Урок по теме: "Тригонометрические уравнения"
материал по алгебре (10 класс) по теме

Рыскина Ольга Петровна

Урок в 10 классе по алгебре и началам анализа по учебнику А.Г. Мордковича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trig_uravneniya.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Алгебра и начала математического анализа                                    10 класс

Тема «Тригонометрические уравнения»

Цель: учить решать тригонометрические уравнения

Задачи урока:

Образовательные - 1) разобрать два основных метода решения тригонометрических уравнений: метод введения новой переменной

и метод разложения на множители;

2) закрепить решения простейших тригонометрических уравнений

и два основных метода решения тригонометрических уравнений

Развивающие – развивать познавательный интерес учащихся,

развивать у учащихся способность к анализу, умению находить ошибки; познакомить обучающихся с историческим материалом.

Воспитательные – прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, наблюдательности, аккуратности. 

Тип урока: комбинированный (урок изучения новой темы)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: актуализация знаний, самостоятельная работа, использование проблемной ситуации

Межпредметные связи: история

Сохраняющие здоровье технологии: эмоциональный настрой, построение урока с учётом работоспособности обучающихся, физкультминутка.

Современные образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемное обучение, дифференцированное обучение.

Наглядные пособия:

Оборудование: компьютер, проектор, таблица «Тригонометр»,

 карточки.

План урока

Этапы занятия

Временная реализация

1.Организационный момент.

2 минуты

2. Актуализация знаний учащихся. Презентация.

8 минут

3.Изучение нового материала.

10 минут

4. Физкультминутка.

2 минуты

5. Выполнение заданий по теме.

16 минут

6.Домашнее задание.

2 минуты

7. Подведение итогов урока. Презентация ученика

4минуты

Ход урока:

I. Организационный  момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

  1. 4 ученика на месте на листочках (сильные уч-ся) решают простейшие тригонометрические уравнения, карточки прилагаются

       ( индивидуальная работа)

2) проверка домашнего задания № 18.1(в, г) - №18.5(в, г) – фронтально (вопросы учащихся, наличие д.р., проверка ответов)

3) двое учащихся у доски: решение уравнений вида , ( карточки прилагаются, задания аналогичные домашней работе)

 4)  устный счет (фронтально):

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайды с уравнениями поочерёдно появляются на экране)

а) найти ошибки в решениях тригонометрических уравнений: (создание проблемной ситуации – использование заданий с заведомо допущенными ошибками)

                                        
                        

Продолжение презентации

в) разложить на множители

                                

III. Изучение нового материала.

IV. Выполнение заданий по теме

1). Объявить тему и цель урока.

2). Дать определение тригонометрического уравнения.

3). Повторить решения простейших тригонометрических уравнений:

а) проверить работу двух учащихся на доске: решение уравнений вида ,        

б) устно вспомнить решения уравнений вида  

в) собрать индивидуальные задания

4). Разберем метод введения новой переменной. 

Методом введения новой переменной решаются те тригонометрические уравнения, которые представляют собой квадратные уравнения относительно какой-либо тригонометрической функции. Если в уравнение входят различные тригонометрические функции, то надо выразить их  через одну.

        а) Разбор учителем уравнения:

Т.к. 8 – (–1) + (–9)=0, то

        

        б) Решение уравнения на доске одним из учеников, остальные работают в тетрадях.

2sin²x – 5sinx + 2 = 0

Ответ: (-1)n arcsin1/2 + πk; (-1) π/6 + πk

        в) №18.8(в), самостоятельно на местах с последующей проверкой:

x =. π/2 + 2 πk, k Є Z, x = (-1)n arcsin 1/5 + πk, k Є Z

        г) № 18.9 (в) на доске.

Ответ: x = - arctg2 +πk, k Є Z, x = arctg 1/2 + πk, k Є Z

V.Минута отдыха.

Массаж ушных раковин.

Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели».

 Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против;

5) растирание ушей до ощущения «горения».

5). Разберем метод разложения на множители.

        а) Разбор учителем уравнения:

                

        б) № 18.13 (в) на доске с отбором корней        

Ответ: π/4,  5π/4

            № 373 (в) самостоятельно, один ученик на доске.        

Ответ:  

VI.Домашнее задание:

§18 стр.106 – 107; №18.6(б); №18.7(б); №18.8(б); №18.13(б)

Решить  тригонометрические   уравнения  (индивидуальные задания - карточки)

VII.Подведение итогов урока:

  1. контрольные вопросы:

- дать определение тригонометрических уравнений;

-назвать методы решения тригонометрических уравнений, разобранных на     сегодняшнем уроке.

- Как вы думаете, когда люди впервые столкнулись с  тригонометрическими   уравнениями ?

Презентация (выступление ученика с заранее приготовленным сообщением)

Ещё древнегреческие математики, используя элементы тригонометрии для решения прямоугольных треугольников, фактически составляли и решали простейшие  тригонометрические   уравнения  типа: sin x = a, где 0 < x < П/2 и |a| < 1.

      Исторически  учение о решении  тригонометрических   уравнений  формировалось с развитием теории  тригонометрических  функций, а также черпало из алгебры общие методы их решения. Как мы видим, часть  тригонометрических   уравнений  непосредственно решается  сведением  их к простейшему виду, иногда – с предварительным разложением левой части  уравнения  на множители, когда правая часть равна 0. В некоторых случаях удается произвести замену неизвестных таким образом, что  тригонометрическое   уравнение  преобразуется в «удобное» для решения алгебраическое  уравнение .

Учитель

 К сожалению, нельзя указать общего метода решения  тригонометрических   уравнений , почти каждое из них (кроме простейших) требует особого подхода.

«Мышление начинается с удивления», – заметил 2 500 лет назад Аристотель. Наш соотечественник Сухомлинский считал, что «чувство удивления – могучий источник желания знать; от удивления к знаниям – один шаг». А математика замечательный предмет для удивления.

Я надеюсь, что сегодняшний наш урок прошел для вас с пользой. Думаю, научившись бороться с трудностями при решении ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ  УРАВНЕНИЙ, вы сможете преодолевать любые жизненные трудности.

И да поможет вам Математика!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

Конспект урока по теме: ”Тригонометрические уравнения. Решение простейших тригонометрических уравнений вида sinx = a. “

Разобраны свойства функции sinx. Приведено решение уравнения sinx=a. Разобраны 4 примера....

Обобщенный урок по теме "Тригонометрические уравнения"

Обобщенный урок по теме "Тригонометрические уравнения"...

Разноуровневый урок по теме "Тригонометрические уравнения"

Конспект урока по систематизации знаний по теме "Тригонометрические уравнения", разноуровневые по уровню подготовленности группы учащихся...

план урока по теме "Тригонометрические уравнения", 10 класс (УМК Калягина)

план-конспект урока по теме "Тригонометрические уравнения" в 10 класс (УМК Калягин и др)...

Урок по теме: "Тригонометрические уравнения" 10 класс

Урок, позволяющий обобщить способы решения тригонометрических уравнений....

Урок по теме: Тригонометрические уравнения

Урок обобщения и закрепления знаний по теме: Тригонометрические уравнения 10 класс...


 

Комментарии

Рыскина Ольга Петровна

Комбинированный (урок изучения новой темы),с использованием современных образовательных технологий: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемное обучение, дифференцированное обучение.