Решение задач по математике
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему

Волкова Любовь Ивановна

Элективный курс для 11 класса ориентирован на подготовку к ЕГЭ. В приложении задачи можно по собственномц усмотрению заменять на задания из открытого банка задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор: Волкова Любовь Ивановна

учитель высшей категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Глебовская средняя общеобразовательная школа

Ржевского района

Тверской области

    Для дальнейшего обучения школьников в учебных заведениях после окончания средней школы необходимы более глубокие знания по математике, чем предусмотрено стандартом образования.  Поэтому возникает необходимость ведения данного курса.

    Основными идеями пронизывающими весь курс являются:

- ведущие принципы и методы решения алгебраических уравнений и неравенств остаются таковыми и для тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств;

- многие идеи, рассмотренные в теме «Квадратный трёхчлен» получают своё продолжение и развитие в теме «Нестандартные задачи». В этих двух темах и большинстве других большое внимание уделяется методам, основанным на наглядно-геометрических интерпретациях.

    Особое положение темы «Основы математического анализа»  обусловлено, кроме очевидных причин, также и специфическими методическими принципами, которые должны определять структуру и содержание соответствующего раздела школьного математического курса.

    Элективный курс позволяет научиться осознанно и грамотно пользоваться аппаратом математического анализа, не слишком вникая в теоретические детали и обоснования, имея о них общие представления.

   Теоретический материал и условия задач, взяты из перечисленных ниже книг. Предложенный элективный курс обеспечивает:

- возможность изучать некоторые разделы математики углубленно;

- приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

    Цели:

 – овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;

- сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.

   Задачи:

    - привить навыков сознательного и рационального использования различных методов решения математических задач в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;

   -   сформировать умения и способы деятельности для решения практических задач.

Элективный курс по математике «Решение задач» предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

Элективный курс построен на следующих принципах:

1. Принцип вариантности. Очень полезно на примере одной задачи рассмотреть различные приемы и методы решения, а затем сравнить получившиеся решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и объяснительной работы, эстетическая и практическая ценность.

2. Принцип самоконтроля. Большинство людей склоны прощать себе небольшие,                   (да и  крупные)  ошибки. Школьники  не исключение.  Проявление  этого  недостатка, имеющего большие последствия на экзамене, является привычка подстраиваться под                                                                      ответ. Решив задачу, получив ответ, и заглянул в конец учебника,  обнаружив   некоторые, иногда серьёзные, расхождения, ученик считает, что все в порядке, хотя задача не решена. Регулярный систематический анализ своих  ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы.

Содержание курса предусматривает, наряду с лекциями, уроки–практикумы, сочетание традиционных и новых методов обучения, применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов.

Основной формой проведения занятий является урок.

Предусматривается дифференциация заданий, работа в парах и группах.

Формой контроля является выполнение практических работ и тестирование.

Планируемые результаты:

- приобретение школьниками навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов;

- получение учащимися более высоких знаний, дающих им возможность осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения;

- формирование положительного отношения и интереса к предмету.

Оценка результатов изучения курса «бинарная» (зачтено / незачтено).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Тригонометрия (9 часов)

Сравнение и преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения. Преобразование уравнений, разложение на множители. Замена неизвестного. Системы тригонометрических уравнений. Запись ответа в системах тригонометрических уравнений.

2.  Показательная и логарифмическая функции (10 часов)

Определение. Разные задачи. Показательные и логарифмические уравнения. Показательные и логарифмические неравенства.

  1. Элементы математического анализа (8 часов)

Производная и касательная. Задачи на максимум и минимум. Использование производной при решении различных задач.

  1. Нестандартные задачи (7 часов)

Уравнения и неравенства. Задачи с параметром. Графическая интерпретация. Задачи с логическим содержанием.

 Тематическое планирование

№ урока

Тема

Количество

часов

Вид занятия

ТРИГОНОМЕТРИЯ

9

1.

Вычисление и сравнение значений тригонометрических функций

1

Теория + практика

2.

Преобразование тригонометрических выражений

1

Теория + практика

3.

Тригонометрические уравнения. Общие положения

1

Теория + практика

4.

Преобразование уравнений, разложение на множители

1

Теория + практика

5.

Замена неизвестного

1

Теория + практика

6.

Отбор корней в тригонометрических уравнениях

1

Теория + практика

7.

Системы тригонометрических уравнений.

Запись ответа в системах тригонометрических уравнений

1

Теория + практика

8-9

Решение задач

2

Практика, тестирование

ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ И ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ

10

10-11.

Определение. Разные задачи

2

Теория + практика

12 –14

Показательные и логарифмические уравнения

3

Теория + практика

15 – 17

Показательные и логарифмические неравенства

3

Теория + практика

18-19

Решение задач

2

Практика, тестирование

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

8

20-21

Производная и касательная

2

Теория + практика

22-24.

Задачи на максимум и минимум

3

Теория + практика

25-27.

Использование производной при решении различных задач

3

Практика, тестирование

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ

7

28-29.

Уравнения и неравенства

2

Теория + практика

30-31.

Задачи с параметром

2

Теория + практика

32.

Графическая интерпретация

1

Теория + практика

33.

Задачи с логическим содержанием

1

Теория + практика

   34.

Решение задач. Тестирование.

1

Практика, тестирование

Методические рекомендации:

Каждая тема начинается с повторения теоретического материала. Рассматриваются ключевые задачи, затем идет закрепление с помощью выполнения практических работ по теме. В конце каждой темы проводится тестирование с использованием открытого банка задач ЕГЭ.

Использование технических средств и Интернет-ресурсов позволяет активизировать деятельность учащихся.

   

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема 1. ТРИГОНОМЕТРИЯ

1. Определить знак числа sin 355.

Решение. Нам надо определить, в какой четверти расположен угол, соответствующий 355 радианам. Легко проверить, что 112 < 355(112 < 112*3,15<355). Так же легко проверяется, что114>355. сложнее выяснить, что больше: 113 или 355. лишь взяв  с семью знаками после запятой (!), из неравенства 3,1415926<<3,1415927 найдем, что 113 < 355, а 113+ > 355.

Таким образом, рассматриваемый угол расположен в третьей четверти, его синус отрицателен.

2. Что больше: sin 10 или sin 11?

Решение. Стандартный путь состоит в следующем. Рассмотрим разность

 sin 11 – sin 10, по формуле (4) преобразуем ее в произведение 2 sin 0,5 cos 10,5. поскольку угол (0,5) находится в первой четверти, то sin 0,5 > 0.

Остается выяснить, где расположен угол 10,5. Поскольку 3 < 10,5 < 3 + , то cos 10,5 < 0. Следовательно, sin 11 < sin10.

Если бы речь шла о сравнении разноименных функций sin  и cos , то сначала следовало бы одну из них перевести в другую. Например, заменить cos  = sin (- ).

3. Вычислить: a) cos 105; б) sin 2 arcsin; в) sin 18

Решение. а) Имеем cos 105 = cos (60+45) = -(-1)

 б) Наша задача эквивалентна следующей: найти sin 2, если sin  и -   , т.е. cos  0.

Имеем  sin 2 = 2 sin   =

4. Найти решение уравнения: tg(x+) по формуле тангенса суммы,  а затем введем новое неизвестное y=tg x. Но здесь есть одно «но». Применяя формулу тангенса суммы, мы сужаем область определения данного управления, исключая из нее значения х=+

(сравните с замечанием к формулам (14)). Значит, нам надо проверить, не являются ли значения х=+ корнями уравнения. Оказывается, являются. Теперь выделив найденные корни, можно закончить решение при приведенной схеме.

Можно обойти эту опасность иначе, например выразив левую часть через ctg x: tg(x+)=. При этом область определения не меняется.

Ответ: +, arctg 3 +, arctg +.

5. Найдите корень уравнения:

Выполнение заданий из открытого банка задач.

Тема 2. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ И ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ

1. Решить уравнение:  83- 23= 2 - 3

Решение. Сделаем замену у=3. Получим уравнение   72у-23=2-3у. После возведения в квадрат и упрощений приходим к квадратному уравнению.

4. Найдите корень уравнения .

5. Найдите корень уравнения .

6. Найдите корень уравнения .

Выполнение заданий из открытого банка задач.

Тема 3. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1. Найдите наименьшее значение функции на отрезке .

2. Найдите наименьшее значение функции на отрезке .

3. Найдите точку минимума функции .

4. Найдите точку максимума функции .

5. Найдите точку максимума функции .

6. Найдите наименьшее значение функции на отрезке .

7. Найдите наибольшее значение функции на отрезке .

8. Найдите наименьшее значение функции на отрезке .

9. Найдите наибольшее значение функции на отрезке .

Выполнение заданий из открытого банка задач.

Тема 4. НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Решить неравенство: >=3-x.

Решение. Подобные неравенства мы уже решали. Есть два стандартных пути: возведение в квадрат(при условии 3-x>0; если же 3-x<=0).

Рассмотрим ещё один способ - нестандартный. Функция, расположена в левой части, монотонно возрастает, в правой части убывает.  Из очередных  графических соображений следует, что уравнение =3-x  имеет не более одного решения, причем если -  решение этого уравнения, то при -3<=x< будет <3-x, а решением данного неравенства будет x>=. Значение  легко подбирается: =1. Таким образом, имеем ответ: x>=1.

2. Решить уравнение 

Решение. Данное уравнение имеет очевидное решение x=1. Докажем, что других решений нет. Поделим обе части на , получим  +=1. Левая часть представляет собой монотонно убывающую функцию. Следовательно, каждое своё значение оно принимает один раз, т. е. данное уравнение имеет единственное решение.

Ответ. x =1.

3. Найдите площадь закрашенной фигуры на координатной плоскости.

4. При температуре рельс имеет длину  м. При возрастании температуры происходит тепловое расширение рельса, и его длина, выраженная в метрах, меняется по закону , где  — коэффициент теплового расширения,  — температура (в градусах Цельсия). При какой температуре рельс удлинится на 3 мм? Ответ выразите в градусах Цельсия.

5. После дождя уровень воды в колодце может повыситься. Мальчик измеряет время t падения небольших камешков в колодец и рассчитывает расстояние до воды по формуле , где h — расстояние в метрах, t — время падения в секундах. До дождя время падения камешков составляло 0,6 с. На сколько должен подняться уровень воды после дождя, чтобы измеряемое время изменилось на 0,2 с? Ответ выразите в метрах.

Выполнение заданий из открытого банка задач.

Литература для учителя

  1. В. А. Гусев; А. Г. Мордкович. Математика. Справочные материалы. Москва «Просвещение» 1998г.
  2. В. К. Егерев; В. В. Зайцев; Б. А. Кордемский и др. Сборник задач по математике для поступающих в вузы (с решениями). Москва «Высшая школа» 1998г.
  3. В. С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. Москва «Просвещение» 1990г.
  4. И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Москва «Просвещение» 1989г.
  5. Ю. М. Колягин; Ю. В. Сидоров; м. В. Ткачева и др. Алгебра и начала анализа 10 класс. «Мнемозина» 2008г.
  6.  Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
  7. Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
  8. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка – Волгоград: Учитель, 2005;

Литература для учащихся

  1. В. А. Гусев; А. Г. Мордкович. Математика. Справочные материалы. Москва «Просвещение» 1998г.
  2. В. К. Егерев; В. В. Зайцев; Б. А. Кордемский и др. Сборник задач по математике для поступающих в вузы (с решениями). Москва «Высшая школа» 1998г.
  3. В. С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. Москва «Просвещение» 1990г.
  4. И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Москва «Просвещение» 1989г.
  5. Ю. М. Колягин; Ю. В. Сидоров; м. В. Ткачева и др. Алгебра и начала анализа 10 класс. «Мнемозина» 2008г.
  6. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка – Волгоград: Учитель, 2005;

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

  1. Министерство образования РФ:        http://www.ed.gov.ru/ ;   http://www.edu.ru/  
  2. Тестирование online: 5 - 11 классы :      http://www.kokch.kts.ru/cdo/
  3. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:      http://teacher.fio.ru
  4. Новые технологии в образовании:      http://edu.secna.ru/main/
  1. Путеводитель «В мире науки» для школьников:       http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
  2. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:       http://mega.km.ru
  3. сайты «Энциклопедии», например: http://www.rubricon.ru/;   http://www.encyclopedia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методика оптимизации действительности при обучении учащихся решению задач по математике"

  Текстовые алгебраические задачи представляют собой традиционный раздел элементарной математики. Решение задач подобного рода способствует развитию логического мышления, сообразител...

Алгоритмы и схемы для обучения решению задач по математике.

В материале предложены алгоритмы и схемы, помогающие ученикам решать задачи по математике....

Аннотированный каталог ЭОР, которые могут являться основой для проведения уроков решения задач по математике по теме «Тригонометрические выражения» дифференцированный, в зависимости от уровня математической подготовки учащихся.

Аннотированный каталог ЭОР, которые могут являться основой для проведения уроков решения задач по математике по теме «Тригонометрические выражения» дифференцированный, в зависимости от уровня ма...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Рабочая программа элективного курса по математике «Практикум по решению задач по математике» 11 класс.

Назначение программы: для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых ...

Рабочая программа спецкурса по математике для 10-11 классов «Практическое решение задач по математике»

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:проводить тождественные преобразования числовых, алгебраических и тригонометрических выражений.решать различные типы текстовых задач; уметь оп...