Сценарий педагогического совета "От мотивации учителя к мотивации ученика"
методическая разработка

Поздеева Ирина Владимировна

Современные психологи и педагоги считают, что одной из главных проблем современной школы является проблема снижения мотивации к обучению, что, в первую очередь, видно по снижению таких показателей, как качество знаний и успешность усвоения (обучающиеся на «2»).

 

Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе  тягу к знаниям имел, в первом полугодии (к декабрю) мы теряем еще 20%.

         Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня. Возникает резонный вопрос: почему не хотят? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.  Игра «Ситуация успеха» (на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»)

Для начала я хочу предложить вам участие в одной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как педагог, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

  Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?

2. Просмотр клипа (мультфильма) «Буревестник» (9 мин.)

Получился урок?

Почему не получился?

Какие методы использовал учитель?

Как активны были обучающиеся?

Какие педагогические ошибки мы здесь увидели?

Таким образом, мы видим, что урок не получился, потому что не были продуманы приемы учебной мотивации.

Тема нашего педагогического совета:………

Плохо человеку,

Когда он один.

Горе одному,-

Один не воин.

А наших объединений – это плечи семи,

Друг другу прижатые туго!

В общем, вы – спинной хребет нашей гимназии

Выступление МО – домашнее задание

Вопросы для подготовки МО:

  1. Когда педагогу неинтересно учить?

  1. Когда воспитаннику неинтересно учиться?

Современные психологи и педагоги считают, что одной из главных проблем современной школы является проблема снижения мотивации к обучению, что, в первую очередь, видно по снижению таких показателей, как качество знаний и успешность усвоения (обучающиеся на «2»).

Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе  тягу к знаниям имел, в первом полугодии (к декабрю) мы теряем еще 20%.

         Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня. Возникает резонный вопрос: почему не хотят? 

Педагоги и психологи выделяют три типа неуспевающих:

Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению (хочу, но не могу)

Второй: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению (могу, но не хочу)

Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению (не могу  и не хочу)

Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна?

Школьники из первой группы добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине (низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности, это те,  у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, неразвитость памяти, отсутствие концентрации внимания), а, следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы, в формировании приемов познавательной деятельности. Другой пример. После уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю видимость борьбы за успеваемость.

Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться.

В настоящее время основная  мера преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем часто она используется для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание.

– Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Исследования показывают, что учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся этой группы в начинается с воспитательной работы. Данные ребята привлекаются к участию во внеурочной деятельности в подготовке школьных вечеров, “КВНов”; участию в интеллектуальных конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Золотое руно”, “КИТ”, “Человек и общество” и др. Это повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным предметам.

А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки”.

Учителя, пытаясь ответить на вопрос «Почему дети не хотят учиться?», называют обычно: перегрузка, неинтересно, телевидение — круче, просто лень; трудно; не умеют; не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем. Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.

Хочу прочитать высказывания практических психологов:

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен

«Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей». Т.Д. Дубовицкая.

 И именно мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние (поощрения, наказания).

Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:

  • неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
  • невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием,
  • неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом:
  • особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания мотивации учащихся.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя.

Тем более, что это одна из форм, доступных нам с вами.

Вспомните, на одном из педсоветов - «Анализ уроков с позиций ФГОС», мы анализировали анкетирование педагогов и посещенные уроки по овладению технологиями системно-деятельностного урока. Было выяснено, что самым сложным этапом оказался мотивационно-целевой, потому что он требует определенного творчества от педагога.

(на слайде)

Борис Пастернак

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Печально, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

И надо жить без самозванства –

Жить так, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Работа в группах

Итак, групп у нас 6. Это - «Администрация», «Родители», «Учащиеся», «Учителя начальной школы», «Учителя среднего звена», «Учителя старшего звена».

Задание для «началки»: Ученики 11 класса часто пропускают уроки, консультации по подготовке к ЕГЭ. Как их заинтересовать?

Задание для среднего звена: Дети 2 не любят уроки русского языка. Смотивируйте их на то, чтобы они посещали уроки с желанием хорошо работать.

Задание для старшего звена: Ученики 7 класса не любят урок физики, посещают его вынужденно. Оценки за четверть практически у 89% «3». Попробуйте их смотивировать на то, чтобы они с интересом ходили на занятия и в дальнейшем могли повысить уровень качества своих знаний.

Задание для родителей: Ваш ребенок не хочет идти в школу, каждый раз придумывает причины, чтобы остаться дома. Заинтересуйте его так, чтобы он с удовольствием посещал школу каждый день.

Задание для учащихся: Ваш одноклассник плохо учится, мешает вам на уроках, потому что ему неинтересно. Вас такая ситуация не устраивает. Пожалуйста, смотивируйте вашего одноклассника на успех. Сделайте так, чтобы он полюбил учебу.

Задание для администрации: Один из ваших учителей ходит на работу как на Голгофу. Попробуйте смотивировать его так, чтобы без привлечения дополнительных денежных расходов с вашей стороны этот учитель начал работать с небывалым энтузиазмом.

Выступления групп

Экспериментальное изучение потребностей и мотивов было начато в отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и продолжено его учениками ( Божович Л.И., Элькониным  Д.Б. , А.В. Запорожцем,  В. Мануйленко,  М. Истоминой,   И. А. Зимней и др.).

       Интерес к этой проблеме возник у Леонтьева в связи с его работой по теории развития человеческого сознания. В своей концепции Леонтьев выделил в качестве единицы человеческого сознания «смысл», который он определяет как отражение в голове человека объективного отношения того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено.

Внешние мотивы: это широкие социальные мотивы долга, ответственности перед родителями, обществом.

Узко личные мотивы - учёба ради лидерства, престижа, стремление получать хорошие отметки.

Учеба как вынужденное поведение

Как привычное функционирование

Учеба ради лидерства и престижа

Стремление оказаться в центре внимания

Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения.

Надо сказать, что поведение человека довольно часто определяется преимущественно внешними причинами.

Наилучший путь выявления характера мотивации – это искренний ответ на такой вопрос: «Будете ли вы заниматься этим делом (самообразованием, танцами, посещение педсоветов и т.д.), если в будущем вас не будет ждать ни какое-либо поощрение за его выполнение, ни наказание за его невыполнение?» Если вы честно признаетесь себе, что не станете заниматься данным конкретным делом на таких условиях, то ваша мотивация является внешней.

Мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности.

Причины снижения внутренней мотивации у подростков:

 1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Психологами установлено, что в 5-6 классах преобладает социальный мотив учения, т.е. мотив ответственности перед родителями, классом, учителем; в 7 классах и 8-х - социально- познавательный, т.е. ещё и желание узнать новое, проявить себя; в 8 классах – стремление проникнуть в суть явлений, получить развитие в ходе учения.

Однако вызывает тревогу то обстоятельство, что у подростков нередко снижается общий интерес к учению, к школе. Наибольшее падение интереса к учебным предметам приходится на 5 и 7 классы. Школа перестаёт быть для ученика центром его духовной жизни. Это возникает на почве своеобразного «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые побуждали ребёнка к учению в начальных классах (интерес к пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения как общественно значимой деятельности), уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы.

Обстоятельства, объясняющие снижение интереса к учению у учащихся основного  уровня образования

1)     Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности.

Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет – и находит - во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем школьные занятия.

2)     Наконец, отношение подростка к учению, никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения с взрослыми и сверстниками.

3)     Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если:

учителя средней школы используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;

когда преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание не дом);

когда универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;

изучение нового материала приходится нередко на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;

как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;

требования, предъявляемые учителем к ученику, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

4)     Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном счёте, к управлению ими.

Остается вопрос: «Как стимулировать внутреннюю мотивацию?»

Частично на этот вопрос вы ответили, работая в группах.

Хочу обратить ваше внимание на слова американского философа  Г.Оверстрита: «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания».

Вывод: Опирайтесь на желания!

Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя.

Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.

Решению этой задачи способствуют технологии системно-деятельностного подхода. Следовательно, нам постоянно придется обращаться к приемам формирования мотивации.

Рефлексия.

Притча от К.Ушинского

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий начищенный.
Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:
- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:
- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

Всем желаю быть в постоянном поиске! «Не ржаветь», а искать новые приемы, методы, если хотите «хитрости» для повышения, формирования и развития внутренней мотивации как своей, так и у обучающихся!

Проект решения:

  1. Включить в план работы методических объединений на 2018-2019 уч.г. вопросы обобщения педагогического опыта учителей по использованию различных приемов мотивации при преподавании своих предметных дисциплин.

Срок: 2018-2019 уч.г.                                          Ответственные: зам. директора по УВР, зав. МО

  1. С целью изучения и обобщения педагогического опыта по развитию мотивационной сферы учащихся каждому методическому объединению разработать и провести мастер-класс в рамках предметной декады.

Срок: 2018-2019 уч.г.                                          Ответственные: зам. директора по УВР., зав. МО



Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Красногорская гимназия ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ОТ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ К МОТИВАЦИИ УЧЕНИКА В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС »

Слайд 2

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её. Е сли же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом ”. Древние мудрецы (просмотр мультфильма «Буревестник»)

Слайд 3

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «ОТ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ К МОТИВАЦИИ УЧЕНИКА В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС » ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Слайд 4

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Плохо человеку, Когда он один. Горе одному,- Один не воин. А наших объединений – это плечи семи, Друг другу прижатые туго! В общем, вы – спинной хребет нашей гимназии Выступление МО –домашнее задание Когда педагогу неинтересно учить? Когда воспитаннику неинтересно учиться?

Слайд 5

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Одной из главных проблем современной школы является проблема снижения мотивации к обучению

Слайд 6

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Три типа неуспевающих : Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению (хочу, но не могу ) Второй: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению (могу, но не хочу ) Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению (не могу и не хочу)

Слайд 7

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению (хочу, но не могу ) Коррекционная работа - формирование приемов познавательной деятельности

Слайд 8

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Второй : высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению (могу, но не хочу ) У чащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Включение в познавательную деятельность через воспитательную, участие в социальных практиках и т.д.

Слайд 9

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Третий : низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению (не могу и не хочу) Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки”. Т.Е. ТАКИЕ ДЕТИ ТРЕБУЮТ СЕРЬЕЗНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Слайд 10

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен «Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей». Т.Д . Дубовицкая . И именно мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии.

Слайд 11

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы: познавательные; коммуникативные; эмоциональные; саморазвития; позиция школьника; достижения; внешние (поощрения, наказания).

Слайд 12

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Причинами снижения мотивации , зависящими от учителя, являются: неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием, неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом: особенности личности учителя, не всегда уделяют должного внимания мотивации учащихся.

Слайд 13

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя.

Слайд 14

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Борис Пастернак Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Печально, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. И надо жить без самозванства – Жить так, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. Работа в группах

Слайд 15

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Экспериментальное изучение потребностей и мотивов было начато в отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и продолжено его учениками ( Божович Л.И., Элькониным Д.Б. , А.В. Запорожцем, В. Мануйленко, М. Истоминой, И. А. Зимней и др.). Интерес к этой проблеме возник у Леонтьева в связи с его работой по теории развития человеческого сознания. В своей концепции Леонтьев выделил в качестве единицы человеческого сознания «смысл», который он определяет как отражение в голове человека объективного отношения того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено.

Слайд 16

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Мотив является внешним , если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. МОТИВЫ Мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности.

Слайд 17

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Причины снижения внутренней мотивации у подростков: 1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. 2. Отношение ученика к учителю. 3. Отношение учителя к ученику. 4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. 5. Личная значимость предмета. 6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивность учебной деятельности. 8. Непонимание цели учения. 9 . Страх перед школой.

Слайд 18

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Психологами установлено, что в 5-6 классах преобладает социальный мотив учения , т.е. мотив ответственности перед родителями, классом, учителем ; в 7 классах и 8-х - социально- познавательный , т.е. ещё и желание узнать новое, проявить себя; в 9 классах – стремление проникнуть в суть явлений, получить развитие в ходе учения.

Слайд 19

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Мотивационный вакуум»: те мотивы, которые побуждали ребёнка к учению в начальных классах (интерес к пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения как общественно значимой деятельности), уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы.

Слайд 20

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Обстоятельства, объясняющие снижение интереса к учению у учащихся средней школы. Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения. 2 ) Наконец, отношение подростка к учению, никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения с взрослыми и сверстниками. 3) Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если:  учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;  когда преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание не дом);  когда универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;  изучение нового материала приходится нередко на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;  как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;  требования, предъявляемые учителем к ученику, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности , возрастным и психологическим особенностям учащихся. 4) Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке. Ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Слайд 21

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Хочу обратить ваше внимание на слова американского философа Г.Оверстрита : « В основе нашего поведения лежат сокровенные желания». Вывод: Опирайтесь на желания!

Слайд 22

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Притча от К.Ушинского В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...

Интернет-ресурс как средство мотивации учителя и ученика

В данной статье хотелось бы поделиться некоторыми мыслями и идеями, как расширить границы учебного материала, как мотивировать обучающихся к изучению немецкого языка, а учителя к использованию с...

Педагогический опыт работы по теме Элементы проблемного обучения как метод и средство мотивации ученика при изучении математики"

в данной работе описан опыт применения технологии элементов проблемного обучения на уроках математики....

"Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития ребенка".(из опыта работы)

По данной теме я выступала на педсовете. Считаю, что мотивация является мощной двигательной силой в учебном процессе. В статье делюсь опытом работы....

Презентация "Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития ребенка"(из опыта работы)

На педагогическом совете школы я выступила с докладом по данной теме. В презентации приведены примеры на разных этапах обучения учащихся....

Мотивация ученика как педагогическое условие саморазвития ребенка на начальном этапе обучения

Разнообразные приемы организации занятий вызывают наибольший интерес у школьников в начальных классах , так как они приближают  речевую деятельность  к естественным нормам, помогают ра...

Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.

Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение челове...