Методическая разработка по математике "О технологии проведения зачетного урока"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Журавкова Любовь Васильевна

Данная методическая разработка представляет собой систему проведения зачетного урока в виде игры "Шумахер", где ученики решают предложенные им задания, набирая тем самым определенное количество баллов. В конце зачетного урока подводятся итоги с учетом полученных оценочных баллов и выдаются сертификаты:
«3» - «новичок»
«4» - «автолюбитель»
«5» - «Шумахер».
Предложенная методика проведения зачетного урока вырабатывает заинтересованность учеников в конечном результате, в демонстрировании своей высокой математической подготовки. Практика показала, что зачеты проходят более эффективно и продуктивно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

«О ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТНОГО УРОКА»

В поисках новых форм работы, я ввела в практику зачетные уроки под названием «я лучший водитель» и стараюсь создать на них ситуацию успеха. Чтобы успешно сдать зачет я сравниваю зачетный урок  с управлением автомобиля, ученик должен узнать и овладеть множеством действий в определенной последовательности, т.к. каждая операция на дороге состоит из компонентов. Зачет является важным элементом перехода от теории до практических навыков.  Учебная езда, как известно, состоит из ряда упражнений.

Выделим основные компоненты зачетного урока:

1. Уровневая дифференциация заданий;

2. Оценочная деятельность учителя;

3. Диагностика результата;

4. Коррекция знаний и умений.

Уровневая дифференциация осуществляется составлением заданий, в которых, во-первых, учитывается, нижняя граница усвоения учебного материала, т.е. уровень обязательной подготовки учащегося, а во-вторых, идет постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий. Уровневая дифференциация представляет собой три уровня предполагаемых результатов:

1. Минимальный — решение задач образовательного стандарта;

2. Общий — решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями;

3. Продвинутый — решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связанных как явными, так и неявными ассоциативными связями.

Подготовка и проведение зачетных уроков — дело сложное. В этой работе существенную помощь мне оказывают экзаменаторы — учащиеся старших классов, заслужившие это звание специальными занятиями со мной по теме зачетного урока, на котором они будут помогать преподавателю. Перед участием в зачете старшеклассники сами несколько раз отвечают мне на вопросы по данной теме, подбирают материал для заданий, обсуждают все вместе способы оценивания работ.

В начале зачетного урока учащиеся получают контрольные таблицы, в которых экзаменаторы проставят оценочные баллы за выполнение каждого задания. В результате уже непосредственно в ходе зачета сами учащиеся по приведенной в контрольных таблицах шкале могут оценить свои знания.

Подобная оценка знаний и умений учащихся позволяет оперативно провести общую диагностику усвоения темы, выявить пробелы в знаниях и умениях, составить и провести мероприятия по устранению допущенных недостатков.

Рассмотрим примеры материалов к зачетам.

VIII  класс

Тема "Квадратные корни"

Каждый учащийся в начале урока получает контрольную таблицу следующего образца:

Контрольная таблица

Контрольная таблица

(фамилия, имя, класс)

Карточка задание

Сумма набранных оценочных баллов по каждой карточке

Итоги

1

II

III

IV

«3» -18 - 23 балла; «4» - 24 - 29 баллов; «5» - 30 - 36 баллов

Всего баллов

Оценка

Учащиеся разбиваются равномерно на четыре группы. У каждой группы свой экзаменатор, который раздает карточки-задания, проверяет ответы, выдает новые карточки и т.д. Таким образом, основную часть контроля берут на себя старшие школьники — мои помощники.

Ниже приведены образцы карточек по четырем подтемам основной темы зачета. Оценочная деятельность идет по методу сложения оценок сверху вниз по каждой карточке. На карточках задания обязательного уровня идут первыми и оцениваются одним баллом. Затем следуют более сложные задания на 2 балла. А завершается каждая карточка пятым, самым трудным заданием, за которое можно получить 3 балла. В этом случае у ученика, и прежде всего у сильного, появляется заинтересованность в конечном результате, в демонстрировании своей высокой математической подготовки. По шкале оценок, которая приведена в контрольной таблице, видно, что ученик получит на зачете оценку "3" в том случае, если справится хотя бы с заданиями карточек 1 и 11 (18 баллов). Для получения оценки "4" нужно набрать минимум 24 балла, которые могут получиться, если к 18 баллам (по карточкам I и II) прибавить еще 6, заработанных или по карточке III, или по карточке IV, т.е. решить четыре первых задания по одной из них. Нижняя граница оценки "5" - это 30 баллов, т.е. предполагается, что ученик выполнит верно упражнения по карточкам I — III (это 27 баллов) и еще хотя бы три задания из IV карточки. Если задание 1V.3 ученик не доделает и получит за него не 2 балла, а 1, то этот недочет не скажется на его высокой оценке.

Стратегия выполнения заданий определяется нумерацией карточек. Экзаменаторы выдают ученику следующую карточку только тогда, когда он справился с предыдущей. Кроме того, они могут понизить балл за какое-то задание, если при проверке обнаружилось, что в нем допущена ошибка.

Образцы карточек-заданий

1

Вычислите

Балл

1. 2

2. 7  – /

3. 10 - 4 -

4.  *

5.  +

1

1

2

2

3

2

Сократите дробь

Балл

1. 

2.

3.

4.

5.

1

1

2

2

3

3

Освободитесь от иррациональности в знаменателе и упростите

Балл

1.

2.

3.

4.

5.

1

1

2

2

3

4

Упростите выражение

Балл

1. 2х  при х ‹ 0

2. 5      при у ≥ 0

3. +

4.  (b + 2) :

5.  при х 2

1

1

2

2

3

К следующему занятию я готовлю анализ результатов зачета, с учетом которого на уроке осуществляется разбор задач и тех приемов решения, которые вызвали у учащихся затруднения. На уроке выявляются причины этих затруднений, планируются мероприятия по их устранению.

Описанный выше способ потребовал составить по 4 карточки для каждого ученика для осуществления уровневой дифференциации. Но можно поступить и иначе. Можно учесть разные уровни знаний и в одной зачетной карточке, но она должна состоять из трех частей. Учащийся приступает к решению заданий первой части, соответствующей минимальному уровню, что оценивается на "3", а последующее выполнение заданий второй, затем третьей частей, соответствующих общему и продвинутому уровням планируемых результатов, оценивается на "4" и "5" соответственно.

На зачет отводятся два урока. В конце зачета я подвожу предварительные итоги с учетом выставленных оценочных баллов и выдаю сертификаты:

«3» - «новичок»

«4» - «автолюбитель»

«5» - «Шумахер»

Практика показала, что зачеты проходят более эффективно и продуктивно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для проведения зачетного урока по разделу синтаксис

индивидуальные разноуровневые карточкидля 5 класса, включающие 3 задания: 1. теоретический вопрос, 2. синтаксический и пунктуационный разбор предложения, 3. составление предложения по предложенной схе...

Задания для проведения зачетного урока по курсу географии, 8 класс

Данные задания могут быть использованы для проведения зачета по окончании изучения региональной части курса географии в 8 классе....

Методическая разработка по организации и проведению областного конкурса «Салон инноваций, изобретений, технологий»

Методразработка предназначена педагогам, методистам, заведующим технических отделов в помощь при проведении конкурса с учетом опыта его проведения  в ГБОУДОД СОЦДЮТТ: порядок проведения, материал...

Методическая разработка Использование проектной технологии в организации уроков истории и обществознания.

Методическая разработка содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания, методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые поз...

Методическая разработка. Рекомендуемый сценарный план проведения Церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации в ходе проведения торжественной линейки, посвященной Дню знаний

В методической разработке указан рекомендуемые действия знаменных групп при выносе (относе), поднятии и спуске Государственного флага РФ....