План – конспект урока алгебры в 11 классе по теме «Способы решения иррациональных уравнений»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Овчинникова Наталья Александровна
Урок изучения нового материала в 11 математическом классе, имеющий целью рассмотреть различные способы решения иррациональных уравнений и научиться применять их в соответствии с заданным уравнением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока алгебры в 11 М классе

 по теме «Способы решения иррациональных уравнений»

Цели:

  1. Образовательные: усвоить различные способы решения иррациональных уравнений и научиться применять их в соответствии с заданным уравнением.
  2. Развивающие: способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
  3. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, сознательного отношения к учению, познавательной активности, мобильности, умения общаться, общей культуры.

Тип урока – урок изучения нового материала.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент 
  2. Подготовка к изучению нового материала
  3. Изучение нового материала
  4. Первичная проверка понимания
  5. Подведение итогов урока
  6. Домашнее задание

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент 

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Подготовка к изучению нового материала

  1. Формулирование целей урока для определения действий школьников во время лекции.
  2. Повторение.

а) Определение иррационального уравнения

б) Решение уравнений

  • уравнение     равносильно системе     

  • уравнение         равносильно любой из систем

                                или                  

в) Наиболее распространенный метод решения иррациональных уравнений – последовательное возведение в степень.

3. Решите уравнение    

(Учащиеся должны высказать разные предположения, и  они затрудняются решить данное уравнение, учитель предлагает оставить его и решить после изучения других способов решения иррациональных уравнений)

III. Изучение нового материала

Одним из сложных разделов алгебры, изучаемых в школьной программе, являются иррациональные уравнения, так как отсутствуют общие алгоритмы их решения и приходится делать преобразования, приводящие к уравнениям, не равносильным данным. Рассмотрим случаи, когда проще свести решение уравнения к решению следствия и проверке. Следствия могут быть получены:

  1. Последовательным возведением исходного уравнения в степень.
  2. Заменой исходного уравнения системой уравнений.
  3. Умножением обеих части исходного уравнения на разность радикалов.
  4. Использованием монотонности функций в левой части уравнения.
  5. Использованием подстановок, сводящих исходное уравнение к рациональному.

1. Пусть дано уравнение   .     

Возведем обе части уравнения в куб, воспользовавшись формулой

 (a + b)3= a3 + b3 + 3ab(a + b).

Получим уравнение   

Заменим сумму кубических корней величиной с и получим следствие последнего уравнения: .   Это уравнение решается последовательным возведением в куб.

Пример:      Решите уравнение    

Это уравнение равносильно уравнению

Следствием его является уравнение       

Решение -  х = 80.  Проверка показывает, что это число является корнем данного уравнения.

2. Некоторые уравнения удобно заменить системой уравнений.

Пример:  Решите уравнение  

Возведение в степень не дает результата. Тогда сделаем замену:   

Заменим данное уравнение системой   Исключая из первых двух уравнений переменную х, получим систему  Решаем эту систему методом подстановки, получим a1=0, a2= -2, a3= 1, тогда х1=2, х2=10, х3= 12. Проверка показывает, что все найденные значения х есть корни данного уравнения.

Этот прием хорош в том случае, когда сумма или разность подкоренных выражений есть константа.

3. Уравнения вида , в котором разность подкоренных выражений есть число, можно решать, умножив обе части уравнения на разность радикалов.

Пример:   Решите уравнение  

Умножив обе части уравнения на разность корней, получим уравнение      

Сложив почленно эти уравнения, получим и  х = .  Проверка показывает, что найденное число корень данного уравнения.

4. При решении некоторых уравнений полезно воспользоваться тем, что функция    монотонна.

Пример:   Решите уравнение    

В левой части уравнения сумма возрастающих функций, а в правой — константа, значит уравнение имеет не более одного корня. х = 1 — корень уравнения.

5. Решить уравнение         

Решение: 

Обозначая                Получим    

Откуда t = –3,  t = 2.

Следовательно,                   

Согласно проверке,    x = 2  корень исходного уравнения.

IV. Первичная проверка понимания

1. Почему данные уравнения не имеют корней?

a)

б)

в)  

г)  

2. Решите уравнения:

а)  

б)  

в)   

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание на выбор:

1. Решить уравнения:

 

 

 

 

 

2. Пообобрать или придумать иррациональные уравнения, решаемые изученными приемами

3. Индивидуальное задание для желающих: Найти в пособиях по математике другие способы решения иррациональных уравнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока – практикума по алгебре и началам анализа с презентацией по теме «Методы решения иррациональных уравнений»

Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля.  Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного ...

Анализ урока-лекции в 11-м классе по теме: "Способы решения иррациональных уравнений" (45 минут) руководителем

Оценка качества учебного занятия проводится по схеме, разработанной на кафедре управления развитием школы, возглавляемой чл. – кор. АПН России Т.И.Шамовой. “Сверка задач реально протекающего обр...

Конспект урока алгебры в 9 классе. Графическое решение систем уравнений.

Конспект урока алгебры в 9 классе "Использование графиков функций для решения систем уравнений"...

План-конспект урока в 10-м классе "Способы решения иррациональных уравнений"

Способы решения иррациональных уравнений в 10-м классе.План-конспект...

Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.

Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...

план-конспект урока алгебры в 10 классе по теме " Иррациональные уравнения"

Решение иррациональных уравнений различными способами...