Педагогическая статья на тему:"Компетентностный подход при изучении математики с использованием проектной деятельности и ИКТ
статья по алгебре на тему

Привальцева Елена Ивановна

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_statya_na_temu.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья на тему: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ

Автор: Привальцева Елена Ивановна,

учитель математики МБОУ «Лицей №24»

 г.Гуково, Ростовской области

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ

        Расширение производства, ускорение темпов его развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу и другие социально-экономические изменения предъявляют всё более возрастающие требования к подготовке профессионала. Будущему специалисту необходимо не только овладеть глубокими и гибкими профессиональными знаниями и умениями, но и развитыми профессиональными качествами и характеристиками. Всё более возрастают требования к качеству выполняемой работы, функциональным и социальным способностям специалиста, к квалификации работника в целом. Работник должен быть готов к тому, что рабочая нагрузка (будь то физическая или интеллектуальная) постепенно будет увеличиваться. Иными словам, существующий уровень развития производства ориентирует современного специалиста на необходимость овладения профессиональными умениями на уровне профессионала. Развитие и формирование компетенций у будущих профессионалов осуществляется в процессе обучения, где должны быть созданы все необходимые для этого организационно-педагогические условия. Это означает, что школа - в широком смысле слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования  новых жизненных установок личности. Подготовку такого специалиста  невозможно осуществлять в опоре на старые методы преподавания. Традиционное обучение, ставившее профессиональные знания во главу  угла процесса обучения, уже не справляется с насущной задачей  профессионального образования: развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности, способной к принятию самостоятельных профессиональных решений.

          Реальным выходом в данной ситуации является активное внедрение  в образовательный процесс развивающих педагогических технологий.

           Среди всего многообразия педагогических технологий можно  отметить следующие:

  • технология «критического мышления»;
  • проектно-исследовательский метод;
  • организация разнообразных форм диалога и дискуссий;
  • методы формирования понятий.

         Все указанные методы отображают принципиально новый подход к обучению, который в западной педагогике получил название конструктивистская дидактика. Это направление в дидактике основывается на идее, суть которой состоит в том, что знание нельзя передать от учителя к ученику и его нельзя прочитать в книжке. Его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта. Поэтому в этом подходе к обучению особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

         Доступность знаний, разнообразных источников информации в настоящее время даёт огромные возможности развития самостоятельности учащихся, реального увеличения доли самостоятельной, в том числе, творческой, работы. Однако этому может научить и учитель, если он увлечён и обладает соответствующими умениями. Таким образом, компетентность и компетенции ученика непосредственно связаны с компетентностью и компетенциями учителя.

          Для эффективной реализации компетентностного подхода используются технологии алгоритмического обучения, тренинги, моделирующие и коммуникативные технологии.

          Я расскажу о методах своей работы, об успехах и трудностях возникавших при апробации этих методов на уроках математики. Попытаюсь обозначить условия, в которых происходит развитие коммуникативных умений и математической компетентности. При переходе от предметно-ориентированного образования к компетентностному, хочу выделить, по меньшей мере, три основных направления. Планируя урок, можно выбирать одно из них  зависимости от особенностей класса, задач которые ставит перед собой учитель, и ещё множества факторов.

Можно выделить три стратегии преподавания математики.

         Первая линия - линия базисных умений, то есть тех, которые развиваются благодаря занятиям математикой. Их можно вырабатывать и занимаясь чем-то другим, но при занятиях математикой они формируются в первую очередь.

Примерный список «базисных» математических умений:

  • умение логически мыслить, доказывать, обосновывать, аргументировать, критически относиться к высказываниям;
  • владение языком математики как средством коммуникации организации речи и деятельности;
  •  умение строить математические модели и работать с ними.

        «Математика - гуманитарный предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности, ум в порядок приводит и оказывает существенное влияние на развитие речи обучаемых». (Мордкович, «Алгебра», 7 класс)

            Вторая линия предполагает взаимосвязь предметных умений с универсальными умениями школьника. Чему я учу детей, когда занимаюсь с ними, например, квадратными уравнениями? Для чего они нужны в жизни? Чему при этом ученики могут научиться? Опыт подсказывает, что одно и то же предметное умение взаимодействует с разными универсальными умениями. Скажем, занимаясь квадратными уравнениями, дети учатся работать по алгоритму, работать с моделями, формулами. Перевод предметного умения в универсальное может происходить просто при переходе в другой кабинет, когда умение, полученное на математике, ребёнок использует во время урока химии.

             Третья линия предполагает усвоение универсальных умений, напрямую не связанных с предметностью. Например, на предметном материале можно развивать деятельностные, рефлексивные и коммуникативные умения.

            В связи с данной стратегией должно произойти изменение позиции учителя: не транслятора информации, а проводника, разъясняющего суть проблемы, формулирующего задания, предлагающего форму представления результатов, способов достижения цели. И поэтому необходима технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. И мы знаем, что такой технологией является метод проектов.

       ПРОЕКТ - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс  действий по решению значимой для учащегося проблемы. Проект завершается созданием продукта и его защитой.

       Мы с вами каждый день планируем уроки, в конце которых ожидаем некоторый результат в виде правильно решённых примеров и задач. А почему бы не предложить учащимся самостоятельно изучить тему и составить самим задания по ней? Тогда эти задания и будут тем проектом, который покажет реальный уровень обученности учащихся. Такой способ обучения известен давно, его часто называют «проблемным» (т.к. цели урока выражают проблему, которую решают ученики на уроке). Точно также можно объединить несколько уроком по одной теме, в конце изучения которой можно вместо обычной контрольной работы дать учащимся какое-нибудь творческое задание, которое тоже будет проектом.

        Компьютерные презентации «Power Point» являются одним из типом мультимедийных проектов. С помощью этой программы можно создавать не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решении уравнений и других ключевых тем, привлекая к созданию учащихся. Приступая к созданию очередной презентации, я стараюсь следовать обозначенным мною критериям и этому учу детей.  По моему мнению, презентация к уроку должна:

  • подталкивать учащихся к творческому мышлению;
  • структурировать раннее полученные знания;
  • реализовать межпредметные связи;
  • формировать познавательный интерес;
  • позволять учащимся работать с ИД во время урока (перемещение, сопоставление предметов, написание на ИД);
  • содержать информацию прикладного характера;
  • содержать информацию актуальную на сегодняшний день;
  • содержать заинтересовывающий момент.

Наиболее активно мною используются презентации, выполненные в программе notebook, это программа для работы на интерактивной доске Smart. Использование интерактивной доски расширяет возможности реализации принципа наглядности. Чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал.

      С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но все это уже готовый продукт, выполненный кем-то другим и вызывающий интерес у учащихся в силу того, что является представителем серии “что-то новенькое”, несколько более непривычное, чем стоящий у доски учитель. Несмотря на всю привлекательность использования современных технологий, учащиеся остаются более или менее пассивными, поэтому всё чаще стараюсь включают детей в проектную деятельность.

         Проект - это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что математика - это не цель учения, а средство познания мира. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют графики, выполняют расчеты, пишут статьи, рисуют плакаты, издают буклеты, сочиняют стихи, ведут поисковую деятельность. Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом проживают конкретные ситуации.

          На своих уроках я применяю проектный метод обучения. Так, в 11 классе закрепление темы «Интеграл» было организовано с использованием проекта «Путешествие в страну Интеграл», а в 10 классе при повторении темы «Показательная функция» проект «Звёздное скопление госпожи Экспоненты».  А пятиклассники, познакомившись на занятиях с понятием симметрия, нашли в городе все симметричные здания, орнаменты, выполнили проект : «Симметрия всегда рядом со мной» и с гордостью демонстрировали результат своей работы старшеклассникам.

          Уверена, что реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает их на демонстрацию личных образовательных результатов, в том числе и в виде всевозможных проектов как по алгебре, так и по геометрии. Компетентностное обучение становится перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико -ориентированный характер.

На учителях математики лежит груз ответственности за успешную сдачу экзамена в форме ЕГЭ всеми выпускниками школы. Такое изменение формы итоговой аттестации сделало необходимым пересмотреть всю систему повторения и конструирования уроков подготовки к экзамену. Вводное, текущее, поддерживающее, итоговое систематизирующее - каждый из этих видов повторения позволяют преодолеть феномен забывания школьниками учебного материала.

Совместный труд учителя и ученика выводит учащихся на новый качественный уровень подготовки к экзамену, что подтверждается результатами ЕГЭ по математике.

             

Литература:

1.Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования-Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

2. Ресурсы развития ключевых компетенций (извлечение из ГОС-2004)

3.Стандарт Основного общего образования по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики"

статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики"  содержит личное отношение к реализации компетентностного подхода в образовании, основные идеи, методы и способы реализации на п...

статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики"

статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики" отражает личное суждение о внедрении компетентностного подхода, его сути. приводятся приемы, формы, методы работы, пояснения по внедр...

Компетентностный подход в изучении математики

Описание системы работы учителя. Актуальность работы заключается в модернизации системы образования в соответствии с системно-деательностным подходом в обучении....

Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...

Некоторые вопросы компетентностного подхода при изучении математики.

Аннотация. Математические компетенции учащегося способствуют адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. В процессе изучения математики у учащихся происходи...

статья "Реализация компетентностного подхода к изучению математики

статья "Реализация компетентностного подхода к изучению математики...