Урок комбинированный в 5 классе на тему: "Круговые диаграммы"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Ольга Александровна Мороз

Разработка урока  с презентацией на тему: "Круговые диаграммы". Урок комбинированный (обобщение и систематизация знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, проверка и коррекция знаний). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krugovye_diagrammy.doc60 КБ
Файл krugovye_diagrammy_izuchenie_novogo.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме «Круговые диаграммы»

5 класс.

Подготовил учитель МБОУ СОШ №26 ст-цы Должанской

Недилько Ольга Александровна

    Цели:

  1. Освоение способов визуализации числовых данных.
  2. Обучение построению математической модели с использованием круговых диаграмм.
  3. Применение теоретических знаний в практической деятельности человека.

Задачи:

  1. Повторить ранее изученный материал по темам: «Углы. Измерение углов», «Проценты»
  2. Ознакомится с понятием «Диаграммы»
  3. Научится строить круговые диаграммы.
  4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Формы занятия: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, проверка и коррекция знаний).

Методы и приемы работы:

  • учителя: фронтальная работа (объяснение нового, диалог, демонстрация презентации, индивидуальная помощь при выполнении самостоятельной работы);
  • ученика: фронтальная (диалог; просмотр презентации) и индивидуальная (решение программируемых заданий, работа в тетради, работа за компьютером).

Материалы и оборудование: учебник В.Я. Виленкин, В.И. Жохов «Математика 5», циркуль, линейка, карандаш, транспортир,презентация «Круговые диаграммы», ПК.

План урока

  1. Организационный момент
  1. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на урок.
  2. Запись в тетрадях учениками числа и темы урока.(1,2 слайды)

Я вам задам несколько загадок. Отгадайте загадки и проверьте наличие этих предметов на ваших рабочих столах и покажите их мне.Разминка(3слайд)

  1. Кто молча учит? (Учебник)
  2. Кто чертеж построит наш?

Ну, конечно… (Карандаш)

  1. Сговорились две ноги

      Делать дуги и круги. (Циркуль)

  1. Она любит прямоту и сама прямая.

      Сделать новую черту всем нам помогает.

      Что-нибудь без нее начертить сумей-ка.

      Угадайте-ка, друзья, это что?.. (Линейка)

  1. Если ей работу дашь –

      Зря трудился карандаш. (Ластик)

  1. Построению углов

Помогает… (Транспортир)

  1. Чтобы домашнее задание

Нам сделать, не забыть,

Его запишем мы в… (Дневник)

Наличие необходимых на уроке предметов мы проверили.

I I. Актуализация знаний:

  • Укажите соответствие между  видом углов и их градусной мерой (4 слайд)

1)острый-56

2)прямой- 90

3)тупой-123

4)развернутый- 180

III.Изучение новой темы: Часто на практике результаты какой-либо деятельности человека, сравнения стоимости тех или иных изделий, состава различных смесей или каких-либо других числовых данных их удобнее представлять наглядно, в виде рисунка. Числа сравнивать легче, если их изображать в виде графических объектов различной величины. Рисунки лучше воспринимаются человеком. И, если даже не известны заранее параметры изображенного предмета, действия, явления, можно наглядно сравнить результаты по рисунку и сделать определенные выводы. Такие рисунки получили названия графов и диаграмм.

Сегодня мы с вами познакомимся с диаграммами.

Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой.

Запишем в тетради определение диаграммы.

Диаграмма – способ наглядного представления числовых данных.(6 слайд)

Существует множество видов диаграмм. Диаграммы могут быть плоскостными и объемными. Среди плоскостных диаграмм различают: графики, столбчатые, линейчатые, точечные, кольцевые. Мы будем изучать круговые диаграммы.(7,8слайды)

(9 слайд) Объяснить диаграмму распределения суши и воды (пояснения учителя)

(10 слайд) Задание №1. Используя круговую диаграмму «Состав воздуха», скажите, сколько процентов кислорода, азота и других  газов содержится в воздухе.

(11 слайд) Задание №2. Используя круговую диаграмму, расскажите о распределение суши Земли по материкам в прцентах..

Алгоритм построения диаграммы: (12 слайд)

  1. Вспомните, сколько градусов содержит круг.
  2. Сколько процентов приходится на всю величину, на единое целое.
  3. Определить, сколько углов будет содержать диаграмма.
  4. Рассчитать, сколько градусов составит каждый угол.
  5. Построить углы, вершины которых будут находиться в одной точке – центре круга.
  6. Выбрать цветовое решение для каждого угла в отдельности и для диаграммы в целом.

IV.Закрепление новой темы: (13 слайд)

1) №1695:

Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45% и ужин – 15%.

Постройте круговую диаграмму распределения дневной нормы питания

Решение:( 14 слайд)

Дневная норма-100%

Круг-360

4 угла

360:100=3,6   - на 1%

3,6 *  25 =90    - завтрак

3,6  *  15 =54 – 2 завтрак, ужин

3,6    * 45 =162    - обед

 Сделаем вывод: какое у вас питание? Соответствует ли оно данной диаграмме?

2) Построение диаграмм с помощью ПК (16 слайд)

Вы не обратили внимание на то, сколько времени потратили на построение диаграммы вручную? Сегодня на практике вручную диаграммы никто не строит или строят, но очень редко. Есть очень хороший помощник для выполнения такой работы. Это компьютер. Займите свои  места за ПК.

  • У вас на экране среда табличного процессора Microsoft Excel. В таблицу занесём данные диаграммы «Сбалансированное питание»

 

фрукты

2 порции.

овощи

3 порции

мясо

1,5порции

мол.пр.

1порции

жиры

0,5порции

 Наша задача построить диаграмму с помощью Мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Внимательно меня слушайте, постарайтесь выполнять действия четко и у вас все получиться.

  • Выделите ячейки А1-В5. Для этого установите курсор мыши в ячейку А1 и, удерживая левую кнопку, мыши протяните курсор до ячейки В5. Таблица окраситься в черный цвет.
  • В строке меню найдите команду ВСТАВКА и щелкните по этому слову левой кнопкой мыши. Откроется ниспадающее меню.
  • В ниспадающем меню выберите команду ДИАГРАММА и щелкните по ней левой кнопкой мыши. Откроется диалоговое окно МАСТЕР ДИАГРАММ.
  • В списке типа диаграмм выберите слово КРУГОВАЯ. Справа в окне откроются различные виды диаграмм. Выберите 1 вариант. И нажмите кнопку ДАЛЕЕ внизу диалогового окна.
  • На следующем шаге снова нажмите кнопку ДАЛЕЕ.
  • На третьем шаге снова нажмите ДАЛЕЕ.
  • На четвертом шаге нажмите кнопку ГОТОВО.

Получилось?(17 слайд)

Оцените время, которое вы потратили на построение диаграммы на ПК. Сравните затраченное вами время на выполнение этой работы вручную и на ПК. Какой можно сделать вывод?

Сделаем теперь вывод о содержании диаграммы:

 Обратите внимание на продукты, употребление которых следует сократить. К ним относятся жиры. А  фрукты и овощи должны занимать больше места в вашем меню.

V. Самостоятельная  работа обучающего характера :

1) №1693:Диаграмма содержания масла в льняном семени.

2) №1694:Диаграмма распределения воды и суши на земной поверхности. (Индивидуальные консультации учителя). Проверка (18,19 слайды)

V I. Подведем итоги урока:

 Ответьте на несколько вопросов.(20 слайд)

  1. Что такое диаграмма? (Способ наглядного представления числовых данных)
  2. Какие диаграммы вы научились сегодня строить? (Круговые диаграммы)
  3. Какие еще виды диаграмм вы запомнили? (Столбчатые, графики, кольцевые, …)
  4. Какие знания и умения вам необходимы для построения диаграмм? (Что такое диаграмма?  Углы, правила построение углов.  Проценты. Доли и дроби.)

V I.Домашнее задание: (21 слайд)

№1706

№1707

№1701(повторение)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разминка: Кто молча учит? Кто чертеж построит наш? Ну, конечно (… ) Сговорились две ноги Делать дуги и круги. (…) Она любит прямоту и сама прямая. Сделать новую черту всем нам помогает. Что-нибудь без нее начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, это что?(…) Если ей работу дашь – Зря трудился карандаш.(…) Построению углов Помогает (… ) Чтобы домашнее задание Нам сделать, не забыть, Его запишем мы в (… )

Слайд 2

Повторение: Задание 1 Укажите соответствие между видом углов и их градусной мерой Острый угол Тупой угол Развернутый угол Прямой угол 90 180 56 123

Слайд 4

Круговые диаграммы Путешествие по страницам словаря Примеры диаграмм Как построить угол (повторение) Решение задач Задачи для самостоятельного решения Домашнее задание Ссылки

Слайд 5

Круговые диаграммы Диаграмма – (от греч. изображение, рисунок, чертеж) графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин. Ты сначала объясни, что это такое.

Слайд 6

Круговые диаграммы Я, понял! Диаграмма – это нарисованные числовые данные, благодаря которым можно сравнивать тот или иной предмет. А как построить диаграмму? Чтобы нарисовать круговую диаграмму надо: Начертить круг Рассчитать количество процентов Перевести их в градусы Транспортиром построить углы Закрасить сектора разным цветом

Слайд 7

Круговые диаграммы Каковы преимущества диаграмм по сравнению с таблицами? Каковы недостатки диаграмм? Наглядность, возможность сравнивать разные величины друг с другом, возможность представить большой объем информации. Приближенное значение величин

Слайд 8

Круговые диаграммы Магнитный железняк содержит 70% чистого железа, а остальная часть руды — пустая порода. Чтобы наглядно изобразить это положение, начертим круг и закрасим 70% его площади, а 30% площади оставим не закрашенными. Так как в круге 360°, то надо найти 30% от 360°. Для этого делим 360 на 100 и частное умножаем на 30. Получаем: 360 : 100 * 30 = 108. Значит, надо провести два радиуса под углом 108° и закрасить часть круга вне этого угла. Получаем рисунок. Его называют круговой диаграммой.

Слайд 9

Круговые диаграммы Нет. Количество частей в круге будет зависеть от условия задачи. Иногда для построения круговой диаграммы приходится разбивать круг на много частей. Так, что круг всегда будет разделен на 2 части?

Слайд 10

Круговые диаграммы Пример круговой диаграммы площадей океанов. Тихий океан имеет площадь 179 млн км 2 , Атлантический — 93 млн км 2 , Индийский — 75 млн км 2 Северный Ледовитый — 13 млн км 2 .

Слайд 11

Как построить угол (повторение)

Слайд 12

Круговые диаграммы

Слайд 13

Круговые диаграммы

Слайд 14

Решение задач

Слайд 15

Круговые диаграммы В классе 30 учеников: 12 мальчиков и 18 девочек. Начертим круг, соответствующий общему числу учеников. 360⁰ : 30 =12⁰ соответствует 1 ученику. 12⁰ * 12 = 144⁰ - угол, соответствующий количеству мальчиков 360⁰ - 144⁰ =216⁰ - - угол, соответствующий количеству девочек 144⁰ 216⁰ девочки мальчики

Слайд 16

Круговые диаграммы Решим задачу: Земные угодья на Земле распределяются таким образом: луга и пастбища - 21%, леса – 30%, пашни – 11%, прочие Земли – 38%. Решение: 100% - 360⁰ (круг) 1% - 3,6⁰ 21% - 21*3,6⁰= 75,6⁰ 30% - 30*3,6⁰= 108⁰ 11% - 11*3,6⁰= 39,6⁰ 38% - 38*3,6⁰= 136,8⁰

Слайд 17

Круговые диаграммы Луга и пастбища - 75,6⁰ Леса - 108⁰ Пашни - 39,6⁰ прочие Земли - 136,8⁰ Прочие земли 136,8⁰ Леса 108⁰ Луга и пастбища - 75,6⁰ Пашни 39,6⁰

Слайд 18

Круговые диаграммы Для решения задачи начертим круг Посевные площади на Земле распределяются так: Пшеница - 30% Кукуруза – 16% Ячмень – 11% Рис – 19% Прочие культуры – 24% 30% 16% 11% 19% 24%

Слайд 19

Задачи для самостоятельного решения

Слайд 20

Круговые диаграммы Незнайка торгует газетами. В понедельник – 20 Вторник – 25 Среда – 32 Четверг - 30 Пятница – 23 Суббота – 30 Воскресенье – 20. Построить круговую диаграмму «Продажа газет»

Слайд 21

Круговые диаграммы Построить круговую диаграмму “Нормы питания девочек 11-13 лет”. Девочки 11-13 лет должны получать в день 85г белков, 85г жиров, 340г углеводов.

Слайд 22

Круговые диаграммы Построить круговую диаграмму “Распределение времени учеником 5 класса” Сон - 9 час. Учеба в школе – 6 час Домашняя работа – 2 часа Отдых – 3 часа Работа с ПК – 0,5 час Просмотр телевизионных передач – 1,5 часа Можно ли строить диаграмму? На что можно еще распределить время?

Слайд 23

Домашнее задание Построить диаграмму (одну на выбор): Количество слов, прочитанных за минуту (5 класс). Количество учащихся по классам (5-8 класс). Численность населения столиц мира. Численность населения стран мира. Продолжительность жизни в разных странах. Число мигрантов в 2005 г. Количество уроков по предметам (5 класс за год). Площади стран мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе по теме "Круговые и столбчатые диаграммы"

Цели: научиться строить круговые и столбчатые диаграммы, используя возможности электронных таблиц (компьютерные программы:MicrosoftOfficeExcel, “Мастер диаграмм”);развивать: коммуникативные навыки, ко...

Разработка урока математики в 6 классе по теме "Круговые диаграммы"

На примере данного урока можно увидеть один из способов организации  деятельности учащихся, направленный на постановку   и   решение  учебных  задач:-  «Как код...

План - конспект урока физической культуры в 6-7 классе по теме "Круговая тренировка ОФП"

Занятие по физичкской культуре в 6-7 классе, целью которого является всестороннее физическое совершенствование....

Конспект урока во 2 классе на тему: "Круговая тренировка"

конспект будет полезен учителям физической культуры...

Разработка урока в 3 классе на тему: «Круговая тренировка» (туристское многоборье)

На 3 уроке физической культуры, мы занимаемся туриским многоборьем. Детям очень нравится...

Урок математики 5 класс по теме «Круговые диаграммы»

Урок математики по теме «Круговые диаграммы»5 класс.  (Разработала учитель 1 квалификационной категории МОУ «Кадамская основная общеобразовательная школа» Гусева Валентина...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «Круговая тренировка как эффективный метод развития двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры»

Цель  МАСТЕР-КЛАССА–  описание методики применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры  как одного из инструментов, обеспечивающих всестороннее развитие двига...