Педагогические условия для укрепления здоровья школьника
материал на тему

Кузнецова Ольга Николаевна

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_shkolnikov.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Т е м а: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ

И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.

План подготовки

1. Изучение научно-методической литературы, посещение уроков, занятий в группах продленного дня (ГПД), внеклассных мероприятий по проблеме применения здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов.

(Срок: _________; ответственный: заместитель директора по УВР.)

2. Диагностика и анализ полученных результатов.

(Срок: _________; ответственный: заместитель директора по УВР.)

3. Проведение микроисследования состояния здоровья учащихся. Анализ работы школы по формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

(Срок: _________; ответственные: валеолог, фельдшер.)

4. Подготовка информационного сообщения «Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников».

(Срок: _________; ответственный: заместитель директора по УВР.)

Ход педсовета

1. Сообщение председателя педсовета о результатах выполнения решения педсовета за ____________________.

2. Доклад заместителя директора по УВР по проблеме «Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников».

Педагогические условия укрепления и сохранения

здоровья школьников

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...

В. А. Сухомлинский

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

В реальных условиях при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенку предлагается облегченный вариант учебной программы вместо того, чтобы научить его снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

С другой стороны, школьно-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Здоровье детей начинается с душевных и физических усилий, направленных родителями на то, чтобы их малыш пришел в этот мир здоровым. Учеными выделяются 10 основных причин резкого ухудшения здоровья ребенка. Все они кажутся безобидными по отдельности, но слитые воедино, они дают гремучую смесь, лишающую вновь пришедшего в мир человечка самого дорогого, что есть на этом свете.

Итак, первая и вторая причины тривиальны – курение и беспрерывное употребление пива потенциальными родителями. Эти догмы давно уже прискучили взрослым, перспектива «помереть здоровеньким» не привлекает будущих пап и мам, поэтому у них и рождаются болезненные наследники. Подрастая и подражая поведению взрослых, многие дети завтракают на большой перемене чипсами с пивом, добытыми в ларьках, которые, вопреки нормам, зачастую располагаются в запретной 100-метровой зоне от учебных заведений. В нашей школе официально зарегистрировано 67 курящих учащихся. Хотелось бы отметить классных руководителей, которые активно работают по профилактике табакокурения в школе.

Третья причина – гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме. Именно поэтому беременным женщинам необходимо как можно больше гулять, а мамам – отучать малыша от коляски задолго до того, как ему исполнится три годика. Учителями начальной школы систематически, а учителями среднего звена реже проводятся физминутки до урока и в процессе урока.

Четвертая причина – игнорирование заветов Мойдодыра.

Пятая – кроется в том, что закаливание полностью отдали на откуп моржам. А ведь элементарное ежедневное обливание прохладной водой способно снизить частоту респираторных заболеваний в два раза.

Шестая причина – низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании.

Седьмая – скудный рацион питания, когда вместо овощей и фруктов меню ребенка составляют сплошные каши и картошка, а праздник души устраивается в ресторанах быстрого питания. Классным руководителям на родительских собраниях необходимо систематически обсуждать обозначенные проблемы.

Восьмая причина – запредельная интеллектуальная нагрузка на детей школьного возраста.

Девятая – общественный стереотип, что для успешной карьеры нужны энциклопедические знания. И мало кто пропагандирует здоровье, которое не менее важно для успешной карьеры.

И, наконец, последняя причина – сбой высших регуляторных систем из-за недостатка положительных эмоций. Некоторым педагогам, делающим ставку лишь на объем информации, не окрашивая ее положительными эмоциями, следует напомнить, что радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний.

Данные обследования учащихся в ходе диспансеризации лишь подтверждают общие тенденции потери здоровья учащимися школ, которые определены Научным центром здоровья детей РАМН:

1) За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов школы могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3 %. Одновременно с 50 % до 38 % уменьшается численность школьников, имеющих только функциональные отклонения, и возрастает процент учащихся с хронической патологией с 45 % до 59 %. У большинства современных детей и подростков диагностируется до 2–3 хронических заболеваний и функциональных отклонений.

Педиатры, проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.

В нашей школе из 1065 учащихся 707 составляют основную физкультурную группу, 260 – подготовительную, 20 – специальную медицинскую группу, 18 освобождены от занятий физической культурой.

К 1-й группе здоровья отнесено 248 человек, ко 2-й – 393 человека, к 3-й – 424 человека. Нет учащихся 4-й группы здоровья.

По результатам последнего углубленного медицинского осмотра в МОУ CОШ выявлены заболевания учащихся:

ревматизмом – 53 человека;

врожденным пороком сердца – 9 человек;

поражением митрального клапана – 4 человека;

хроническим тонзиллитом – 11 человек;

тугоухостью – 2 человека;

хронической пневмонией – 1 человек;

бронхиальной астмой – 23 человека;

сахарным диабетом – 3 человека;

кожными заболеваниями (аллергия, экзема) – 18 человек;

заболеваниями крови – 4 человека;

эпилепсией – 17 человек;

хроническим пиэлонефритом – 46 человек;

хроническими заболеваниями ЖКТ (гастриты, дискинезия) – 56 человек;

вегетососудистой дистонией – 33 человека.

2) Результаты научных исследований показывают, что успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. Для учащихся большинства учебных заведений характерны постоянное психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. В последнее время сформировались и дополнительные факторы – интенсификация обучения, связанная с использованием технических средств обучения (видеотехники, персональных компьютеров и др.) и изменением длительности учебной недели.

Исходя из этого мы понимаем, что именно в школе наиболее эффективно могут и должны проводиться целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья.

Мероприятия по профилактике заболеваний

и сохранению здоровья

I. У ч е т   с о с т о я н и я   з д о р о в ь я   д е т е й:

1. Анализ медицинских карт учащихся.

2. Определение групп здоровья.

3. Учет посещаемости занятий.

4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

II. Ф и з и ч е с к а я   и   п с и х о л о г и ч е с к а я  разгрузка учащихся:

1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.

2. Проведение дополнительных уроков физической культуры.

3. Введение в учебную программу уроков ритмики.

4. Динамические паузы.

5. Индивидуальные занятия.

6. Общая утренняя зарядка.

7. Организация спортивных перемен.

8. Дни здоровья.

9. Организация работы бассейна.

10. Физкультминутки для учащихся 1–5 классов.

11. Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

Не все учителя придерживаются положений СанПиН. О каком сохранении, а тем более укреплении здоровья можно говорить, когда у отдельных учителей 4–5 уроков подряд проводятся письменные работы и (или) зачетные уроки? Это не только нарушение СанПиН, но и нарушение Устава школы.

Мониторинг уровня физического здоровья учащихся проводится в нашей школе с ____ учебного года. Под руководством учителей апробировалась комплексная программа развития и совершенствования учебного процесса, состоящая из программ «Здоровье», «Интеллект», «Гражданин». Нам было важно убедиться в том, что структурированный учебно-воспитательный процесс, комплексный подход к обучению, воспитанию и развитию учащихся создает необходимые организационные условия для снижения всякого рода нагрузок на учащихся, а, следовательно, здоровье учащихся не только не ухудшается, но и выравнивается. Анализ результатов деятельности адаптивной образовательной системы показал, что по своей сути эта система является здоровьесберегающей для обучающихся.

Правильно выбранные направления развития адаптивной образовательной системы (АОС) позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья обучающихся, выравнивание нравственного здоровья (особенно пристального внимания заслуживают дети из социально дезадаптированных семей), поддер-жания комфортного психологического климата в школе. В МОУ COШ № __ давно функционирует практика создания классов ККО специального седьмого вида. Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют классные руководители и учителя-предметники.

Одним из наиболее важных моментов является создание методических условий, т. е. обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, воспитания и развития, использование определенных педагогических технологий. В УВП доминирующим стал развивающий метод, способный обеспечить адаптацию ребенка к быстро меняющимся социальным условиям (школа, микрорайон, общество), создать необходимые предпосылки для изменения содержания образования, сконцентрировать усилия педагогов в выбранном направлении работы.

В нашей школе кроме общепринятых санитарных норм и правил по сохранению здоровья школьников эффективно используется структурированный учебно-воспитательный процесс, который позволяет решать вопросы сохранения и укрепления здоровья физического, психоэмоционального и нравственного: адаптивные индивидуальные занятия и адаптивные учебные занятия, социально-нравственная адаптация, сенсорно-моторное развитие, демократизация внутришкольной жизни, краеведение с элементами экологии.

Адаптивные учебные занятия многих педагогов нашей школы способствуют восстановлению положительной мотивации к обучению, устранению страха получить неудовлетворительную оценку и, как следствие, избеганию стрессовых ситуаций для обучающихся; активизация познавательной деятельности на уроке приводит к снижению объема домашних заданий. Адаптивные индивидуальные занятия ведутся в школе учителями-предметниками и психологом.

Индивидуализация занятий направлена на своевременную психолого-педагогическую помощь учащимся, при этом, естественно, учитывается состояние физического здоровья ребенка, его индивидуальные возможности и способности.

Сенсорно-моторное развитие обучающихся обеспечивает общефизическое развитие учеников, позволяет увеличить спектр занятий физической культурой учащихся всех групп здоровья.

Социально-нравственная адаптация – доверительные беседы на «часе классного руководителя» способствуют, на наш взгляд, приобщению учащихся к ценностям мировой и национальной культуры, помогает становлению ценностных ориентаций, соответствующих прогрессивному обществу. Здесь же появляется возможность коррекции индивидуального поведения учащегося, что, несомненно, положительно влияет на состояние нравственного здоровья учащихся.

Наконец, экологические знания позволяют сформировать стереотип «здорового образа жизни», что однозначно является очень важным.

Таким образом, мы считаем, что нам удалось интегрировать профилактику и оздоровление учащихся непосредственно в образовательный процесс, но необходимо создать целостную систему работы классного руководителя по данной проблеме.

Следует отметить, что полноправными участниками являются логопедическая, психологическая, медицинская и социальная службы школы.

На эти службы возложены следующие обязанности:

– отслеживание уровня психического и психологического развития учащихся;

– коррекция поведения учащихся «группы риска»;

– оказание психологической помощи учащимся, имеющим трудности в обучении и общении;

– своевременное выявление социально дезадаптированных семей и оказание психологической поддержки.

Сегодня школа работает над проблемой содержания образования с учетом программы «Здоровье».

В нашей школе проделана определенная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий и решению других важных задач по воспитанию, развитию и оздоровлению школьников в рамках осуществления работы по реализации программы «Здоровье».

Осуществляемая работа положительно влияет на успешность обучения в школе:

– повышен уровень успеваемости, сведен к минимуму процент второгодников;

– улучшено качество обучения. Так, по итогам аттестации за прошлый учебный год качество обучения, по сравнению с предыдущим годом, по математике в девятых классах улучшилось на 5 %, повышено качество знаний по географии. Итоговые экзамены по русскому языку, литературе, истории, биологии, английскому языку показали подтверждение годовых оценок;

– повышен уровень мотивации на обучение. По сравнению с прошлым учебным годом значительно увеличилось количество учащихся, участвующих в олимпиадах школы, района и региона. Есть призеры и победители;

– постоянно повышается психолого-педагогическая компетентность преподавателей. В этом учебном году курсовую переподготовку уже прошли ____ учителей.

Также выстроена комплексная работа по повышению физической активности и уровня физической подготовленности учащихся. Спортивные залы нашей школы отремонтированы и оснащаются комплектами оборудования и спортивного инвентаря, необходимого для полноценных занятий физической культурой. Увеличивается процент детей с высоким уровнем физической подготовленности. Ученики всегда принимают активное участие во всех спортивных соревнованиях района и нередко занимают итоговые (призовые) места.

Для дальнейшей активизации этой работы и приведение в систему необходимо подумать о школьном конкурсе «Лучший спортсмен школы».

Педагогами школы четко учитываются основные компоненты здоровьесберегающей деятельности в области охраны и укрепления здоровья детей:

– создание условий для благоприятного роста и развития детей в соответствии с Санитарными правилами и нормами (СанПиН), введенными в действие с сентября 2003 года;

– использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

– совершенствование физического воспитания, учитывающего возрастно-половые особенности, состояния здоровья школьников и гигиеническое воспитание родителей;

– рациональный подход к организации дополнительного образования;

– формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, привитие устойчивых навыков безопасного поведения, снижении поведенческого риска, представляющего опасность для здоровья.

Главное условие здоровьесбережения – это использование СанПиН, привидение в соответствие с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы: мебели, режима освещения, проветривания помещений, режима работы школы (школа работает в одну смену), учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, педагогических технологий, психологического комфорта, разового бесплатного питания учащихся определенных групп, 20-минутные перемены, 3 урока физической культуры в классах седьмого вида. За 20-минутную перемену дети получают полноценный отдых, возможность побывать на свежем воздухе, что положительно сказывается на состоянии здоровья детей. Следует отметить, что немаловажное влияние на моральное и физическое здоровье школьников оказывает и окружающая обстановка учебных комнат.

Интеграция образовательного и оздоровительного процессов обеспечивает более высокое качество образования всех детей, в том числе больных или ослабленных после болезни. Многие педагогические сотрудники школы интегрируют здоровьесберегающие технологии в учебный процесс.

Здоровьесберегающие технологии предполагают распределение видов двигательной деятельности по ступеням:

н а ч а л ь н а я   ш к о л а: двигательная активность, гимнастика для рук, гимнастика для глаз;

с р е д н я я  и  с т а р ш а я   ш к о л а: двигательная активность, упражнения на снятие статического напряжения с позвоночника и улучшение кровообращения, совершенствование координации движения, упражнения на снятия напряжения;

д л я   в с е х   у ч а щ и х с я   ш к о л ы – разнообразие форм и методов работы.

Для учета возрастно-половых особенностей и состояния здоровья школьников применяется деление класса на уроках физической культуры на мальчиков и девочек и группу ЛФК.

Определению групп здоровья учащихся и физкультурных групп помогает проведение диспансеризации всех учащихся на базе школы.

По результатам проведённого мониторинга здоровья процент болеющих в межсезонье ОРЗ и инфекционными заболеваниями снизился с 37 % до 18 %.

Формирование навыков ЗОЖ ведётся средствами всех предметов. Высокой результативности уроков способствуют интересные формы работы: уроки-сказки, викторины, дискуссии, суды, словарные диктанты, изложения, сочинения, задачи и т. д.

Уроки физкультуры проводятся с учетом возрастно-половых, индивидуальных особенностей школьников, данных ежегодных углубленных медосмотров учащихся. Организованы занятия с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной группе. Для организации занятий используются два спортзала, стадион.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся введен факультатив «Здоровый образ жизни», ведутся уроки основ безопасности жизнедеятельности.

Привитие интереса к ЗОЖ осуществляется и через внеклассную работу. Систематически проводят классные часы по обозначенной проблеме.

Работают спортивные секции (4–11 классы). Основные критерии внеклассной работы – регулярное массовое участие школьников в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях: Днях здоровья, спортивных праздниках, Днях защиты детей. Для усиления оздоровительного эффекта, снятия переутомления ежегодно организуется работа школьного оздоровительного лагеря, в первую очередь путевками в лагерь обеспечиваются дети с ослабленным здоровьем, из многодетных и малообеспеченных семей. Школа принимает участие в международных акциях: День Земли (начальная школа совместно с ДОУ), Всемирный день охраны окружающей среды (под руководством валеолога и учителя географии), «Разговор о правильном питании» (1–3 классы), «Белозубая улыбка» (1 классы). Обеспечивается проведение конкурса плакатов и рисунков «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной».

Образовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания. Большую часть дня (более 70 %) учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.

Основной гипотезой, выдвинутой при построении образовательной системы, является утверждение, что психическое и умственное развитие ребенка непосредственно связано с периодами его биологического развития.

Успешная работа нашего педагогического коллектива по формированию адаптивной образовательной системы (АОС), структурированию воспитательного процесса позволила провести анализ итогов, показать правильность выдвинутой гипотезы, наличие больших возможностей адаптивной образовательной системы в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Всю работу по организации образовательного процесса мы согласуем с решением вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья учащихся, как наиболее значимых на современном этапе развития общества.

3. Просмотр видеофрагментов уроков и внеклассных мероприятий, работы логопедической, психологической, медицинской и валеологической служб школы и обсуждение.

Пример представления видеосюжетов

Уважаемые коллеги, вам предлагается посмотреть видеосюжеты фрагментов уроков, консультаций психолога и педагогов, занятий логопеда, стоматолога, валеолога, выступление агитбригады по правилам поведения на улице. Это – иллюстрация части той огромной работы, которая называется «Технология здоровьесбережения учащихся».

С ю ж е т ы:

1) Консультация родителей будущего первоклассника (работа психолога).

2) Консультация родителей учащегося, имеющего проблемы в обучении по какому-либо предмету (работа учителя-предметника).

3) Утренняя гимнастика перед первым уроком, физкультминутки (упражнения для туловища, пальцев, глаз) в начальной школе.

4) Занятие логопеда.

5) Работа медицинских работников школы: стоматолога (программа «Белозубая улыбка»), медицинский осмотр.

6) Уроки «Окружающий мир».

7) Внеклассная работа: выступление лекторской группы о вреде курения, подготовленная валеологом.

8) Выступление ребят из кружка юных друзей милиции (ЮДМ).

4. Работа творческих групп.

1) Разработка проектов положений о школьных конкурсах.

Проект положения об общешкольном конкурсе

«Самый здоровый класс»

I. О б щ и е   п о л о ж е н и я. Школьный конкурс «Самый здоровый класс» проводится ежегодно для всех классов. Участвовать в нем на добровольных началах могут все учащиеся класса, классный руководитель, а также родители.

Конкурс проводится с 1 сентября по 20 мая.

II. Ц е л ь: содействовать формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.

III. З а д а ч и   к о н к у р с а.

1. Привлечь максимально возможное количество учеников и их родителей к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности.

2. Обучить детей и взрослых методам и приемам организации активного отдыха.

3. Пропагандировать в школьном сообществе здоровый образ жизни.

IV. О р г а н и з а ц и я   к о н к у р с а.

1. Общешкольный конкурс «Самый здоровый класс» проводится в течение всего учебного года.

2. Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующие критерии оценки:

– участие класса в общешкольных спортивно-оздоровитель-ных мероприятиях – 10 баллов (за каждого участника);

– привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни – 10 баллов;

– организация классом внеклассных спортивно-оздорови-тельных дел для учащихся других классных и школьных коллективов – 20 баллов;

– выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет, в которых пропагандируется здоровый образ жизни – 15 баллов;

– организация походов, экскурсий, прогулок – 5 баллов;

– участие в спортивных секциях, кружках (туристических, народного, эстрадного, бального танца) – 5 баллов (за каждого ученика);

– организация в классе ежедневной утренней зарядки –
5 баллов;

– наличие у учащихся вредных привычек – вычитается 10 баллов (за каждого ученика).

Проект положения об общешкольном конкурсе

«Спортсмен года»

I. О б щ и е   п о л о ж е н и я.

Школьный конкурс «Спортсмен года» проводится ежегодно Советом старшеклассников с целью выявления лучших спортсменов школы. Его участником может стать любой ученик или ученица школы со 2 по 11 класс. Участвующие в конкурсе должны вести здоровый образ жизни и не иметь вредных привычек.

II. З а д а ч и   к о н к у р с а.

1. Популяризация занятий спортом среди учащихся.

2. Повышение спортивного мастерства школьников.

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

III. О р г а н и з а ц и я   к о н к у р с а.

1. Конкурс проводится с 1 сентября по 15 мая.

2. Жюри подводит итоги каждый месяц. В состав жюри конкурса входят учителя физической культуры, члены Совета старшеклассников, представитель ДЮСШ, заместитель директора школы по воспитательной работе.

3. При определении победителей учитываются следующие показатели:

• получение отличной оценки по физической культуре в (четверти, полугодии) – 10 баллов;

• сдача нормативов по общей физической подготовке на «5» – 10 баллов и на «4» – 8 баллов;

• участие в спортивных состязаниях:

– в школьных соревнованиях – 5 баллов;

– в городских, районных соревнованиях – 10 баллов;

– в областных соревнованиях – 15 баллов;

• посещение занятий в спортивных секциях – 5 баллов.

4. П о д в е д е н и е   и т о г о в  проводится в конце каждого месяца.

Результаты записываются в «Книжку участника конкурса» и отражаются на стенде общешкольной газеты в разделе «Спортивные достижения».

IV. Н а г р а ж д е н и е   победителей конкурса. Победители конкурса награждаются почетными грамотами и ценными подарками, а участникам, занявшим второе и третье места, вручаются грамоты и памятные призы.

2) Р а з р а б о т к а   т е м а т и к и   к л а с с н ы х   ч а с о в  по формированию здорового образа жизни.

Примерная тематика классных часов и бесед по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового
образа жизни

1–4 классы

Ц и к л   б е с е д  по теме «Гигиена школьника»:

1) «Чтобы зубы не болели».

2) «Беречь глаз как алмаз».

3) «Да здравствует мыло душистое».

4) «О хороших привычках».

5) «Умеем отдыхать».

6) «Загадки доктора Неболита».

7) «Ты и телевизор».

8) «ТВ + здоровье».

9) «Твой режим дня».

10) «Не видать грязнулям счастья».

11) «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение».

Ц и к л   к л а с с н ы х   ч а с о в:

– «Как уберечь себя от беды»;

– «Наше здоровье в наших руках».

И н с т р у к т а ж и  по предупреждению травматизма: правила дорожного движения, правила поведения на уроках физкультуры, правила техники безопасности при работе с химическими элементами и др.).

З а н я т и я  по профилактике вредных привычек.

5–7 классы

Ц и к л   б е с е д   по теме «Гигиена школьника»:

1) «Здоровые привычки – здоровый образ жизни».

2) «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

3) «Кто наши враги».

4) «О спорт, ты мир».

5) «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».

7) «Режим питания».

8) «Вредные привычки и их преодоление».

9) «Пока горит свеча».

10) «Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек».

11) «Бросай курить – ты уже не маленький».

12) «Память: как ее тренировать».

13) «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека».

14) «Сотвори сам себя».

15) «Нет наркотикам».

16) «О ВИЧ-инфекции».

З а н я т и я   по профилактике вредных привычек.

8–11 классы

Ц и к л   б е с е д  по теме «Гигиена умственного труда»:

1) «Зависимость здоровья человека от окружающей среды».

2) «Вредные привычки и здоровье человека».

3) «Здоровье человека XXI века».

4) «Гармония тела и духа».

5) «Кушайте на здоровье».

6) «Прелести “свободной любви”».

7) «Умение управлять собой».

8) «Крик о помощи».

9) «Прощайте, наркотики!».

З а н я т и я   по профилактике вредных привычек.

3) Р а з р а б о т к а  тематики родительских собраний по пропаганде здорового образа жизни.

Примерная тематика родительских собраний

по проблеме формирования здорового образа жизни

1) «Здоровье ребенка в руках взрослых».

2) «Здоровая семья: нравственные аспекты».

3) «На контроле здоровье детей».

4) «Режим труда и учебы».

5) «Физическое воспитание детей в семье».

6) «Алкоголизм, семья, дети».

7) «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека».

8) «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности».

9) «Вредные привычки у детей».

10) «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу».

11) «Вопросы, которые нас волнуют».

12) «Эти трудные подростки».

13) «Взрослые проблемы наших детей».

14) «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования».

15) «Курение и статистика».

16) «Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф».

17) «Наркотики в зеркале статистики».

18) «Социальный вред алкоголизма».

19) «Психология курения».

20) «Нецензурная брань – это тоже болезнь».

5. Проект решения педсовета.

– Признать работу педагогического коллектива по проблеме «Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников» удовлетворительной.

– Изучить на заседаниях МО позитивный опыт работы учреждений образования России по использованию здоровьесберегающих технологий в УВП.

(Апрель – май; ответственные: заместитель директора по УВР, председатели МО.)

– Осуществить глубокий и детальный анализ опыта работы педагогов школы по применению в УВП здоровьесберегающих технологий.

– Проводить работу с учащимися, родителями по обязательному ношению сменной обуви.

(Май; ответственные: заместитель директора по УВР, руководители МО, учителя начальных классов.)

– Расширить сеть спортивных секций на базе МОУ СОШ.

– Разработать систему коллективных творческих дел, способствующих устранению вредных привычек в ученической среде (Дни здоровья, конкурсы плакатов, рисунков, сочинений по тематике).

(Май; ответственные: заместители директора по BP, по УВР, руководители МО, классные руководители, валеолог, учителя физической культуры.)

–        Вести целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и по профилактике вредных привычек.

(В течение года; ответственные: заместитель директора по ВР, валеолог.)

– Осуществить дооборудование школьных спортивных залов и спортплощадки; приобретение новой мебели для классов 1-й ступени.

(В течение года; ответственные: администрация школы, МО учителей начальных классов, МО учителей начальной школы.)

– Проводить мониторинг состояния здоровья учащихся.

(Ежегодно; ответственные: логопед, психологи, валеолог, фельдшер, классные руководители.)

– Продолжить работу по программе «Разговор о правильном питании» в классах 1-й ступени.

(В течение учебного года; ответственные: зам. директора по УВР, МО учителей начальных классов.)

– Утвердить положение о школьных курсах «Самый здоровый класс», «Лучший спортсмен школы», тематику классных часов для 5–7, 8–11 классов и тематику родительских собраний по формированию здорового образа жизни. Осуществлять работу по данным программам в течение учебного года.

(Ответственные: заместитель директора по ВР, учителя физической культуры, классные руководители.)

– Разработать систему занятий антистрессовой пластической гимнастикой и занятий по релаксации для учащихся 1-й ступени, посещающих ГПД.

(Сентябрь следующего учебного года; ответственные: заместитель директора по УВР, МО учителей физической культуры, психолог, валеолог.)

– Соблюдать тепловой и световой режимы в МОУ СОШ.

– Активизировать работу по внутреннему озеленению школы.

(В течение года; ответственные: администрация школы, МО учителей естественно-физического цикла.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта Занятия спортивным туризмом, как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников

Обобщение педагогического опыта работы учителя по физической культуре, где раскрыта актуальность, преспективность, ведущая педагогическая идея пименения спортивного туризма в урочной и внеурочной рабо...

Укрепление здоровья школьников - ведущий аспект педагогической деятельности.

Проблема здоровья школьников выходит на первый план задач любой школы и нашей в том числе. По данным исследований ученых до 30% детей, приходящих в школу, уже имеют хронические заболевания. Во в...

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников

Здоровьесберегающее пространство школы - это территория грамотной, комплексной и неустойчивой заботы каждого о своем здоровье и здоровье другого....

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и...

"Педагогические условия для сохранения здоровья школьников"

Доклад на заседании педагогического совета...

Методическая разработка "Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования".

Данный материал посвящён организации учебно-воспитательной работы в условиях школы-интерната на базе СДЮСШОР по хоккею с шайбой, а также внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный проц...

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников.

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников...