Элективный курс: Практикум по решению задач по математике". 11 класс.
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме

Кабаргина Людмила Николаевна

Элективный курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.11kl.praktikum_po_resheniyu_zadach.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Жердевская средняя общеобразовательная школа № 1

Рассмотрена и рекомендована                                              Утверждена                        

к утверждению                                                                    приказом   МБОУ  

методическим советом школы                                      Жердевской СОШ №1

«____» ___________2013г.                                №___от «___» _________2013 г.

Протокол № _________

Рабочая программа  

 элективного курса

«Практикум по решению задач» 

для   11-х классов

на 2013-2014 учебный год

 

г. Жердевка

Пояснительная записка

Рабочая программа профильного элективного курса «Практикум по решению задач»  разработана на основе примерной программы по математике для 10 – 11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике, а также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов А.Г.Мордковича и Л.С Атанасяна.  Программа рассчитана на 17 часов. Курс  представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками.

Элективный курс «Практикум по решению задач» является предметно – ориентированным и предназначен для расширения творческих и практических знаний учащихся в старших классах образовательных учреждений.  Курс направлен на выбор естественного – научного или экономического направления продолжения образования, так как содержит примеры  и способы  решения задач прикладного характера по указанным специальностям. В последнее время в связи с появлением новых форм аттестации обучающихся особенно важным становится творческое и осмысленное освоение идей функциональной зависимости. К 11 классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций и их свойств. Однако, нет обобщения  и систематизации этих знаний, целостности функциональной линии в преподавании математики разных лет и прикладной направленности этих знаний.

Цель курса: на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.

  • Задачи курса:
  • Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
  • Формирование поисково-исследовательского метода.
  • Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
  • Осуществление работы с дополнительной литературой.
  • Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
  • Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
  • Вооружить учащихся компетенциями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по выбранному направлению продолжения образования.

   Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.
   Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
  Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

   В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Преобладающей формой текущего контроля выступают письменные самостоятельные работы.

      Особенности курса:

  1. Краткость изучения материала.
  2. Практическая значимость для учащихся.
  3. Нетрадиционные формы изучения материала.

Элективный курс   «Практикум по решению задач» предназначен для   обучающихся – 15 - 16 лет, срок реализации –1 год. Программа  состоит из блоков и рассчитана на 17 часов. 

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс, включающий:

  1. «Алгебра и начала анализа 10 – 11». Автор А.Г.Мордкович. Мнемозина, 2011 г.
  2. 2) «Геометрия 10 – 11». Автор Л. С. Атанасян. Москва «Просвещение», 2011 г.
  3. 3) Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах. Авторы: С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2004.
  4. 4) Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов. Авторы: М.И.Шабунин, М.В.Ткачева и другие. М: Мнемозина, 2006.
  5. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно – методические материалы по математике. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
  6. 7) Колесникова С. И. Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  7. 8) Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2011. 10-11 классы/ Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
  8. 9) Тестовые контрольные задания по алгебре и началам анализа./ Под редакцией Е. А. Семенко. – Краснодар: «Просвещение – Юг», 2005.
  9. Крамор В.С., Лунгу К.Н.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.:АРКТИ, 2001.
  10. Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах - М.: АРКТИ, 2001.
  11. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Школа решения задач с параметрами»-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.
  12. Шахмейстер А.Х. «Задачи с параметрами в ЕГЭ»-СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

готовность и способность к образованию и самообразованию  на протяжении  всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

осознанный выбор будущей  профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты:

владение навыками  познавательной,  учебно-исследовательской и проектной деятельности,  навыками  разрешения проблем; способность  и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения  различных сторон окружающей действительности;

расширение и систематизация знаний учащихся, которые позволяют осмысленно понимать теоретический материал, решать практические задачи из разных предметных областей.

Предметные результаты:

овладение системой знаний о свойствах функций, позволяющей применять их в различных предметных областях;

овладение нестандартными способами решения уравнений и неравенств;

овладение навыками описания процессов с помощью математических моделей – уравнений или неравенств;

владение терминологией, описывающей функциональные зависимости.

После изучения данного элективного курса обучающиеся должны знать:

  • Понятие синуса, косинуса, произвольного угла; радианную меру угла;
  • Понятие тангенса, котангенса произвольного угла; радианную меру угла;
  • Как вычислять значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса градусной и радианной меры угла, используя табличные значения;
  • Как решать логарифмические, показательные, тригонометрические и иррациональные уравнения и неравенства;
  • Как строить графики функций.

После изучения элективного курса обучающиеся должны уметь:

  • Вычислять синус, косинус числа;
  • Выводить некоторые свойства синуса, косинуса;
  • Проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, участвовать в диалоге, приводить примеры;
  • Знать основные  функции, их свойства и построение графиков;
  • Решать логарифмические, показательные, тригонометрические и иррациональные уравнения и неравенства;

Планируемый  результат.

Изучив данный курс, учащиеся смогут:

  • Устранить пробелы в знаниях отдельных тем математики;
  • Закрепить в памяти знания математических законов, теорий и важнейших понятий;
  • Решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач  на базе знаний выпускника основной школы
  • Расширить кругозор обучающихся;
  • Развить умение мыслить логически, воспитывать волю к преодолению трудностей;
  • Осознать необходимость подготовки к сдаче ЕГЭ.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование тем

Всего часов

Лекции

Практические

работы

Самостоятельные работы

Уравнения и неравенства.

(Способы решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений.

Способы решения линейных, квадратных неравенств. Метод интервалов. Способы решения систем уравнений и неравенств.)

2

1

1

Текстовые задачи.

(Способы решения систем уравнений и неравенств.

Способы решения систем уравнений и неравенств.

Решение комбинаторных задач.)

2

1

1

«Исследование тригонометрических функции и решение тригонометрических уравнений»

Формулы тригонометрии.

(Основные тригонометрические формулы и их применение.

Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.)

2

1

1

Тригонометрические функции и их графики.

(Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений)

1

1

Тригонометрические уравнения и неравенства.

(Способы решения тригонометрических уравнений и неравенств)

2

1

1

«Исследование тригонометрических функции и решение тригонометрических уравнений»

Степенная функция.

(Способы решения тригонометрических уравнений. Способы решения иррациональных уравнений)

2

1

1

Показательная функция.

(Показательная функция, ее свойства и график.

Способы решения показательных уравнений и неравенств)

2

1

1

Логарифмическая функция.

(Способы решения показательных уравнений. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Способы решения логарифмических уравнений и неравенств.)

2

1

1

«Логарифмическая функция».

Задачи с геометрическим содержанием.

(Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).

Простейшие стереометрические задачи на нахождение площадей поверхностей многогранников)

2

1

1

Всего:

17

7

7

3

Основное содержание курса

Тема 1. Уравнения. Неравенства.

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.

Тема 2. Текстовые задачи.

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».

Тема 3. Формулы тригонометрии.

Формулы приведения, сложения, двойных углов и их применение. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.

Тема 4. Тригонометрические функции и их графики.

Обобщить понятие тригонометрических функций; свойства функций и умение строить графики.

Тема 5. Тригонометрические уравнения.

Сформировать умения решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми  нестандартными приемами решения тригонометрических уравнений.

Тема 6. Степенная функция.

Обобщить понятие степенной функцией с действительным показателем, ее свойства и умение строить ее график; знакомство с разными способами решения иррациональных уравнений; обобщение понятия степени числа и корня n-й степени.

Тема 7. Показательная функция.

Систематизировать понятие показательной функции; ее свойств и умение строить ее график; познакомиться со способами решения показательных уравнений и неравенств.

Тема 8. Логарифмическая функция.

Обобщить понятие логарифмической функции; ее свойства и умение строить ее график; знакомство с разными способами решения логарифмических уравнений и неравенств.

Тема 9. Задачи с геометрическим содержанием.

Действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).

Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

  1. «Алгебра и начала анализа 10 – 11». Автор А.Г.Мордкович. Мнемозина, 2011 г.
  2. 2) «Геометрия 10 – 11». Автор Л. С. Атанасян. Москва «Просвещение», 2011 г.
  3. 3) Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах. Авторы: С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2004.
  4. 4) Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов. Авторы: М.И.Шабунин, М.В.Ткачева и другие. М: Мнемозина, 2006.
  5. Крамор В.С., Лунгу К.Н.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.:АРКТИ, 2001.

Дополнительная литература:

  1. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно – методические материалы по математике. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
  2. 7) Колесникова С. И. Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  3. 8) Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2011. 10-11 классы/ Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
  4. 9) Тестовые контрольные задания по алгебре и началам анализа./ Под редакцией Е. А. Семенко. – Краснодар: «Просвещение – Юг», 2005.
  5. Крамор В.С., Лунгу К.Н.Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.:АРКТИ, 2001.
  6. Крамор В.С., Лунгу К.Н., Лунгу А.К. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах - М.: АРКТИ, 2001.
  7. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. «Школа решения задач с параметрами»-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.
  8. Шахмейстер А.Х. «Задачи с параметрами в ЕГЭ»-СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004.

Электронные учебные пособия:

1. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2008.                              

Интернет-ресурс:

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

Документация, рабочие материалы для учителя математики
5.
www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Тематическое планирование учебного материала (1 час)

Номер

Название темы

Кол-

во часов

Дата

проведения

1

Уравнения и неравенства.

2

 

2

Текстовые задачи.

2

3

Формулы тригонометрии.

2

4

Тригонометрические функции и их графики.

1

5

Тригонометрические уравнения и неравенства.

2

6

Степенная функция.

2

7

Показательная функция.

2

8

Логарифмическая функция.

2

9

Задачи с геометрическим содержанием.

2

17

Resource id #994

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Практикум по решению задач"

Основная цель курса- это  решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к новой системе государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 классе....

Элективный курс "Практикум по решению задач"

Цель курса:на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению задач» для 11 класса

Программа разработана  на основе примерной программы среднего (полного) общего образования  и  Шарыгин И. Ф., Голубев В. И.  Факультативный курс по математике,  материалов из ...

Программа элективного курса "Практикум по решению задач по элементарной математике"

Программа расчитана на 34 часа для учащихся 11 классов, подготовка к ЕГЭ по избранным вопросам математики....

Элективные курсы"Практикум по решению задач по математике»

Рабочая программа, элективных курсов по математике 11 класс...