"Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач практического содержания"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Андреева Елена Ивановна

Разработка урока по математике для 6 кл, позволяющая взглянуть на преподавание математики через призму решения задач практического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.54 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt2.59 МБ
Файл tablica.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по математике в 5 классе

Учитель: Андреева Елена Ивановна

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Тип урока: применение знаний на практике

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • обобщение  и систематизация знаний и умений учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”;
  • усиление практической направленности обучения;
  • применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
  • формирование  учебных и общекультурных навыков работы с информацией.

2. Развивающие:

  • формирование умения осуществлять самоконтроль;  рационально планировать работу;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;

3. Воспитательные:

  • воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.

Мотивация урока: Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:

  • создание на уроке ситуации занимательности, удивление;
  • создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
  • оперативный контроль над выполнением требований.

План урока.

1.Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.

4.Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание.

Ход урока

Мотивационная беседа с последующей постановкой цели

На прошлых уроках мы с вами изучили правила сложения и вычитания десятичных дробей.

  1. А так ли важно уметь правильно складывать (вычитать) десятичные дроби?

Три десятых - скажи про такую ошибку,

И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку                                                                                                Три десятых - и все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчёте,
Что б случилось, ты, знаешь? Наверно едва ли.
Этот дом превратился бы в груду развалин.

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, точно, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку.

Три десятых – и стены возводится косо,
Три десятых – и рухнут выгоны с откоса.                                                                                                   Ошибись только на три десятых аптека                                                                                                      Станет ядом лекарство для человека.

(В. Лифиниц « Три десятых»

Если в жизни так ли важно уметь правильно складывать (вычитать) десятичные дроби, то давайте вспомним:

  1. Как сложить (вычесть) десятичные дроби?
  2. Как ещё можно сформулировать это правило?

                                                          Десятичные дроби вычти, сложи,
                                                         Цифру под цифрой строго пиши,
                                                         И запятые все сохраняй,
                                                         В ряд их пиши, не забывай!

Цель сегодняшнего нашего урока не только продолжить отрабатывать эти правила, но и применить полученные знания при решении практических задач.

Актуализация опорных знаний

  1. Прочитайте десятичные дроби (на доске записаны числа, а запятая перемещается)

3   5   7   9    4   5

  1. Выразите:

В рублях:                  5руб 12 коп  =                руб

                                             15 руб 8 коп =                руб

          В килограммах:        2 кг 30г =                    кг

                                             28 кг 500г =                кг

  1. Найди ошибку:

 а) 2,7 +3,8 = 5,15                              в) 15, 21 + 5 = 15,26

 б) 18,32 – 18, 31 = 0,1                      г) 7,37-5,37 = 2,0

 д) 68,43                                             е) 23,74

    +       5                                               -    1,6

          ------------                                                   --------------

  1. Продолжи ряд чисел: а) 1,2   1,8    2,4    3…

                                           б) 9,5    8     6,5    5…

Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.

Ребята, что у меня в руках? (учитель показывает корзину с различными продуктами). Это продукты питания.

Что такое продовольственная корзина?

Продовольственная корзина – это определённый набор продуктов питания, которые необходимы для полноценного проживания человеку в течение года.

Состав продовольственной корзины:

НАИМЕНОВАНИЕ

ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ

ОБЪЁМ ПОТРЕБЛЕНИЯ(В СРЕДНЕМ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты, макаронные изделия, мука крупы, бобовые

кг

133,7

103,7

84,0

Картофель

кг

107,6

80,0

107,4

Овощи и бахчевые

кг

97,0

92,0

108,7

Фрукты свежие

кг

23,0

22,0

51,9

Сахар и кондитерские изделия

кг

22,2

21,2

25,2

Мясопродукты

кг

37,2

31,5

33,7

Рыбопродукты

кг

16,0

15,0

14.0

Молоко и молочные продукты

кг

238,2

218,9

325,2

Яйца

штука

200,0

180,0

193,0

Масло растительное и др. жиры

кг

13,8

11,0

10,0

Прочие продукты(чай соль специи)

кг

4,9

4,2

3,6

В России затраты на продукты питания в семье составляют половину всех расходов.

Если люди так много тратят на продукты, то хотелось бы покупать их в магазине, где цены наиболее низкие. Давайте выясним в магазинах, какой торговой сети «Европа», «Магнит» или «Пятёрочка» выгоднее совершать продукты.

Проведём исследование.

(Каждый ряд заполняет свою колонку)

«Магнит»

«Европа»

«Пятёрочка»

Хлеб «Дарницкий»

9,9

9,9

9,95

Картофель

7,8

8,1

19,5

Молоко «Простоквашино» 3,2℅   1 л

37,4

39,6

42,8

Яблоки

45,1

44,1

42,9

Яйцо деревенское 1 сорт (1десяток)

42,9

44,9

42,9

Масло растительное «Олейна»

64,1

64,9

64,9

Чай «Липтон» 25 пакетов

44,9

43,9

47,85

ИТОГО

252,1

255,4

270,8

8 марта все мы будем отмечать международный женский день. Вы все обязательно поздравите своих мам с этим праздником. Давайте попробуем с помощью рекламно-информационных журналов сети универсамов «Магнит» выяснить, можно ли организовать сладкий стол для мамы и совершить покупку, чтобы она не превышала 150 руб.

(Дети предлагают свои варианты)

ФИЗМИНУТКА

Решение задач из задачника

А сейчас мы будем решать задачи из необычного сборника. Он составлен из задач, которые придумали мои предыдущие ученики, когда были пятиклассниками.

№ 21  В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить, чтобы в него сложить 2,3 кг яблок, 3,1 кг груш и 1,6 кг персиков?                                                                               ( Брежнев Александр)

№ 7   У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух  ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется?

                                                                                               (Васильева Настя)

№ 13  Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами.  Маше необходимо 18,5 см²  бумаги, а Кате на 13,3 см² больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см²?                                                                 (Тесленко Анна)

                   --------------------------------------------------------------------------

А теперь вы попробуйте сами составить задачу, которая решается сложением или вычитанием десятичных дробей.

Мам мы будем поздравлять 8 числа, а 4 в нашей стране состоятся выборы президента России. Давайте выясним, сколько бюллетеней необходимо изготовить для нашего города, если по итогам переписи 2010г

ВСЕГО ЖИТЕЛЕЙ

42,8 тыс чел

Трудоспособное население

28,1 тыс чел

Старики

6,9 тыс чел

Дети

7,8 тыс чел

ИТОГ УРОКА

Решение задач из задачника

№ 21  В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить, чтобы в него сложить 2,3 кг яблок, 3,1 кг груш и 1,6 кг персиков?                                                                              

№ 7   У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух  ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется?

                                                                                               

№ 13  Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами.  Маше необходимо 18,5 см²  бумаги, а Кате на 13,3 см² больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см²?


 


Решение задач из задачника

№ 21  В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить, чтобы в него сложить 2,3 кг яблок, 3,1 кг груш и 1,6 кг персиков?                                                                              

№ 7   У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух  ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется?

                                                                                               

№ 13  Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами.  Маше необходимо 18,5 см²  бумаги, а Кате на 13,3 см² больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см²?  



Решение задач из задачника

№ 21  В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить, чтобы в него сложить 2,3 кг яблок, 3,1 кг груш и 1,6 кг персиков?                                                                              

№ 7   У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух  ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется?

                                                                                               

№ 13  Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами.  Маше необходимо 18,5 см²  бумаги, а Кате на 13,3 см² больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см²?  




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1. Прочитайте дроби: 23,5 46,03 0,704 7,3791 2. Выразите: в рублях: 5 руб 12 коп = руб 15 руб 8 коп = руб в килограммах: 2 кг 30 г = кг 28 кг500 г = кг

Слайд 4

3.Найди ошибку а) 2,7 + 3,8 = 5,15 б) 18,32 – 18,31 = 0,1 г) 7,37 – 5,37 = 2,0

Слайд 5

3. Найди ошибку е) 23,74 1,6 ------------ е) 23,74 1,60 -----------

Слайд 6

4. Продолжи ряд чисел а) 1,2 1,8 2,4 3 … … б) 9,5 8 6,5 5 … …

Слайд 7

НАИМЕНОВАНИЕ ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЁМ ПОТРЕБЛЕНИЯ(В СРЕДНЕМ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД) трудоспособное население пенсионеры дети Хлебные продукты, макаронные изделия, мука крупы, бобовые кг 133,7 103,7 84,0 Картофель кг 107,6 80,0 107,4 Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7 Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9 Сахар и кондитерские изделия кг 22,2 21,2 25,2 Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7 Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14.0 Молоко и молочные продукты кг 238,2 218,9 325,2 Яйца штука 200,0 180,0 193,0 Масло растительное и др. жиры кг 13,8 11,0 10,0 Прочие продукты(чай соль специи) кг 4,9 4,2 3,6 НАИМЕНОВАНИЕ ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЁМ ПОТРЕБЛЕНИЯ(В СРЕДНЕМ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД) трудоспособное население пенсионеры дети Хлебные продукты, макаронные изделия, мука крупы, бобовые кг 133,7 103,7 84,0 Картофель кг 107,6 80,0 107,4 Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7 Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9 Сахар и кондитерские изделия кг 22,2 21,2 25,2 Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7 Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14.0 Молоко и молочные продукты кг 238,2 218,9 325,2 Яйца штука 200,0 180,0 193,0 Масло растительное и др. жиры кг 13,8 11,0 10,0 Прочие продукты(чай соль специи) кг 4,9 4,2 3,6

Слайд 8

НАИМЕНОВАНИЕ ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЁМ ПОТРЕБЛЕНИЯ(В СРЕДНЕМ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД) трудоспособное население пенсионеры дети Хлебные продукты, макаронные изделия, мука крупы, бобовые кг 133,7 103,7 84,0 Картофель кг 107,6 80,0 107,4 Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7 Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9 Сахар и кондитерские изделия кг 22,2 21,2 25,2 Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7 Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14.0 Молоко и молочные продукты кг 238,2 218,9 325,2 Яйца штука 200,0 180,0 193,0 Масло растительное и др. жиры кг 13,8 11,0 10,0 Прочие продукты(чай соль специи) кг 4,9 4,2 3,6 «Магнит» «Европа» «Пятёрочка» Хлеб «Дарницкий» 9,9 9,9 9,95 Картофель 7,8 8,1 19,5 Молоко «Простоквашино» 3,2% 1 л 37,4 39,6 42,8 Яблоки 45,1 44,1 42,9 Яйцо деревенское 1 сорт (1десяток) 42,9 44,9 42,9 Масло растительное «Олейна» 64,1 64,9 64,9 Чай «Липтон» 25 пакетов 44,9 43,9 47,85 ИТОГО

Слайд 9

64, 7 руб. 45,6 руб. 45,6+64,7=110,3руб.

Слайд 11

№ 21 В магазине продаются пакеты, которые могут выдержать массу 5кг, 10 кг и 12 кг. Какой пакет нужно купить чтобы в него сложить 2,3 кг яблок, 3,1 кг груш и 1,6 кг персиков? (Брежнев Александр)

Слайд 12

№ 7 У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется? (Васильева Настя)

Слайд 13

№ 13 Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами. Маше необходимо 18,5 см². бумаги, а Кате на 13,3 см² больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см²?

Слайд 14

Задача 1 Сколько бюллетеней для голосования 4 марта необходимо для жителей нашего города, если по итогам переписи населения 2010 года



Предварительный просмотр:

«Магнит»

«Европа»

«Пятёрочка»

Хлеб «Дарницкий»

9,9

9,9

9,95

Картофель

7,8

8,1

19,5

Молоко «Простоквашино»

3,2℅   1 л

37,4

39,6

42,8

Яблоки

45,1

44,1

42,9

Яйцо деревенское

1 сорт (1десяток)

42,9

44,9

42,9

Масло растительное «Олейна»

64,1

64,9

64,9

Чай «Липтон» 25 пакетов

44,9

43,9

47,85

ИТОГО

«Магнит»

«Европа»

«Пятёрочка»

Хлеб «Дарницкий»

9,9

9,9

9,95

Картофель

7,8

8,1

19,5

Молоко «Простоквашино»

3,2℅   1 л

37,4

39,6

42,8

Яблоки

45,1

44,1

42,9

Яйцо деревенское

1 сорт (1десяток)

42,9

44,9

42,9

Масло растительное «Олейна»

64,1

64,9

64,9

Чай «Липтон» 25 пакетов

44,9

43,9

47,85

ИТОГО

«Магнит»

«Европа»

«Пятёрочка»

Хлеб «Дарницкий»

9,9

9,9

9,95

Картофель

7,8

8,1

19,5

Молоко «Простоквашино»

3,2℅   1 л

37,4

39,6

42,8

Яблоки

45,1

44,1

42,9

Яйцо деревенское

1 сорт (1десяток)

42,9

44,9

42,9

Масло растительное «Олейна»

64,1

64,9

64,9

Чай «Липтон» 25 пакетов

44,9

43,9

47,85

ИТОГО

«Магнит»

«Европа»

«Пятёрочка»

Хлеб «Дарницкий»

9,9

9,9

9,95

Картофель

7,8

8,1

19,5

Молоко «Простоквашино»

3,2℅   1 л

37,4

39,6

42,8

Яблоки

45,1

44,1

42,9

Яйцо деревенское

1 сорт (1десяток)

42,9

44,9

42,9

Масло растительное «Олейна»

64,1

64,9

64,9

Чай «Липтон» 25 пакетов

44,9

43,9

47,85

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Задачи на сложение и вычитание десятичных дробей.

Задачи  на  сложение  и  вычитание  десятичных  дробей....

Урок на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач на движение по реке"

Урок практикум. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к струкструированию и систематизации изучаемого содержания: собственная скорость, скорость по течению, скорость проти...

Интегрированный урок математики и ПДД "Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей"

Интегрированный урок: математика и ПДД  на тему «Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей»  в 5 классе....