Личностно-ориентированные ситуации на уроках математики
статья по алгебре на тему

Мастерство учителя состоит в том, чтобы складывающуюся ситуацию взаимодействия с учениками на уроке представить и использовать как учебную. Учебные ситуации как элемент педагогической деятельности - это ситуация успеха, ролевые взаимодействия, ситуация выбора. На личностно-ориентированном уроке учитель выступает координатором, организатором работы всего класса, организуя учебную игру, учебный диалог и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика личностно ориентированных

ситуаций на уроках математики.

Современная система образования в настоящее время находится в переходной стадии своего развития от знаниевой (технократической) к личностной (гуманистической) парадигме. Есть все основания с большой точностью утверждать, что педагогическая деятельность в значительной степени изменила пространство своих функций и приоритетов, и сейчас изменяются цели, предметная сфера и технологии обучения. Но при этом основная и очень ответственная задача школы та же - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ему проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно ориентированного обучения в современной школе. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов (И.С. Якиманская).

Личностный подход в рамках предмета дидактики, включая цели, содержание образования, технологии обучения, учебную деятельность, эффективность учебного процесса наиболее полно и широко рассматривают многие математики современности.

  И все они считают, что обучение учащихся на уроке должно осуществляться в рамках личностно ориентированного подхода. Этот подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы жизни и учения. Личность ребенка выступает не как средство, а как цель; "в том смысле, что только саморазвитие ее эффективно, результативно и - главное - естественно" [13].

В личностном подходе к обучению можно увидеть сущность образовательной системы - ее цель, содержание. Цель понимается как создание условий для становления способностей, возможностей учащихся, развития культуры нравственного выбора, рефлексивных механизмов поведения, для определения и реализации своего "Я" в избранной творческой сфере, формирования у учащихся готовности принимать ответственные решения - иными словами, для формирования способности человека быть личностью.

Ориентация на эту цель требует пересмотра содержания образования. Содержанием образования должны стать не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся, компетентности в различных видах деятельности.

Содержание образования обеспечивает предметный синтез двух типов опыта: предметного (он представлен образовательным стандартом) и личностного, существующего лишь в деятельностной, "переживательной", субъект-субъектной форме и выступающего в качестве "строительного материала" личностных функций индивида.

    Именно в субъект - субъектной форме и сказывается сложнейшая функция означивания, наделения субъективным смыслом различных компонентов содержания. Фактически функции личности в учебном процессе состоят в планомерном конструировании на основе педагогического общения собственной жизнедеятельности. Становление ученика субъектом учебной деятельности означает его последовательное восхождение от ситуативно зависимого поведения к внеситуативной самоорганизации, при котором настоящее опосредуется проектами будущего.

В качестве субъект-субъектной формы понимается педагогически организованная деятельность обучающихся, где они приобретают опыт субъективирования, придания личностного смысла элементам содержания образования.

Субъективизация - это не только оценка личностной значимости объективно существующего предмета, но и осознание самого себя субъектом, личностью. Особенно рельефно это проявляется при необходимости "переосмысления" и перестройки субъектом содержания своего сознания, своей деятельности, общения, своего поведения как целостного отношения к окружающему миру.

В процессе переосмысления  выделяется  несколько  этапов:

- актуализация смысла, понимание проблемно-конфликтной ситуации;

-мысленная апробация стереотипов опыта и поведения, исчерпывание их возможностей;

- дискредитация прежних смыслов в контексте обнаруженных противоречий;

- инновация принципов поведения;

- реализация вновь обретенного смысла.

Чтобы личностная сфера "заговорила", образовательная среда должна ее востребовать. А для этого необходимо поставить школьника в условия, когда он вынужден проявлять себя как личность - высказывать свое мнение, делать выбор, принимать решения. И тогда содержание образования (текст, вид деятельности, предмет и т.п.) вызовет личностную активность ученика. Под такими условиями понимается учебная ситуация.

Технологической основой практически любого образовательного процесса можно считать учебную ситуацию, поскольку она является средством достижения педагогических целей, актом взаимодействия субъектов образовательного процесса. Учебная ситуация может планироваться и целенаправленно создаваться учителем. Ее содержание и внешние проявления определяются характером поставленных педагогических задач.

"Учебная" ситуация может возникать и не будучи заранее спланированной учителем, и тогда ее содержание заранее не планируется, отсутствует однозначно определенная методика ее организации, количество и состав ее участников не всегда предсказуемы. Мастерство учителя состоит в том, чтобы складывающуюся ситуацию взаимодействия представить и использовать как учебную.

Учебные ситуации как элемент педагогической деятельности хорошо известны учителю и достаточно распространены (например, ситуации успеха, ролевые взаимодействия, ситуации выбора и т.д.). Но даже тогда, когда они целенаправленно используются педагогом, трудно исключить элемент неопределенности в ходе ее развития (да и возможных результатов). Причиной этого является большое количество "степеней свободы" партнеров по образовательному процессу, значительная вариативность их поведения, мотивов, поступков.

Учитывая новизну термина, отметим, что природа и сущность этого педагогического феномена находится в процессе изучения. В современных исследованиях указывается на целесообразность создания на уроке личностно-ориентированных ситуаций - таких учебных ситуаций, в которых востребуются проявления личностной позиции (личностных функций) обучаемого. Напомним, что такими личностными функциями являются рефлексия, избирательность, смыслоопределение, самореализация, социальная ответственность. Отличительной особенностью личностно ориентированного урока является целенаправленное создание на нем учителем личностно-ориентированных ситуаций .

Несмотря на многообразие трактовок вышеназванного термина, воспользуемся термином "личностно-ориентированная учебная ситуация", предложенным В.В.Сериковым. Эта ситуация является непроизвольно выделенным моментом жизнедеятельности учителя и учащихся, как сущностная характеристика образовательного процесса. С другой стороны, личностно-ориентированная ситуация выступает как своеобразная игра, смысл которой не в достижении цели, как у "дела", а в свободном выражении своих творческих сил, в возможности познавать и решать практические задачи "играючи", освободившись от утилитарных целей.

Личностно-ориентированная ситуация - один из центральных моментов личностно ориентированного урока, механизм его реализации. И она раcсчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно-ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращенные к ученику лично, к его актуальным интересам. Личностно-ориентированная ситуация помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрежку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.

Личностно-ориентированная ситуация для педагога - это дидактическое средство (инструмент), которое обеспечивает личностно ориентированную направленность урока:

а) Свободное выражение творческих сил;

б) Актуализация личностного потенциала ученика, сил его саморазвития (дать возможность проявиться как личности);

в) Стимулирование проявления личности ее функций в учебном процессе (деятельность, рефлексия).

Правильно созданная личностная ситуация оказывает влияние на формирование положительного отношения учащихся к изучению предмета, на осознание школьником личностной значимости этого предмета, что в свою очередь позитивно влияет на формирование познавательного интереса к учению.

Понимая личностно-ориентированную ситуацию как совокупность условий и возможностей, обеспечивающих накопление опыта переживания, сопоставление ценностей, поиск смысла, рефлексии, на уроке предоставляется "шанс состояться личности".

Что может быть такими условиями, чтобы личность состоялась?

1. Наличие учителя как носителя личностного опыта, способного вступить в личностное взаимодействие с учеником.

2. Насыщение содержания учебного предмета человеческими ценностями, выходами в социальную, нравственную, духовную сферы.

3.Создание смыслового пространства для выбора, смыслотворчества, рефлексии, самореализации и предоставление ученику свободы их осуществления.

4.Опора на мотивационные механизмы, задающие и стимулирующие необходимость переосмысления и перестройки субъектом своего сознания, деятельности и общения.

5. Сочетание когнитивной и личностной активности субъекта, обращенной на собственное "Я", свои ценности и смыслы, а также на диалогическое общение, взаимодействие с другими субъектами.

Учитель, работающий в личностно-ориентированном направлении, сам вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях, принципах преподавания и имеет в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, позволяющих ученикам усваивать конкретные понятия, навыки и сведения в процессе каждого урока. Урок - не самоцель, а инструмент, средство развития личности учащегося.

На личностно ориентированном уроке учитель выступает координатором, организатором работы всего класса, гибко распределяя детей по группам с учётом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для проявления этих особенностей, для актуализации личностного потенциала учащихся.

Важной теоретической проблемой урока является проектирование и достижение его конечного результата в аспекте личностного развития учащихся. В соответствии с этим, конечный результат урока - явление сложное, многоаспектное и его нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получают на данном уроке. Кроме того, важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения, навыки могут быть получены как на основе авторитарных отношений, так и на основе отношений сотрудничества. Важно оценить не только знания, умения и навыки, как таковые, но и то, как они получены - путём передачи учителем учебной информации и последующем её учитывании учениками или на основе обучения разным способам деятельности по овладению содержанием учебного предмета и развития у учащихся самостоятельности, самоорганизации, ответственности, способности к сотрудничеству и взаимодействию.

От учителя требуется умение конструировать личностно-развивающую ситуацию. Для этого, как отмечает В.В.Сериков, необходимо учитывать два аспекта учебного взаимодействия [24,с.20]:

- содержательный, согласно которому элементы содержания образования представляются в виде разноуровневых личностно ориентированных задач;

- процессуальный, когда усвоение содержания осуществляется в условиях либо диалога, направленного на обеспечение субъектно смыслового общения, либо игры, предусматривающей имитацию социально ролевых и пространственно-временных условий.

Учебный диалог - одна из сущностных характеристик личностно ориентированого учебного процесса, показатель перехода на личностно-смысловой уровень. Диалог является не только средством, но и самоцелью обучения; не только процессом, но и содержанием, источником личностного опыта, фактором актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности. Говорить о сформированности учебного диалога можно лишь тогда, когда осуществляется не поочередный обмен высказываниями, а взаимодействие сознаний, самораскрытие и совместный поиск "истины", как результат обмена независимыми высказываниями, личностными позициями.

Эффективность диалогического общения зависит от включения в содержание урока проблем, непосредственно связанных с жизнью самих учащихся. Важные для них проблемы должны быть вовлечены в контекст вопросно-ответных смысловых отношений на данном уроке. Успех взаимодействия в диалоге зависит от:

- равноправного, партнерского общения  субъектов диалога;

- соотношения содержания, способа, ритма, характера общения с различными психофизиологическими социальными особенностями восприятия и реагирования участников диалога;

- готовности педагога к диалогу как обмену смыслами;

- выбора учителем оптимального варианта проблемно-поискового стиля педагогического общения;

- готовности учеников к диалогу, умения актуализировать накопленные ими жизненный и познавательный опыт.

Следует помнить, что не любой диалог способен в полной мере выполнить свои "воспитательные" функции. А лишь тот учебный диалог, который соответствует следующим условиям:

- вопросы от педагога, выносимые на общее рассмотрение должны быть подобраны с учетом готовности детей к диалогу и степени сформированности у них толерантности, способности (умения) адекватно реагировать на неожиданные и неоднозначные суждения;

- учебный процесс должен включать элементы театрализации, воплощающие художественное образование в динамическом действии игровых ситуаций ролевого типа;

- осуществляется постепенное, последовательное восхождение к самостоятельности суждений учащихся;

- ведется систематическое отслеживание готовности учащихся к диалогу, степени их самовыражения посредством наблюдения, анкетирования, создания преднамеренных ситуаций;

   - отказ педагога от оценки личности учащегося как "плохого" или "хорошего", поддержка чужого "Я", независимости взглядов и самостоятельности суждений.

Игра как имитация - способ достижения свободного творческого состояния ее участников, когда познавательные действия включаются в контекст социально или личностно значимой ситуации. Игра непременно содержит соревнование и конфликт, принятие роли и экспертную оценку результата, делает явными скрытые противоречия обыденной жизни, обостряет состояние состязательности, придает процессу учения черты непроизвольности.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действия. Именно в игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное и нравственное развитие личности. Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющаяся ситуация, в коих оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В структуру игры входят:

1) роли, взятые на себя играющими;

2) игровые действия как средство реализации этих ролей;

3) игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными;

4) реальные отношения между играющими.

Таким образом, могут быть названы следующие признаки личностно-ориентированной учебной ситуации.

1. Постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулировавние инициативы учащихся.

2. Обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту. Поощрение самостоятельности в выводах.

3. Звучание разных точек зрения учеников (варианты ответов не оценивать. В речи будут звучать их ценности).

4. Толерантность (умение принимать различные точки зрения) учителя и учащихся.

5. Обращение учителя и учащихся к своему субъектному опыту.

6. Обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя (самопознание), самопринятия.

7. Предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения (Например, выступить с сообщением, выполнить творческую работу и др.).

8. Обеспечение условий каждому ученику, с тем, чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.

Обратимся к некоторым общим примерам относительно использования личностно ориентированной ситуации на предметах естественно-научного цикла.

       Суть личностно-ориентированных ситуаций на уроках  естественно-научных предметов чаще всего заключается в выработке индивидуальных смыслов.

                     

                   

  Конспект урока по алгебре в 8 классе.

Тема: Числовые промежутки. (2 урок).

Урок-закрепление.

Цель: 1.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению

           темы учебного материала «Числовые промежутки», помочь

           развить познавательный интерес к работе с числовыми  

           неравенствами.

          2.Способствовать грамотному усвоению и закреплению

            свойства неравенств.

          3.Систематизировать знания учащихся в решении            

            неравенств и отработать практические навыки в решении

            неравенств на числовых промежутках.

          4. Содействовать развитию у учащихся потребности в    

            творческой деятельности, в самовыражении,  

            самоактуализации через различные виды работ.

  Эпиграф к уроку: «Все вещи - суть числа.

                                Число управляет миром.

                                Всё прекрасно благодаря числу».

                                                                        Пифагор.

1.Вступительное слово учителя.

 _Тема нашего урока «Числовые промежутки». Урок-закрепление.

 Задачи урока: (предложить учащимся задачи урока     сформулировать коллективно).

                       1.Закрепить свойства неравенств.

                       2.Отработать навыки решения двойных неравенств.

                       3.Закрепить умение записывать неравенства в виде

                         числовых промежутков.

                       4.Выполнить самостоятельную работу.

   Эпиграфом нашего урока мы взяли высказывание великого математика Пифагора.  /Ученик зачитывает./

И действительно, вокруг нас числа, числа, числа…

/Беседа о присутствии числа в нашем окружении, в нашей жизни. Учащиеся называют наиболее современные предметы, понятия, связанные с числом. /

План урока: 1.Годы жизни великих математиков.

                    2.Демографическая справка.

                    3.Задание на закрепление свойств неравенств.

                    4.Задание на определение неравенств на числовом

                      промежутке.

                    5.Графическое изображение числовых промежутков.             Познакомимся с исторической справкой.  (В качестве домашнего задания учащимся было предложено подготовить сведения о годах жизни математиков)./Сообщения учащихся/.

          Годы жизни великих математиков:

   Пифагор-  580-500 г.г. до н.э.

   Евклид  -  365-300 г.г. до н.э.

   Архимед-  287-242 г.г. до н.э.

В.- Какова продолжительность жизни каждого из математиков?

/вычислить/(устная разминка).

   -Почему счёт идёт в обратную сторону?

   -Как записать годы жизни с использованием неравенств и числовых промежутков?

   На этот вопрос мы попробуем ответить на уроке

-Наша эра: Рене Декарт-    1596-1650 г.г.

                  Лобачевский Н.В.- 1792-1856 г.г.

                  Ковалевская С.П.-1850-1891 г.г.

В.- Какова продолжительность жизни мужчин и женщин в России в настоящее время /в сравнении/?

  -Числа, числа, числа… Вокруг нас одни числа…

В.- Как увидеть неравенство на числовом промежутке?

2.Повторение ранее изученного.

  Выполнение заданий.

  1.Закрепление свойств неравенств /на примерах/.

    Узнайте, какие точки, отмеченные на координатной, изображают а, в, а-2, в-8, а+11, в-10, если а>в. 

 2.Если   -3<у<3,     /Проговаривают учащиеся решение, показать

                * у+3*                верное решение/.

                * 3у*

                * -у *

                 <-у<

                *3-у*

                  |у|*

3.Выполнить самостоятельно:

  Оцените значение выражения и заполните пропуски:

   Если   -2≤х≤4,  то      *5х*

                                   * 5+х*

                                   *-5+х*

                                    *-5х*

                                    ≤-5х≤

                                   * 3х-5*

/Проверим себя - открыть слайд после того, как выполнит задание весь класс/.

4.Выполнение самостоятельной работы.

   Слайд «Самостоятельная работа».

    1.Работа на карточках.   /Объяснить, дать инструкцию/  

   -Проверка выполненного решения с плаката после взаимопроверки.    / Оценить /

Выполнить задания, ответить на вопросы и заполнить таблицу.  

     

п/п

Неравенство и

график изображ.

множества решений

Числовой промежуток

     Если существует

Наим. число

Наиб. число

 1

 

   -7 ≤ Х < 4

                               

   -7          4

 [-7;4)

       -7

 --

 2

   -7 ≤ Х ≤ 4

 3

   -7         4

 4

  (-7;4)

 5

   Х < 6

 6

       3

 [3;+  )

               2.Самостоятельная работа со слайда.

   /Выбрать верное решение и записать только букву./

   

       -Прочитать слово.  / - «Верно!»/

3.Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока.

  -Как увидеть неравенство на числовом промежутке?

  -Возвращение к годам жизни математиков (дать возможность учащимся самостоятельно определить правильность записи продолжительности жизни людей в виде неравенств и числовых промежутков):

                        а) Как записать в виде неравенств годы жизни и

                      определить эти годы на  числовых промежутках?

                        б) А где «Я»? (На слайде на ряду с великими

                      учеными появляется ученик, прототип любого

                      учащегося данного возраста).

                      - Как записать в  неравенстве годы жизни?  

                      - Сможем ли определить  продолжительность

                      своей жизни?

  (Обсуждение и высказывание мнений учащихся класса).

 4.Записать дом.зад:№764,766,770,775./Дать инструкцию по домашнему заданию/.

 5.Рефлексия.    Что нового узнали?

                          Где себя «увидели»?

                          Что интересного возьмёте на память?

  (Мнения учащихся о том, что нас окружают сплошь числа, по аналогии с фильмом «Матрица»).

6.Эпиграф: «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир»./Гёте/

7.  Итог:«И самому мудрейшему из умов всегда останется чему ещё поучиться». / Сантаяна /  

    Благодарность, сюрприз (на слайде).                                                        

     Конспект урока по геометрии в 9 классе.

Тема: Движения. (4 урок).

Урок – обобщения и систематизации знаний.

Цель: 1.Актуализировать знания учащихся на изучение темы  

           «Движение».

          2. Содействовать познавательной деятельности

            учащихся при обобщении знаний и способов построения

            движения.

         3. Способствовать формированию умения выделить

            главное в изучаемой теме, наиболее общее и

            существенное в способах построения движений.            

         4. Содействовать умению осуществлять самоконтроль.

Задачи урока:  

  1. Закрепить понятие движения, виды движения.
  2. Отработать навыки построения симметрии, параллельного переноса, поворота.
  3. Закрепить умение определять вид движения.
  4. Выполнить самостоятельную работу.

  Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, линейки, карандаш, листы формата А4, тетради.

  Личностно ориентированная ситуация: Ситуация интриги, ситуация выбора.

 Эпиграф к уроку: «Движение – это жизнь».

1.Вступительное слово учителя.

  Сообщение темы урока – Интрига темы.

«Переход из одного состояния развития в другое состояние развития – это … »

«Изменение положения тела или его части – это …»

«Внутреннее побуждение, вызванное каким-нибудь чувством переживанием – это … »

-Что мы видим на слайде?

-Скульптура Дискобола из Древнего Рима. С чем мы можем связать данную фигуру? Что она символизирует?

-Движение.

-На каких уроках вы встречались с понятием «движение»?

-На уроках физики, химии, биологии, физической культуры, а затем на уроке геометрии, алгебры и информатики.

-На слайде эпиграф урока «Движение-это жизнь».

2.Объявить тему урока, задачи урока.

  а) Воспроизведение знаний по теме, полученных на предыдущих уроках.

Учащиеся дают определение понятия «Движения», проводят классификацию и определения каждого вида «движения».

-                              

                                    Движение

           

         

              Симметрия          Параллельный           Поворот

                                         перенос    

   Осевая               Центральная

симметрия             симметрия

  б) Задачи на определение количества осей симметрии – Задания на 3 ряда. Сколько осей симметрии:

-1 ряд: у равностороннего треугольника;

-2 ряд: у квадрата;

-3 ряд: у ромба, не являющегося квадратом.

  Выполняют построение на листах, проверяют свои ответы при построении.

   

   Отрывок из произведения Л. Н. Толстого «Отрочество».

  «Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражён мыслью: почему симметрия приятна для глаза? Что такое симметрия? Это врождённое чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всём мире симметрия?»

  (Зачитать отрывок из книги «Математика и искусство» о симметрии в природе, в животном мире, в архитектуре.)

   в) Движения в природе, архитектуре.

3.Выполнение самостоятельной работы по вариантам в парах (разноуровневое). Интрига выбора.

   На листах формата А4.

     Дидактические материалы. Авт. А. П. Ершова

     «Алгебра, геометрия 9 класс». С.125, 128.

                               С-11, вар. Б 1,2, №1.

                              С-12, вар. А 1,2, №1.

                              С-12, вар. Б 1,2,  №2.

 (Взаимопроверка работ, выполненных учащимися. Оценивание.)

4.Информация о домашнем задании:

 Дом. задание разноуровневое – право выбора учащихся:

 Дидактические материалы. Авт. А. П. Ершова «Алгебра, геометрия 9 класс». С.125, 128. С-11, С-12, вар. В, №1,2.

5.Рефлексия.

    Какие виды движения мы встречаем с вами в нашей повседневной жизни? Привлекла ли вас красота симметрии, поворота и движения в архитектуре?

    «Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» Г. Вейль.

     Древние философы рассуждали: «Нет материи без движения и движения без материи».

     «Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира – это движение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Специфика личностно ориентированных ситуаций на уроках математики

Специфика личностно ориентированных ситуаций на уроках математики...

Доклад "Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике"

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентировать...

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике...

Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы....

Доклад на МО по теме "Технология личностно ориентированного обучения учащихся на уроках математики"

Спецификация математики такова,  что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Выход из этой ситуа...