Компетентностный подход в изучении математики
учебно-методический материал по алгебре на тему

Унанян Светлана Николаевна

Описание системы работы учителя. Актуальность работы заключается в модернизации системы образования в соответствии с системно-деательностным подходом в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Компетентностный подход в обучении математике

                         Унанян Светлана Николаевна                                  

                                                                 учитель математики

                                                                         МОУ Молоковская СОШ    имени Н.В.Огаркова  

высшая категория

Тверь 2014 год

 

Новые социальные требования к системе образования, сформулированные в Концепции модернизации российского образования, определяют роль школы как важнейший фактор гуманизации общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся.

             Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.  Будущий профессионал должен:

  • обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни,
  • владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования,
  • уметь принимать самостоятельные решения,
  • адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере,
  • разрешать проблемы и работать в команде,
  • быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

  Новые ориентиры в общем образовании определяются переходом:

  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;
  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
  • от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции.

 Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы.

Практика постоянно нас убеждает, что, несмотря на огромный объем информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объёмных, не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются.

Отработав 25 лет учителем математики в средней школе, я пришла к твердому убеждению, что знания, полученные по моему предмету, необходимы выпускникам не только для сдачи выпускных экзаменов, но и для дальнейшей жизни. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Важно, чтобы, уходя из школы, наши ученики научились самостоятельно добывать знания. Все это заставило меня всерьез заняться проблемой внедрения компетентностного подхода.

В ходе своей деятельности я  проверяю гипотезу:

эффективность обучения математике учащихся школы может быть существенным образом повышена, если разработать и реализовать на практике методику формирования у школьников приемов математической деятельности на основе развития компетенций.

Основной целью проводимой мною работы является реконструкция образовательного процесса по математике на основе компетентностного подхода.

Основной своей задачей я считаю научить учащихся

 - концентрировать внимание на поставленных целях и задачах,

 - контролировать и оценивать динамику своего развития,

 - овладевать стратегиями учебной деятельности,

 - формировать личностный потенциал и обеспечивать собственную успешность.

Ознакомление с публикациями  А.Г. Каспржака, А.В. Хуторского , в которых раскрывается сущность компетентностного подхода,

 анализ  особенностей содержания преподаваемого предмета  и возможностей учеников, уровня их развития, позволили мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции:

     - учебнопознавательную (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

     - коммуникативную (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

     - информационную (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);    

 - личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

В течение нескольких лет я работала над методической темой «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся».   Подробно изучив работы Т. И. Шамовой и технологию укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева, метод составления технологических карт В. М. Монахова  в  качестве основного технологического инструмента, обеспечивающего комплексное внедрение компетентностного подхода, я избрала:

  •  блочно - модульную технологию,

( модульная технология помогает осуществить индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в сознательную учебную деятельность, мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.)

  •  работу в группах разного уровня,

(при работе используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью; устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей; обеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей)

  • использование ИКТ на уроках математики.

( Компьютер, практически, решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации, позволяет усилить мотивацию учения.

 Усвоение знаний путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника.)

Из перечисленных технологий, основной является блочно - модульная, а две другие, как вспомогательные, хорошо вписываются в модуль.

А так же перешла на предметно - методическую линию учебников Мордковича А. Г., которые явно располагают к развитию предметной компетентности учащихся. При этом стараюсь не копировать механически опыт, а перенять идеи в собственных условиях и возможностях, беру не все позиции, а лишь те, которые приемлемы в условиях школы и тех классов, где я работаю.

Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, выбранный мною подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов, современного оснащения кабинетов.

 В рамках приоритетного национального проекта «Образование» наша школа получила современное оборудование, доступ в Интернет. Кабинет математики, в котором я работаю, оснащен интерактивной доской, в школе открыт информационный центр – все это дает возможность работать по – новому.

Показатели рациональности моей работы: 

наблюдается положительная динамика качества знаний  в классах, где обучение проводилось с использованием этой методики. На примере одного из классов:

На ГИА в 9 классе в 2009 году средний балл составил –  3,2. Максимальное количество баллов, набранное одним учеником – 20,5. 

На ЕГЭ в 2011 году эти дети показали хорошие результаты. Средний балл – 53,7. Максимальное количество баллов, набранное одним учеником – 63.

Подготовка к внедрению блочно – модульной технологии, проводилась мною, начиная с 5 класса.

В 5 – 6 классах отрабатывали навыки само и взаимоконтроля. Учились вести оценочные листы, знакомились с рейтинговой оценкой.

В 7 – 8 классах учились работать в группах разного уровня. Проводились модульные уроки.

В 9 классе внедрялись уроки-лекции и уроки-семинары.

Перед началом изучения любой темы я собираю различный дидактические материалы, ищу их на сайтах Интернета, в различных методических пособиях и собираю в учебные модули. К их созданию привлекаю учащихся: даю им задания найти информацию в Интернете, печатные материалы отсканировать и отредактировать в Word – овские документы, чтобы использовать их как раздаточный материал. Из собранных материалов, используя блочно - модульную технологию, конструирую учебные модули, из которых складываются блоки.

 Блок имеет следующую структуру:

ПМ – ИМ – РМ – МС – МКЗ – МК

ПМ – проблемный модуль.

ИМ – информационный модуль.
РМ – расширенный модуль.
МС – модуль систематизации.
МКЗ – модуль коррекции знаний.
МК – модуль контроля.

При разработке блоков, по мере необходимости, не всегда использую все виды модулей.

Вначале изучения темы в кабинете вывешиваю схему изучения темы и технологическую карту. В них прописываю цели изучения темы, какие ЗУНы должны приобрести учащиеся при изучении темы, типы уроков, дифференциацию учебного материала, виды работ и контроля. Это делается для того, чтобы учащиеся знали, какой объем работы их ждет при изучении темы.

Веду листки личных достижений каждого учащегося, где накапливается рейтинговая оценка по теме, а также ведется контроль пробелов в знаниях, допущенных ошибках и их исправлении.  Учащиеся, набравшие самое большое количество баллов, освобождаются от зачета.

При проведении уроков часто использую ИКТ. Пользуюсь готовыми цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), которые нахожу на сайтах Интернета: http://school-collection.edu.ru/ , http://fcior.edu.ru/ , http://www.openclass.ru/ , а также составляю свои ресурсы, которые публикую на сайте http://www.openclass.ru/ и на своем сайте http://nsportal.ru/unanyan-svetlana-nikolaevna . Домашнее задание можно получить на флешкарту  или другой носитель информации. В информационном центре в локальной сети провожу  модульные уроки по закреплению изученного материала, а также контроля и коррекции знаний. Уроки лекции провожу с использованием интерактивной доски.


         Считаю, что выдвинутая мною гипотеза находит свое подтверждение. Подобная организация изучения предмета дает свои результаты. Данная методическая тема является актуальной. Ее актуальность обуславливается:
- тенденциями перехода от «знаниевой» к «компетентностной» модели обучения;
- распространением идей развивающего обучения;
- необходимостью совершенствования математической подготовки  школьников.
Думаю, что опыт по внедрению компетентностного подхода может быть интересен для коллег.

Математика -  трудная наука. Радует то, что дети не боятся идти на урок и в меру своих возможностей стараются постигать ее законы.

Но главным результатом своей работы я считаю то, что мои ученики ориентируются в русле современной жизни, идут в ногу со временем.

Список литературы:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (от 29 декабря 2001 г.)– М., 2002. // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал.
  2. Эрдниев П.М. Преподавание математики в школе. Из опыта обучения методом укрупненных упражнений. М. Просвещение 1978г.
  3. Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. – 2004. – No1. – С. 32–35.
  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – No 5. – С. 3–12
  5. http://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0-%D0%B2-%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9/192429.html
  6.  http://gobozova-lv.solovschool.edusite.ru/p4aa1.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Педагогическая статья на тему:"Компетентностный подход при изучении математики с использованием проектной деятельности и ИКТ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ...

Некоторые вопросы компетентностного подхода при изучении математики.

Аннотация. Математические компетенции учащегося способствуют адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. В процессе изучения математики у учащихся происходи...

статья "Реализация компетентностного подхода к изучению математики

статья "Реализация компетентностного подхода к изучению математики...