РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
статья по алгебре на тему

Закирова Ильсеяр Салихзяновна

Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналитическое мышление, самоконтроль и критическое отношение к излагаемому материалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.

Закирова Ильсеяр Салихзяновна, (zak4475@yandex.ru),

учитель математики, МБОУ «Шеморданский лицей

Сабинского муниципального района Республика Татарстан»

Аннотация : Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналитическое мышление, самоконтроль и критическое отношение к излагаемому материалу.

Одной из основных задач современного образования является достижение нового качества образования, ориентированного на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, его творческой инициативы, самостоятельности.

Математика относится к одной из наиболее трудных областей для восприятия учащимися, поэтому возникает необходимость применения нестандартных подходов, методов и методик обучения.

Рассмотрим методику, связанную с использованием ошибочных решений задач, некорректных формулировок определений и теорем [1, с.25]. Отметим, что математические ошибки рассматриваются не как явление, которое нужно предупреждать и с которым нужно бороться (это сомнению не подлежит). Делается попытка извлечь из этого явления пользу - ошибка несёт здесь обучающую функцию.

Применяются две основные формы работы с ошибочными решениями.

Учитель может просто дать «решение» задачи на доске. При этом он должен, проявляя определенный артистизм, быть в «скользких» местах как можно более убедительным. Часто бывает, что ученики замечают подвох (это уже хорошо), но бывает, что решение завершено, все его «поняли», вопросов нет. И в таких случаях очень важно вывести аудиторию из «сонного» состояния, «взорвать» процесс, намекнуть на то, что в изложенном «решении» не всё в порядке.

Вторая форма состоит в том, что учитель раздает школьникам листочки с подборкой «решений» задач по данной теме. Задача учащихся - найти ошибки и исправить их. В процессе дальнейшего разбора в классе все ошибки тщательно анализируются. Кроме того, обсуждаются различные подходы к решению.

Данная методика имеет ряд достоинств: а) интерес у ученика к излагаемому материалу сохраняется даже тогда, когда ему кажется, что «он это знает»; б) в результате подробного анализа какого-либо дефекта в определении или в теореме все учащиеся концентрируются на этом пункте, их знание становится осознанным; в) класс постоянно держится в «тонусе»: ученики привыкают не принимать «на веру» ни одну из фраз учителя; г) воспитывается необходимый самоконтроль и критическое отношение к излагаемому материалу; д) у школьника вырабатываются необходимые навыки и алгоритмы поиска ошибок и недочетов в его собственных рассуждениях и выкладках; е) учащемуся предоставляется возможность учиться на чужих ошибках.

Большинство задач, используемых в процессе обучения математике, имеют стандартный вид: решить уравнение; решить неравенство; найти сторону треугольника; найти точку максимума функции и т. д. Но такие задачи нужно время от времени «разбавлять» задачами необычного вида: от слегка непривычных до совсем нестандартных формулировок.

Если этого не делать, то неизбежными будут такие ситуации: школьник умеет решать уравнение с неизвестным х, но теряется, когда вместо х в этом же уравнении стоит t; школьник, легко решая уравнение f(x)=g(x), не может решить задачу «Найти абсциссы точек пересечения графиков функций y = f(x) и y = g(x)» и т. д.

Следующая методика- применение задач с неполными или избыточными условиями.

При постановке и решении реальных задач далеко не всегда имеется ровно столько данных, сколько требуется. Их может быть и меньше, и больше. Важно поэтому уметь из всех параметров задачи выделить существенные и отбросить малосущественные. Поэтому использование при обучении таких задач очень полезно. Предлагаются следующие типы задач:

1) Если в задаче используются какие-либо константы (например, радиус Земли, плотность вещества, скорость звука и т. п.), они, как правило, обычно задаются в условии. Мы же предлагаем не всегда это делать: учащийся должен самостоятельно понять, какие дополнительные данные ему необходимы, и найти их в литературе, интернете и т. п.

2) Если задача предлагается для решения в классе, учитель может умышленно опустить какие-то детали. Ученики в процессе анализа задачи и ее решения, должны задать учителю определенные вопросы (тренируется умение задавать нужные вопросы!) и уточнить условие.

3) Из-за недостатка данных ученик должен рассмотреть несколько возможных ситуаций.

Пример: Чему равен sin x , если cos x = 4/5 ?

Ученик должен понять, что знак синуса он определить не может; поэтому нужно рассматривать два случая. Ответ: 3/5, если х € (2πn; π + 2πn); - 3/5, если х € (π + 2πn; 2π + 2πn), n € Z.

К этому же типу задач относятся, в частности, геометрические задачи, в которых возможно более одной конфигурации.

4) Условие задачи действительно неполное и нет никакой возможности получить недостающие данные. В этой ситуации ученик должен самостоятельно прийти к выводу о том, что в условии «чего-то не хватает» и строго доказать нерешаемость задачи.

5) Условие задачи избыточное. Поэтому для решения задачи используется часть условий. Остальные условия служат проверкой правильности решения задачи и ответа.

Пример: В прямоугольнике стороны равны 8,4 см и 3,9

см, а периметр 24,6 см. Найти площадь прямоугольника. При решении этой

задачи в моем классе выделилось несколько групп: 1 ученик не решил её вообще, 15 учеников решили эту задачу полностью с объяснением того, почему они не использовали при решении задачи данный в ней периметр, но не проверили, соответствует ли данная длина периметра длинам сторон, а 3 ученика решили эту задачу полностью и проверили соответствие в ней данных друг другу.

6) Условие задачи избыточное. Для решения задачи используется часть условий. Но остальные условия приводят к противоречивой ситуации.

Пример: В прямоугольнике длины сторон равны 6,7 см и 4,2 см, а площадь равна 25,3 кв. см. Требуется найти периметр прямоугольника. Обычно, большинство учащихся решают эту задачу без использования площади и записывают ответ. Все считают, что площадь в задаче является лишним данным, и мало кто считает нужным проверить, соответствуют ли данные друг другу. Ответ: прямоугольника с такими сторонами и такой площадью не существует.

7) Задачи с противоречивым условием

Формально такая задача решается, ответ в ней получается. Ход решения верный, но ответ по той или иной причине не может быть признан правильным. Например, получено «1.5 землекопа» (как у двоечника в одном известном мультфильме) или скорость пешехода равна 109 км/час.

Пример 1: Стороны параллелограмма равны 7 и 5. Высота, проведенная к большей стороне равна 6. Найти вторую высоту параллелограмма.

Формально полученный ответ (7• 6 = 5• х; х = 8,4) не годится, т. к. такого параллелограмма не существует (высота длиной 6 не может быть больше стороны, которая равна 5).

Пример 2: Эту задачу решали мои девятиклассники.

В одной мензурке имеется некоторое количество кислоты, в другой мензурке – такое же количество воды. Для приготовления раствора сначала вылили из первой мензурки во вторую 30 граммов кислоты. Затем 2/3 раствора, получившегося во второй мензурке, перелили в первую. После этого в первой мензурке оказалось в 1,4 раза меньше жидкости, чем во второй мензурке. Сколько кислоты и воды было взято первоначально?

Все учеников смогли верно составить уравнение, провести его решение и

записать ответ: 12 граммов воды и кислоты было первоначально. На этом добрая половина учеников прекратили решение задачи. Но остальные, вернувшись к условию задачи, увидели несоответствие, поскольку из мензурки, содержащей 12 г жидкости, требовалось вылить 30 г. Вывод- данная задача решения не имеет.

8) Провоцирующие задачи- задачи, условия которых содержат упоминания, намеки, подталкивающие решающего к выбору неверного пути решения или неверного ответа. Часто это бывают задачи-ловушки или задачи-шутки. Они способствуют воспитанию критичности, приучают к анализу и всесторонней оценке информации, повышают интерес к занятиям математикой.

Примеры таких задач:

-Карандаш весит 10 грамм. Другой карандаш имеет вдвое большие размеры. Найдите его вес. Ответ: 80 грамм (провоцируется ответ 20 грамм).

-Какое из чисел больше: а или 2а ? Ответ: неизвестно; это зависит от знака числа а (провоцируется ответ 2а).

В последние десятилетия постепенное изменение целей обучения математике приводит к необходимости учить детей решению не только стандартных, но и нестандартных задач, которые нельзя отнести к классу алгоритмически разрешимых. Именно по отношению к нестандартной задаче возникает необходимость в вариативном поиске решения.

"Задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего

средства для достижения ясно видимой, но непосредственно не доступной цели. Решение задач означает нахождение этого средства". [2, с. 143]

Список литературы:

1. Зеленский А.С. Использование специально сконструированных ошибочных и нерациональных решений задач для повторения и коррекции знаний учащихся // Математика в школе, - 2012,- №2,- С. 24-33.

2. Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1976, 141-143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Развитие исследовательских навыков учащихся.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно-деятельностный подход, который теснейшим образом связан с формирование...

Развитие вычислительных навыков учащихся при помощи устного счета

Развитие вычислительных навыков учащихся при помощи устного счета  Математика  является одной из важнейших наук на  земле и именно  с ней  человек  встречается...

Мастер-класс «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии»

Тема мастер-класса «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии».   Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на то, что эксп...

Методическая система Шеремет Е.А.: «Развитие исследовательских навыков учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»

В результате накопления педагогического опыта, создания и работы школьного научного общества, проведения регулярных педагогических исследований, посвященных анализу уровня познавательной активности шк...

Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся.

Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся....

Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии

Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии...