СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

В современных условиях качество образования является важной характеристи­кой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-pedagogicheskie_issledovaniya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Г. Михайлюк

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Необходимость повышения качества образования занимает одно из центральных мест в реформах образования, выступая одновременно целью их проведения и критерием эффективности принимаемых мер. Непрерывное повышение требований к современным выпускникам образовательных учреждений, особенно к их компетенциям, способностям, физическому и духовному здоровью, общей культуре, актуализирует проблему оценки качества образования.

В современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом.*'

Качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Основными тенденциями Обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития.

Какие же задачи стоят перед современными образовательными учреждениями? Что понимается сегодня под качеством образования?

Понятия о сути качества разнообразны. Это объясняется чрезвычайной сложностью данного понятия, многообразием и различным восприятием свойств качества людьми, группами, сообществом. Одним из основоположников современной теории качества является А. В. Гличев. По его мнению, качество - это совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [5].

Д. А. Новиков, доктор технических наук, профессор, зам. директора Института проблем управления РАН, дает следующее определение качества образования: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [4].

Над проблемой определения категории качества в нашей стране в разные годы работали А. В. Гличев, Г. А. Бордовский, Ю. Н. Калиновский, В. Е. Кемеров, Г. Н. Мотова, А. А. Нестеров, С. Ю. Тряпицин и др. На основании их исследований можно сделать вывод, что качество проявляется в результате восприятия объекта личностью, организацией, обществом, т. е. в пространстве социума.

Группа создателей, работающих над проблемой построения региональной системы оценки качества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (В. Ф. Курлов, Т. В. Андрюкова, 3. Ю. Смирнова, Т. Н. Искренко, О. А. Зимина, Л. М. Макарова и др.), взяли за основу такое определение этого понятия: «Качество есть соответствие заданным стандартам, а управление качеством - ничто иное, как приведение системы к стандарту» [2].

Но не следует забывать, что качество образования рассматривается и как способность удовлетворять запросы и решать проблемы потребителей.

Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.

Анализ результатов международных тестирований показывает, что пока отечественная система обучения не обеспечивает отвечающую современным мировым требованиям достаточную готовность школьников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Российские учащиеся в своем большинстве не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний, во всяком случае на уровне тех требований, которые предъявляются в международных исследованиях [6]. Международные исследования образовательных результатов оценивают наиболее общие качества: мышление, умение аргументировать выбор, способность выявления, постановки и решения проблемы, использование различных форм представления результатов. Работа педагогов должна быть направлена на формирование у школьников компетентности трех уровней - воспроизведение, установление связей, рассуждение.

Именно понимание сущности сложившейся в образовании ситуации, когда академические знания наших школьников оказались недостаточными в современном мире, а знаниевый уровень выпускников не соответствует социальным требованиям, послужило причиной постановки вопроса о необходимости модернизации системы образования. При этом целью модернизации стало создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечивающего ее соответствие вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Необходима выработка определенной системы мер, направленных на разрешение объективных противоречий, существующих на сегодняшний день в системе образования:

  1. между массовым характером образования и его качеством;
  2. между деятельностью образовательного учреждения, направленной на повышение качества образования, стимулируемого потребностями субъектов образовательного процесса (родителями, обучаемыми, государством, обществом в целом, работодателями и т. д.), и жесткой административной регламентацией образовательного процесса, не готового к учету изменений в содержании, определяемых социальным заказом.
  3. между потребителями образовательных услуг, нуждающимися в объективной и детерминированной оценке качества образования, и творческой (нематериальной)

*

Социально-педагогические исследования в вопросах формирования системы оценки качества образования        5

составляющей объектов образовательного процесса, оценка которого трудно подается формализации.

4) между содержанием и требованиями реформы системы образования в части повышения качества образования и неэффективностью методологии оценки качества объектов образовательных систем.

Вхождение нашей страны в мировое сообщество требует, не отказываясь от лучших традиций отечественной школы, усилить ее личностную и практическую направленность, повысить развивающий и творческий характер обучения. Все это является основанием для пересмотра требований к результатам обучения как составной части стандарта образования, введения в программы и учебники практических материалов, усиления диалогического характера учебного процесса, обеспечения условий для свободного высказывания школьниками взглядов на события истории и современные реалии.

Во всех странах происходит реформирование экзаменационной системы в соответствии с новыми требованиями. Государственные экзамены должны обладать следующими характеристиками: соответствие цели, справедливость, честность, доверие общественности к результатам, действенность и экономическая эффективность, прозрачность контрольно-оценочных процедур, положительное влияние результатов контроля на образовательную практику [1].

Сегодня в России практически создана принципиально новая контрольно-оценочная система с использованием инновационных возможностей теории педагогических измерений, техники и технологии массового тестирования для аттестации выпускников общеобразовательных учреждений. Одной из основных целей введения ЕГЭ как раз и является формирование системы объективной оценки результатов учебного труда, создание условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов о получении образования с тем, чтобы они имели одинаковый вес и были признанными не только на всей территории страны, но и на международном уровне [1].

Несмотря на обоснованность введения единого государственного экзамена, до сих пор ведутся споры о целесообразности этого решения. Тем не менее необходимо учитывать, что одним из показателей качества образования является уровень усвоения современными школьниками образовательных программ.

Полученные результаты независимого тестирования настораживают - 50% российских школьников не осваивают школьную программу.

Следует определить причины сложившейся ситуации: что именно не позволяет современным школьникам осваивать учебный материал. Психологи школ определили, что наибольшие затруднения обучающиеся испытывают при работе:

  • с заданиями большого объема;
  • с заданиями на материале разных предметных областей;
  • с заданиями, где неясно, к какой области знаний надо обратиться;
  • с заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию, или с заданиями с избыточной информацией;
  • с комплексными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;
  • с большим числом заданий разной тематики.

Становится понятным, что необходимо формировать компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход - общемировая характеристика образования.

Компетентность - интегративное личностное качество, проявляющееся в диапазоне контекстов, в которых обучающийся может ее продемонстрировать. Иными словами, это способность применить имеющиеся знания в конкретной ситуации. Формирование компетентностей неразрывно связано с развитием ситуативного мышления, следовательно, направлено на формирование умения принимать решение, обосновывать сделанный выбор и нести за него ответственность.

Одним из инструментов оценки качества образования является мониторинг.

Мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития.

Для определения качества образовательной системы желательно иметь данные о потенциале образовательного учреждения (кадровый состав, материально-техническая база и т. д.) и сведения об индивидуальных достижениях выпускников образовательного учреждения. Получить эту информацию можно в результате мониторинговых исследований. Объектами мониторинга могут выступать учащиеся, их родители, педагоги и администрация учреждения. Анализ полученных сведений может стать основой оценки качества образования в учреждении.


Рассмотрим понятие «качество образования» применительно к конкретным показателям. Одна из важнейших ролей принадлежит качеству педагогического коллектива, уровню компетентностной подготовленности кадрового состава. Внешними проявлениями этого свойства являются квалификация, личностные характеристики, профессиональный рейтинг, успешность педагога. Внутренние свойства этого показателя обусловлены качеством результативности учащихся. Результаты исследований доказывают, что в тех школах, где учителя «обучая, учатся сами», т. е. постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень, показатели обученности школьников выше, нежели в инертном педагогическом коллективе.

Образовательный процесс неразрывно связан с процессом воспитания, следовательно, целесообразно определить оценку качества воспитательного процесса как еще один составляющий показатель оценки качества деятельности ОУ. Воспитание - сознательное формирование особых качеств личности, которые определяют ее социально-психологическое поведение, культуру, толерантность, традиции, образ жизни и т. д. Сложность оценивания воспитательного процесса обусловлена его синтезом с образовательным процессом - практически невозможно выделить в явном виде отдельный воспитательный процесс. Кроме того, качество воспитания напрямую связано с кадровым потенциалом образовательного учреждения. Внутреннее свойство этого показателя выражается в уровне воспитанности обучающихся, в их коммуникативной культуре и толерантности.

Следующим показателем является качество материально-технической базы образовательного учреждения. К внешним свойствам показателя относятся тип и состояние учебного здания, наличие учебного оборудования, состояние библиотечного фонда, оснащение компьютерных классов, наличие выхода в Интернет, соответствие санитарным правилам и нормам и т. д. Внутренним свойством здесь также является качеством результативности учащихся. Так, например, в плохо оборудованном учебном здании, где имеются проблемы с отоплением, охраной, с недостаточной обеспеченностью учебниками, несоблюдением санитарных правил и норм, учащиеся по объективным причинам не смогут в полном объеме получить образовательные услуги, в результате чего не будет обеспечена образовательная программа, гарантированная государством.

Эти показатели могут быть как самостоятельными структурными единицами, так и составляющими показателя «потенциал ОУ». Внешнее свойство этого показателя представлено кадровым и ресурсным обеспечением качества ОУ. Ресурсное обеспечение, в свою очередь, подразделяется на финансовые, материально-технические, учебно-методические, информационно-коммуникационные ресурсы. Внутренне свойство определяется качеством предоставляемых услуг: уровнем обученности, воспитанности, сформированностью определенных компетенций.

Для составления объективной оценки деятельности образовательного учреждения важен показатель «индивидуальные достижения учащихся». Внешнее свойство этого показателя включает тип реализуемой образовательной программы, условия, созданные для обучения в образовательном учреждении, спектр предоставляемых образовательных услуг. Внутренне свойство выражается в результативности индивидуальных достижений обучающихся. Целесообразно использование индивидуальных учебных маршрутов, фиксирование и учет личных достижений путем составления портфолио.

В заключение хочется отметить, что под качеством образования понимается такая совокупность показателей и их внутренних и внешних свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Выделяют три типа оценок: количественная оценка (применяется в случае, когда явления или процессы слабо, но все-таки формализуются), экспертная оценка (когда плохо формализуются проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, при этом точные методы измерения пока не разработаны), качественная оценка (когда информационный потенциал проблемы недостаточен).

Необходимость оценки качества признана и государством, и обществом, однако реализация остается достаточно сложной. Существующие в настоящее время количественные подходы оказываются слишком общими и не в полной мере отражают все многообразие деятельности образовательного учреждения, при этом качественные подходы остаются в большой степени субъективными.

Одним из удачных вариантов проведения независимой экспертизы качества работы как отдельных педагогов, так и образовательных учреждений в целом можно считать приоритетный национальный проект «Образование». Методика оценивания деятельности образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование» является в основном экспертной, включающей в себя и количественные, и качественные характеристики, т. е. в данном случае используется методика комплексной оценки - в заочной форме, основываясь исключительно на данных официальной образовательной статистики, формируется количественная оценка школы, соответствующая мнениям группы экспертов.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области ПНП «Образование» проводится в более расширенном варианте, нежели в других регионах. В 2007 году к федеральным направлениям были добавлены региональные конкурсы. К участию в конкурсе допущены негосударственные общеобразовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы. В 2008 году прошел конкурс руководителей школ - победителей ПНПО 2006 и 2007 годов. В 2009 году проводится конкурс «Лучший воспитатель ДОУ» в рамках ПНПО [7].

В настоящее время в отечественной системе образования ведется работа по созданию «прозрачности» и открытости процедур оценки качества образования, в образовательных учреждениях создаются коллегиальные органы государственно-общественного управления (попечительские советы, управляющие советы), одной из функций которых является проведение независимой экспертизы по оценке качества образования.

Список литературы

  1. Болотов В. А. Единый государственный экзамен как элемент становления системы независимой оценки качества образования в Российской Федерации // Вестник образования. -2004. № 23. www.den-za-dnem.ru/
  2. Курлов В. Ф., Андрюкова Т. В., Смирнова 3. Ю. и др. Региональная система оценки качества образования (опыт Санкт-Петербурга). Федеральное агентство по образованию, - СПб., 2007.
  3. Корнещук Н. Г. Комплексная оценка качества деятельности общеобразовательного учреждения как элемент процедур аттестации и государственной аккредитации.
  4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Как оценивать качество образования? /www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm/
  5. Модернизация региональной системы образования. Опыт Санкт-Петербурга / под ред. Л. В. Ивановского. - СПб., 2009. - С. 2.
  6. The PISA 2003 Technical Report / Ed.R.Adamis and V.Wu. OECD, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы оценки качества образования в МБОУ СОШ № 7

Цель формирования оценки качества образования. Система количественных и качественных показателей. Структура соуправления  качеством образования. Инновационно-методическое поле....

Формирование школьной системы оценки качества образования.

Одним  из  приоритетных  направлений  развития  системы  образования  Российской Федер...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...

104 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по формированию объективной системы оценки качества образования

104 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по формированию объективной системы оценки качества образования...

Формирование функциональной структуры внутренней системы оценки качества образования

Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в школе для принятия обоснованных и своеврем...