К вопросу о взаимодействии учреждений основного и дополнительного образования
статья на тему

Мазник Александр Феодосиевич

Автором предложена классификация форм кооперирования учреждений основного и дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie-statya-2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу о взаимодействии учреждений основного и дополнительного образования

А.Ф. Мазник

Современная управленческая практика в системе образования осуществляется в условиях постоянно меняющейся, многообразной социальной среды. В соответствии с меняющейся социальной средой происходят значительные изменения во внутреннем функционировании и во внешнем взаимодействии образовательных учреждений.

Анализ показывает, что традиционные формы взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования обычно четко не формализованы. Декларируемое сотрудничество ради решения общих задач обучения, воспитания и развития зачастую означает, что между учреждениями наблюдается, может быть, даже очень интенсивная, но совершенно бессмысленная чехарда согласований. И на судьбе ребенка те возможности, которые предоставляет это взаимодействие, сказываются не лучшим образом. Его либо рано специализируют, и он, отбрасывая все другие дисциплины, начинает очень здорово, скажем, участвовать в олимпиадах по математике, либо у него появляется сфера дополнительных интересов, которые отрезаны от школы.

Но в любом случае и на любом уровне при этом не происходит главного - не появляется новый предмет совместной деятельности, направленной на достижение общей для участников образовательной цели.

 Наши исследования показали, что реальными показателями взаимодействия образовательных учреждений являются долгосрочность (неоднократность) связей, их непосредственная направленность на предоставление образовательных услуг, совместная или технологически связанная деятельность с целью экономии затрат, усовершенствования педагогических технологий, повышения производительности труда, качества и эффективности образовательного процесса. При этом кооперационное сотрудничество распространяется как на сам педагогический процесс, так и на связанную с ним деятельность, например, на маркетинг образовательных услуг.

В ходе исследования нами была предпринята попытка классифицировать отношения кооперации между учреждениями общего и дополнительного образования. Подход к предлагаемой классификации основан на том, что отношения кооперации для любых субъектов должны группироваться по двум признакам: по поводу чего возникают эти отношения (вид кооперации) и каким образом они оформляются (форма кооперации).

Под видом кооперации, при этом, понимается совокупность взаимоотношений по поводу реализации интересов субъектов кооперации, связанных с совместным использованием какого-либо вида ресурсов или совместным ведением образовательной деятельности. Формой кооперации, на наш взгляд, следует считать способ организационного и юридического оформления отношений между субъектами кооперации.

Изучение состояния кооперации в системе образования позволили определить следующие виды этой кооперации: кооперацию труда, кооперацию в использовании основных средств; кооперацию в использовании финансовых ресурсов; полную кооперацию.

Все описанные виды кооперации могут быть реализованы в любой форме, соответствующей Гражданскому кодексу Российской Федерации. На практике отношения кооперации в системе образования наиболее часто оформляются через систему договоров, имеющих юридическую силу. Среди форм кооперации учреждений образования можно выделить:

  • предоставление лицензий и (или) педагогического опыта, а также знаний;
  • подряд;
  • совместные проекты;
  • совместные модульные образовательные программы.

Приведенное распределение является довольно условным и далеко не исчерпывает всего разнообразия форм кооперации учреждений образования, которые используются в зависимости от конкретных целей и интересов партнеров, их возможностей и потребностей, специфики реализуемых образовательных программ. К тому же в различных соглашениях о той или иной форме кооперирования часто содержатся отдельные элементы других форм.

Предоставление лицензий, опыта и знаний. Эта форма сотрудничества лишь условно может рассматриваться как форма кооперации, поскольку в этом случае не гарантируется установление непосредственных постоянных связей между партнерами. Подобные соглашения перерастают в кооперационные при условии налаживания совместного образовательного процесса.

 Подряд — это наиболее простая, начальная форма кооперации, при которой подрядчик обязывается выполнять определенные работы в соответствия с заданием своего партнера по кооперации, его заказом и по его спецификации. Общей чертой соглашений данного вида кооперационного сотрудничества является короткий срок их действия — большинство из них включают в себя краткосрочные обязательства, которые ежегодно возобновляются. В целом кооперационное сотрудничество на основе простых подрядных отношений следует рассматривать как переходный этап к более сложным формам сотрудничества, например к таким, как совместное производство.

Кооперационное сотрудничество в форме совместных проектов представляет собой сотрудничество двух или более сторон для реализации проекта (соответственно двухстороннего или многостороннего) как в интересах партнеров по кооперированию, так и для его выполнения по заказу любой другой стороны.

Совместные проекты могут осуществляться в различных организационных формах: на чисто договорных принципах или путем объединения на основе консорциума и т.п. Характерной особенностью кооперационного сотрудничества по реализации совместных проектов является долговременность взаимодействия партнеров, базирующаяся на взаимной заинтересованности в результате выполнения совместного проекта. Основным недостатком вышеозначенной формы сотрудничества является сложность координации между действиями партнеров, как на стадии переговоров, так и на стадии реализации проекта.

Совместные модульные образовательные программы  предусматривают разработку каждым партнером определенного количества компонентов для реализации конечного продукта (образовательной программы) в учреждении одного или обоих партнеров. Предпосылкой для успешного осуществления этой формы сотрудничества служит решение вопросов стандартизации, унификации и типизации отдельных модулей. Оно сопровождается, как правило, большим объемом взаимных обязательств и ведет к большей взаимозависимости и большей взаимосвязи партнеров. Часто подобное сотрудничество распространяется и на разработку технических условий на указанные компоненты, распределение их реализации между партнерами с установлением объема и специфики образовательных услуг. В этом случае сотрудничество должно быть строго сбалансировано на основе специализации.

При договоренности партнеров по кооперации о совместной реализации образовательных программ, такая кооперация приобретает форму научно-производственно-сбытовой. Сотрудничество в такой форме отображает комплексный подход к решению проблем развития системы образования, при котором должны быть увязаны в одну систему все этапы образовательного процесса от научного поиска до реализации образовательных услуг.

Как показывает опыт кооперирования, потенциальную угрозу сотрудничеству представляет, главным образом, неодинаковая степень взаимозависимости партнеров по кооперации. Более уязвимым является тот партнер, который имеет большую степень зависимости. Понятно, что совсем избавиться от зависимости партнеров один от другого невозможно, в то же время нейтрализация отрицательной составляющей процесса кооперирования является реальной задачей и решаться она может за счет, прежде всего, обретения равноправия в отношениях между ними. Для обеспечения успешного взаимодействия образовательных учреждений необходимо избирать такие формы кооперирования, которые бы базировались на следующих принципах:

  • равноправный и долговременный характер отношений между партнерами по сотрудничеству;
  • справедливое распределение рисков между участниками кооперирования;
  • совместная заинтересованность партнеров в достижении конечных результатов сотрудничества.

Приведенным принципам кооперации, на наш взгляд, более всего отвечает кооперирование в таких формах, как сотрудничество на основе совместных проектов и совместных модульных образовательных программ.

Рассмотрим конкретный опыт проектирования взаимодействия общего и дополнительного образования как педагогического условия профессионального самоопределения старшеклассников.

Анализ возможностей школ приводит нас к выводу, что в условиях ограниченности ресурсов  эффективная организация профильного обучения возможна, прежде всего, при условии целенаправленной и организованной кооперации ресурсов образовательных учреждений.

Таким образом, актуальным становится поиск новых управленческих моделей, представляющих, в определенной степени, альтернативу действующей вертикальной иерархической системе управления. Одной из таких новых моделей может стать модель сетевого взаимодействия субъектов образования и адекватная ей система управления.

Пример тому - проектируемая в Сочи «Сетевая профильная школа». Участники проекта: средние общеобразовательные школы № 4, № 77, Внешкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профориентации учащихся Центрального района, Центр экономического образования школьников.

В основе проекта - реализация совместной модульной образовательной программы  на основе специализации, что дает возможность более полно использовать мощности, повышать конкурентоспособность предоставляемых услуг, сокращать затраты. Однако практика свидетельствует о том, что достижение соглашений с высокой степенью специализации партнеров является сложным и долговременным процессом, который требует четкого определения обязанностей сторон, согласования нормативов, сроков, процедур учебно – воспитательного процесса, контроля качества, порядка урегулирования расхождений, а также координации управленческих действий.

Так как централизованное управление этими процессами неэффективно, возможным способом  управления должно стать управление, основанное на сетевом взаимодействии субъектов педагогической практики.

Понятие “сетевого взаимодействия” с одной стороны вырабатывается в процессе эксперимента, с другой стороны первоначально основывается на принципах:

  • принцип преимущественно горизонтального (а не иерархического) коммуникационного и кооперационного взаимодействия участников сети;
  • принцип партнерства равноправных и независимых участников сети;
  • принцип открытости и общедоступности определенных ресурсов участников сети как для других участников сети, так и для профессионального сообщества.

Поскольку сеть фактически решает некоторые задачи, стоящие перед органами управления, в условиях сетевого взаимодействия становится возможными делегирование органами управления и распределение ряда управленческих функций, полномочий и ресурсов между членами сети.

Эксперимент по становлению сетевого взаимодействия значим и для системы образования в целом, поскольку предполагает:

  • появление фрагментов системы образования, работающих по сетевому принципу, апробирующих новый принцип управления развитием;
  • появление ясных, общественно принимаемых представлений о содержании и механизме диверсификации и делегирования управленческих процедур;
  • оценку значимости и выработка возможного механизма тиражирования сетевого способа взаимодействия в управлении образованием;
  • поиск и оценку способов увеличения ресурсов, как системы образования, так и отдельных образовательных учреждений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Основное и дополнительное образование детей в общеобразовательных учреждениях.

:      Практические рекомендации по организации работы методического объединения учителей технологии в образовательном учреждении....

Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся

Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемле­мая составляющая качественного общего образования в современ­ных условиях. Раз...

«Взаимодействие основного и дополнительного образования по созданию условий, способствующих развитию одаренности ребенка в области иноязычного образования»

В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей в систему образования в качестве одного из её звеньев введено дополнительное образование. К нему отнесены образовательные про...

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДДТ "ОРАНИЕНБАУМ" СО ШКОЛОЙ

В статье описана модель взаимодействия учреждения дополнительного образования с общеобразовательной школой. Раскрыты цели и задачи совместной работы, направления деятельности. Представлен результат ин...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

До недавнего времени школьная и внешкольная педагогика существовали в лучшем случае параллельно, а в худшем – действовали в расходящихся направлениях.В последнее время ситуация меняется. В ряде ...