Работа по теме «Здоровьесберегающие технологии в обучении математике»
статья по алгебре на тему

Фомина Татьяна Александровна

Обобщение опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Здоровьесберегающие технологии в обучении математике»
Содержание

                                                                             

 1. Введение                                                                                                                        3

 2. Теоретическая часть        5

2.1.  Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике здоровьесберегающих образовательных технологий        5

2.2. Определение понятия «здоровьесберегающие
образовательные технологии»        
7

*  Представление о здоровьесберегающем обучении                                                     7

*  Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий    12

*  Классификация здоровьесберегающих технологий                                                 14

* Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя       16

 3. Практическая часть _        20

3.1. Рациональная организация урока                                                                            20

3.2. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения                                             22

3.3.Реализация здоровьесберегающего обучения на уроках математики________24         4.Выводы___________________________________________________________________37                                                                                                                                                                                                                                                        5. 5. 5.Литература________________________________________________________________41                                                        

 6. Приложение        42

  1. 1. Введение.

Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!

Сократ

        Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд  учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

         Невозможно определить число часов или минут, после которых ум ученика утомляется. Но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления: как скоро ум утомлён, пусть ученик делает физическое движение. Известно, что бывает переутомление в связи с отрицательными эмоциями по поводу неуспеха. “Радостный ребёнок – бежит, грустный – плетётся, сердитый думает о другом”, – писал А.М.Кушнир.

        Нужно правильно чередовать физические и умственные упражнения, труд и отдых, обеспечить нормальное питание и сон ребёнка. Соблюдение режима дня – важное условие сохранения здоровья ребёнка.

  Влиять на развитие личности ученика учитель может только опосредованно – через свои отношения с ним. Создавая здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке и во внеурочной деятельности, учитель способствует развитию здоровой личности, созданию здорового, продуктивного для развития, учёбы и творчества психологического климата. Необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения и общения.

       И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, отмечу еще раз, что не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.

      Вопрос сохранения и укрепления здоровья волнует и меня как учителя, как классного руководителя, как родителя.

     Следовательно, главным для меня становится  поиск новых технологий обучения предмету, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными формами и методами работы.

  1. 2. Теоретическая часть
  2. 2.1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике здоровьесберегающих образовательных технологий

                        Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

      Существует более 300 определений понятия «здоровье». Среди них можно выделить основное, где здоровье определяется  как:

 состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье -это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение);

           Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

                               Признаки индивидуального здоровья:

  • Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
  • Показатели роста и развития
  • Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
  • Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
  • Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

         Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

  • благоприятное социальное окружение;
  •  духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  •  положительные эмоции.

              Педагогическая общественность сегодня, как никогда, понимает, что целостный подход к понятию «здоровье» ведет к осознанию необходимости существенных изменений в школьной жизни, начиная от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей.

  1. 2.2. Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии»

* Представление о здоровьесберегающем обучении

        Понятие "здоровьесберегающих образовательных технологий" появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы.

       Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.    Здоровьесбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

        Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

        Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения.

       Определить понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" представляется корректным, исходя из родового понятия "образовательные технологии". Если последние отвечают на вопрос "Как учить?", то логичным окажется ответ - так, чтобы не наносить вред здоровью учащихся и педагогов.

        Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

          Под здоровьесберегающей образовательной технологией (О.В.Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1.        Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

  1. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
    образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,
    мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной
    возрастной группы.
  2. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
    в процессе реализации технологии.

4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей
деятельности учащихся
, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

  • аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.  Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
  • гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.
  • здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
  • эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни.  
  • экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие.  
  • физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности,  предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности.

        Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

        диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

        адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на
здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние
собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.    

        Иначе говоря, здоровьсберегающее обучение - процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

         Понятие «здоровьесберегающая педагогика» органически входит в структуру понятия «здоровьесберегающее пространство». Говоря о здоровьесберегающей педагогике, в центре которой здоровье каждого школьника представлена как высшая ценность, мы говорим, прежде всего,

о создании комфортной среды для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью.

* Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий

       В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
  • творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
  • обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  • построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятель- ным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
  • учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящую в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
  • предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.
  • осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
  • рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям  школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
  • обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
  • обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий.
  • комплексная система закаливания детей.
  • принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
  • принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения  их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей   деятельности;
  • принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности),
  • принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание подростка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),
  • принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),
  • принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей,  направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.

        Необходимо отметить, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования культуры здоровья  школьников, что позволяет утверждать, что их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

* Классификация здоровьесберегающих технологий

Типы технологий:  

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

        Классификация здоровьесберегающнх технологий.

         По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

        По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

  • медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);
  • образовательные, содействующие здоровью(информационно-обучающие и воспитательные);
  • социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции        девиантного   поведения);  
  • психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

  • технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
  • педагогические технологии, содействующие здоровью;
  • технологии, формирующие ЗОЖ.

* Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя

           Неоднократно говорилось о том, что важнейшими задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

    Интересно, какое же место занимают здоровьесберегающие технологии в системе общеобразовательного обучения детей?

     Главной целью педагогической (образовательной) технологии является достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии, а наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Здоровьесберегающие технологии не могут, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из важных задач, связанных с достижением главной цели.

     Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

   Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

     В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья [1].

     Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно

поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

- необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

     Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся.

     В настоящее время доказано, что при не соблюдении здоровьесберегающих образовательных технологий педагогами в течение урока у обучающихся развивается раньше утомление, чем при соблюдении, что способствует повышению двигательной активности, понижению работоспособности и в итоге ведет к отрицательному эмоциональному состоянию, также к повышенной тревожности и незащищенности у школьников. А, как известно, длительное утомление может привести к переутомлению, что отразится, в первую очередь, на здоровье ребенка, а, во вторую, – на успеваемость его в обучении. Возникают не только признаки физического утомления, но и ухудшается психическое состояние, что может проявиться подавленностью, необоснованными тревогами, тягостными ощущениями своей неполноценности. В результате появляются изменения характера. Если меры медико-санитарной реабилитации не осуществляются, и учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья обучающегося. Соблюдение же психогигиенических норм позволило бы предотвратить ход развития такой ситуации.

     Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является строгая реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в образовательных учреждениях.

     Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

     Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.

                    3.Практическая часть

Здоровьесберегающая организация учебного процесса

3.1. Рациональная организация урока

        От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

        Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут.

        Оценку соблюдения гигиенических требований проводят по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.

Хронометраж урока проводится по:

  •  плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
  •  количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров); 
  • длительности каждого вида учебной деятельности (в минуту);
  •  частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
  •  количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);  
  • месту, длительности и условиям применения ТСО;
  • частоте чередования видов преподавания;
  • наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

        Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).

        Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

        3.2. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

        1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

       2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

        3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

     4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

     5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

    6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

      7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

    8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

    9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

    10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

    11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

     12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

     13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратить внимание на следующее.

       14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

      15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

     16. Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

3.3.Реализация здоровьесберегающего обучения на уроках математики

           Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья.

         Задача каждого педагога, как говорилось выше, сохранить здоровье ребенка, поэтому свои уроки я провожу с позиций здоровьесбережения.

        В своей педагогической деятельности я ставлю перед собой следующие цели:

  • развитие у ребят интереса к математике,
  • воспитание их через свой предмет,
  • развитие мыслительных способностей учащихся (ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать),
  • воспитание отношения к математике как к части  общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии,
  • обеспечение объема знаний на уровне образовательных стандартов, выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей каждого ученика;
  • воспитание думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области;
  • выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла    жизни;
  • развитие духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.

            В системе моей работы содержатся следующие факторы успешности:

  • забота о здоровье ребёнка,
  • личностно-ориентированный подход,
  • использование игровых технологий.

           Все эти факторы взаимосвязаны, рассмотрю их более подробно.      

           Состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт для общения со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности.

         Известно, что школьный урок оказывает серьёзнейшее влияние на здоровье школьников.

    Так каким же должен быть урок математики, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьника?

        Условия проведения такого урока состоят в том, чтобы использовать элементарную диагностику утомляемости учащихся на уроке; снижать утомление школьников; создавать на уроке благоприятный психологический климат; осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; дозировать учебные нагрузки; выполнять санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

        Рассмотрю подробнее каждую из составляющих.

Использование элементарной диагностики утомляемости учащихся — это:

  • сравнительный анализ выражения лиц школьников;
  • наблюдение за уровнем нервного возбуждения класса и групп школьников;
  • оценка времени выполнения учениками определенного вида учебной работы;
  • суждение о выборе учеником определенного вида деятельности;
  • изучение темпа чтения;
  • анализ ошибок при письме;
  • слежение за интонацией отвечающих.

Снижение утомления школьников — это:

  • применение дидактической игры;
  • включение в урок физкультминутки;
  • введение искусствоведческого материала, благоприятно воздействующего на эмоциональную сферу школьников;
  • включение школьников в групповую и парную работу;
  • эмоциональная передача содержания учебного материала;
  • использование юмора;
  • перевод школьников к новому виду деятельности;
  • выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувственное восприятие.

Создание благоприятного психологического климата — это:

  • показ роли ученых в построении нового знания;
  • включение учеников в учебную дискуссию;
  • доступность и преемственность информации;
  • использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий;
  • установление межпредметных связей;
  • доброжелательное отношение к ученикам;
  • включение в учебный процесс жизненного опыта учащихся;
  • обеспечение учебной дисциплины на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника;
  • работа со школьниками в атмосфере увлеченности поиском нового знания;
  • проведение психологической подготовки учеников к контролю знаний.

Обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения — это:

  • дифференцированные домашние задания;
  • наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями;
  • учет интенсивности и длительности самостоятельной работы; построение ориентировочной основы учебных действий;

Выполнение санитарно-гигиенических условий — это:

  • следование нормам освещения, влажности, температуры и состава воздуха.

        Покажу, как эти принципы находят отражение в моей работе.

        Во-первых, стараюсь применять разнообразные методы обучения.

«Нет лучше метода сообщения уму  знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».

Л.Максвелл.

На этапе подготовки к изучению нового материала – методы повторения, актуализации, проверки, взаимопроверки и самопроверки знаний и умений

 ( фронтальная беседа, устный и письменный опрос, устный счёт, математический диктант), решение задач;

на этапе изучения нового материала – словесные, наглядные, частично- поисковые, самостоятельная работа с учебником, самостоятельное решение познавательных задач;

на этапе закрепления нового материала – решение тренировочных и стандартных задач, текущий контроль и взаимоконтроль;

на этапе применения нового материала – практические, решение простейших задач по образцу, самостоятельное решение типовых задач, решение прикладных задач в нестандартных ситуациях, текущий контроль, взаимоконтроль, самоконтроль, взаимокоррекция;

на этапе обобщения и систематизации изученного - словесные, наглядные, частично- поисковые, практические, исследовательские;

на этапе контроля и оценки усвоения – решение разноуровневых задач, тестирование, зачёт, контрольная работа, самооценка, взаимооценка.

        Во- вторых, использую различные виды учебной деятельности

(опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др.) в течение урока, т.к. однообразность урока способствует утомлению школьников.

Применяю включение школьников в групповую и парную работу, дифференцированные  контрольные и самостоятельные работы, домашние задания.

           В третьих, в процессе урока использую физкультминутки (различные упражнения для снятия общего утомления, для кистей рук, для улучшения слуха, упражнения для коррекции осанки, улучшения зрения), которые решают следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

в) «эмоциональную» встряску учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

        Состав упражнений физкультминутки зависит от особенностей урока (какой это урок, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.).

        Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие проводится на положительном эмоциональном фоне.

        Также на своих уроках использую хоровое пение, которое  является отличным средством настройки организма на учебную деятельность и вывода учеников из эмоционального возбуждения.

          Для профилактики близорукости я использую:

  • упражнения для глазодвигательных мышц:

- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5 – 6 раз);
- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.

  • упражнения, снимающие утомление глаз:

- сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);
- сидя, быстро моргать в течение 1 – 2 секунд

(способствует улучшению кровоснабжения);
- стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии);
- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).

     Таблицы, схемы оформляю в разных цветах и на доске работаю мелом разного цвета.

Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека – вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения. Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный.

 Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый – на умственное, а голубой - на эмоции. Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый – цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов.

Например, на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше, чем на белой, а на красной, напротив, уменьшилось на 19%.

Таблицы, схемы выполняются или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый,

зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Менять местами цвета нельзя.

      Чтобы на уроке видеть горящие от любознательности глаза учащихся, их удивление, ожидание открытия, которое они сделают сами, применяю элементы занимательного изложения учебного материала, рассматриваю примеры, взятые из повседневной жизни, делаю исторические экскурсы.

        И, конечно, же, особое место уделяю игре.

       Игра — форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике.

   Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

   Психологи убедительно доказывают, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать в нормальном состоянии психику, обеспечивать естественную психологическую разрядку. Поэтому игру, игровые ситуации применяю часто. Игры способствуют развитию социального восприятия, формируют умение понимать и оценивать свою личность, а также личность других людей, приводят к осознанию неизбежности различий между людьми.

А ещё игры помогают формировать не только навыки, интересы ребёнка, но и учат делать выбор, так как игра – это всегда возможность выбора. В игре ребёнок проигрывает различные роли, в основном, конечно же, подражая взрослым.

Умение делать выбор и не бояться ошибиться поможет ребенку в будущем найти свое место в жизни.

   Перечислю наиболее популярные среди учеников игры, применяемые мной на уроках математики:

  • «Поле чудес» - игра, в процессе которой учащиеся, выполняя, задания отгадывают пословицы, высказывания и т.п.;
  • В ходе игры «Испорченный телефон» учащиеся работают по рядам, ребята выполняют задания, отрывают решение и передают результат следующему участнику игры по ряду, тот делает то же самое и т.д.;
  • «Морской бой» - в координатной плоскости (определение координат точки);
  • «Математическое путешествие» - путешествие по определённой, изученной теме;
  • «Эстафета»  - соревнование по командам.

     Предложу  также некоторые игровые моменты на уроках в 10–11 классах при повторении, обобщении некоторых вопросов отдельных тем по алгебре и началам анализа. Предлагаемые задания рассчитаны на устное их решение.

Например: «Своя игра». Выделяю, как правило, 4 категории: «Умею считать устно», «Знаю теорию», «Знаю историю математики», «Задачи повышенной трудности». Класс разбивается на группы, каждая группа выбирает категорию и вопрос, который оценен от 10 до 40 баллов. Соревновательный характер игры увлекает, групповая форма способствует сплочению при обсуждении вопросов. Каждая группа выделяет лидеров, которые оцениваются.

Тема «Тригонометрические функции», 10-й класс

Умею считать устно.

Какие из заданных функций четные, а какие нечетные?

а) б) в) г)
(ответ: а, г – четные, б, в – нечетные)

Вычислить: (ответ: 0)

Упростить выражение: (ответ: – 2ab)

Решить уравнение: (ответ:)

Знаю теорию.

1. Сформулировать определение синуса угла

2. Какие из тригонометрических функций обладают свойством четности?

3. Сформулировать определение арккосинуса числа a.

4. Какая функция называется периодической? Привести примеры периодических функций.

Из истории тригонометрии.

1. Кто ввел обозначение тригонометрических функций?

(Cовременное обозначение для синуса и косинуса были введены в 1739 г. И. Бернулли, Л. Эйлер – для остальных тригонометрических функций.)

2. Кем и когда были составлены первые тригонометрические таблицы? (Древнегреческий астроном Гиппарх во II в. до н.э.)

3. Что означает слово “тригонометрия”? Что такое “гониометрия”? (Тригонометрия происходит от 2-х греческих слов “тригом” – треугольник, “нетрейн” – измеряю, т.е. измерение треугольников, “гониометрия” – учение о тригонометрических функциях)

4. Назвать фамилии ученых, которые внесли свой вклад в развитие теории тригонометрии. (И. Ньютон, Л. Эйлер)

Задачи повышенной трудности.

1. Расположите числа в порядке возрастания

(ответ:)

2. Решить уравнение: (ответ: нет решения).

3. Найдите одно из значений а из равенства (ответ: a = 3 arc Sin b)

4. Доказать, что следующие функции не являются периодическими.

а) б) в)

(ответ: область определения каждой из этих функций не симметрична относительно точки 0)

            У каждого времени свой путь к познанию, у  нашего — личностный, творческий. И главная задача учителя состоит в том, чтобы научить учиться.

«Не знания дать, а научить их приобретать»

Ж.Ж. Руссо.

        Школьники хотят учиться, но на демократической основе.

"У детей своя манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней, как желание заменить её нашей"

Ж.Ж. Руссо.

   

              Поэтому в своей работе использую личностно-ориентированные принципы:
– ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
–  учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
–  учитель организует работу исходя из гуманистических принципов;
– ребенок учится только через действие;
– ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
– ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
– ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
– ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
– ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

      Стараюсь давать не только знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

       Объясняю, показываю, напоминаю, намекаю, подвожу к проблеме, иногда сознательно ошибаюсь, советую.   Центральная фигура — ученик! Специально создаю ситуацию успеха, выбора (в ходе игры), поощряю, вселяю уверенность, систематизирую, заинтересовываю, формирую мотивы учения:  всё это побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

   И на помощь приходит общение. На уроке — постоянный диалог: учитель—ученик. Общение — это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика.

       Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то стараюсь формировать адекватную самооценку у детей.

      Главное для меня - умение предупредить  эмоционально негативные «всполохи» (из-за нарушения дисциплины, несогласия с отметкой), грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса, создать определенный эмоциональный фон урока (преобладающее выражение лица  - доброжелательность, улыбчивость).

        Для меня урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, поговорок, афоризмов.  Иначе, эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Как  я говорила выше, несколько уместных и умных шуток в течение урока - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя. Отдельная сторона оценки использования шуток на уроке - воспитательная. Примитивно - злобный стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту.  Задача учителя - попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

        Умение «дирижировать» состоянием активности учащихся (и управлять своими собственным) - важный критерий оценки здоровьесберегательности, используемых педагогических технологий. Отдельные позы, жесты, действия, эмоциональные посылы учителя, периодически повторяясь на уроке, могут стать (и становятся!) стимулами, запускающими определенные реакции и состояния у учащихся, служат инструментом его воздействия на класс.  

          Актуальность проведения здоровьесберегающих уроков обусловлена потребностью человека, общества и государства. В предлагаемой работе рассматриваются подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока и способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Прежде всего, это - здоровьесберегающая среда; нестандартная форма проведения урока с использованием мультимедиа и музыкальной релаксации; наличие эмоциональных разрядок; предупреждение гиподинамии: двигательная активность, перемена позы при смене видов деятельности.

 

       

  1. 4. Выводы

         Анализируя, реализацию проекта, можно сделать следующие выводы:

I. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.

Это достигается использованием:

 - игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра),

- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов,

- наглядности,

- занимательных задач,

- фантазирования,

- творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию, используя, математические фигуры, придумать загадку на тему).

Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

II. Важным во время урока является:

а) Чередование различных видов учебной деятельности:

- опрос учащихся,

- письмо,

- чтение,

- слушание,

- рассказ,

- рассматривание наглядных пособий,

- ответы на вопросы,

- решение задач

Норма 4-7 видов за урок.

б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

- метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия),

- активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь),

-методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

в) Проведение физкультурных минуток:

- расслабление кистей рук,

- массаж пальцев перед письмом,

- дыхательная гимнастика,

 -предупреждение утомления глаз.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Требования:

- они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес);

проводится на начальном этапе утомления;

- предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц

(подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока).

III. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

-“Хороший смех дарит здоровье”,

- эмоциональная мотивация в начале урока,

- создание ситуации успеха.

IV. Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребёнка.

V. Важно также, чтобы ребёнок умел самостоятельно добывать и применять знания. Любой предмет из школьной программы, рассказанный доступным детям языком, в игровой форме, с элементами театрализации, применением красочной наглядности, может оказаться простым и интересным. Готовясь к каждому рабочему дню, учителя должны обязательно подбирать и готовить интересные задания, развивающие детей.

 VI.Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.

      Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание.

     Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности; учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения школьников.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

     Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

         В заключении хочу сказать, что итогом моей деятельности являются такие результаты: учащиеся успешно усваивают программный материал; знания учащихся стабильны; ребята отличаются раскрепощенностью, повышенной работоспособностью; у учащихся воспитывается положительное отношение к своему здоровью как к ценности, которую нужно беречь.

     

                         5. Литература

  1. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова – Москва, Ставрополь, 2003г.
  2. Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения. Н.Н.Синягина, И.В.Кузнецова - Москва, 2003 г.
  3.  Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3. – С. 29-33.
  4. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. – М., 2000.
  5. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - № 2. – С. 1- 4.
  6. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. – М.: Пробел-2000, 2006. -436 с.
  7. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3. – С. 60-62.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.
  9. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).
  10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000. С. 44-53.
  11. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3, 37-40с.
  12. Агеева С.В. Здоровьесберегающие технологии в современной школе/ С.В. Агеева//Справочник классного руководителя. – 2007.- №10. – С.48-49
  13. Заикина Е.А. Валеологический аспект работы классного руководителя/ Е.А. Заикина // Классный руководитель. – 2007. - №5. - С.19-26
  14. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 классы/ Н.И. Дереклеева. – М.: «ВАКО», 2004. – 271 с.

  1. 6.Приложение

                                                                                                           Приложение 1

Использование технологии здоровьесбережения на  уроке алгебры

в 7-м классе

«Тождественные преобразования многочленов»

Тип урока - урок комплексного применения ЗУН.

Цели урока:

  1. Добиться усвоения важнейших понятий, формул.
  2. Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН.
  3. Осуществлять их перенос к новым условиям.
  4. Показать связь математики с окружающей действительностью.
  5. Сформировать умение наблюдать, обобщать, анализировать.
  6. Сформировать общетрудовые умения.
  7. Развивать речь и мышление.
  8. Расширение, обогащение, усложнение словарного запаса.
  9. Развитие сенсорной сферы (умение управлять своими чувствами, эмоциями, умение ориентироваться во времени)
  10. Развитие двигательной сферы (умение управлять своими действиями).
  11. Сохранение физического, психического здоровья.

Анализ урока с позиций здоровьесбережения

1. Здоровьесберегающая среда:

Соблюдены гигиенические условия (чистота кабинета, проветривание перед уроком, освещение кабинета, чистота доски - аккуратность оформления, отсутствие меловой пыли).

Эстетика кабинета: оформление тематических стендов, наличие цветов (уровень 1/5 окна), тюлевые шторы (длина- 1/3 окна). Соответствие посадочных мест.

  1. Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.
  2. Нестандартная форма проведения урока с использованием мультимедиа и музыкальной релаксации.
  3. На уроке были использованы различные виды деятельности учащимися:
  • Слушание - 7-10 минут.
  • Решение задач - 10 минут.
  • Самостоятельная работа - 10 минут.
  • Весёлый тест - 3 минуты.
  • Устная работа - 5-7минут.

5. На уроке было использовано не менее 3 видов преподавания:

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Мультимедийный.
  • Самостоятельная работа.
  1. На учебную работу было потрачено 80% урока.
  2. Наличие эмоциональных разрядок (красочные, интересные слайды с картинками на мультимедиа, афоризмы, высказывания, музыка, улыбка, шутки, смена интонации и громкости речи учителя, привлечение внимания учеников).
  3. Предупреждение гиподинамии: двигательная активность, перемена позы при смене видов деятельности (вставания, поднятия рук, повороты головы).
  4. Во время урока была полноценно выполнена учебная программа, формировался интерес учащихся к предмету.
  5. В ходе урока устанавливаются доверительные, партнёрские отношения между учителем и учениками (например, формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей, а также подведение итогов урока вместе с учащимися).
  6. Предотвращаются возникновение дискомфортных состояний, т.е. урок продумывает максимально умственный, физический и нравственный комфорт (гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса).
  7. Максимально используются индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения (уровневые домашние задания и самостоятельная работа, дополнительные задания для сильных учеников, а также индивидуально - задачи повышенной сложности. В некоторых случаях разрешение очень слабым учащимся пользоваться вспомогательными средствами при выполнении самостоятельной работы).
  8. На уроке была использована полезная информация о здоровье и здоровом образе жизни.

Главные этапы урока:

1. Организация начала занятия.

Цель - подготовка учащихся к работе на занятии.

2. Проверка домашнего задания.

Цель - установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Цель - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

4. Закрепление знаний и способов действий.

Цель - обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

5. Контроль и самопроверка.

Цель - выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Цель - формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Тождественные преобразования многочленов».

7. Подведение итогов.

Цель - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Содержание урока

Урок проводится в сопровождении мультимедийной презентации.

1 этап

Приветствие. Вступление. Эпиграф к уроку.

Тема.

Формулирование целей урока вместе с учащимися .

2 этап

А) Проверка опорных знаний учащихся.

Вопросы:

  1. Что называется тождеством?
  2. Какие выражения называются тождественно равными?
  3. Что значит тождественные преобразования?
  4. Какие преобразования вы знаете?
  5. Какие формулы сокращённого умножения вы знаете?
  6. Чему равен квадрат суммы (разности) двух выражений?
  7. Чему равна разность квадратов двух выражений?
  8. Прочитайте формулы .

Б) Проверка домашнего задания.

Домашнее задание было двухуровневым:

  • уровень “А” - более лёгкий - номера из учебника: №1119, 1162. Разбор заданий на доске с обсуждением.
  • уровень “С” - более сложный - решение задач по карточкам.

Обсуждение способов решения задач.

В задачах содержится интересная информация о здоровом образе жизни, о количестве витаминов необходимых для полноценного развития человека. Дети делятся информацией .

3-4 этапы

Совместное решение заданий на доске.

5-6 этапы

Эпиграф к этапу .

Самостоятельная работа (разноуровневая, уровень “А” – более легкий, уровень “С” – более сложный). Самостоятельная работа выполняется под музыку (слайд №8). Проверка ответов (слайд№9).

Дополнительные задания к самостоятельной работе на доске. Ответы (слайд №10).

В качестве отдыха после самостоятельной работы - весёлый тест (слайд №11, №12,13,14)

Эпиграф к следующему этапу урока (слайд№15)

7 этап

Знакомство с темой “деление многочлена на многочлен”. Эта тема не изучается в 7 классе, но эти знания могут быть полезны в старших классах при решении уравнений, а также при разложении на множители. С информацией знакомит учащийся (с учителем).

От детей не требуется полного усвоения этого материала (слайд №16). Подводятся итоги урока вместе с учащимися (слайд №17).

Завершение: оценивание, поощрения (слайд №18).

8 этап

Инструктаж домашнего задания.

                                                                                                                      Приложение 2

Песня о «Сложении отрицательных чисел и чисел с разными знаками» стала любимой для всех шестиклашек:

 Числа отрицательные, новые для нас,

Лишь совсем недавно изучил наш класс.

Сразу поприбавилось всем теперь мороки —

Учат, учат правила дети все уроки.

Если уж захочется очень вам сложить

Числа отрицательные, нечего тужить:

Надо сумму модулей быстренько узнать,

К ней потом знак, минус взять да приписать.

Если числа с разными знаками дадут,

Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.

Большой модуль быстро очень выбираем

Из него мы меньший модуль вычитаем.

Самое же главное — знак не позабыть!

— Вы какой поставите? — мы хотим спросить.

— Вам секрет откроем, проще дела нет,

Знак, где модуль больше, запиши в ответ.


Урок по теме: «Все действия с десятичными дробями».

( 5 класс)

Ход урока:

  1. Оргмомент.

а) Положительный настрой на урок.                              

Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза.

Мягким спокойным голосом ведущий произносит примерно такой текст:

             «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно чтобы это место существовало на самом деле. Это может быть выдуманное место (уголок природы, сказка, рядом с выдуманными животным или героем мультфильма). Можете представить себе какую-либо хижину в горах, шалаш в лесу, лесную поляну, лужайку которую никто кроме вас не знает. Мысленно окажитесь там, подробно рассмотрите. Что вас окружает. Вы знаете, что самое безопасное место, здесь вас никто не может обидеть, здесь вы хозяин и король. Вы можете в этом месте слушать музыку, играть, читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать с другом и т. д.

             Вам очень хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может напугать и разозлить, вы успокойтесь, расслабляетесь, отдыхаете. Теперь мысленно возвращаетесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учиться, вам ничего не угрожает, вы сильные и счастливые».

    2. Основная часть.

Учитель: Ну что, начнём наше путешествие в «Страну десятичных дробей». Теорию мы повторили на прошлом уроке, а сегодня закрепим наши практические навыки при работе с десятичными дробями.

       1)Сначала зарядка для ума  - устный счет.                                 

5,2 + 3,5                                   0,3 *   3        

0,12 +1,7                                   1,5 *    2

4,03+1,71                                  12    *  0,3

2,15+1,39                                  15   *    0,1

1,3 – 0,7                                    24    *   0,01

5,9 - 3,42                                   2,4   *   0,1

3,21 – 2,7                                  25    *   0,001

3,12 *  10                                    35   :  10              

0,7   *  10                                     27  :   100

0,154 *  100                                 0,5  : 10

2,3  *   100                                   1,73  : 10

0,0173  *10                                  24,1  :  100

2) Учитель: Запишите в тетради число . Сейчас мы с вами поиграем в самую любимую игру жителей страны « Десятичные дроби»  - « Поле чудес».

Я предлагаю вам  отгадать слово из четырёх букв. Это одно из имён известного математика древности. По одному заданию на каждую букву. Начали!

               Далее идёт игра « Поле чудес».

1 задание.

Найдите координаты точек А, В, С, Д.

2 задание

Найдите неизвестное число  Х

Х   :    1,8 = 0,15

3 задание

Решите задачу:

Поезд прошёл 3 часа со скоростью 48,4 км/ч и 5 ч со скоростью 56,6 км/ч.

Какой путь прошёл поезд за всё время?

4 задание

Вычислить удобным способом:

7,8  *  4,6 + 2,2  *  4,6

4)Учитель: « Молодцы! Отгадали!

 Кто же такой этот Каши? Полное имя этого учёного аль – Каши Джамшид ибн Масуд. Он работал в г. Самарканд в начале 15 века. Он подробно описал правила вычисления с десятичными дробями. Записывал аль – Каши  десятичные дроби так же как и принято сейчас, но не использовал запятую. Дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

5) Физкультминутка

А теперь немного разомнемся!

                     Упражнения для улучшения осанки.

 1.Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд.

2.Поза скручивания. Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. То же движение, но в другую сторону.

3. «Медвежьи покачивания». Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.

6) Самостоятельная работа:

Вот и пришла пора показать жителям страны свои знания . Сейчас мы напишем самостоятельную работу.

1) Вычислить

296,2- 2,7  6,6 + 6 : 0,15                                        398,6 -3,8   7,7 + 3 : 0,06

2) Решите задачу:

Длина прямоугольника                 Длина коридора прямоугольной

8,3см, а ширина на 1,7 см              формы на 5,3 м больше ширины.

 меньше. Найдите пло-                  Найдите площадь этого коридора, если его

  щадь прямоугольника.                ширина 2,4 м.  

    (После завершения самостоятельной работы взаимопроверка.)                                               

 7) Рефлексия                                              

          Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, создаются условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, способствует осмыслению роста ученика.

     Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

     Ниже представлен материал, который может быть использован на уроке.

 Можно предложить ребятам такую ситуацию:

 Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой  и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу . О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось ?

Можно предложить и другие виды рефлексии.  

8) Домашнее задание.

Работа в тетради с печатной основой. Тест.

 

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии в обучении математике"

Учитель рассмотрел сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе и гигиенические критерии рациональной организации урока. Было показано, как можно применять здоров...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

В докладе рассказано как на уроках математики я применяю здоровьесберегающие технологии,какие применяю упражнения, какие применяю методики....

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....

Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики.............

Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся шко...

Здоровьесберегающие технологии в обучении математике.Статья.

Здоровьесберегающие технологии  в обучении математике.Статья....

«Здоровьесберегающие технологии в обучении математике».

Выступление на методическом объединении учителей  математики.Тема выступления:«Здоровьесберегающие технологии в обучении математике»....