Развитие исследовательских навыков учащихся.
статья по географии по теме

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно-деятельностный подход, который теснейшим образом связан с формированием и оценкой метапредметных результатов обучения. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового проекта. Однако , для многих учащихся это является проблемой. И главная роль в решении этой проблемы отводится учителю: необходимо не только раскрыть потенциал познавательных способностей учащихся , но и помочь им объективно оценить свои возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geniyami_ne_rozhdayutsya.docx66.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие исследовательских навыков учащихся.

      МКОУ СОШ №12 г. Мирный  Лагуткова Г.Н., учитель географии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно-деятельностный подход, который теснейшим образом связан с формированием и оценкой метапредметных результатов обучения. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового проекта. Однако , для многих учащихся это является проблемой. И главная роль в решении этой проблемы отводится учителю: необходимо не только раскрыть потенциал познавательных способностей учащихся , но и помочь им объективно оценить свои возможности. При этом необходимо обратить внимание на развитие следующих качеств:

1.Когнитивная среда :

  • любознательность (потребность в умственных впечатлениях);
  • способность видеть проблемы (автор теории относительности А. Энштейн будучи в подростковом возрасте задумался о том, «А что будет, если бежать со скоростью света?»);
  • оригинальность мышления (выдвижение новых положений данной идеи);
  • легкость ассоциирования (вижу скрытое от обычного взгляда);
  • прогнозирование (включает в себя следующую цепочку: воображение-интуиция-анализ)

2.Психологическая среда:

  • перфикционизм (стремление к совершенству);
  • социальная автономность ( независимость от мнения окружающих);
  • соревновательность, творческое использование случайностей ( «в нужное время, в нужном месте»).

 Проектной деятельностью с учащимися я занимаюсь с 2006 года . И практика  показывает, что наибольшие затруднения у учащихся вызывают исследовательские проекты. Можно выделить две основные причины этой проблемы: во-первых, не все учащиеся посещают элективные и факультативные занятия, где даются основы по исследовательской работе; во-вторых, не всегда могут объективно оценить свои возможности, выбирая тему и категорию проекта. Базой для подготовки учащихся к исследовательской деятельности должен являться урок. Этому способствует использование современных технологий в зависимости от возрастной категории учащихся.

 На первом этапе наиболее продуктивными являются опорные конспекты (В.Ф.Шаталов) и логико-смысловые схемы (В.Э.Штейнберг). Это помогает не только интенсифицировать процесс обучения, но и развивает логическое мышление.

 Оптимальная схема (по В.Ф.Шаталову) должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята учеником одномоментно. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст учеников, степень их владения материалом. 

В основе логико-смысловой модели лежит опорно-узловая система координат кругового типа. В центре системы координат помещают объект исследования (тему занятия, название раздела, название предмета, проблему). Затем определяются основные направления темы, которые рекомендуется разбивать на 8 частей, выделяются дополнительные подразделы (главы).  Из каждой части выбираются ключевые понятия (словосочетания, аббревиатура, метафоры), которые и фиксируются в «узловых» точках модели, называемых  координатами.

 При разработке конспектов уроков по «Начальный курс географии. 6 класс» я совместила две эти методики, так как использование только логико-смысловых схем вызывает затруднения у учащихся данной возрастной группы.

Следующий этап - использование концептуальных таблиц. Это способствует формированию умения обобщать, анализировать, формулировать выводы. Кроме того, дети не ограничены в своей деятельности и это позволяет им  высказывать свое отношение к изучаемому вопросу.  (  Можно так же использовать таблицу-синтез, соблюдая принцип дифференцированного обучения). Например, при изучении темы «Антарктида» в 7 классе для составления таблицы можно использовать задание: «Почему экспедиция Р. Амундсена дошла до Южного полюса, а экспедиция Р. Скотта закончилась трагически?» (т.е. используем «толстые вопросы»). 

В стандарте школьного образования содержатся требования к формированию и развитию у школьников умения прогнозировать. В 8 классе, в курсе географии, большое внимание уделяется региональному компоненту. Погружение в знакомые обстоятельства (своя территория) позволяет придать прикладной характер выполняемой работе, а участие в прогнозировании различных ситуаций и рассмотрение всех проектов воспитывает у детей чувство собственной значимости.  Выбор этой технологии обусловлен большой образовательной значимостью географического прогнозирования в экологической подготовке школьников. Кроме того, выполнение работ такого типа способствует расширению метапредметных связей.

В 9 классе наиболее эффективно – использование технологии проектов. Учитывая ограниченность учебного времени, целесообразно выполнение информационных проектов, направленных на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением.  При планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Основной общей  учебной  задачей информационного  проекта  является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. 
В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

В 10-11 классе  учащиеся должны получать полную (на их взгляд) свободу выбора на уроке, в том числе и выбор темы и методы достижения поставленной цели. И здесь наиболее эффективным является проблемно-диалогическое обучение. Данная технология готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

    В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Таким образом, при изучении  предмета выстраивается следующая последовательность доминирующих на данном этапе обучения технологий : 1).6кл.-опорные конспекты и ЛСС; 2).7кл.-концептуальные таблицы 3).8кл.-прогнозирование 4).9кл.-информационные проекты 5).10кл.-проблемно-диалогическое обучение. Такая последовательность используемых технологий не только способствует развитию исследовательских навыков учащихся, но и позволяет самим школьникам ответить на вопрос : «А могу ли я заниматься исследованием?».

/Пример использования ЛСС и опорных конспектов.

Тема.      Планета Земля.

Ключевые слова: солнечная система, земная группа, пояса освещенности, тропики, геоид.

1.Солнце+ планеты+ небесные тела= солнечная система ( 99,9%- 0,1%)

- (Земля, Марс, Меркурий, Венера – земная группа)          КАК?

                                                                                                Предположение=гипотеза

.                                                                                                                                            

2. Схема построения урока в 10 классе.  (проблемно-диалогическое обучение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.

Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебног...

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.

Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналитическое...

Методическая система Шеремет Е.А.: «Развитие исследовательских навыков учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»

В результате накопления педагогического опыта, создания и работы школьного научного общества, проведения регулярных педагогических исследований, посвященных анализу уровня познавательной активности шк...

Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся.

Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся....

Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии

Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии...

Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии

Информация об опытеУсловия возникновения опыта.     Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...