5 шишек», «Услышь 3 разных звука». Устраивать мини-походы по выходным — с рюкзачком, бутербродами и рассказами у костра. Игры Организовать игры, которые требуют активности и движения: мяч, фрисби, бадминтон, прятки. Такие игры развивают координацию и выносливость. Создать импровизированное футбольное поле или баскетбольную площадку в гостиной, использовать подушки или мягкие игрушки вместо мячей. Построить полосу препятствий из подушек, стульев и других предметов мебели, задача — пройти её как можно быстрее, не задевая преграды. Упражнения дома Организовать простую гимнастику для маленьких детей — показать, как делать «велосипед», «лодочку» или «кошечку». Использовать развивающие коврики с упражнениями или играми с числами и буквами — медленно пройтись по коврику, выполняя упражнения, указанные на нём. Превращать физическую активность в игру — например, использовать музыку, детские песенки и стихотворения. Занятия в секциях Выбрать вид спорта, который нравится ребёнку. Можно рассмотреть игровые виды спорта — теннис, бадминтон, волейбол, футбол. Добавить в совместные тренировки игровые элементы — мини-эстафеты, выполнение упражнений наперегонки, тренировка с игрушками. Поощрять за достижения — обращать внимание даже на самые маленькие спортивные победы. Важно: не заставлять ребёнка и не принуждать к занятиям — важно ненавязчиво помогать и поощрять.

Слайд 7

5. Как формировать полезные привычки ребёнка? Формировать полезные привычки у ребёнка можно через личный пример родителей, объяснение пользы, использование игр и поощрение. Важно, чтобы привычки стали частью повседневной рутины, стали автоматическими действиями. Пример Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Если родители сами ведут здоровый образ жизни, читают книги и придерживаются распорядка дня, это станет для детей естественной нормой поведения. Некоторые рекомендации: Показывать своё поведение: регулярно заниматься спортом, читать книги, правильно питаться. Объяснять свои действия: рассказать ребёнку, почему родители делают те или иные вещи, и какие преимущества это приносит. Подавать пример в сложных ситуациях: например, если родители заболели, показать ребёнку важность своевременного обращения к врачу и выполнения всех рекомендаций. Объяснение Ребёнку будет легче принять новую привычку, если он понимает, зачем она нужна и какую пользу приносит. Некоторые советы: Обсуждать преимущества: рассказать о пользе здорового питания, физической активности, чтения и т. д.. Приводить примеры: использовать истории и примеры из жизни, чтобы иллюстрировать свои слова. Установить чёткое расписание для выполнения полезных привычек: определить время для утренних и вечерних ритуалов, учёбы, игр и отдыха. Постепенность — не пытаться внедрить все привычки сразу, начать с одной или двух и постепенно добавлять новые. Игры Использование игровых элементов может облегчить процесс формирования привычек. Например: Превратить привычку в соревнование: например, превратить уборку в соревнование «кто быстрее соберёт игрушки». Использовать ролевые игры: предлагать детям перевоплощаться в разные персонажи во время выполнения заданий, связанных с формированием полезных привычек. Внедрить систему игровых очков или наград за выполнение заданий, связанных с полезными привычками. Поощрение Поощрять ребёнка за соблюдение полезных привычек — это могут быть не только материальные награды, но и словесная похвала, объятия или особые привилегии. Некоторые рекомендации: Хвалить за усилия: подчёркивать старания ребёнка, а не только результаты. Использовать награды: маленькие награды за достижение целей могут мотивировать ребёнка продолжать. Отмечать достижения: помогать ребёнку заметить прогресс, проговаривая ему его. Например: «Смотри, ты уже 2 дня заправляешь, кровать без моего напоминания, ты проявляешь самостоятельность!».

Слайд 8

6. Как организовать полезный летний отдых ребенка? Организовать полезный летний отдых ребёнка можно, сочетая отдых, творчество, образование и общение. Важно учитывать интересы ребёнка и создавать сбалансированный план, который сочетает разные виды активностей. Движение Прогулки на свежем воздухе. Можно организовать игры, эстафеты, участие в коллективных соревнованиях. Например: догонялки и прятки; игры с водой («перелей воду» из ведра в бутылку ложкой или губкой); песочные квесты (построить башню выше ладошки, сделать следы разных игрушек). Занятия в спортивных секциях или индивидуальные тренировки (плавание, фитнес, теннис, борьба). Творчество Занятия по рисованию, лепке, аппликации и созданию поделок из природных материалов. Можно использовать нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги. Театральная постановка — попросить ребёнка придумать свою историю или адаптировать известный сказочный сюжет, помочь создать костюмы, декорации и провести простые репетиции. Садоводство — предложить создать свой собственный мини-сад, выращивать цветы, овощи или травы. Образование Чтение книг — создать летний читательский список вместе с ребёнком, включив в него книги по интересам и возрасту. Образовательные экскурсии — посещение музеев, исторических мест или научных центров, которые часто предлагают специальные программы для детей летом. Научные эксперименты — запланировать небольшие эксперименты, которые ребёнок может провести дома (например, создание простого вулкана из соды и уксуса). Изучение нового языка — использовать онлайн-курсы, мобильные приложения или местные языковые кампы. Общение Путешествия и экскурсии — планировать поездки в новые города или интересные места в пределах региона (поход в музей, парк, заповедник). Общение с новыми людьми — например, в летних лагерях, в поездках с родителями. Тематические вечера — вечер настольных игр, день комиксов, «челлендж без телефона».

Слайд 9

7. Как не ошибиться с выбором спортивной секции для ребенка? Чтобы не ошибиться с выбором спортивной секции для ребёнка, важно учитывать возраст, интересы, физические способности и, если есть, медицинские противопоказания. Каждый ребёнок уникален, и виды спорта, которые подходят одному, могут не заинтересовать другого. Возраст Возраст определяет физические и психологические возможности ребёнка: 3–5 лет — лучше выбирать секции с минимальной нагрузкой, направленные на общую физическую подготовку: гимнастику, плавание, танцы или игровые виды спорта (например, футбол). 6–9 лет — ребёнок уже может осознанно участвовать в тренировках и осваивать сложные виды спорта, такие как теннис, карате, хоккей или лёгкая атлетика. 10–12 лет — организм достаточно окреп для занятий видами спорта с высокой нагрузкой: борьбой, тяжёлой атлетикой или спортивной акробатикой. 13+ лет — если ребёнок только начинает заниматься спортом, лучше выбирать секции, не требующие многолетней подготовки, например фитнес или любительский футбол. Интересы Спорт должен приносить ребёнку удовольствие. Чтобы понять, какие виды спорта Понаблюдать за ребёнком — возможно, он любит подвижные игры, танцы или активные командные виды спорта. Обсудить с ребёнком его предпочтения — поговорить о том, какие тренировки могут его заинтересовать: занятия баскетболом, плаванием, футболом или, возможно, танцами. Предложить попробовать разные варианты — многие спортивные секции предлагают пробные занятия, которые помогут ребёнку понять, нравится ли ему этот вид спорта. Физические способности Учитывать выносливость, силу, гибкость, координацию, растяжку и другие навыки. Можно провести специализированное спортивное тестирование, которое определит подходящий вид спорта. Однако результаты тестирования не являются окончательным вердиктом — какие виды спорта подходят детям, следует определять комплексно и взвешенно. Противопоказания Перед тем как записывать ребёнка в спортивную секцию, обязательно проконсультироваться с врачом. Некоторые виды спорта имеют ограничения: Проблемы с сердцем и дыхательной системой — станут препятствием для интенсивных нагрузок, таких как бег или плавание. Заболевания опорно-двигательного аппарата — ограничивают выбор: лучше избегать тяжёлой атлетики или единоборств. Педиатр или спортивный врач проведёт обследование и подскажет, какие нагрузки будут безопасны для ребёнка. Как подготовить ребенка к спортивной секции? Рассказали, что должно лежать в рюкзаке каждого маленького спортсмена

Слайд 10

8. Как организовать в семье правильное питание детей? Организовать правильное питание детей в семье можно, соблюдая принципы сбалансированного рациона, соблюдая режим питания и прививая правильные пищевые привычки. Важно учитывать возраст ребёнка, его индивидуальные особенности и предпочтения. Принципы Разнообразие рациона. В меню должны присутствовать продукты из разных пищевых групп: хлеб, злаки, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, мясо и рыба, жиры и сладости. Сбалансированность. Рацион должен включать белки (мясо, рыба, молоко, яйца, бобовые), жиры (масла, орехи, рыба), углеводы (крупы, хлеб, фрукты), клетчатку (овощи, фрукты, злаки) и витамины и минералы. Питьевой режим. Вода — основной напиток, соки — не чаще 1 раза в день и желательно разбавленные, сладкие напитки — по праздникам, а не ежедневно. Меню Составить меню заранее на несколько дней вперёд, оптимально — на целую неделю. Учитывать баланс макронутриентов: углеводы — примерно 50–60% (каши, овощи, фрукты, хлеб); белки — около 20% (мясо, рыба, яйца, молочные продукты); жиры — около 30% (сливочное и растительное масло, жиры в молочных продуктах, полиненасыщенные жиры в рыбе, яйцах). Исключить или максимально ограничить фастфуд, чипсы, сладкие газированные напитки. Режим Определить время для завтрака, обеда, ужина и пары перекусов. Интервалы между приёмами пищи — 3–4 часа. Перекусы — не замена основным приёмам пищи, а дополнение (фрукты, орехи, кисломолочные продукты). Не заставлять ребёнка доедать всю порцию до конца, если он уже наелся — удобнее в следующий раз уменьшить размер порции. Прививки Подавать положительный пример — если взрослые едят сбалансированно и осознанно, то и дети с большей вероятностью последуют их примеру. Готовить вместе с детьми, объяснять им, почему выбираются определённые продукты. Устраивать семейные обеды, на которых все едят одно и то же блюдо — это укрепит семейные традиции и сделает процесс питания более значимым для ребёнка. Устраивать совместные кулинарные мастер-классы дома — позволить детям выбрать продукты для салата или помочь с оформлением блюда. Нельзя насильно заставлять ребёнка есть определённые продукты — важно предложить ему выбор, дать возможность самому принимать решения.

Слайд 11

9. Как правильно закаливать организм ребенка? Перед началом закаливания ребёнка рекомендуется проконсультироваться с педиатром. Врач поможет разработать оптимальную программу закаливания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Некоторые принципы правильного закаливания: Постепенность. Начинать закаливание нужно с мягких процедур и постепенно увеличивать их интенсивность. Важно избегать резких перепадов температуры и давать организму ребёнка время на адаптацию. Регулярность. Закаливающие процедуры желательно проводить ежедневно или по расписанию. Перерывы могут снизить эффективность закаливания и даже привести к ухудшению здоровья. Индивидуальный подход. Необходимо учитывать возраст, состояние здоровья и реакцию ребёнка на закаливающие мероприятия. Например, дети с хроническими заболеваниями могут нуждаться в более щадящих методах закаливания. Плавный переход. Нужно переходить от более лёгких к более сложным процедурам постепенно, давая организму времени приспособиться. Положительный настрой. Важно поддерживать ребёнка, поощрять его стойкость и мотивировать на достижение целей в закаливании. Безопасность. Нужно следить за здоровьем ребёнка, не допускать переохлаждения или перегревания, знать, когда следует прекратить закаливание. Некоторые методы закаливания: Воздушные ванны. Начинать можно с проветривания комнаты и коротких прогулок на свежем воздухе. Постепенно увеличивая время пребывания на улице, можно добиться значительных результатов. Водные процедуры. Обтирание влажной тканью, контрастные обливания и постепенное снижение температуры воды в ванной способствуют закаливанию. Хождение босиком. Хождение босиком по разным поверхностям (трава, песок, галька) стимулирует рефлексогенные зоны стоп и укрепляет иммунную систему. Солнечные ванны. Короткие солнечные ванны улучшают настроение и способствуют синтезу витамина D, необходимого для роста и развития костей. Однако важно помнить о мерах предосторожности, чтобы избежать перегрева и солнечных ожогов. Закаливание можно начинать лишь тогда, когда ребёнок полностью здоров. Не стоит проводить процедуры в период болезни, повышенной температуры.

Слайд 12

Мы за здоровый образ жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровый образ жизни семьи - залог успешного воспитания ребенка".

Целью данной презентации является знакомство родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника....

Презентация "Здоровый образ жизни" (В рамках проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ "Мы выбираем здоровье!")

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Им...

Презентация "Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья в ребёнка"

Формировать знания родителей о здоровье ребёнка в семье...

Презентация "Здоровый образ жизни как способ укрепления здоровья"

Презентацию можно использовать на родительских собраниях, досугах и развлечениях на темы о ЗОЖ, в проектной деятельности на темы  о ЗОЖ...

Презентация "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех."

Оздоровительные мероприятия в группе компенсирующей направленности....