Метапредметный подход - требование ФГОС второго поколения
материал на тему

Татьяна Васильевна Мельчакова

Материал может быть использован при проведении методучебы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmet.pptx108.13 КБ
Файл metapredmet.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мельчакова Т.В.- учитель МОКУ Фабричной ООШ пгт Лальск МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Слайд 2

ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Личностные Метапредметные Предметные

Слайд 3

стандарт требования содержание принцип метапредметности высокое качество образования

Слайд 4

В соответствии с требованиями стандарта выпускник должен : ориентироваться в информации видеть и творчески решать проблемы взаимодействовать с другими людьми

Слайд 5

Немного истории… Аристотель - «Метафизика» - первопричины бытия 2. XVII в – Разнообразие научных дисциплин и учебных предметов 3. 1918 г. – «Основные положения единой трудовой школы» - метод проектов. 4. 1930 г. – Всеобуч 5. 1932 г. - Метод проектов раскритиковали, вернулись к модели дореволюционного образования

Слайд 6

МЕТАПРЕДМЕТ КАТЕГОРИЯ ЗНАНИЕ ЗНАК СМЫСЛ ПРОБЛЕМА ЗАДАЧА

Слайд 7

ФГОС включает, в качестве обязательного требования , обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников.

Слайд 8

МЕТАПРЕДМЕТ = УУД Целеполагание, планирование, поиск информации, сравнение, анализ, синтез, контроль, оценка.

Слайд 9

математика химия физика биология Метапредметная деятельность ОУД

Слайд 10

Основные понятия Метадеятельность – определяется уровнем развития личности 2. Метазнание – знания о знании 3. Метаспособы – открывают новые способы решения проблем 4. Метаумения – теоретическое мышление, переработка информации, творческое и критическое мышление, регулятивные умения…

Слайд 11

Громыко Ю.В. Метапредметы : «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» Предмет 1 Предмет 2 Предмет 3 Метазнания М етаспособы

Слайд 12

Кузнецова А.А. Метапредметные р езультаты (компетентности) Предмет 1 Предмет 2 Предмет 3 Решение проблем в учебных и жизненных ситуациях

Слайд 13

Асмолов А.Г. УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные Ключевые компетент-ности Умение учиться

Слайд 14

Хуторской А.В. Метапредметное содержание Учебные предметы

Слайд 15

Особенности метапредметного занятия Интегрированное с применением ИКТ Учащиеся осваивают способы работы со знанием 3. Содержание составляют единицы, носящие универсальный характер 4. Учитель в совершенстве владеет предметом

Слайд 16

Работа школы по реализации метапредметного подхода Четко осознавать, что ФГОС – это развитие, продолжение 2. Тщательно изучить все документы по стандарту 3. Начинать работу по введению ФГОС в основной школе уже сегодня 4. Осуществлять сетевое взаимодействие педагогов 5. Менять позицию учителя

Слайд 17

Оценка качества образования Параметр Критерий Показатель Качество образовательного процесса Инфраструктура Интеллектуальный потенциал Научно-методическое сопровождение Качество образовательного результата Личностные Метапредметные Уровень развития психологических процессов, Формирование УУД Предметные

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? 

      Слайд 1  Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

      Слайд 2 Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Что такое метапредметность,  метапредметы? Где их взять (или как их разработать)?

   

      Слайд 3 Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже быть готов к новому.  Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.

 

 Слайд 4 Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.

         Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов, так и отечественных учёных. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты.

Обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от 17-го века, когда началось бурное развитие научного знания. Возникли соответствующие  образовательные модели, которые были ориентированы на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания. Постепенно пыл этих дисциплин и все более узких специализаций стал  разрастаться. В сфере образования это тут же находило свое отражение: раздробленность научного знания получала свое закрепление в раздробленности учебных дисциплин – как в сфере высшего, так и в сфере среднего образования. 
      В России метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Всё это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлась тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. В 1930 году, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестоко осудили.

         Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

     Таким образом, все новое это хорошо забытое старое, а на предметном обучении выросло несколько поколений. На мой взгляд, чтобы ввести метапредметное  обучение необходимо перестроить всю систему образования, и в первую очередь взгляды и подходы учителей А сейчас от учителя, прежде всего, требуют результаты ЕГЭ и ГИА, поэтому в школах происходит «натаскивание» учеников на сдачу экзаменов. От этого напрямую зависит квалификация и заработная плата. 

      Слайд5 Главные особенности метапредметов. 

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. 

 В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения.

 

      Слайд 6 Нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Это важно и нужно.

      Слайд 7 Но стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п. 

 На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной! 

 

      Слайд 8 Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

        А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.

 

 Пример метапредметной деятельности – наблюдение. У неё есть свои предметные воплощения:

 – наблюдение естественнонаучное,

 – наблюдение историческое,

 – наблюдение математическое,

 – самонаблюдение рефлексивное и т.д.

 

 Если наблюдать за природным объектом, например, за ростом семени растения, то результат этой деятельности будет находиться в рамках предмета «ботаника». Если рефлексивно наблюдать за собственными действиями или чувствами, то результат будет в области психологии. Одновременно осуществляется и реализуется метапредметная деятельность – наблюдение вообще. Но вот что важно для практики, какой учитель сможет продиагностировать и оценить уровень метапредметных образовательных результатов ученика по овладению им наблюдением вообще? Учитель ботаники? Или учитель психологии? Или учитель метапредмета с условным названием «Наблюдение»? Этот вопрос нуждается в изучении, в том числе и с позиций педагогической инноватики.

  

      Слайд 9 Основные понятия  метапредметной деятельности 

           Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

         Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. [12]

 На основании вышесказанного метаумения – это не только познавательные умения и навыки, необходимые для изучения предметов, также они очень важны и в повседневной жизни.

А метадеятельность – это  универсальный способ жизнедеятельности каждого человека.

Метапредмет – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

 

      Слайд 10 Взгляды ученых на метапредмет

       Ю.В. Громыко - В науке и педагогической практике все больше сторонников находит именно его мыследеятельностная педагогика, которая является продолжением теории развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности. По мнению Громыко, блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

      

Слайд 11   Метаприедметы по (А.А. Кузнецовой), метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [4]

 Слайд 12   Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову)  включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

      Слайд 13 Метапредметы (по А.В. Хуторскому): «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта». Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».

      Слайд 14 Особенности метапредметного занятия:

1.     Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.

2.     Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

3.     Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

4.     Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

              Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

        Изучив стандарт, литературу, Интернет источники по введению метапредметного подхода в обучении,  можно сказать, что использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности  позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного преподавания  и выводить современное образование на передовые позиции науки.

      Слайд 15 Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:

четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;

тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;

начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;

осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения  но и в рамках сетевого взаимодействия;

осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура,  требования, содержание  ФГОС  от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...

Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...

Методическая разработка урока химии для 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.Тема:"Предельные углеводороды"(мультимедийное сопровождение)

Методическая разработка урока химии для 9 класса "Предельные углеводороды" разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Разработка содержит план-конспект  урока-структуру и х...

«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Выступление на педагогическом совете 28.01.2015«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»(зам .директора по УВР О.В.Мартьянова)Установленные стандартом новые треб...

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

Выступление на заседании педсовета будет полезно как представителю администрации школы, так и любому педагогу,  интересующемуся вопросом метапредметного подхода...

Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения

Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всесторон...

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными.Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпр...