Специфика личностно ориентированных ситуаций на уроках математики
статья по теме

Специфика личностно ориентированных ситуаций на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл specifika_lichnostno_orientirovannyh_situaciy.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Суть личностно ориентированных ситуаций на уроках математики чаще всего заключается в выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия на уроке (постоянное  смыслотворение обучающихся и обучаемого). Это приобретает форму:

- выражения отношения к изучаемому;

- актуализация эстетических переживаний;

- осознания собственных переживаний.

При этом от учителя требуется постоянное введение учащихся в состояние диалога, с тем чтобы: провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области; выявить проблемы, интересующие субъектов диалога, рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в выборе своей будущей профессии и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения.

      Личностно ориентированная  ситуация в процессе изучения естественнонаучных дисциплин создаётся, во-первых, посредством актуализации нравственных проблем в сфере науки и техники; во-вторых, через формирование у учащихся готовности к применению естественнонаучных знаний в условиях реальной производственной ситуации; в-третьих, через научение предвидению экономических, социально-психологических, нравственных последствий своих действий в быту, в сфере производства, в науке и технике.

     Обратимся к некоторым примерам.

Личностно ориентированная ситуация на уроке геометрии в 10-м классе по теме «Преобразование симметрии. Симметрия в природе и на практике»

   Цели: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; создать содержательные и организационные условия для развития умений строить симметричные фигуры, находить симметрию в различных геометрических  фигурах; познакомить с симметрией в природе, искусстве, архитектуре; создать условия для творческой самореализации личности.

    Наглядные пособия:  гербарий листьев, цветов, коллекция жуков, морская звезда, чучело вороны, салфетки, скатерть, роспись по фарфору «Гжель», наличники, орнамент.    

Учитель:             Читает стихотворение:

                                Симметрия!

                    Я гимн тебе пою!

                    Тебя повсюду в мире узнаю.

                    Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,

                    Ты в ёлочке, что у лесной дорожки.

                    С тобою в дружбе и тюльпан, и роза,

                    И снежный рой – творение мороза.

Ребята, с симметрией вы часто встречаетесь в повседневной жизни, но только не акцентируете на этом своё внимание. Рассмотрите наглядные пособия и подумайте, где встречается и применяется симметрия.

 Ученики:  Симметрия широко распространена в природе. Её можно наблюдать в форме листьев и цветов растений, в расположении различных органов животных, в форме кристаллических тел. Люди используют симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды.

Учитель:  Слово симметрия издавна употреблялось в значении гармония, красота. А что вы можете сказать о значении слова «симметрия»? (Домашнее задание).

Ученики:   Симметрия – это соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.

        «Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство», - слова Г.Вейля.

Учитель: А в какой  профессии можно применить эти  знания?

Ученики:   Эти знания мы можем применить в профессии орнитолога, зоолога, химика, физика, художника, архитектора, дизайнера.

Учитель:  Ребята, домашнее задание даётся вам на выбор.

1.Найдите свои примеры симметрии.

2.Как ваша будущая профессия связана с симметрией. Написать эссе.

На уроке привлекается дополнительная «гуманитарная» информация, то есть выход за традиционные рамки предмета в сферу человеческих отношений, нравственности, духовности и рассмотрение их в контексте целостной культуры и социальной практики. Данный урок помогает осмыслить практическую значимость и полезность приобретаемых знаний, пробуждает интерес к изучению математики, даёт возможность закрепить изученный материал.

Личностно ориентированная ситуация на уроке математики в 5-м классе по теме «Проценты»

Цели урока:

1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Проценты», помочь  развить познавательный интерес к вычислению процентов

2. Способствовать грамотному усвоению темы «Проценты» на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов.

3. Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни.

4.  Иметь представление о работе  тружеников села.

5.Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о профессиях совхоза «Промышленный».  

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и  способов деятельности.

Форма проведения: урок закрепления изученного.

                                Ход урока.

            1.Организационный  момент.

Учитель.  Сегодня у нас урок закрепления изученного материала. Мы с вами повторим  теорию по теме «Проценты», вспомним правила  решения задач.

А сейчас проведём  «зарядку для ума». (Учащиеся отвечают «цепочкой»).

             2. Повторение ранее изученного.

Устный счёт.   1,45+0,15             9,8- 5,9             30∙0.01             8∙0,2

                                  ∙4          :1,3                  +2,4               :0,8

                                   +0,8        +1,8                    :0,9              -0,6

                                    :0,8        ∙2                         :0,1               ∙5

                                 ---------              --------              ---------          --------

                                     ?                        ?        ?                        ?

                                 

А.   Прочитать число и представить в виде процента.

        0,5;  0,17;  2∕5;  3∕4;  1, 03;   0,025.

В.   Представить в виде дроби:  14%;  5%;   25%;  1,3%;   19%;   50,3%.

Учитель:  Подведём итоги нашей зарядки. Итак, что называют процентом?  Как обратить десятичную дробь в проценты? Как перевести проценты в десятичную дробь?

Учитель:   Читает стихотворение.

                              О задаче.

              Хоть ты смейся, хоть ты плачь –

               Не люблю решать задачи.

               Потому, что нет удачи

               Мне на трудные задачи.

               Может быть учебник скверный,

               Может быть, таланта нет,

               Но нашёл я способ верный:

               Сразу посмотреть ответ!

Ребята! Но мы же с вами не будем  сразу смотреть  ответ?  Мы  решим  задачи сами. А задачи у нас составлены на основе данных нашего совхоза.

                         №1.

На кукурузном поле, площадь которого 620 га, работали уборочные машины СК. За день они убрали 15% всего поля. Сколько гектаров кукурузы убрали за день?

(Решают самостоятельно. Один решает у доски, затем ответы сравнивают).                                          

                                                   №2.

После уборки урожая было принято решение вспахать зябь на площади 800 га. Механизаторы пашут в день 160га. Сколько процентов зяби вспахано за один день?

(Решают с последующим пояснением).                            

                                                     №3.

Применяя новую технологию выращивания свёклы, бригада получила с 1 га 240ц сладкого корня при плане 200ц. На сколько процентов  бригада свекловодов перевыполнила план?

(Задачу решают в парах, с последующим  обсуждением).

                                                    №4.

В тракторном парке совхоза находится 36 единиц техники. В зимний период было отремонтировано 28 тракторов и комбайнов. Какой процент техники был отремонтирован зимой?

(Обсуждение с последующим самостоятельным решением).

        №5.

Совхоз продал 36000тонн мяса, при плане 30000 тонн. На сколько процентов совхоз перевыполнил план?

(Решают самостоятельно. Один решает у доски. Ответы сравнивают, проверяют решение).

Учитель: Ребята, сейчас мы решали задачи по данным нашего совхоза. И почти по всем показателям совхоз «Промышленный» идет впереди. Он не раз награждался почётными грамотами в районе, крае. Лучшие работники  награждены дипломами, грамотами, ценными подарками. Эти работники – ваши родители. Расскажите о них. Какая у них профессия, как они работают, какие у них планы?

(Проверка домашнего задания. Надо было написать рассказ о своих родителях).

Учитель: Так какие же специальности нужны совхозу?

Ученики: Совхозу нужны механизаторы, водители, скотники-операторы, ветеринары, бухгалтеры, механики.

Учитель: Домашнее задание такое:  а) составить свою задачу на проценты;   б) написать эссе на тему «Где родился – там и пригодился».

(Задание на выбор)

Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает учителя часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести различные знания до учащихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. На уроке создаются  условия  для проявления самостоятельной, мыслительной активности при решении заданного вопроса и принятии верного решения. Создание проблемных ситуаций на уроке математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает  внимание, сообразительность, помогает разобраться в правильности выбора жизненного пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий

В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Методы создания личностно-ориентированной ситуации на уроке

  В свете требований новых ФГОС каждый учитель понимает  необходимость индивидуального, личностно- ориентированного подхода к учащимся, создания индивидуальной траектории развития каж...

Личностно-ориентированные ситуации на уроках математики

Мастерство учителя состоит в том, чтобы складывающуюся ситуацию взаимодействия с учениками на уроке представить и использовать как учебную. Учебные ситуации как элемент педагогической деятельност...

Специфика личностно-ориентированных ситуаций на уроках.

Статья о формах и методах личностно-ориентированного обучения на уроках математики....

Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...

«Создание личностно-ориентированных ситуаций на уроках английского языка»

Если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процес...