Конспект урока открытия нового знания в 7 классах по теме "Умножение одночлена на многочлен"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Краснова Лидия Егоровна

Разработка урока по алгебре по теме "Умножение одночлена на многочлен" по  системно-деятельностной методике - урокоткрытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_7_klass_algebra.docx129.87 КБ
Office presentation icon umnozhenie_odnochlena_na_mnogochlen.ppt399.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока открытия нового знания в 7 классах.

Тема урока

Умножение одночлена на многочлен

Предмет

Алгебра

Класс

7 а,в

Автор урока

Краснова Лидия Егоровна, учитель математики

Образовательное учреждение

МБОУ « Гимназия № 26» г. Набережные Челны

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Умножение одночлена на многочлен» на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Многочлены»  за счет включения в нее новых элементов: умножение одночленов на многочлен.

Задачи урока

образовательные:

- выработать алгоритм умножения одночлена на многочлен, рассмотреть примеры его применения.

развивающие:

•        развитие внимания,  памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

•        развитие познавательного интереса к предмету;

•        формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ;

•        развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.

воспитательные:

•         развитие коммуникативных умений  обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.  

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Применяемая технология:

технология  деятельностного метода обучения

Методы  организации работы:

- словесные методы  (беседа, чтение),

- наглядные ( презентации),

- проблемно-поисковый,

- деятельностный метод.

Формы организации работы:

- групповая,

- коллективная (фронтальная),

- индивидуальная.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока

 Знания, умения, навыки:

Учащиеся должны знать и уметь выполнять одночлен на многочлен.

Кроме того, учащиеся должны

- ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать информационные источники, включая учебную литературу.

Перечень универсальных учебных действий:

- личностные (Л),

- коммуникативные (К),

- познавательные (общеучебные и логические) (П),

- регулятивные (Р).

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение урока

- компьютерная презентация,

- карточки с заданиями,

- карточки оценки работы на уроке,

- карточки с практическими заданиями по новой теме.

Учебник

Алгебра: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И.Е.Феоктистов.

Ход и содержание урока:деятельность учителя и учеников.

     1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели для  учителя:

- создание условий для возникновения у учащихся внутренней мотивации  включения в учебную деятельность («хочу»);

-установление тематических рамок

(«могу»).

Для учащихся:

-включение в учебную деятельность.

Ребята, еще за тысячи лет до нашего рождения Аристотель говорил, что «…математика … выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного». И после каждого урока  неопределенности в мире математики у нас становится меньше, а овладевать новыми знаниями просто прекрасно. Я надеюсь, что и сегодня мы с вами откроем для себя что-то новое. (Слайд 2):

     2. Актуализация теоретических знаний  и фиксация затруднения в пробном действии (4-5 мин).

Цели для  учителя:

-актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация;

-актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

-мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Для учащихся:

-фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Учитель: Начнём с тем на повторение

       (вопросы записаны на доске:

  1. 1. Одночлен, многочлен.
  2. 2. Умножение одночленов.
  3. 3. Возведение одночлена  в степень.
  4. 4. Приведение подобных членов многочлена.
  5. 5. Сложение и вычитание многочленов).

Рассмотрим данные вопросы на примерах,  которые встречались вам в домашней работе.

(Слайд 3-7): 

  1. Являются ли одночленами выражения:

       б)        в)       г)    

 д)    е)

  1. Выполнить умножение степеней:

   б)

  1. Выполнить возведение в степень: б)
  2. Приведите подобные члены многочлена:

  1. Раскрыть скобки:

Учитель:  сегодня именно эти знания станут для нас теми кирпичиками, из которых мы сможем создать более сложное.

Запишите в тетрадях дату, классная работа. Сейчас вам предлагается выполнить математический диктант по вариантам (в тетрадь записывать только ответ):

( Слайды 8-12): (выполняется диктант)

Учитель: выполните самопроверку (слайд 13):

(выполняется самопроверка)

Учитель: А сейчас посмотрите на парты. Перед вами лежат оценочный лист работы на уроке и набор карточек с  заданиями. Впишите в оценочный лист свою фамилию и оцените своё выполнение диктанта по количеству верно выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание –         1 балл. Оцениваются только задания 1-4.

3.Постановка учебной задачи (4-5 мин).

Цели для  учителя:

-создание условий для постановки учебной задачи.

Для учащихся:

-выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Учитель: какой из номеров диктанта вызвал у вас наибольшие затруднения?

                ( предполагаемый ответ учащихся – 5)

(Слайд 14):  

Учитель: давайте попробуем выяснить где именно возникло затруднение и почему?

Ученики:  при умножении одночлена на многочлен. Мы не знаем правило умножения одночлена на многочлен.

Учитель: что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?

Ученики:  выработать правило умножения одночлена на многочлен.

Учитель: какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня?

Ученики: вывести правило умножения одночлена на многочлен.

(Слайд 15):     Цель урока: выработать   правило  умножения одночлена на многочлен и рассмотреть его применение на примерах.

Учитель: а теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Ученики: умножение одночлена на многочлен.

Учитель: запишем тему урока на доске и в тетрадях.

(Слайд 16):     Умножение одночлена на многочлен.

4. Построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» учащимися нового знания. (7-8 мин).

Цели для учащихся:

-выбор способа решения учебной задачи;

-выдвижение и обоснование гипотезы.

Для  учителя:

- составление алгоритма решения.

Учитель: предлагаю сейчас разбиться на группы. Возьмите карточку № 1. (Слайд 17) Задание:

  1. Обсудите в группе решение последнего задания  диктанта, например,  1-ого варианта:  .
  2. Попытайтесь  сформулировать  правило умножения одночлена на многочлен и выдвиньте свою гипотезу.
  3. Обоснуйте свою гипотезу (почему можно так делать).

4.  Через три минуты представьте свой материал классу

( идёт работа в группах, далее каждая группа выдвигает свою гипотезу и представляет классу, проходит общее обсуждение и делается вывод)

Учитель обобщает: при умножении  одночлена на многочлен используется распределительное свойство умножения

а(в+с)=ав+ас

а(в+с+d)=ав+ас+аd    (Слайд 18)   

5.Реализация построенного проекта (с подводящим диалогом)

Цели для учащихся:

-разобрать не получившиеся  задачи;

- выявить правило раскрытия скобок.

Для  учителя:

- фиксирование в речи  нового способа действий.

В нашем случае:  (Слайд 19)             а(в+с+d)=ав+ас+а,                                        

 Если   а=, в=, с= -7х, d=3, то имеем                   +2х+2х=

( учащиеся переписывают в тетрадь этот пример).

Учитель: обратите внимание, что в результате мы получили столько одночленов в многочлене сколько их было в данном многочлене.

(учитель убирает плакаты с неверными гипотезами)

Учитель: попробуем сформулировать правило умножения одночлена на многочлен.

Учитель: проверим правильно ли мы сформулировали правило по  учебнику (стр. 78).

6. Первичное закрепление (4-5 мин).

Цели для  учителя:

-создание условий для первичного закрепления.

Для учащихся:

-усвоение нового способа действий.

Учитель: проверим задание 2-ого варианта  . (Слайд 20)

(подробное решение с записью на доске и проговаривание правила вслух у доски).

Учитель: выполнить задание с комментарием: . (Слайд 21)

(учащиеся озвучивают решение с обязательным проговариванием вслух правила; затем на доске высвечивается правильное решение)

(Слайд 22)           

=

Учитель: на парте возьмите карточку №2. Работаем  далее в парах (обязательное условие - при решении проговаривать друг другу правило).

  1. Заполните пропуски: чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно ___________________ этот одночлен на ___________________ член ________________________ и полученные произведения _______________________ .
  2. Выполните умножение (по образцу на экране), проговаривая друг другу правило ещё раз,

  1. Впишите пропущенный множитель:

а)_____

Учитель: выполните самопроверку

(Слайд 23) 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).

Цели для  учителя:

-создание условий для нового способа действий;

-создание ситуации успеха.

Для учащихся:

-индивидуальная рефлексия достижения цели.

Учитель: а теперь попробуем выполнить по 2 примера самостоятельно. Кто выполнит задание, поднимает  руку и получает лист самопроверки.

 (Слайд 24): 

1 в.

2 в.

                                1.  3х(2х-1)

1.  2у(4у-2)

2.  

2.  

(Учащиеся выполняют проверочную работу, а затем выполняется самопроверка работы по образцу – листу самопроверки)

8. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин). 

Цели для  учителя:

-создание условий для включения «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Для учащихся:

-включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Учитель: Конечно, ребята, недостаточно просто научиться умножать одночлен на многочлен. Необходимо знать, где это правило можно ещё применить. И сейчас вам предлагается разобрать задания, где пригодятся полученные сегодня знания. Разбейтесь снова на группы. Работаем по карточке № 3. через 3-4 мин вы должны представить результат классу.

Задание для групп № 1,2:

Упростите выражение  .

Задание для групп № 3,4:

Решите уравнение  

(Учащиеся выполняют задания в группах, рассказывают о своих выводах классу.).

№1.      

№2.    

 

Учитель: оцените свою работу в группе по 5 балльной шкале, выставьте оценку в оценочный лист.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин).

 Цели  для  учителя:

-создание условий для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке.

Для учащихся:

-самооценка результатов деятельности;

-осознание метода построения, границ применения нового знания.

Учитель: вернёмся к цели нашего урока (Слайд 25) 

- достигли ли мы своей цели?

- каков результат нашей деятельности на уроке?

- как умножить одночлен на многочлен?

-где используется это правило?

-в оценочном листе заполните анкету по итогам урока. Оценочные листы сдаются, карточки возьмите домой для подготовки домашнего задания.

Домашнее задание  

Домашнее задание:  п.14, № 397(а,б), № 397(а,б), № 402(а) №498*

ЛИСТ ОЦЕНКИ РАБОТЫ НА УРОКЕ

учени ___  7 класса ____________________________

Задание

Наибольшее количество баллов, которое можно получить

Количество набранных баллов

Диктант

3

Самостоятельная работа

2

Работа в группе по карточке №3

5

Итого:

10

АНКЕТА

1. Узнали ли Вы сегодня что-то новое для себя на уроке? _______________________

2. Научились ли Вы чему-то новому на уроке? ________________________________

3. Как Вы оцениваете свою работу на уроке (подчеркните):

  • Отлично
  • Хорошо
  • Удовлетворительно
  • Плохо

4. Какое Ваше настроение после этого урока (подчеркните):

  • Отличное
  • Хорошее
  • Обычное
  • Плохое

______________________________________________________________________________________

Карточка № 1

1.Обсудите в группе  возможный способ умножения одночлена на многочлен:.

2.Попытайтесь на этом примере сформулировать  гипотезу как умножить одночлен на многочлен.

3.Попробуйте гипотезу доказать (почему можно так делать).

  1. Через три минуты представьте свой материал классу, используя альбомный  лист, фломастеры.

Карточка № 1

  1. Обсудите в группе  возможный способ умножения одночлена на многочлен:  .
  2. Попытайтесь  на этом примере сформулировать  гипотезу как умножить одночлен на многочлен.
  3. Попробуйте  гипотезу доказать (почему можно так делать).

4.  Через три минуты представьте свой материал классу, используя альбомный  лист, фломастеры.

Карточка № 1

  1. Обсудите в группе  возможный способ умножения одночлена на многочлен:  .
  2. Попытайтесь  на этом примере сформулировать  гипотезу как умножить одночлен на многочлен.
  3. Попробуйте гипотезу  доказать (почему можно так делать).
  4. Через три минуты представьте свой материал классу, используя альбомный  лист, фломастеры.

Карточка №2.

1.Заполните пропуски: чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно ___________________ этот одночлен на ___________________ член ________________________ и полученные произведения _______________________ .

2.Выполните умножение (по образцу на экране), проговаривая друг другу правило,

3.Впишите пропущенный множитель:

а)_____

1 в.

2 в.

3х(2х-1)=3х

 2у(4у-2)

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

1 в.

2 в.

3х(2х-1)=3х

 2у(4у-2)

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

1 в.

2 в.

3х(2х-1)=3х

 2у(4у-2)

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

1 в.

2 в.

3х(2х-1)=3х

 2у(4у-2)

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

1 в.

2 в.

3х(2х-1)=3х

 2у(4у-2)

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

1 в.

2 в.

3х(2х-1)=3х

 2у(4у-2)

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

Оцени свою работу по шкале: одно верное задание – 1 балл. Выставь количество полученных баллов в лист оценки работы на уроке.

Карточка № 3  (задание для групп № 1,2)

Упростите выражение

______________________________________________________________________

Карточка № 3  (задание для групп № 3,4)

Решите уравнение

___________________________________________________________________

Карточка № 3  (задание для групп № 1,2)

Упростите выражение

______________________________________________________________________

Карточка № 3  (задание для групп № 3,4)

Решите уравнение  

__________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Умножение одночлена на многочлен» Краснова Лидия Егоровна, учитель математики

Слайд 2

«…математика … выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного». Аристотель.

Слайд 3

1. Являются ли одночленами выражения: да нет да да да нет

Слайд 4

2. Выполнить умножение степеней:

Слайд 5

3. Выполнить возведение в степень:

Слайд 6

4. Приведите подобные члены многочлена:

Слайд 7

5. Раскрыть скобки:

Слайд 8

Математический диктант № 1 Вариант 1 Вариант 2

Слайд 9

Математический диктант № 2 Вариант 1 Вариант 2

Слайд 10

Математический диктант № 3 Вариант 1 Вариант 2 и и

Слайд 11

Математический диктант № 4 и

Слайд 12

Математический диктант № 5 Вариант 1 Вариант 2

Слайд 13

1 в. 1. 2. 3. 4. 5 2 в. 1. 2. 3. 4. 5

Слайд 14

Проблемное задание: ? ?

Слайд 15

Цель урока: выработать правило (алгоритм) умножения одночлена на многочлен и рассмотреть его применение на примерах.

Слайд 16

Тема урока: Умножение одночлена на многочлен.

Слайд 17

Умножение одночлена на многочлен Задание для групп: 1. Обсудите в группе решение последнего задания диктанта: 2.Попытайтесь сформулировать правило умножения одночлена на многочлен и выдвиньте свою гипотезу. 3. Обоснуйте свою гипотезу (почему можно так делать). 4.Через три минуты представьте свой материал классу (используйте плакат, фломастеры).

Слайд 18

Умножение одночлена на многочлен. Распределительное свойство умножения: а (в+с)= а в+ а с а (в+с+ d )= а в+ а с+ а d

Слайд 19

Умножение одночлена на многочлен а (в + с + d ) = а в + а с + а d , а = 2х , в = , с = -7х, d = 3 2х 2х +2х +2х =

Слайд 20

Умножение одночлена на многочлен

Слайд 21

Умножение одночлена на многочлен

Слайд 22

Умножение одночлена на многочлен =

Слайд 23

Умножение одночлена на многочлен Заполните пропуски: чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно этот одночлен на член и полученные произведения . 2. Выполните умножение а) = б) 3. Впишите пропущенный множитель: а) Б) каждый умножить многочлена сложить 3а (а – 2)

Слайд 24

Умножение одночлена на многочлен 1 вариант 2 вариант 3х (2х-1) 2у (4у-2)

Слайд 25

Цель урока: выработать правило (алгоритм) умножения одночлена на многочлен и рассмотреть его применение на примерах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «открытия» нового знания "Школьное образование" 6 класс.

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС....

Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс

Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)

технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...