Урок. Итоговое повторение по теме «Диаграммы, графики» подготовка к ГИА» (Математика в здоровьесбережении)
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Яцюк Клавдия Васильевна

 

Тема «Итоговое повторение по теме «Диаграммы и графики» подготовка к ГИА" (Математика в здоровьесбережении). На уроке используется исследовательский метод при подготовке к ГИА по математике.

Наша школа работает по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».

Началась работа в начальной школе. Со временем к этой теме подключились и учителя-предметники среднего и старшего звена. При подготовке к городскому семинару, проходившему на базе нашей школы по теме «Формирование здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении средствами программ превентивного обучения» я использовала исследовательский метод. Чтобы подготовить этот урок были опрошены все учащиеся нашей школы по классам по вопросам: горячего питания в столовой, регулярности питания, здоровья, занятий физзарядкой и спортом. Результаты этих исследований представлены в виде таблицы. Учащиеся 9-х классов принимали участие в исследовании. По результатам исследования были построены круговые и столбчатые диаграммы, графики.

Задачи составлялись к этим диаграммам и графиком с учетом требований, которые предъявлены в тестах ГИА. Учащиеся с интересом решают эти задачи, так как узнают что-то новое о себе. Сравнивают свой класс с другими классами. Такие задачи, составленные по результатам исследования, вызывают интерес у ребят и повторение темы «Диаграммы и графики» проходит качественно.

На уроке показана групповая форма работы, работа в парах индивидуальная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яцюк Клавдия Васильевна, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 148», учитель математики

9 класс

Урок

Тема «Итоговое повторение по теме  «Диаграммы, графики» подготовка к ГИА» (Математика в здоровьесбережении)

«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»

Генрих Гейне.

Цель урока. Повторить, как читаются столбчатые и круговые диаграммы, графики отвечать на поставленные вопросы в тестовой форме «да», «нет», «выберите верный ответ», «верно ли что», «какой из ответов неверный» или дать ответ на поставленный вопрос.

Развивающая цель. Развитие математической речи, произвольного внимания, развитие познавательной активности, формирование самостоятельности в мышлении, формирование интереса к математике.

Воспитательная цель. Воспитывать чувство коллективизма и ответственности, работая в группах и парах, формировать культуру ЗБОЖ и ценности здоровья.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Перед проведением урока класс разбивается на две команды (по психологической совместимости).  Командирам групп раздаются рабочие карточки (см. Приложение 11).  Учитель объявляет тему урока: «Итоговое повторение «Диаграммы, графики» подготовка к ГИА по теме «Математика в здоровьесбережении»» (демонстрируется на интерактивной доске слайд 1 презентации).

Учитель: Сегодня мы посвятим свой урок здоровьесбережению. Как математика связана со здоровьесбережением.

Примерный ответ учеников. Математика помогает обрабатывать результаты исследования, опроса.

Далее учитель просит учащихся сформулировать образовательную  цель урока. На интерактивной доске учитель представляет слайд 2 по данному уроку «Образ жизни и здоровье человека». Информацию по данной теме подготовили ученики. Первый ученик рассказывает,  как здоровье  человека зависит от образа его жизни. Следующий ученик на доске прикрепляет факторы риска неинфекционных заболеваний, а учитель демонстрирует их на интерактивной доске (слайд 3):

  1. Нездоровое питание
  2. Курение
  3. Алкоголь
  4. Гиподинамия
  5. Низкий социальный и образовательный статус.

Учитель. Как видите, ребята, здоровье человека в руках самого человека. Вот, поэтому, мы сегодня поговорим о питании, о вашем здоровье, о важных факторах, укрепляющих здоровья: физзарядке и спорте.

Вашему вниманию будут представлены результаты исследования о питании, состоянии здоровья, занятиях физической зарядкой и спортом учащихся нашей школы. Эти результаты представлены в виде диаграмм и графиков. Прежде чем решать задачи поговорим о теории.

  1. Устная работа.

На данном этапе урока проводится «Перестрелка». В процессе выполнения этого задания члены команд  по очереди задают друг другу вопросы о диаграммах и графиках.

Ожидаемые вопросы и ответы.

Вопрос 1. Что такое диаграмма?

Ожидаемый  ответ. Диаграмма – это графическое изображение соотношение каких-нибудь величин.

Вопрос 2. Какие вы диаграммы изучали?

Ожидаемый  ответ. Мы изучали столбчатые и круговые диаграммы.

Вопрос 3. Как могут изображаться столбчатые диаграммы?

Ожидаемый ответ. Столбчатые диаграммы могут изображаться вертикально и горизонтально.

Вопрос 4. Как изображается круговая диаграмма?

Ожидаемый  ответ. Круговая диаграмма изображается в виде круга, разделенного на сектора.

Вопрос 5. Что такое график?

Ожидаемый ответ. График – это диаграмма, изображающая при помощи кривых количественные показатели движения, состояния чего-нибудь.

Вопрос 6. Зачем строят диаграммы и графики?

Ожидаемый  ответ. Диаграммы и графики строят для сравнения, наглядности.

  1. Решение тестовых заданий

В контрольно-измерительных материалах, которые предлагаются при сдаче ГИА, есть задания, которые предполагают умения читать диаграммы (столбчатые и круговые) и графики, давать ответы на разные вопросы в тестовой форме «да» или  «нет», «выберите верный ответ», «верно ли что…», «какой из ответов неверный»  и т.п. На ваших столах лежат тесты, которые вы будете решать во время урока и к ним приложения в виде диаграмм и графиков.

1 этап исследования «Питание школьников» (слайд 4).

Приложение 1 (работа в группах)

Задача 1 (из теста, слайд 5). На диаграмме отображены показатели питания учащихся нашей школы по классам в столовой. По данным диаграммы найдите число классов:

  1. в которых есть учащиеся, питающиеся горячими блюдами;
  2. в которых все учащиеся питаются регулярно горячими блюдами;
  3. в которых есть учащиеся, не регулярно питающиеся горячими блюдами;
  4. в которых есть учащиеся, не питающиеся в столовой.

Ответы: 1) 17;     2) 6;     3) 8;     4) 4.

Приложение 2 (работа в парах)

Задача 2 (из теста, слайд 6). На диаграмме отображены показатели регулярности питания в течение дня учащихся нашей школы по классам. По данным диаграммы определите число классов:

  1. в которых есть учащиеся, питающиеся 1 раз в день;
  2. в которых есть учащиеся, питающиеся 2 раза в день;
  3. в которых часть класса питается 4 раза, а вторая часть 3 раза в день;
  4. в которых все учащиеся питаются 4 раза в день.

Ответы: 1) 0;     2) 8;     3) 6;     4) 3.

Далее учитель организовывает диалог с учащимися о проблеме регулярности питания учащихся школы. Акцентирует внимания на том, что в школе есть примеры когда ученики питаются 2-3 раза в день.

Приложение 3 (работа в группах)

Задача 3 (из теста, слайд 7). Регулярность питания учащихся старших классов представлена на круговой диаграмме. Какое из утверждений относительно регулярности питания верно, если в старших классах питается 35 учеников?

  1. Питаются 2 и 3 раза в день меньше 25% учащихся;
  2. Более половины учащихся питаются 4 раза в день;
  3. Питаются 3 раза 20 учащихся;
  4. Питаются 2 раза более 10 учащихся.

Ответ: 2.

Приложение 4 (работа в парах)

Задача 4 (из теста, слайд 8). Регулярность питания учащихся начальной школы представлена на круговой диаграмме. По данным диаграммы определите верно ли, что более 50% учащихся начальной школы питаются 4 раза в день?

1) да;      2) нет.

Ответ: 1.

После решения всех задач в рамках исследования «Питание школьников» учитель вместе с учениками подводит итоги. Акцентирует внимание на том, что существуют проблемы, связанные с регулярностью питания учащихся: многие ученики питаются нерегулярно или вообще не питаются в школьной столовой, что для здоровья и правильного развития ребенка недопустимо. После обсуждения проблем учитель раздает ученикам памятки о принципах рационального питания школьника.

2 этап исследования «Здоровье школьников» (слайд 9)

Приложение 5 (индивидуальная работа)

Задача 5 (из теста, слайд 10). На столбчатой диаграмме отображены показатели здоровья школьников. По данным диаграммы определите число классов:

  1. в которых все ученики здоровы;
  2. в которых все ученики имеют проблемы со здоровьем;
  3. в которых имеют проблемы со здоровьем 2 ученика.

Ответы: 1) 2;     2) 1;     3) 3.

Приложение 5 (индивидуальная работа)

Задача 6 (из теста, слайд 11). На столбчатой диаграмме отображены показатели здоровья школьников по классам. По данным диаграммы запишите наибольшее число здоровых учеников.

Ответ: 21.

После решения задач в рамках данного исследования учитель организовывает диалог с учащимися о проблемах со здоровьем учащихся школы. Акцентирует внимание, что в школе достаточно большой процент учащихся, имеющих проблемы со здоровьем.

3 этап исследования «Спорт и физзарядка» (слайд 12)

Учитель. Этот этап исследования обработан с помощью графиков. Вспомним, как читаются графики.

Приложение 6 (работа в парах)

Задача 7 (из теста, слайд 13). На графике показана занятость учащихся нашей школы спортом. На оси абсцисс отмечены классы, а на оси ординат число опрошенных учащихся в классах. По графику определите наибольшее число учащихся, которые занимаются спортом.

Ответ: 21.

Приложение 6 (работа в парах)

Задача 8 (из теста, слайд 14). На графике показана занятость физзарядкой учащихся нашей школы по классам. На оси абсцисс отмечены классы, а на оси ординат число учащихся в классах. Определите число классов:

  1. в которых все ученики делают зарядку;
  2. в которых ученики не делают зарядку;
  3. в которых меньше 5-ти учеников делают зарядку.

Ответы: 1) 4;     2) 1;     3) 2.

Приложение 6 (индивидуальная работа)

Задача 9 (из теста, слайд 15). На графике показано, сколько учащихся в каждом классе делают зарядку. На оси абсцисс отмечены классы, а на оси ординат число учащихся в классах. Верно ли, что у нас в школе есть три класса, в которых все ученики делают зарядку?

1) да;      2) нет.

Ответ: 21.

  1. Итог урока (слайд 16)

Учитель. Давайте подведем итог урока. Вспомним цели, которые мы ставили.

Домашнее задание

Урок необычный и домашнее задание не из учебника. Повторить проценты и пропорцию. Составить 5 задач в тестовой форме, исходя из материалов исследования (см. Приложение 9).

Оценки (слайд 17)

Учитель. Поднимите руки, кто знал ответы на все теоретические вопросы. У кого 1-2 ошибки поставьте себе 1 балл.

Практическая часть:

8 – 9 баллов – оценка «5»

6 – 7 баллов – оценка «4»

5 баллов – оценка «3»

Фактор здорового образа жизни. Принципы рационального питания.

Учитель демонстрирует учащимся принципы рационального питания (слайд 18), примерное меню школьника (слайд 19) , суточную норму пищевых компонентов (слайд 20) и витаминов (слайд 21-22) для здорового роста и развития школьника. Чтобы школьники придерживались принципов здорового питания, в конце урока учитель раздает каждому ученику памятку в подарок (см. Приложение 10). Урок завершается пожеланием здоровья (слайд 23).



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 6



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 7



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 8



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

6

7

8

10

11

Начальные классы (8)

Средние классы (7)

Старшие классы (2)

Всего (17)

Всего опрошенных

21

17

18

19

20

19

23

22

22

21

18

20

24

14

15

21

14

159

134

35

328

Питаются горячими блюдами

21

17

18

18

20

19

19

14

9

21

18

20

24

14

13

11

10

146

119

21

286

Питаются регулярно

21

17

18

18

20

19

23

22

9

21

13

15

18

10

9

10

3

158

95

13

266

328

Питаются не регулярно

0

0

0

0

0

0

0

0

13

0

5

5

6

4

5

9

10

0

38

19

57

 

Не питаются

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

2

1

1

1

3

5

 

Питаются 4 раза в день

10

17

18

16

8

10

10

20

12

21

16

8

16

12

11

11

10

109

96

21

226

328

Питаются 3 раза в день

10

0

0

3

6

8

11

2

9

0

2

12

7

1

4

9

4

40

35

13

88

 

Питаются 2 раза в день

1

0

0

0

6

1

2

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

10

3

1

14

 

Питаются 1 раз в день

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы со здоровьем

12

2

0

19

6

2

10

12

5

0

5

2

18

11

11

8

8

63

52

16

131

328

Здоровый

9

15

18

0

14

17

13

10

17

21

13

18

6

3

4

13

6

96

82

19

197

 

Занимаются спортом

6

4

8

6

9

17

11

18

20

21

14

8

19

3

8

14

6

79

93

20

192

Делают зарядку

12

17

18

11

20

15

9

18

18

21

11

7

12

1

1

14

0

120

71

14

205


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

РАБОЧАЯ КАРТОЧКА






№ п/п






Фамилия ученика

Устно

«Перестрел-ка»


«Питание школьников»


«Здоровье школьников»


«Спорт и зарядка»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ИТОГ

Самооценка

Оценка группы


Номера заданий

Самооценка

Оценка группы

Номера заданий

Самооценка

Оценка группы

Номера заданий

Самооценка

Оценка группы



1



2



3



4



5



6



7



8



9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ГИА (Математика в здоровье сбережении) Итоговое повторение по теме «Диаграммы, графики» «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье» Генрих Гейне

Слайд 2

Образ жизни и здоровье человека Академик РАМН Юрий Павлович Лисицин определяя обусловленность состояния здоровья жителей России отмечает, что факторами оказывающими влияние на него, являются: образ жизни человека в 56-57% , воздействие окружающей среды – в 20% , генетические факторы в 18-20% , а деятельность служб здравохранения только в 10-15% случаев . Академик РАМН Рафаэль Гегамович Оганов , рассматривая факторы риска неинфекционных заболеваний указывает на поведенческий и социальный фактор .

Слайд 3

Факторы риска неинфекционных заболеваний Нездоровое питание Курение Алкоголь Гиподинамия Низкий социальный и образовательный статус

Слайд 4

«Питание школьников» Учиться можно только весело, Чтобы переваривать знания, Надо поглощать их с аппетитом.

Слайд 5

Задача 1. На диаграмме отображены показатели питания учащихся нашей школы по классам в столовой. По данным диаграммы найдите число классов: 1) в которых есть учащиеся, питающиеся горячими блюдами; 2) в которых все учащиеся питаются регулярно горячими блюдами; 3) в которых есть учащиеся, которые не регулярно питаются горячими блюдами; 4) в которых есть учащиеся, которые не питаются в столовой. Ответы: 1) 17 классов; 2) 6 классов; 3) 8 классов; 4) 4 класса.

Слайд 6

Задача 2. На диаграмме отображены показатели регулярности питания в течение дня учащихся нашей школы по классам. По данным диаграммы назовите число классов: 1) в которых есть учащиеся, питающиеся 1 раз в день; 2) в которых есть учащиеся, питающиеся 2 раза в день; 3) в которых часть класса питается 4 раза, а вторая часть 3 раза в день; 4) в которых все учащиеся питаются 4 раза в день. Ответы: 1) 0 классов; 2) 8 классов; 3) 6 классов; 4) 3 класса.

Слайд 7

Задача 3. Регулярность питания учащихся старших классов представлена на круговой диаграмме. Какое из утверждений относительно регулярности питания верно, если в старших классах питается 35 учеников? 1. Питаются 2 и 3 раза в день меньше 25% учащихся. 2. Более половины учащихся питаются 4 раза в день. 3. Питаются 3 раза 20 учащихся. 4. Питаются 2 раза более 10 учащихся. Ответ: 2

Слайд 8

Задача 4. Регулярность питания учащихся начальной школы представлена на круговой диаграмме. По данным диаграммы определите верно ли, что более 50% учащихся начальной школы питаются 4 раза в день? 1) да; 2) нет. Ответ: 1

Слайд 9

«Здоровье школьников» В здоровом теле здоровый дух.

Слайд 10

Задача 5. На столбчатой диаграмме отображены показатели здоровья школьников. По данным диаграммы определите число классов: в которых все ученики здоровы; в которых все ученики имеют проблемы со здоровьем; в которых имеют проблемы со здоровьем 2 ученика. Ответы: 1) 2 класса; 2) 1 класс; 3) 3 класса.

Слайд 11

Задача 6. На столбчатой диаграмме отображены показатели здоровья школьников. По данным диаграммы назовите наибольшее число здоровых учеников. Ответ: 21

Слайд 12

«Спорт и зарядка» Кто начинает день с зарядки у того здоровье в порядке.

Слайд 13

Задача 7. На графике показана занятость учащихся нашей школы спортом. На оси абсцисс отмечены классы, а на оси ординат число учащихся в классах. Назовите наибольшее число учащихся, которые занимаются спортом. Ответ: 21

Слайд 14

Задача 8. На графике показана занятость физзарядкой учащихся нашей школы по классам. На оси абсцисс отмечены классы, а на оси ординат число учащихся в классах. Назовите число классов: в которых все ученики делают зарядку; в которых ученики не делают зарядку; в которых меньше 5-ти учеников делают зарядку. Ответы: 1) 4 класса; 2) 1 класс; 3) 2 класса.

Слайд 15

Задача 9. На графике показано сколько учащихся в каждом классе делают зарядку. На оси абсцисс отмечены классы, а на оси ординат число учащихся в классах. Верно ли, что в школе есть 3 класса в которых все ученики делают зарядку. Ответ: 1 Варианты ответов: 1) да; 2) нет.

Слайд 16

Выводы: мы повторили как читаются столбчатые, круговые диаграммы и графики; решали задачи и отвечали на вопросы в тестовой форме; показали связь математики и здоровьесбережения; выявили проблемы питания, регулярности питания и здоровья школьников.

Слайд 17

Оценки Количество баллов Оценка 8-9 баллов «5» 6-7 баллов «4» 5 баллов «3» Практическая часть

Слайд 18

Принципы рационального питания Соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма (не переедать). Удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах (сбалансированность питания). Оптимальный режим питания (не реже 4-5 раз в день)

Слайд 19

Правила, которые необходимо соблюдать Еда должна быть свежеприготовленной, а блюда сочетаться. Ежедневно нужно съедать не менее 400 г. овощей и фруктов. Обязательно включать в рацион каши – источник клетчатки. Желательно употреблять только фильтрованную воду.

Слайд 20

Ребенок школьного возраста должен ежедневно получать: Сливочное масло: 30-40 г. Растительное масло: 15-20 г. Хлеб (пшеничный и ржаной): 200-300 г. Крупы и макаронные изделия: 40-60 г. Картофель: 200-300 г. Овощи: 300-400 г. Фрукты свежие: 200-300 г. Сок: 150-200 мл. Сахар: 50-70 г. Кондитерские изделия: 20-30 г. Молоко, молочные продукты: 300-400 г. Мясо птицы (филе): 100-130 г. Рыба (филе): 50-70 г.

Слайд 21

Немного о витаминах Витамины повышают физическую и умственную работоспособность, содействуют устойчивости организма к различным заболеваниям. В нынешнее время, когда ученики каждый день находятся в стрессовой ситуации, испытывают большие умственные перегрузки, витамины становятся незаменимыми помощниками детскому организму. Чтобы школьник был здоровым и умным, ему необходимы витамины группы В. Главные витамины «для ума» - это В1, В2, В6, В12. Фрукты источник витамина С , а витамины В встречаются в основном в обычных продуктах, про которые мы чаще всего забываем. Витамин В1 , например, поступает в организм с хлебом , особенно из муки грубого помола, крупами (необработанный рис, овес), бобовыми, мясом. Витамин В2 содержится главным образом в молочных продуктах . В6 встречается в неочищенных зернах злаковых, зеленых листовых овощах, дрожжах, гречневых и пшеничных крупах, рисе, бобовых . В12 содержится в печени, почках, говядине, домашней птице, рыбе, яйцах, молоке и сыре .

Слайд 22

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Диаграммы и графики"

Конспект открытого урока в 8 классе....

Геометрия 9 класс "Урок итогового повторения "решение треугольников" "

Повторение ранее изученного материала: теоремы синусов, теоремы косинусов и умение использовать их при решении задач, применять соотношения между сторонами и углами треугольника в решении задач станда...

Урок итогового повторения по теме "Сложное предложение"

Данный урок является первым в теме "Синтаксис сложного предложения"...

Урок " Итоговое повторение 7 класс" (конспект урока)

В игровой форме организовано обобщающающее повторение  7 класса....

Урок по теме"Диаграммы и графики в электронных таблицах "Excel"

Разработка урока в 9 классе по теме " Построение диаграмм и графиков с помощью электронных таблиц Excel"...

Дидактические материалы по итоговому повторению по теме "Диаграммы и графики" подготовка к ГИА (Математика в здоровьесбережении)

Тема «Итоговое повторение по теме «Диаграммы и графики» подготовка к ГИА» (Математика в здоровьесбережении).Наша школа работает по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе...

Урок итогового повторения за курс 9 класса по всемирной истории

Цель урока: проверка знаний, полученных при изучении курса новейшей  истории в форме тестовых заданийФорма урока: Тестирование в 2-х вариантах...