Организация внеурочной деятельности в рамках школьного округа.
статья по теме

Статья предназначена для заместителей директора по воспитательной работе по организации внеурочной деятельности в рамках работы школ округа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

      Организация внеурочной деятельности в рамках школьного округа.

  Для решения образовательных задач ШО  №  1  была создана оптимальная модель взаимодействия, удовлетворяющая все стороны,  сформировано единое образовательное пространство округа, причем уровни взаимодействия между школами определялись исходя из возможностей каждой из них.

Школа № 2 – это школа  со смешанным контингентом  учащихся, где учатся одаренные и  обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно - развивающем обучении.  

  Спецификой  общеобразовательного учреждения является то, что оно расположено в юго-западной части Барабинска, в микрорайоне, удаленном от центральной части города. Школа является центром социокультурной жизни микроучастка. Микрорайон, в котором находится школа, удален от ДЮСШ, музыкальной школы, Центра ДОД, Молодежного центра,  детских садов. Поэтому система внеклассной работа нацелена  на развитие личности каждого ученика, а школа является  центром всей воспитательной работы с детьми в микрорайоне, основным агентом социализации детей.

 Главная цель воспитательной работы школы -  создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого являются личность ребёнка, её развитие, самореализация и самоопределение в обществе, формирование человека – гражданина, патриота.

 Приоритетными направлениями воспитательной деятельности являются следующие: гражданско-патриотическое, нравственное, учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, трудовое, правовое, профилактика правонарушений, развитие системы самоуправления, профориентационная работа,  работа с родителями.

  Воспитательная система в школе охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия и  внеурочную деятельность.

Основные направления внеурочной деятельности:        

          Военно-патриотическое

          Духовно-нравственное

Научно-познавательное

     Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

          Общественно-полезная   деятельность

Проектная деятельность

Виды деятельности:

  1. Игровая;
  2.  Познавательная;
  3.  Проблемно-ценностное общение;
  4.  Досугово-развлекательная деятельность;
  5.  Художественное творчество;
  6.  Социальное творчество;
  7.  Трудовая  деятельность;
  8.  Спортивно-оздоровительная деятельность;
  9.  Туристско-краеведческая деятельность.

  Для организации внеурочной деятельности школа №2 как базовая школа  округа  располагает необходимыми материально-техническими ресурсами:

Школа расположена в 3-х этажном здании, имеется  31 кабинет для обучения. Практически все кабинеты оснащены необходимым оборудованием для обучения и воспитания учащихся: компьютерами, средствами мультимедиа, имеется доступ к сети Интернет. Учителями создан банк мультимедийной поддержки  для проведения уроков, классных часов и внеклассных мероприятий, родительских собраний. Умелое использование современных информационных технологий ведет к существенному повышению качества работы школы и учебно-воспитательного процесса. Современная информационная школа и современный учебно-воспитательный процесс, построенный с применением информационно-компьютерных технологий, в значительной степени,  усиливают взаимодействие школ округа.

 Также в школе имеется спортивный и тренажерный зал,  кабинеты технологии - мастерские, кабинет обслуживающего труда, актовый зал, совмещенный со столовой; медицинский кабинет, кабинет психолога, кабинет логопеда, музей истории школы и края,  библиотека, читальный зал на 12 мест. На пришкольной территории  расположены: спортивный городок, цветник,  игровая площадка для учащихся. 

  Базовая школа  второй год работает в тесном контакте со  школами, расположенными в нашем образовательном округе.

  Школа является местом проведения массовых социально значимых мероприятий для учащихся, родителей и общественности, центром современных форм досуговой деятельности, освоения современных форм и технологий в воспитательной работе, центром проведения спортивно-оздоровительных мероприятий школ округа.

  Отношения участников образовательного процесса основываются на принципах взаимодействия и сотрудничества. Для обеспечения взаимодействия привлекаются Интернет-ресурсы.   Деятельность в школьном округе осуществляется  в очной и  заочной форме.

   В начале года составляется совместный план работы школьного округа. Отдельно выносится вопрос на обсуждение о  мероприятиях, проводимых школами округа. По мере возможности стараемся каждый месяц организовывать с детьми совместные запланированные мероприятия.

   В формировании и развитии личности учащихся школа ведущую роль отводит гражданско-патриотическому  и духовно-нравственному воспитанию. Работа военно - патриотического клуба «Каскад»  является  важной  и неотъемлемой частью воспитательной работы школы.  Физическая нагрузка, участие в походах, соревнованиях, изучение истории Родины  позволяет участвовать в формировании гражданской позиции, отвлекает от бесцельного шатания по улицам и «экспериментами» с алкоголем и наркотиками. Выпускники выходят во взрослую жизнь со сформировавшейся жизненной позицией. Ребята охотно делятся своим опытом с учащимися  школ округа, демонстрируя  им приемы рукопашного боя, навыки сборки и разборки автомата, рассказывают о походах и соревнованиях.

  В 2010-2011 году в соответствии с планом работы на базе нашей школы были проведены  соревнования, посвященные Дню защитника Отечества, для учащихся среднего и старшего звена школ округа.

  В этом учебном году в ноябре силами военно-патриотического клуба «Каскад» были организованы соревнования по общей физической подготовке. Учащиеся школ с удовольствием познавали азы военного дела.

Всем ребятам были вручены грамоты за призовые места и активное участие.

В преддверии Дня защитника Отечества сегодня для вас будет показан мастер- класс по ОФП с участием учащихся школ округа.

 В   2005 году  был открыт музей  истории края и школы, который явился результатом целенаправленной поисково-исследовательской и собирательной работы школьников и педколлектива.  Музей создает широкие возможности активизировать краеведческую работу, развивать работу по патриотическому воспитанию школьников.

  В 2006 году приказом   управления  образования  Барабинского района №187 от 03.04.06г. школа  была   утверждена  опорной по курсу ОБЖ.    Приказом №430 от 18.12.2008г.   общеобразовательному учреждению  присвоен  статус муниципальной экспериментальной площадки   «Центр   гражданско  – патриотического воспитания «Родина».  Отсутствие в микрорайоне школы досуговых центров для молодежи и учреждений дополнительного образования требовало создания единого воспитательного центра в школе, чтобы дети свободное от занятий время проводили в кружках и клубах школы. Центр расширил возможности учащихся реализовать себя во второй половине дня и в летнее время. В центре ведут работу следующие клубы: ВПК «Каскад», исторический клуб «Патриот», интеллектуальный клуб «Серпантин». Дети в клубах  изучают основы военного дела, занимаются поисковой, музейной, исследовательской,  спортивной, интеллектуальной деятельностью, участвуют  в мероприятиях разного уровня.

  В декабре  2011 года на базе школьного музея прошла интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная ВОВ. В игре приняли участие все школы округа, ребята были награждены грамотами и сладкими призами. Также руководитель музея Снопова Т.К. провела экскурсию, познакомила ребят с историей нашей школы и музейными экспонатами.

  Учебно-познавательное направление является одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива. В школе действует  программа «Одаренные дети». Основная цель – поддержка одаренных детей обучающихся в школах округа. Одним из видов работы с  такими детьми является организация творческой и исследовательской деятельности. Учащиеся школы постоянно являются лауреатами конкурса муниципального уровня, участниками Всероссийского конкурса «Эврика». На базе школы в феврале проводится окружной конкурс творческих исследовательских работ.

   Большое внимание школа уделяет физическому воспитанию, основными задачами которого является просвещение в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся. В мае- июне 2012 года мы планируем провести  окружной летний кросс и однодневный полевой выход.

    В школе ведется работа по безопасности. Ежегодно проводится месячник безопасности, учащиеся принимают результативное  участие в конкурсах: «Безопасное колесо»,  «Автогородок»,   «Зеленая волна». В 2010-2011 учебном году для учащихся 1-5 классов школ округа на базе школы юными инспекторами движения было организовано  театрализованное представление по ПДД «Взрослые на дороге глазами детей», преподавателем-организатором ОБЖ Еремеевым А.А. была проведена викторина по ПДД «Осторожно, дорога!» В начале февраля  2012 года на базе МОУ Новокозловской СОШ прошла викторина по ПДД.

 Целью дополнительного образования в школе являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями. Система дополнительного образования  предоставляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков  и секций способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей, обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. К сожалению, учащиеся школ округа не имеют возможности  посещать наши кружки и секции, в этом году запланировано провести выставку прикладного искусства и технического творчества ШО№1 и поделиться  навыками и умениями в данной области.

     Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся. С этой целью ежегодно составляются школьные  планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в работе каждого классного руководителя. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы оказывает заместитель директора по ВР,  психолог, учитель "Технологии", учебные заведения,  Центр занятости. Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-10 классов, которую проводит психолог. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители. В декабре 2011 года на семинаре директоров было проведено пелагогом-психолом Кузнецовой Н.В. открытое занятие для учащихся старших классов МКОУ СОШ №2 и МОУ Шубинской СОШ по теме «Самопрезентация» по курсу «Технология профессиональной карьеры».

   Одной из форм внеурочной работы является проектная деятельность, которая нацеливает и учителя и ученика на самые сложные формы и приемы мыслительной творческой индивидуальной деятельности: умение самостоятельно ставить цели и задачи, умение самостоятельно искать способы их решения, умение находить большие объемы дополнительной информации, перерабатывать ее, трансформировать, получать новые результаты. Проектная деятельность  должна быть на виду у всех педагогов, учащихся и родителей, должна быть доступной.  Для этого у нас в школе создана локальная сеть, охватывающая несколько учебных кабинетов, библиотеку, административные кабинеты. Локальная сеть обеспечена несколькими десятками точек доступа к ней. Такая конфигурация локальной сети позволяет обеспечить доступ одновременного к Интернету большого количества пользователей: учителей, учащихся и родителей, проявляющих интерес к новым технологическим возможностям. Это является хорошей подготовкой для учащихся старших классов, ведь в соответствии со  стандартом  для них предусмотрена принципиально новая форма работы — исследовательский проект, который должен выполнить каждый школьник, индивидуально или в малых группах. Именно проектная работа дает компетенции, необходимые взрослому человеку, прежде всего умение самостоятельно ставить и решать проблемы. Ребята будут искать материал для проектов, выбирать темы по интересам, работать в команде, разделять обязанности, учиться лидерству.

  Для участия в конкурсах, подготовки проектов учащимся школ округа мы предоставляем возможность использовать  сетевые ресурсы нашей школы (высокоскоростной интернет), где ребята смогут найти всю необходимую информацию, загрузить файлы большого размера.

            МКОУ СОШ №2   является одной из старейших школ города.  Школа богата традициями, гордится своими учениками и педагогами. В течение года в школе проходят традиционные мероприятия: День Знаний, День учителя, осенние праздники, новогодние праздники, 14 февраля, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок, «Ученик года». 

        В этом году планируем провести окружной конкурс «Ученик года».

     В школе существует система самоуправления,  которая является действенной помощью классным руководителям и администрации школы в вопросах организации досуга учащихся, профилактике правонарушений. Действует  программа развития ученического самоуправления «Лидер». Имеется Устав школьного ученического самоуправления. Каждый год составляется план работы. Работает Совет активистов, который был создан по собственной инициативе учащихся для представления их интересов. Выпускается газета «Школьная волна», действует «Школьное телевидение», основной целью которых  является создание информационно - воспитательной среды, обладающей высокой степенью информированности участников образовательного процесса. Для учащихся работает «Почта доверия».  

  Широко используются возможности партнеров школы по социуму для организации досуговой деятельности учащихся: Молодежного центра, РДК «Модерн», Центра ДОД, где учащиеся школ округа принимают активное участие в различных районных  конкурсах и соревнованиях.  

    Как и все ребята школ округа,  учащиеся нашей школы заняты общественно-полезной деятельностью: сбор игрушек для детей-сирот, помощь пожилым людям (тимуровские отряды), уборка территории школы, города и района, участие в различных благотворительных акциях и мероприятиях.

 Анализируя работу школьного округа по организации внеурочной деятельности, можно сделать выводы:  

Положительные моменты:

1.Создание воспитательной среды, которая дает возможность для реализации интересов и потребностей каждого ученика.

2.Отмечается  позитивное отношение администрации школ округа к совместному сотрудничеству, отсутствие реального сопротивления изменениям со стороны педагогических кадров, расширение рамок общения педагогов округа для обмена опытом работы.

3.Проведение и организация различных совместных конкурсов среди учащихся способствует диссеминации лучшего педагогического опыта. 

4.Совместная деятельность учащихся школ способствует созданию условий для развития творческих способностей детей, для положительного опыта общения.

        Отрицательные:

  1. Не все запланированные мероприятия проводятся в срок. Причины: удаленность школ друг от друга, отсутствие транспорта.
  2. Отмечается недостаточная активность, отсутствие инициативы со стороны  некоторых педагогов школ округа при организации и проведении совместной работы.
  3. Не всегда на мероприятиях присутствуют делегации всех школ.

   

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС в МБОУ СОШ №6 п. Гончарка

Внеурочная деятельность, отраженная в сетке часов учебного плана,организована школе с учетом:         - запросов родителей как основных заказчиков образов...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...

Справка об организации внеурочной деятельности в рамках английского языка

Важная роль в системе непрерывного обучения английскому языку отводится внеурочной деятельности: факультативы, кружки, классные часы, социально-значимые проекты и т.д. Даны направления внеурочной деят...

Программа "Механизмы и модели взаимодействия СП ДОД и ОУ по организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС"

В данной программе мы описали эффективные модели и механизмы взаимодействия дополнительного и общего образования по огранизации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения ФГОС. Программа ос...

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО

В сообщении описываются модели внеурочной деятельности, приводятся примеры игр, способствующих развитию УУД...

Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации.

Видеостудия  "Фотон"руководитель: Тютина Гульсина Гелусовна, учитель информатики и ИКТРаботают под девизом: «Нести людям свет - в этом успехов секрет»История создания видеостудии «Фотон» начинает...

Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов

Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее сво...