Программа факультатива по математике 5-6 класс "За страницами учебника"
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Воронова Татьяна Васильевна

Программа факультативного курса по математике для 5-6 класса "За страницами учебника". Имеется презентация некоторых тем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хлопуновская средняя общеобразовательная школа

Шипуновского района Алтайского края

Принято                                                                      «Утверждаю»

Председатель МО:                                                                      Директор школы:

__________Е.Н.Молодых                                                          _________Т.В.Воронова

«____»________201___г.                                                            «___»_________201_г.

Программа факультатива по математике

«За страницами учебника»

для 5-6 классов

Автор: Воронова Татьяна Васильевна,

учитель математики высшей категории

                                                   с.Хлопуново

2013 год

I РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5-6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5-6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Актуальность.

Очень часто учитель математики среднего звена обучения сталкивается с недостаточной подготовленностью учеников, окончивших начальную школу, поэтому важно на уроках в 5 классе формировать хорошие вычислительные навыки. Но программа по математике в 5 и 6 классе предполагает  5 часов в неделю. Тогда как в 7-9 классах – 6 часов. Необходим факультативный курс, углубляющий и расширяющий знания учеников, развивающий познавательный интерес и формирующий математические способности.

Новизна.

Проведённый анализ, существующих программ по математике: программ элективных курсов образовательной области “Математика” (С.А. Гоманов “Замечательные неравенства, их обоснование и применение”; А.Н. Земляков “Мир, математика, математики”; Н.Л. Стефанова “Математика в архитектуре”; Е.А. Ермак “Обоснование в математике (от Евклида до компьютера)”; Е.А. Ермак “Геометрическое моделирование окружающего мира”; А. Н. Земляков “Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики”; Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина “Математические основы информатики” для 10-11 классов), содержание которых направлено на оказание помощи ученикам в определении своего призвания в профессиональной деятельности, требующее использование точных наук выявил: отсутствие программ факультативных курсов для учащихся 5–6-х классов.

Цель курса: подготовить учащихся 5–6-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника.

Задачи  курса:

  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • развитие у учащихся логического мышления;
  • формирование пространственного воображения и графической культуры;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • выявление одаренных детей;
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Для успешного достижения поставленных целей и задач  при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю.

Программа рассчитана на 68 учебных часов.

       ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В соответствии с требованием программы по математике для 5–6-х классов 80% учащихся должны:

  • Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух-и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).
  • Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
  • Решать несложные задачи арифметическим и алгебраическим способом.
  • Распознавать и изображать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар.
  • При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь.

II РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

5-й КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)

  1. Основы математики (10 + 2 часов)

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки математических действий с натуральными числами; продолжить развитие общеучебных умений и навыков.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: о разных системах счисления;

уметь: оперировать приёмами умножения на 5, 25, 11, 98, 99, 97, 94, 93; двузначного числа, оканчивающегося на 5, на само себя; правильно строить свои умозаключения.

Эта глава программы рассчитана на повышение и удержание интереса к предмету математике. Логические задачи представляют собой разного вида умозаключения, построенные на сюжетном материале. В их условиях содержатся сведения о свойствах и отношениях людей и вещей. На основе этих сведений требуется сделать вывод о наличии или отсутствии у объектов, описываемых в задачах, тех или иных свойств или отношений. Исторические сведения насыщены практическим материалом.

  1. Действия с обыкновенными дробями. (10 + 1 часов)

Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, линейные уравнения по условию текстовых задач.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с обыкновенными дробями;

уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями.

  1. Геометрическая составляющая школьного курса математики (10 + 1 часов)

Основная цель – развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: свойства геометрических фигур;

уметь: работать по заданному алгоритму; решать задачи на разрезание, переливание, перекладывание.

При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно – методическими линиями школьного курса математики.

Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти.

6-й КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)

  1. Делимость чисел (6 + 1 часов)

Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; познакомить с историей математики в России; научить решать логические задачи.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: признаки делимости на 2, 5, 10, 100, 1000; 4, 6, 8, 11;

уметь: применять признаки делимости при решении задач.

На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученики должны понять, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. Однажды почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.

  1. Действия с обыкновенными дробями. (15 + 1 часов)

Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, пропорции и линейные уравнения по условию текстовых задач; познакомить с новым разделом математики – топологией; научить решать логические задачи.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с обыкновенными дробями;

уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями.

Углубляется понимание условий задачи: дети становятся способны выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности в осознании детьми своих действий при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления.

  1. Действия с рациональными числами (9 + 2 часов)

Основная цель - расширить представление учащихся о числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; научить работать с координатной плоскостью; обучать решению занимательных задач.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с рациональными числами;

уметь: выполнять задания на координатной плоскости двух типов.

При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлечённом плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.

III РАЗДЕЛ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

5-й класс

Номера уроков

Содержание учебного материала

Количество часов, отводимое на выполнение

Всего

Теория

Практика

1

Входная контрольная работа

1

I. Основы математики – 14 часов

2-3

Приёмы устного счёта

2

1

1

4-5

О разных системах счисления. Как люди научились считать

2

1

1

6

Пифагорейская школа.

1

0,5

0,5

7-8

Логика и смекалка

2

0

2

9-11

Математические игры

3

1

2

12

Математика в профессии родителей (сочинение)

1

0

1

13-15

Приёмы рационального счёта

3

1

2

16

Контрольная работа

1

II. Геометрическая составляющая школьного курса математики – 17 часов

17-20

Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма

4

1

3

21-22

Метрическая система мер.

Старые русские меры.

Как измеряли в древности.

2

1

1

23-27

Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности.

5

2

3

28-31

Решение логических задач

4

1

3

32-33

Итоговое занятие "Творцы математики". Решение и составление кроссвордов.

2

0

2

34

Контрольная работа

1

6-й класс

Номера уроков

Содержание учебного материала

Количество часов, отводимое на выполнение

Всего

Теория

Практика

I. Делимость чисел – 6 часов

1-2

Признаки делимости на 10, на 5, на 2. Исторические сюжеты развития математики

2

1

1

3-4

Решение логических задач

2

1

1

5-6

Признаки делимости на 4, на 6, на 8, на 11, на 15. Вавилонская система счисления.

2

1

1

7

Контрольная работа

1

II. Действия с обыкновенными дробями – 15 часов

8

История возникновения математических терминов и понятий

1

1

9-12

Обыкновенные дроби

4

1

3

13-18

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

6

1

5

19-20

Олимпиадные задачи различного уровня.

2

1

1

21-22

Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур

2

2

23

Контрольная работа

1

III. Действия с рациональными числами – 9 часов

24-27

Составление заданий на координатной плоскости

4

1

3

28-29

Знакомство с биографиями Ковалевской, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа

2

1

1

30-32

Решение занимательных задач

3

1

2

33

Конкурс "Кто вперёд!"

1

34

Контрольная работа

1

Список литературы для учителя:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. А.Д Блинкос, А.В. Семёнов и др. «Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. 5-11 классы». М, «Первое сентября, 2004 г.

3. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010 г.

4. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

6.Е.В.Алтухова, «Математика 5-11 классы: Уроки учительского мастерства». Волгоград, Учитель, 2009 г.

7. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

8. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

9. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс

Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...

программа факультатива по математике "Тропинками математики" для учащихся 5 класса

Предлагаемые факультативные занятия разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное рассмотрение содержания курса математики V класса по многи...

Программа факультатива по математике "Мир математики"

Программа по математике для работы с одареннными детьми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике «Решение нестандартных задач по математике»

    Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необхо...

Программа факультатива по математике «За страницами учебника математики»

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Программа факультатива по математике 8 класс «За страницами учебника математики»

Программа факультатива по математике 8 класс«За страницами учебника математики»...

Рабочая программа факультатива по математике 6 класс "Занимательная математика"

Рабочая программа с КТП факультатива по математике 6 класс "Занимательная математика"...