Готовимся к ЕГЭ. С1: Отбор корней тригонометрических уравнений.
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

Пухова Елена Сергеевна

Актуальна проблема отбора корней тригонометрических уравнений в старших классах. Представлены способы отбора, объединение корней, материала для промежуточного контроля знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otbor_korney_trigonometricheskih_uravneniy.doc465 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ. С1: Отбор корней тригонометрических уравнений                

Е.С.Пухова,

учитель математики МБОУСОШ №2

г. Апшеронск Краснодарский край

Модернизация в системе школьного образования предполагает использование индивидуально-ориентированного подхода к учащимся в обучении. Одной из главных задач школы – научить самостоятельно учиться и учиться с желанием роста. Использование современных технологий создает дополнительные возможности для повышения мотивации, а, следовательно, эффективности обучения.

Многие учащиеся испытывают затруднения при решении тригонометрических уравнений  и неравенств, особенно при отборе корней уравнений на промежутках.

Использование компьютера позволит более наглядно показать работу с тригонометрической окружностью, разнообразит задания, с помощью интерактивного модуля по теме даст возможность увидеть решение уравнений, проведения тестового контроля обучающего или контролирующего характера, более продуктивно использовать время урока, сделает урок более насыщенным.

   В демонстрационном варианте КИМ для проведения в 2013 году ЕГЭ по математике размещено задание С1 с решением и комментариями. Рассмотрены 4 способа отбора корней, принадлежащих промежутку: с помощью тригонометрической окружности, с помощью графика функции, перебором, с помощью оценивания границ.

Пример 1.

С1   а) Решите  уравнение .

         б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку .

Решение.

а) Так как, , то , , .

Корни уравнения:

б) Корни уравнения  изображаются точками А и В, а корни уравнения  - точками C и D, промежуток изображен жирной дугой (см. рис.). В указанном промежутке содержаться три корня уравнения  и .

Ответ: а) .

        б) .

Другие решения пункта б).

б) Корни, принадлежащие промежутку, отберем по графику. Прямая  (ось ) пересекает график в единственной точке, абсцисса которой принадлежит промежутку.

Прямая  пересекает график ровно в двух точках, абсциссы которых принадлежат(см. рис.). Так как период функции равен , то эти абсциссы равны, соответственно,  и .

В промежуткесодержатся три корня: .

б) Пусть . Подставляя , получаем . Промежутку принадлежит только .

Пусть . Подставляя , получаем:

.

Промежутку принадлежат только .

Промежутку принадлежат корни: .

б) Отберем корни, принадлежащие промежутку.

Пусть . Тогда .

Корень, принадлежащий промежутку: .

Пусть .

Тогда .

Корень, принадлежащий промежутку: .

Пусть .

Тогда .

Корень, принадлежащий промежутку: .

Промежутку принадлежат корни: .

     Для отбора корней учащимся, затрудняющимся выполнить задание б), можно показать способ перебора, переведя величины углов из радианной меры в градусную меру. Удобно использовать координатную прямую, указав на ней промежуток и отмечая значения корней.

б) Пусть . Подставляя , получаем .

Промежутку      принадлежит только  

Пусть   . Подставляя , получаем:

    .

Промежутку принадлежат только    

Промежутку принадлежат корни: -360°,  -330°, -220°.

   

     В дальнейшем учащийся может перевести значения корней уравнения в радианы.

Наибольшую трудность у старшеклассников вызывает отбор корней с арктангенсом и арккотангенсом чисел.

Пример 2.

 а) Решите  уравнение 5sin² x – 4 sin x cos x - cos² x = 0.

 б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку  .

Решение.

а) 5sin² x – 4 sin x cos x - cos² x = 0. Разделив обе части уравнения на cos² x≠0, получим уравнение: 5tg² x – 4 tg x–1= 0.

tg x=1, х =.      tg x=,

б) Выполним отбор корней на промежутке .

                                                                              у

                                                                                   1

                                                                                             

                                                                                     

                                                                                                 0    х

                                                                         

Корни уравнения, принадлежащие

указанному промежутку:                                                                                              

Ответ: а)  ,  б) , , .

  Решение многих тригонометрических уравнений приводит к совокупности или системе их корней. Для верной записи ответа, требующей, в частности, исключения повторяющихся чисел, используется единичную окружность.

1) Переписать данное условие так, чтобы в них не было повторений:

        у

         

Перенести значения на тригонометрическую

окружность и записать числа, соответствующие хотя бы одной  

фигуре в данной совокупности корней.        х

Ответ:        

2) Переписать данное условие так, чтобы

 в них не было повторений:

Каждой серии чисел присваивается фигура определенного цвета. Затем  необходимо перенести фигуры на тригонометрическую окружность. Ни у одной точки не отмечены три фигуры, поэтому запись в данной системе корней упростить невозможно.

        у

                                      х   Ответ:

3) Запишите без повторений значения х, заданные следующими условиями:

        у

                                                                       

Выражение    задает четыре точки единичной    

 окружности, из которых только две  допустимы.                                                                     х

        

Ответ:         

4) Запишите без повторений значения х, заданные следующими условиями:

        у

        

                                                                                                     х

        

Точки, у которых стоит хотя бы одна фигура, но нет

запрещающего знака,  соответствуют числам:

        Объединяя корни, имеем .

С целью закрепления материала предложить учащимся следующее задание:

Переписать данное условие так, чтобы в них не было повторений

 Переписать данное условие так, чтобы в них не было повторений

Выбрать наибольшее отрицательное число

Переписать данное условие так, чтобы в них не было повторений









Выбери ответ:

Выбери ответ:

Выбери ответ:

Выбери ответ:




     Контроль знаний удобно оперативно провести с помощью пультовой системы Verdict. Время выполнения каждого задания (таймер) выставить с учетом уровня подготовки класса. Решив задание, учащемуся необходимо выбрать верный ответ с помощью индивидуального пульта.

Вариант 1

1.Найдите наименьший положительный корень уравнения 

1)

2) 0

3) 1

4)

5)

6) 30°

 

2.Найдите решение уравнения (в градусах), принадлежащее промежутку . 

1) 495

2) 501

3) 499

4) 515

5) 520

6) 450

     3. Найдите наименьшее положительное решение уравнения (в градусах).

1) 270

2) 120

3) 15

4) 67,5

5)  72

6) 97

4.Найдите решение уравнения (в градусах),     принадлежащее промежутку .

1) 90

2) 65

3) 50

4) 68,5

5) 89

6) 70

5. Для уравнения  укажите наибольший отрицательный корень.

1) -2

2) -0,02

3) -0,56

4) – 0,3

5) -0,125

6) – 1,1

Вариант 2

1.Найдите наименьший положительный корень уравнения .

1) 14

2) 0,25

3) 1

4) 2,7

5) 0,11

6) 8

2.Найдите решение уравнения (в градусах), принадлежащее промежутку .

1) 222

2) 190

3) 265

4) 181

5) 240

6) 225

   

     3. Найдите наибольшее отрицательное решение уравнения (в градусах).

1) -22,5

2) -45

3) -10

4) - 80

5) - 120

6) - 135

4. Найдите решение уравнения (в градусах), принадлежащее промежутку .

1) 57

2) 87

3) 74

4) 80

5) 61

6) 50

5. Для уравнения  укажите наименьший положительный корень.

1) -20

2) -1

3) -0,6

4) -4

5) 0,125

6) 0,5

 

    Оценки учащихся выставляются в электронном протоколе по завершению работы и выводятся учителем на экран.

0


0


0


0



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОВЕРКА КОРНЕЙ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКОГО УРАВНЕНИЯ

Данная тема актуальна при сдаче ЕГЭ....

План-конспект урока "Отбор корней тригонометрического уравнения"

Для использования в 10-11 классах на уроках и при подготовке к ЕГЭ. Урок формирует два  приемами отбора корней при решении тригонометрических уравнений: перебор по параметру и  с помощь...

Урок алгебры в 10 классе на тему:"Отбор корней тригонометрических уравнений"

Расматривается три спопосба отбора корней тригонометрических уравнений...

Галимова Р.А. План-конспект урока по математике в 10 классе "Решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней тригонометрического уравнения"

Конспект урока на закрепление умения решать тригонометрические уравнения, рассмотрение случая алгебраического отбора корней при помощи двойного неравенства для целочисленного параметра....

Урок алгебры в 10 классе по теме Выбор корней тригонометрических уравнений

Конспект урока алгебры в 10 классе по теме "Выбор корней тригонометрических уравнений"...

Интерактивный тест "Нахождение корней тригонометрического уравнения"

Интерактивный тест  "Нахождение корней тригонометрического уравнения" -2 варианта, тест с самооценкой...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по теме: " Отбор корней тригонометрического уравнения на промежутке". 10 класс.

Технологическая карта урока позволяет увидеть целостную картину современного урока. Урок носит  проблемный и развивающий характер, способствующий формированию личностных и предметных компетенций....


 

Комментарии