Рабочая программа алгебра 7 класс( Ю.Н.Макарычев)
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Кочанова Ольга Петровна

Рабочая программа по алгебре для 7 класса расчитана на 4 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a7.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Алгебра»

7 класс

В результате изучения алгебры, ученик должен:

Уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями и с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные  неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

  2.Содержание учебного предмета

      Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

     Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

      Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

      В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки  и  дается понятие о двойных неравенствах.

      При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том, же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

      Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности.     Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

      Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическими, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

      2.  Функции

      Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

      Основная цель - ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

       Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.

      Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где k0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = kх + b

      Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

      3.  Степень с натуральным показателем

      Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

      Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

       В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств аm • аn = аm +n , аm : аn = аm-n  где m > n, (аm)п = аmn, (аb)п = аnbn учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

      Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2 : график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

      Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.

      4.  Многочлены

      Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

      Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

       Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

       Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами - сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

      Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

      В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

   5.  Формулы сокращенного умножения

      Формулы (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3а2Ь + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2 ± аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

      Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

       В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - Ь2, (а ± b)2 = а2 +± 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».

      Наряду с указанными рассматриваются также формулы (a ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 = (а + b) (а2 ± аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

      В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

      6.   Системы линейных уравнений

      Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

     Основная цель - ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

      Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

      Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

      Формируется умение строить график уравнения а + bу = с, где а  0 или Ь  0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

      Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

      7.Повторение

3.Поурочное планирование по алгебре

Класс:    7класс

Кол-во часов за год:

       Всего _______136____________

      В неделю ____4часа_______________

Плановых контрольных работ_____9

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Математика 5-11 кл./Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк.-М.:Дрофа,2002, рекомендованная Депертаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

Учебник Алгебра 8/Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Пешков, С.В.Суворова. Под редакцией С.А.Теляковского./М.: Просвещение, 2006

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

I. Выражения, тождества, уравнения.

26

1-3

 Повторение. Числовые выражения п.1

3

4-5

Выражения с переменными п 2.

2

6

Сравнение значений выражений п.3.

1

7-8

Свойства действий над числами.

2

9-11

Тождественные преобразования выражений.

3

12

Контрольная работа №1.

1

13

Уравнение и его корни п.6

1

14-16

Линейное уравнение с одной переменной п.7.

3

17-19

Решение задач с помощью уравнений п.8

3

20-21

Среднее арифметическое, размах и мода п.9.

2

22-23

Медиана как статистическая характеристика. п.10

2

24

Формулы п.11.

1

25

Решение задач по теме. Подготовка к К/р.

1

26

Контрольная работа №2.

1

II. Функции.

18

27

Что такое функция п.12

1

28-29

Вычисление значений функции по формуле.п.13

2

30-32

График функции п.14

3

33-36

Прямая пропорциональность и ее график п.15

4

37-40

Линейная функция и ее график п.16

4

41-43

Задание функции несколькими формулами.

3

44

Контрольная работа №3.

1

III.Степень с натуральным показателем.

18

45-47

Определение степени с натуральным показателем. п.18

3

48-52

Умножение и деление степеней. п.19

5

53-55

Возведение в степень произведения и степени. п.20

3

56

Одночлен и его стандартный вид. п.21

1

57-59

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. п.22

3

60-61

Функции y=x2 , y=x3 и их графики. п.23

2

62

Контрольная работа №4.

1

.

                   IV. Многочлены.

23

63

Многочлен и его стандартный вид. п.25

1

64

Сложение и вычитание многочленов. п. 26

1

65-66

Сложение и вычитание многочленов. п.26

2

67-70

Умножение одночлена на многочлен. п.27

4

71-73

Вынесение общего множителя за скобки.п. 28

3

74

Контрольная работа №5

1

75-77

Умножение многочлена на многочлен.п.29

3

78-81

Разложение на множители многочлена способом группировки.п.30

4

82-84

Деление с остатком.п.31

3

85

Контрольная работа №6.

1

                     .

V.Формулы сокращенного умножения.

23

86-87

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. п. 32

2

88-89

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.п.33

2

90-92

Умножение разности двух выражений на их сумму.п.34

3

93-95

Разложение разности квадратов на множители.п.35

3

96-98

Разложение на множители суммы и разности кубов.п.36

3

99

Контрольная работа №7.

1

100-102

Преобразование целого выражения в многочлен.п.37

3

103-104

Применение различных способов для разложения на множители.п.38

2

105

Применение различных способов для разложения на множители.п.38

1

106-107

Возведение двучлена в степень.п.39

2

108

Контрольная работа №8.

1

VI. Системы линейных уравнений.

17

109

Линейные уравнения с двумя переменными.п.40

1

110-111

График линейного уравнения с двумя переменными.п.41

2

112-114

Системы линейных уравнений с двумя переменными.п.42

3

115-117

Способ подстановки.п.43

3

118-119

Способ сложения.п.44

2

120-122

Решение задач с помощью систем уравнений.п.45

3

123-124

Линейные неравенства с двумя переменными и их системы.п.46

2

125

Контрольная работа №9.

1

VII. Повторение. Решение задач.                    

Итоговое контрольное тестирование

11

126

Преобразование выражений.

1

127

Уравнение с одной переменной.

1

128

Линейная функция и её график.

1

129

Степень и её свойства.

1

130-131

Произведение многочленов.

2

132-133

Формулы сокращенного умножения.

2

134

Решение систем линейных уравнений.

1

135

Итоговое контрольное тестирование

1

136

Анализ итоговой контрольной работы

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабоча программа по математике по учебникам: : Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010; Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов.

Основные цели курса: 1.овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности , изучения смежных дисциплин, продолжения образования в средней школе ...

Рабочая программа 7 класс алгебра Макарычев

Данные рабочие программы помогут учителям в разработках своих программ....

Рабочая программа Алгебра Макарычев 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНИКУ  МАКАРЫЧЕВА АЛГЕБРА 7...

Рабочая программа алгебра 9 класс Макарычев

Рабочая программа  Алгебра 9 класс Макарычев...

Рабочая программа алгебра 8 класс Макарычев ФГОС

Разработка рабочей программы по алгебре 8 класс, авторы учебника: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворов С.Б., согласно требованиям ФГОС...