Программа тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета "Математика" в Рыбно-Слободском районе РТ
проект по математике по теме

Гилемханова Гульназ Искандэровна

Программа организует тьюторское сопровождение , которое:

способствует формированию у учителя-предметника способности к самостоятельным профессиональным действиям, реализующим требования ФГОС ОО;

помогает тьюторантам в построении индивидуальной профессиональ ной педагогической реализации траектории требований ФГОС ОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika.docx49.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКИ

Проектная работа в рамках образовательной программы:

«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «математика» в условиях введения ФГОС ООО»

«ПРОГРАММА  ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В РЫБНО – СЛОБОДСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Авторы  проекта: учитель математики

МБОУ « Рыбно-Слободская СОШ № 2»

Королева О.Е.,

учитель математики

МБОУ «Юлсубинская ООШ»

Гилемханова Г.И.

Научный руководитель: Кадырова Ф.З

Куратор:

Проект допущен к защите:

«28»  апреля  2015 г.

Казань, 2015

  1. Актуальность проекта

Девиз проекта:

«Нельзя чему-нибудь
научить человека, 
можно только помочь ему 
обнаружить это внутри себя»
Г. Галилей

 Принятие новых стандартов ООО и введение их в учебный процесс образовательных учреждений требовало  перестройку не только профессиональной подготовки будущего учителя, но, в первую очередь, процесса повышения квалификации уже работающего педагога. А так же требуют от методических служб современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.

 Тьютор — это тот, кто

  • сопровождает процесс индивидуализации
  • создаёт условия для непрерывного, открытого процесса повышения квалификации;
  • инициирует процессы мотивации педагогов;
  • индивидуализирует процесс повышения квалификации;
  • осуществляет мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;
  • формирует  инновационный ресурс, осуществляет презентацию достижений педагогов

Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.

  1. Цель и задачи проекта

Цель данного проекта :

–разработка программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Математика» и в условиях введения ФГОС ООО для Рыбно-Слободского муниципального района

 - создать условия для формирования индивидуальной образовательной траектории учителей математики, удовлетворения их личного образовательного  интереса.

Задачи:

  • Разработать механизм сопровождения учителей района с целью формирования индивидуальной образовательной траектории
  • Разработать диагностический материал для выявления индивидуального уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
  • Наметить ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
  • Определить необходимую методическую ресурсную базу для эффективной реализации ФГОС ООО Рыбно – Слободском муниципальном районе

  1. Целевая группа проекта

Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования

  1. Проектное решение предусматривает решение проблемы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации введения ФГОС ООО.

Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта:   апрель-ноябрь 2015 года.

Этапы реализации проекта: 

  • диагностико-моделирующий;
  • проектировочный;
  • реализационный (презентационный);
  • аналитический(корректирующий).

Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1  Диагностико - моделирующий этап

1

Изучение нормативных документов о федеральных государственных стандартах общего образования.

Образовательные учреждения

апрель-август

Руководители ШМО, тьюторы

2

Заседание ШМО «Знакомство с метапредметами (УУД)»

Образовательные учреждения

апрель - май

Руководители ШМО, тьюторы

3

Выявление круга учителей, преподающих математику в 5 классе в 2015-2016  уч.году.

Образовательные учреждения

апрель

Методист РОО, Руководители ШМО, тьюторы

4

Посещение уроков и консультации с учителями начальной школы в работе по ФГОС

Образовательные учреждения

апрель- май

Учителя работающие в 5 классе в 2015-2016 уч. году , руководители ШМО, тьюторы

5

Посещение уроков 5 класса и консультации учителями начальной школы

Образовательные учреждения

Сентябрь

Учителя начальной школы, руководители ШМО,тьюторы

6

Подбор диагностического инструментария.

Образовательные учреждения

В течение срока реализации проекта

Руководители ШМО, тьюторы

Этап 2 Проектировочный

1

Проведение стартовой диагностики уровня готовности педагогов к переходу на новые государственные образовательные стандарты.

Образовательные учреждения

май

Тьюторы

2

Создание методического сообщества учителей основной школы начинающих работу по ФГОС.

Образовательные учреждения

май

Руководители ШМО, тьюторы

3

Обсуждение на заседании КМО методических рекомендаций по составлению рабочих программ по предмету «Математика»

Образовательные учреждения

май

Руководители КМО, тьюторы

4

Проведение практического семинара по обмену опытом учителей математики, работавших по ФГОС 2014-2015 уч. году

Муниципальный район

август

Методист РОО руководитель РМО, тьюторы

Этап  3. Реализационный(презентационный)

1

Диагностика уровня профессиональной компетенции педагогов

Образовательные учреждения

май

Методист РОО, тьюторы

2

Круглый стол по обобщению опыта: «Преподавание математики в условиях реализации ФГОС ОО»

Муниципальный район

май

 Методист РОО, тьюторы

3

Обучающий семинар по теме: «Актуальные проблемы преподавания математики в условиях введения  ФГОС  ООО».

-составление рабочих программ;

- формирование навыков работы с технологической картой и планом урока

- системное оценивание формирование УУД;

-пед.технологии.

Муниципальный район

май

Методист РОО, тьюторы

4

Обмен мнениями через созданное сообщество учителей

Образовательные учреждения

В течение срока реализации проекта

Педагоги ОУ, тьюторы

Этап  4. Корректирующий

1

Создание каждым учителем, работающем по ФГОС папки ФГОС ОО(нормативные документы, самоанализ урока по ФГОС, типология уроков, технологическая карта урока)

Образовательные учреждения

сентябрь

Учителя работающие в 5 классе в 2015-2016 уч. году ,

2

Семинар-тренинг:

«Проектирование урока математики в условиях перехода на ФГОС ООО»

Муниципальный район

октябрь

Методист РОО, тьюторы, учителя прошедшие курсы повышения квалификации по ФГОС

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

Краткосрочные  результаты  —

- формирование и реализация ИПП (индивидуальных профессиональных педагогических программ) учителями района;

- создание банка необходимых  материалов в контексте преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО в Рыбно-Слободском муниципальном районе: нормативные документы, рабочие программы, технологические карты, поурочные планы, диагностический инструментарий;

 - наличие технологий воспитания и обучения в процессе обучения по ФГОС второго поколения;

-  формирование банка методических материалов по технологии системно-деятельного подхода обучения;

Долгосрочные результаты –

- поэтапное введение ФГОС второго поколения по математике в основную школу Рыбно-  

Слободского района: через алгоритм создания тьютором  педагогического ресурса педагога.

  • «ХОЧУ» -  создание информационно-образовательной  среды для учителя
  • «МОГУ»-  написание ИОП, ИОМ (индивидуальной образовательной программы, маршрута)
  • «ЗНАЮ»-  курсы, конференции, семинары, круглые столы, вебинары и т.д.
  • «УМЕЮ» - открытые уроки, мастер-классы.
  • «ДЕЛАЮ»- качество образовательного процесса как результат повышения профессиональной компетентности учителя
  • Инклюзивное образование

  1. Оценка эффективности проекта

Предполагаем, что

- планомерное выполнение этапов проекта тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО создаст условия поэтапного безболезненного перехода на ФГОС второго поколения в основной школе  

- реализация данного проекта будет способствовать повышению эффективности системы педагогического образования, непрерывного профессионального роста  педагогов школы, введению в практику новых государственных образовательных стандартов, организации образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС.

  1.  Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Недостаточная психологическая готовность педагогов

Упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).

Повышение качества разъяснительной и информационно-пояснительной работы

Эмоционально-физические перегрузки педагогов

Отсутствие санитарно-гигиенических нормативов по учебной и внеучебной нагрузке

Определение краткосрочных и долгосрочных целей, овладение умениями и навыками саморегуляции, профессиональное развитие и самосовершенствование, эмоциональное общение.

Отсутствие практических навыков  тьютора по работе по ФГОС

При реализации данного проекта

Семинары, публикации, вебинары

  1. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:

Критерий

Показатель

1 Высокая мотивация педагогов района к преобразованиям в сфере обучения

1 Диагностика

2 Применение УУД на уроках учителями-предметниками

2 Открытые уроки

3 Применение теоретических знаний по ФГОС на практике

3 Наличие рабочих программ преподавания по ФГОС, технологических карт и др.

4 Развитие умений работать с разными категориями учащихся.

Развитие педагогических компетенций.

4 Мониторинг результатов

  1.  Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как

- миссия проекта  состоит в «наращивании» новых компетентностей  педагогов для успешной реализации ФГОС ООО, в обеспечении формирования ключевых компетентностей педагогов с позицией тьютора и организации тьюторского сопровождения в школе.

- результаты этого проекта – банк рабочих программ, технологических карт, поурочных планов, диагностического материала по оценке формирования УУД на различных этапах урока , методических материалов по технологии системно-деятельного подхода могут  быть использованы в дальнейшем для работы учителей Рыбно Слободского  района  в преподавании учебного предмета  «Математика»  в условиях поэтапного введения ФГОС ООО .

Заключение

Таким образом, программа организует тьюторское сопровождение, которое:

способствует формированию у учителя-предметника способности к самостоятельным профессиональным действиям, реализующим требования ФГОС ОО;

помогает тьюторантам в построении индивидуальной профессиональной педагогической реализации траектории требований ФГОС ОО.

Поставленные в начале задачи, мы считаем, выполнены в полном объёме, а именно:

  • Разработан диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
  • Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
  • Определена необходимая методическая ресурсная база для эффективной реализации ФГОС ООО в муниципальном районе

Список использованных документов и источников информации

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Долгова Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч.ред. Т.М. Ковалева.  М.: АПКиПРО.  2009.  С. 12-17.
  4. Дудчик С. В. Особенности организации тьюторского сопровождения в начальной школе // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. – М.: АПКиППРО, 2009.
  5. Зоткин А. Идея тьюторства и проблема субъективности в образовании. // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005. 
  6. Логинов Д.А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса в условиях построения целостной образовательной среды в единстве урочной и внеурочной деятельности // Организация инновационной деятельности образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного развития. Секрет успеха. Выпуск 3. Сборник научно-методических материалов. / Под ред. Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова.  Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».  2011. С. 5-10.
  7. Пилипчевская Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика. – Красноярск, 2009.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный  язык»  в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В ЛАИШЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Проектная работа в рамках образовательной программы:«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Математика» в  условиях введения ФГОС ООО»Авторы  проекта:1) Шишкова Халида Дами...

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципа...

Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО

Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Цель данного проекта –разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «История» и «Обществознание» в условиях введения ФГОС ОО для Кайбицкого муниципального ...