Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии
статья на тему

Федорова Раиса Николаевна

Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии.сл1

Как строить урок , чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету?(сл2)

С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.        Ученик  не может стать высококлассным исследователем без прикладного исследования, также как летчик не может стать высококлассным пилотом без реальных полетов в небе. Когда, в  каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ на этот вопрос прост: чем раньше, тем лучше. Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую деятельность, чтобы ее результаты были практически значимыми.сл3

  Основы исследовательского обучения представлены в трудах таких специалистов, как Н.Г. Алексеев, М.В. Кларин, Р.И. Кузьмин, А.С. Обухов А.Н. Подьяков А.И. Савенков, И.П. Павлов.

В настоящее время педагоги многих стран осознали необходимость реформирования национальных систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Как показывает опыт, наиболее эффективно решить эту задачу можно, используя методы обучения, позволяющие моделировать поведение учащихся в конкретной ситуации. Лучше всего для этого подходит применение исследовательского метода [сл4]

На уроках географии, считаю, что необходимо применять активные методы обучения, в том числе исследовательский, который формирует у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов. Назначение исследовательского метода – приобщение учащихся к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала.

Сл5

        Стандарты второго поколения определяют что, в возрасте от 11 до 14 – 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий,сл6 обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную  и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение увидеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки проводить эксперимент,  умения делать выводы и заключения. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.[1, с.4]

Применение исследовательского метода:сл

-деятельность учителя заключается в подборе заданий, в  управлении деятельностью учащихся;

-деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний.

Возможность применения:

1)      наличие базовых знаний.

2)      знания,  приобретаемые на данном уроке, находятся в зоне ближайшего развития учащихся. 

3)      объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно.

4)      у учащихся должен быть навык подобной деятельности.

5)      учащиеся должны владеть методами научного познания.

Достоинства:

-развитие мышления,

-развитие творческих способностей,

- развитие коммуникативных навыков (при групповой работе),

- обеспечивает овладение методом научного познания в процессе поиска,

- формирует черты творческой деятельности,

- дает полноценные , осознанные знания.

Недостатки:       требуется много времени на получение результата.

В проекте стандартов второго поколения дается общее число учебных часов за четыре года обучения-238, из них 34 ч.( 1ч в неделю) в 6 классе и по 68 ч(2ч в неделю) в 7,8, 9 классах.сл

Таким образом, возникает противоречие между применением исследовательского метода как основы развития творческих способностей у учащихся  и сокращением учебных часов по параллелям.

Исследовательская деятельность учащихся невозможна без эксперимента. Эксперимент – это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества.  Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.  Например, при изучении темы: « Реки» в 6 классе можно изготовить макет «Реки»: деревянная рейка длиной 1 метр с углубление посередине. Верхняя часть макета приподнимается на подставке, нижняя опускается в поддон. Вопрос: «Сделайте предположение, почему у одной реки течение медленное, спокойное, а у другой быстрое, стремительное?» Для того, чтобы убедиться в наших предположениях, проведем эксперимент. Кладем кусочек пенопласта на верхнюю часть макета и льем воду. С помощью секундомера определяем скорость течения «реки». Она равна 1 метру в секунду. Верхнюю часть макета опустили на уровне нижней части  и эксперимент повторили. Скорость течения воды 2 метра в секунду.  Сделали вывод: течение быстрее, где уклон реки больше, т.е. на горных реках. Течение реки медленное на равнинных реках, так как уклона у реки нет. Результаты эксперимента ученики должны оформить по схеме: название эксперимента, оборудование, цель исследования, ход работы, рисунок, результаты исследования. В результате формирую такие навыки учащихся: выдвижение гипотезы, наблюдение, умение проводить эксперимент, умение делать вывод.

В 8 классе при изучении темы: «Реки» проводим экскурсию на реку Сюверня. Цель: «Формирование практических навыков использования знаний и умений». На реке проводим гидрологические  измерения, для которых необходимы приборы: термометр (прибор для измерения температуры воды), кусочек пенопласта (для измерения скорости течения реки),  рулетка, верёвка, белая крышка от кастрюли (диск Секки). Вопрос: «Можно измерить ширину реки, стоя на одном берегу?» Для определения ширины методом подобия треугольников потребуются четыре сухие ветки. Выбрать дерево у воды на противоположном берегу реки (точка А). Воткнуть ветку точно напротив дерева на своем берегу (точка В). Отойти на 40 шагов влево от линии АВ и воткнуть вторую ветку (точка С). Пройти в том же направлении еще 20 шагов и воткнуть третью ветку (точка D). Отойти, считая шаги, в противоположном от реки направлении так, чтобы оказаться на одной прямой с точками А иС и воткнуть четвертую ветку (точка Е). Расстояние DE будет равно половине ширины реки. Умножив DE на два, получим ширину реки в шагах. Вывод.

Вопрос: «Как можно измерить глубину реки? Что необходимо иметь, чтобы измерить глубину реки?» Для измерения глубины используем веревку с метками, единичный отрезок которых равен 1 см. На конце веревки привязан камень. Вывод.

Вопрос: «Как вы думаете, будет меняться температура воды на дне реки, у поверхности, у берега, посередине?» Для изменения температуры реки использовался обычный термометр. Вывод.

Предположите, можно измерить прозрачность воды в реке? Абсолютно прозрачной воды не существует. Способность пропускать свет зависит в большей степени от содержания того или много количества взвешенного вещества – или мертвого в виде ила, или живого в виде планктона. Нужно найти белый диск (для этого может быть использована крышка от кастрюли) диаметром около 30 см, прикрепить его к размеченной через 5 – 10 см веревке. Замер производится следующим образом: необходимо встать с теневой стороны

) и погрузить диск (называется такой инструмент диском Секки) до исчезновения. Затем, дав отдохнуть глазам 1 – 2 минуты, его поднимают. Показателем прозрачности считается среднее арифметическое двух глубин – исчезновение и появление диска. Вывод.

Как произвести измерения скорости течения воды? Необходимо узнать время, за которое какой-либо плавающий предмет преодолевает определенное расстояние. Для этого вниз по течению пускается поплавок (пенопластовая пластина, ветка и т.п.), а предварительно замеряется расстояние от одной точки до другой (примерно 10 – 20 метров). Отдельно выяснить скорость течения в середине реки и у берегов.[2.c65]  

 Итак, простейшие, но необходимые физические показатели состояния воды нами изучены. Результаты экскурсии учащиеся оформляют по схеме: название экскурсии, цель, задачи, название экспериментов, оборудование, ход работы, рисунки, таблицы, результаты исследования, вывод. При выполнении этой работы развиваю такие навыки учащихся: наблюденре, умения проводить эксперимент, умения делать выводы и заключения.

В 9 классе при изучении темы «Электроэнергетика» решается проблема: Западно-Сибирская равнина богата реками, но на реках равнины не построено, ни одной гидроэлектростанции. Ваши предположения по этому факту. Проведем эксперимент.

Для этого  необходим: макет реки горной и равнинной, электростанция (на спице крепим барабан с лопастями),  чашка Петри, стакан.  На горной реке построили электростанцию. Она заняла площадь: ширина – 3см.,  длина-7см., глубина – 3см. Необходимо высчитать объем.   Этот объем воды  будет образовывать искусственное озеро. Воду выливаем в чашку Петри и в стакан. Где больше вода занимает площадь?  В чашке Петри. Вывод. Так происходит в природе. На равнинных реках исскуственные  водохранилища  занимают большую площадь. При выполнении данной работы формирую у учащихся такие учебные действия: как умение увидеть проблемы, ставить вопросы, наблюдать, сравнивать, делать выводы, защищать свои идей.

Таким образом, считаю, что развивать у учащихся навыки исследования по географии целесообразно начинать с начала изучения дисциплины. Это позволяет формировать у учащихся следующие умения и навыки: наблюдать (измерять, фиксировать) знакомые и незнакомые явления природы, сравнивать собственные наблюдения с другими источниками информации, пользоваться измерительными приборами, уметь выражать и отстаивать свою точку зрения. Систематическая работа позволяет развивать в учениках такие приемы умственной деятельности как анализ и синтез, сравнение и обобщение, умение прогнозировать и моделировать.

Литература:

  1. Кондакова, А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. // М.: «Просвещение». - 2009.
  2. Крылов, А.В.  О гидрологических работах. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 2.
  3. Стадник, А.Г. География 6-10 классы. Уроки исследования, дискуссии. // Волгоград Издательство «Учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Развитие исследовательских навыков учащихся.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно-деятельностный подход, который теснейшим образом связан с формирование...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.

Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналитическое...

Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии

Информация об опытеУсловия возникновения опыта.     Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...