открытый урок по алгебре "Решение уравнений"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Данный урок-это урок закрепления и развития знаний, умений и навыков. Является седьмым (из 19) уроков темы "Многочлены" проводится после изучения умножения многочлена на одночленг (учебник "Алгебра", 7 класс, автор Ю.Н. Макарычев,2011 г.)

  • Представленный мною урок по теме "Решение уравнений" предследовал следующие цели:
  • обеспечить сознательное овладение системой знаний и умений в решении уравнений, выбирая нужные методы, используя понятие "уравнение"! и свойства, продолжить формирование умения умножать одночлен на многочлден, выполнять данное действие при решении уравнений;
  • развивать память, внимание и логическое мышление, способы самостоятельных действий;
  • воспитывать целеустремленность, коммуникабильность, умение аргументировать свою точку зрения, умение работать в группе.
  • Цели я определила с учетом особенностей психического развития школьников (ведущая деятельность - общение), особенности класса (активность) и способности каждого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:


РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ

Тема урока «Решение уравнений»

7 класс, алгебра

Цели урока:

Обучающая: обеспечить сознательное овладение системой знаний и умений в решении уравнений, выбирая нужные методы, используя понятие «уравнение» и свойства,  продолжить формирование умения умножать одночлен на многочлен, выполнять данное действие при решении уравнений.

Развивающая: развивать память, внимание и логическое мышление,                                                         при решении уравнений, способы самостоятельных действий.

Воспитывающая: воспитывать целеустремленность, коммуникабельность, умение аргументировать свою точку зрения, умение работать в группе.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Формы организации: фронтальная работа;  групповая работа.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку (слайд 2).

  1. Постановка учебной задачи (3 минуты)

Учитель предлагает обучающимся расшифровать анаграмму и узнать, чем будут заниматься сегодня на уроке (слайд 3):

Е Н Е Е Р И Ш

И У Н А Й В Н Р Е

Дети расшифровывают анаграмму и узнают тему урока «Решение уравнений». Формулируют  цели урока.

Эпиграф

«Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду…» Л.Н. Толстой (слайд 4).

Почему же мы взяли эпиграфом данное высказывание Л.Н. Толстого? Ребята вам предстоит сдавать экзамены в девятом классе. Вы начинаете в преддверии этих испытаний волноваться. Но если вы поверите в себя, будете заниматься из урока в урок то вам не составит трудности сдать ОГЭ. Уравнения, которые сегодня на уроке будем решать, встретятся на экзамене по математике в 9 классе.

  1. Актуализация знаний (5 минут).

Во время ответов на вопросы вы будете получать жетончики, сколько жетончиков получите столько баллов и наберете за устный опрос, отметьте в индивидуальном листе.

1.  Для каждого уравнения ax = b назвать числа a и b (слайд 6):

а)  2,3x = 6,9                 б)  –x = 6           в) 1,2x = 0        

2. Решите уравнение (устно) (слайд 7):

а)  2x = 12         б)  – 5x = 15             в) 0x = 8

3. Выполните умножение одночленов.

а) 2х5 · 3х2;                в) (–3b) · (–7b);                

б) –4a3 · a;                г) y7 · (–3y).                

Вопросы:

    -   Как выполнить умножение одночлена на одночлен?

– Сформулируйте правило умножения одночлена на многочлен.

- Как раскрыть скобки перед которыми стоит знак +, (-)?

– Как решить уравнение, в котором встречаются дроби?

  1. Решение тренировочных упражнений (25 минут)

Работа в группах (слайд 9).

Каждой группе предлагаются задание на карточках. Чтобы выполнить их, необходимо найти способы решения различных уравнений. Учитель координирует и направляет работу обучающихся.

Задание на карточках для каждой группы.


Ребята сегодня на уроке вы будете работать в группах, вы ставите себе оценку, затем вам ставит капитан. Капитанов проверяю я, и они ставят себе оценку.

Первое задание оценивается 2 баллами, второе задание 2 баллами, третье задание 3 балла, задача – 4 балла.

Оценка за урок:

11-9 баллов – оценка «5»;    8-7 баллов – оценка 4»; 6-4 балла – оценка  3».

I группа

II группа

III группа

1

Решите уравнение:

(5,3а – 0,8) – (1,6 – 4,7а) = 2а – (а – 0,3)

Решение:

(5,3а-0,8)-(1,6-4,7а)=2а-(а-0,3)

    5,3а-0,8-1,6+4,7а=2а-а-+0,3

Известные вправо, неизвестные влево при это знак меняем

 5,3а+4,7а-2а+а=0,8+1,6+0,3

            9а=2,7

              а=2,7:9

           а=0,3

                        Ответ: а=0,3

                                   

Решите уравнение:

(0,7х – 2,1) – (0,5 – 2х) = 0,9(3х – 1) + 0,1

Решение:

0,7х-2,1-0,5+2х=2,7х-0,9+0,1

0,7х+2х-2,7х=2,1+0,5-0,9+0,1

                0х=1,8

Ответ: На ноль делить нельзя, нет решений

Решите уравнение: (7х-5)-(3х+7)=0

Решение:       7х-5-3х-7=0

                   7х-3х=5+7

                        4х=12

                        х=12:4

                        х=3

                                                Ответ: х=3

2

№ 630 (а)

Решение: 5х+3(х-1)=6х+11

     5х+3х-3=6х+11

   5х+3х-6х=3+11

                2х=14

                 х=14:2

                х=7

                                                Ответ: х=7

№ 630 (в)

Решение:  8(у-7)-3(2у+9)=15

        8у-56-6у-27=15

                    8у-6у=56+27+15

                         2у=98

                           у=98:2

                         у=49

                                                       Ответ: у=49

№630 (д)

Решение:  6+(2-4х)+5=3(1-3х)

      6+2-4х+5=3-9х

              -4х+9х=-6-2-5+3

                     5х=-10

                     х=-10:5

                     х=-2

                                                              Ответ: х=-2

Физкультминутка (1 минута)

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки в бок, вперед смотри – это «три»,

На четыре – поскакать.

Две руки к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

3

Учащиеся должны осознать, что если в уравнении встречается дробь, то необходимо выполнить такое преобразование, которое приведёт к равносильному уравнению с целыми коэффициентами. Для этого обе части уравнения нужно умножить на наименьшее общее кратное знаменателей входящих в уравнение дробей.

№ 634 (а)

Решение:    домножим на 12

3х+4х=168

         7х=168

       х=168:7

       х=24

                                                Ответ: х=24

№ 634 (д)

Решение:  домножим на 15

                10с-12с=105

                        -2с=105

                          с=105:(-2)

                          с=-52,5

                                                Ответ: с=-52,5

№634 (и)

Решение:  домножим на 14

  3n+7n=4

          10n=4

              n=0,4

                                                Ответ: n=0,4

4

Фирма арендует три помещения общей площадью 166 м2. Площадь одного из них в полтора раза больше площади другого и на 6 м2 меньше площади третьего. Найдите площадь каждого помещения.

Пусть х м2 площадь второго помещения, тогда площадь первого будет 1,5 м2, а площадь третьего помещения (1,5х+6) м2. Т.к. площадь трех помещений 166 м2, то составим и решим уравнение:

составляет уравнение и решает его: х+1,5х+(1,5х+6)=166

                  4х+6=166

                       4х=166-6

                            4х=160

                              х=160:4

находит площади каждого помещения: х+1,5х+1,5х+6=166

                                                        4х=166-6

                                                        4х=160

                                                        х=40

40 (м2) – площадь второго помещения

40*1,5=60 (м2) – площадь первого помещения

60+6=66 (м2) – площадь третьего помещения.

III. Итоги урока.

Итак, мы рассмотрели решения уравнений с одной переменной, выбирая нужные методы, используя понятие уравнения и свойства уравнений. На уроке вы также проверили себя и получили оценки за свою работу. Результаты можно посмотреть в «индивидуальном листе».

Домашнее задание: № 632; № 634 (б, г, е, з).

Рефлексия:

С помощью разноцветных ладошек оцените свою работу на уроке: 

Красная ладошка – тема сложная, работать было трудно; 

Желтая ладошка – работать было интересно, но  есть  отдельные затруднения; 

Зеленая ладошка – мне было все понятно и интересно.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный лист

Ф.И. учении ка (цы)__________________________________________________________

Задание

Критерии

Баллы

Устная работа

Каждое задание 1 балл

самооценка

оценка капитана

оценка учителя

Работа в группе

первое задание 2 балла, второе задание 2 балла

третье задание 3балла

Работа над задачей

4 балла

Итого

Оценка за урок

11 – 9 баллов – оценка «5»;         8 – 7 баллов – оценка «4»;      6 – 4 балла – оценка «3».

Карточка самооценки работы ученика на уроке

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работай на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Моё настроение

стало лучше / стало хуже



Предварительный просмотр:

Карта- схема урока по теме

«Решение уравнений»

  1. Устная работа
  2. Ответы на вопрос
  3. Письменная работа (работа в группах).

1 группа:

  1. Решите уравнение: (5,3а – 0,8) – (1,6 – 4,7а) = 2а – (а – 0,3)

  1. № 630 (а)

  1. Вы должны осознать, что если в уравнении встречается дробь, то необходимо выполнить такое преобразование, которое приведёт к равносильному уравнению с целыми коэффициентами. Для этого обе части уравнения нужно умножить на наименьшее общее кратное знаменателей входящих в уравнение дробей.

№ 634 (а)

   4.    Для решения текстовых задач используют следующую схему:

а). обозначить неизвестную в задаче величину буквой;

б). используя эту букву, записывать другие величины в задаче;

в). составить уравнение по условию задачи;

г). решать полученное уравнение;

д). находить требуемые по условию задачи величины.

Составить условие задачи (пуст х…):  Фирма арендует три помещения общей площадью 166 м2. Площадь одного из них в полтора раза больше площади другого и на 6 м2 меньше площади третьего. Найдите площадь каждого помещения.

Д\з: № 632; №634 (б,г,е,з).

Карта- схема урока по теме

«Решение уравнений»

  1. Устная работа
  2. Ответы на вопрос

     3. Письменная работа (работа в группах).

2 группа

  1. Решите уравнение: (0,7х – 2,1) – (0,5 – 2х) = 0,9(3х – 1) + 0,1

  1. № 630 (в)
  2. Вы должны осознать, что если в уравнении встречается дробь, то необходимо выполнить такое преобразование, которое приведёт к равносильному уравнению с целыми коэффициентами. Для этого обе части уравнения нужно умножить на наименьшее общее кратное знаменателей входящих в уравнение дробей.

№ 634 (д)

 4.    Для решения текстовых задач используют следующую схему:

а). обозначить неизвестную в задаче величину буквой;

б). используя эту букву, записывать другие величины в задаче;

в). составить уравнение по условию задачи;

г). решать полученное уравнение;

д). находить требуемые по условию задачи величины.

Составить и решить  уравнение к задаче:  Фирма арендует три помещения общей площадью 166 м2. Площадь одного из них в полтора раза больше площади другого и на 6 м2 меньше площади третьего. Найдите площадь каждого помещения.

Д\з: № 632; №634 (б,г,е,з).

Карта- схема урока по теме

«Решение уравнений»

  1. Устная работа
  2. Ответы на вопрос
  3.  Письменная работа (работа в группах).
  1. группа:

3 группа

  1. Решите уравнение: (7х-5)-(3х+7)=0

  1. №630 (д)
  2. Вы должны осознать, что если в уравнении встречается дробь, то необходимо выполнить такое преобразование, которое приведёт к равносильному уравнению с целыми коэффициентами. Для этого обе части уравнения нужно умножить на наименьшее общее кратное знаменателей входящих в уравнение дробей.

№ 634 (и)

4. Для решения текстовых задач используют следующую схему:

а). обозначают неизвестную в задаче величину буквой;

б). используя эту букву, записывают другие величины в задаче;

в). составляют уравнение по условию задачи;

г). Решают полученное уравнение;

д). находят требуемые по условию задачи величины.

Ответить на вопрос задачи, т.е. найти площадь каждого помещения:

Фирма арендует три помещения общей площадью 166 м2. Площадь одного из них в полтора раза больше площади другого и на 6 м2 меньше площади третьего. Найдите площадь каждого помещения.

Д\з: № 632; №634 (б,г,е,з).



Предварительный просмотр:

Карта- схема урока по теме

«Умножение на двузначное число»

  1. Устная работа

5*7; 9*4; 3*10; 2*100, 5*1000.

  1. Открыть учебник стр. 151 повторить правило умножения на двузначное число.
  2. Письменная работа (работа в паре)

Повторить правило округление чисел стр. 5-7

№ 497 (1, 4 столбик)

№498 (задача1)

Дополнительно: №500 (1 столбик)

.                Д\з: № 498 (2); №497 (2;3 столбик).



Предварительный просмотр:

Индивидуальный лист

Ф.И. учении ка (цы)__________________________________________________________

Задание

Критерии

Баллы

Устная работа

Каждое задание 1 балл

самооценка

оценка капитана

оценка учителя

Работа в группе

первое задание 2 балла, второе задание 3 балла

третье задание 3балла

Итого

Оценка за урок

9 – 7 баллов – оценка «5»;         6-5 баллов – оценка «4»;      4-3 балла – оценка «3».

Карточка самооценки работы ученика на уроке

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работай на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Моё настроение

стало лучше / стало хуже



Предварительный просмотр:

Технологическая   карта  урока  алгебры   в  7   классе   по  теме:

«Решение  задач  с  помощью  уравнений»              

Предмет

Алгебра

Класс

7

Автор  УМК

Ю.Н. Макарычев,  Н.Г. Миндюк,  К.И. Нешков,  С.Б. Суворова

Тема  урока

Решение  уравнений

Тип  урока

урок закрепления знаний

Цели  деятельности  

учителя

 Дидактические  цели:   формировать  представление  о  решении  уравнений,  обеспечить сознательное овладение системой знаний и умений в решении уравнений, выбирая нужные методы, используя понятие «уравнение» и свойства,  продолжить формирование умения умножать одночлен на многочлен; формировать умение выполнять данное действие при решении уравнений.

 Развивающие  цели:  развивать навыки умственного труда при решении уравнений, память, внимание и логическое мышление;  самостоятельного  добывания  знаний.

 Воспитательные  цели:   воспитывать целеустремленность, умение слушать, уважать мнение твоего оппонента, умение отстаивать свою точку зрения, умение работать в группе.

Формировать   универсальные  учебные  действия:

Личностные:  способность  к  самооценке  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности.

Регулятивные:  умения  определять  и  формулировать  цель  на  уроке  с  помощью  учителя;  проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;  работать  по  коллективно  составленному  плану;  оценивать  правильность  выполнения  действия  на  уровне  адекватной  ретроспективной  оценки.   Планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей;  вносить  необходимые  коррективы  в  действие  после  его   завершения  на  основе  его  оценки,    выявления   сделанных  ошибок;   высказывать  свое  предположение; формировать    самооценку – способность  осознать  то,  что  уже  усвоено,  и  то,  что  еще  нужно  усвоить,  способность  осознать  уровень  усвоения.  

Коммуникативные:  умения  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме;  слушать  и   понимать  речь  других;  совместно  договариваться  о  правилах  поведения  и  общения  в  школе  и  следовать  им.  

Познавательные:  умения  ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать  новое знание   от уже  известного  с  помощью  учителя;  добывать  новые  знания;  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке.  

Планируемые  

образовательные  

результаты

Предметные:  уметь  составлять  уравнения  по  условию  задачи,  решать  линейные  уравнения  с  одной  переменной;  понимать  алгоритм  решения  задач  с  помощью  уравнений;  определять  содержание  и  последовательность  действий  для  решения  данной  задачи  

Личностные:  уметь  осуществлять  самооценку  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности;  ориентироваться  на  успех  в  учебной  деятельности.  

Метапредметные:  регулятивные – уметь  определять  и  формулировать  цель  на  уроке  с  помощью  учителя;  проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;  работать  по  коллективно  составленному  плану;  оценивать  правильность  выполнения  действия.   Планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей;  вносить  необходимые  коррективы   в  действие  после  его  завершения  на  основе  его  оценки,  выявления  сделанных  ошибок;  высказывать  свое  предположение.    Коммуникативные - уметь  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме;  слушать  и   понимать  речь  других;  совместно  договариваться  о  правилах  поведения  и  общения  в  школе  и  следовать  им.  

Познавательные - уметь ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать  новое  знание  от уже  известного  с  помощью  учителя;  добывать  новые  знания;  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке.

Основные  понятия

Алгоритм  решения  уравнений,  алгоритм решения задач с помощью уравнения, алгоритм решения дробных уравнений, линейное  уравнение  с  одной  переменной

Ресурсы  

Ю.Н. Макарычев,  Н.Г. Миндюк,  К.И. Нешков,  С.Б. Суворова,  учебник  для  7   класса  общеобразовательных  учреждений – М.: Просвещение,  2012.  

Организация  

пространства

Фронтальная,  индивидуальная,  групповая,   коллективная  работа.

   

Структура  и  ход  урока

Этап  урока

Задачи  этапа

Время,  мин

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Содержание  учебного  материала

Деятельность  учащихся

Формируемые  УУД

Организационный

Создать  благоприятный  психологический  настрой  на  работу

1

Словесный метод,    вводная  беседа

Приветствует  учащихся,  проверяет подготовленность  к  уроку, организует внимание детей

 

Включаются  в  деловой  ритм  урока

Коммуникативные: уметь  совместно договариваться  о правилах  поведения и общения, следовать им;  слушать и  понимать  других

Актуализация  знаний. Постановка  темы и цели урока

эпиграф

Создать  ситуацию успеха путем проверки владения материалом прошлых уроков. Сформулировать тему и цели урока.

4

Практический,  словесный. Эвристическая  беседа

Организует  работу  по актуализации  опорных  знаний,  создает  проблемную  ситуацию,  акцентирует внимание учеников на  значимость    данной  темы

Учитель предлагает обучающимся расшифровать анаграмму и узнать, чем будут заниматься сегодня на уроке

Е Н Е Е Р И Ш

И У Н А Й В Н Р Е

Устно:

1.  Для каждого уравнения ax = b назвать числа a и b (слайд 6):

а)  2,3x = 6,9                 б)  –x = 6           в) 1,2x = 0        

2. Решите уравнение (устно) (слайд 7):

а)  2x = 12         б)  – 5x = 15             в) 0x = 8

3. Выполните умножение одночленов.

а) 2х5 · 3х2;                

в) (–3b) · (–7b); б) –4a3 · a;        г) y7 · (–3y).

«Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду…»

Л.Н. Толстой

Отвечают  на  вопросы,  вспоминают изученный ранее материал, формулируют  с помощью учителя  тему  и  цель  урока,  записывают  в  тетрадь

Личностные:  осознавать  цели  и  результаты  саморазвития.  Регулятивные:  определять  цель, проблему  урока; самостоятельно  планировать учебную деятельность;  выстраивать  алгоритм действий

Закрепление материала

Формировать  основы  теоретического мышления,  развивать способности определять последовательность действий  для  решения  поставленной  задачи,  способности  к  обобщению

15

Объяснительно-иллюстративный,  эвристический методы. Проблемное изложение

Побуждает  учащихся  к  теоретическому  объяснению  фактов, стимулирует  активное  участие всех   детей  в  поисковой  деятельности,  организует  самостоятельную  работу  с  учебником

Решите уравнение: (5,3а – 0,8) – (1,6 – 4,7а) = 2а – (а – 0,3)

№ 630 (а)

№634 (а)

Обсуждают  в  группах  варианты  решения  учебной уравнения, составляет план решения задачи

Познавательные: уметь  находить достоверную информацию,  преобразовывать  ее   из одной формы  в  другую.  Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать  свое  предположение, выдвигать  версии

Физкультминутка

Смена деятельности, отдых учащихся

2

Практический метод

Обеспечивает  эмоциональную  разгрузку   учащихся

Учащиеся  выполняют  упражнения  для  снятия   усталости  

Меняют  вид  деятельности, выполняют упражнения

Коммуникативные:  умение  работать  в  группе  в  разных  ролях

Домашнее  задание

Обеспечить  понимание  учащимися  содержания  и способов  выполнения  домашнего  задания

2

Словесный метод

Дает  комментарий  к домашнему заданию,  обеспечивает  понимание способов выполнения

п. 8,  №149,  №153,  №156.  

Составить  задачу, которая  решается  с  помощью  линейного  уравнения

Записывают  в дневники домашнее задание

Коммуникативные:  уметь слушать  и  понимать  речь других.  Регулятивные:  уметь прогнозировать и  корректировать  свои  действия

Подведение  итогов.  Рефлексия

Дать  качественную  и  количественную  оценку работы  класса  и отдельных  учащихся

3

Словесный метод.   Метод  самоконтроля  и  самооценки

Подводит  итоги  урока, предлагает оценить меру личного продвижения к цели и успехи  каждого  ученика

- сегодня я узнал…

- я  научился…

- я  понял,  что…

- я  попробую…

- меня  удивило…

- урок  дал  мне  для  жизни…

Осуществляют  самопроверку, высказывают оценочные суждения  

Личностные: уметь осуществлять  самооценку   на  основе  критерия  успешности  учебной деятельности    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Логарифмы.Логарифмические уравнения"

  Цель урока:обеспечить в ходе урока сознательное повторение определения логарифма и его свойств. Уметь применять эти свойства при решении различных типов логарифмических уравнений. Пока...

Открытый урок по алгебре "Уравнения высших степеней"

урок по алгебре "Уравнения высших степеней"...

Конспект открытого урока "Решение систем уравнений графическим способом в OpenOffice org.Calc".

Урок закрепления изученного материала и объяснения нового....

Открытый урок на тему: "Уравнение" (для 5-х классов)

Открытый урок на тему: "Уравнение" для учащихся 5-х классов...

Открытый урок "Решение тригонометрических уравнений"

Цели урока:-         Образовательная: закрепить навыки решения простейших тригонометрических уравнений; показать методы решения тригонометрических уравнений с и...

Открытый урок "Решение квадратных уравнений"

Открытый урок "Решение квадратных уравнений" в 8 классе....