Конспект урока. 9 класс. Решение неравенств графическим методом.
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Напрушкина Елена Сергеевна

 Конспект урока. 9 класс. Решение неравенств графическим методом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc519 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Графический способ решения систем уравнений»

Напрушкина Е.С, ГБОУ СОШ№136 Калининского района г.Санкт-Петербург, учитель математики и информатики.

Цели урока:

Образовательные:

- научиться применять полученные знания к построению графиков функций;

- сформировать умения решать системы уравнений графическим способом.

Развивающие: 

- формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты;

- развивать у учащихся самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;

Воспитательные: 

 - воспитание коллективизма и ответственности за общую      работу;

 - воспитание взаимопомощи;

 - воспитание аккуратности (при выполнении построения  графиков функций).

Ход урока.

  1.  Организационный момент

Эпиграф: Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближается к учителю (Гёте И.)

2.  Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемного вопроса.

А) Какие способы решения систем уравнений вы знаете?

Б) Внимательно посмотрите на системы уравнений и определите каким способом можно решить их.  Решить систему уравнений (любым способом)

1. http://festival.1september.ru/articles/214330/Image186.gif2.http://festival.1september.ru/articles/214330/Image187.gif 3.http://festival.1september.ru/articles/214330/Image188.gif

Решение системы №1:

http://festival.1september.ru/articles/214330/Image189.gif

http://festival.1september.ru/articles/214330/Image190.gif

http://festival.1september.ru/articles/214330/Image191.gif

http://festival.1september.ru/articles/214330/Image209.gifhttp://festival.1september.ru/articles/214330/Image210.gif
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image211.gif
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image212.gif
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image213.gif
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image214.gif

Ответ (1,5;1,5)

Решение системы №2 http://festival.1september.ru/articles/214330/Image192.gif

http://festival.1september.ru/articles/214330/Image193.gif

http://festival.1september.ru/articles/214330/Image194.gif

http://festival.1september.ru/articles/214330/Image195.gif

http://festival.1september.ru/articles/214330/Image215.gif
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image216.gif
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image217.gif
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image218.gif
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image219.gif
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image220.gif

Ответ (-3;2)

Решение системы 3 вызывает у учащихся затруднение. Известными способами эту систему не решить.

3.  Постановка цели  и задач урока. Подготовка учащихся к работе на этапе объяснения нового материала

Учащиеся формулируют цель урока: “Научиться решать системы новым способом”

Повторим, то что мы уже знаем. Устная работа:

  1. Соотнести формулы с графиком функции

Гипербола

у=5х-7

Парабола

        

Кубическая парабола

Окружность

Прямая

Модуль

Степенная

  1. А) Найти формулы,  которые задают  линейную функцию

Б)  Найти формулы , которые задают обратную пропорциональность.

В)  Найти формулы, которые задают квадратичную функцию.

С)  Найти формулы, задающие кубическую параболу.

Д)  Найти формулы, задающие окружность.

                   

9

  1.  С помощью каких преобразований можно построить графики данных фу нкций

А) http://festival.1september.ru/articles/214330/Image196.gif
Б)

В)
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image198.gif
Г)
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image199.gif
Д)
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image200.gif
Е)
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image201.gif
Ж)
http://festival.1september.ru/articles/214330/Image202.gif

Каким способом мы будем  решать систему? Итак, тема урока «Графический способ решения систем уравнений»

4 . Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Рассмотрим нашу системуhttp://festival.1september.ru/articles/214330/Image188.gif

Как вы думаете, какие шаги нужно выполнить для решения системы?

Совместное создание алгоритма  решения систем:

  1. выразить переменную У через Х (если возможно);
  2. построить график каждого уравнения;
  3. найти координаты точки пересечения графиков.

Координаты любой точки построенного графика являются решением уравнения, следовательно координаты каждой точки пересечения являются решением системы уравнений.

На доске учащиеся решают систему №3

 http://festival.1september.ru/articles/214330/1.jpg

Устно: 1. С какой прямой график параболы y= – x2+ 4x – 3 не имеет общих точек у=5, у=1 , у=х, у=0

  1. Укажите систему уравнений, которая не имеет решений.

  1. Всегда ли два графика имеют точки пересечения?
  2. Что тогда можно сказать о наличии решений системы?
  3. Всегда ли получаются точные значения корней?
  4. Как проверить, что система решена правильно?

  1. Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет;
  2. Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными;

Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно    подставить в уравнения системы!

  1. Закрепление новых знаний и способов действий (работа у доски по учебнику)

Решить графически систему уравнений

№416http://festival.1september.ru/articles/214330/Image203.gif

Решение:

2.jpg (26134 bytes)

?Дальше Зависит от того, что успеем на след. неделе

1) Решите графически систему.

1 вар. http://festival.1september.ru/articles/214330/Image205.gif 2 вар. http://festival.1september.ru/articles/214330/Image206.gif

2) С помощью графиков определите: сколько решений имеет система уравнений

1 вар. http://festival.1september.ru/articles/214330/Image207.gif2 вар. http://festival.1september.ru/articles/214330/Image208.gif

Решение– 1 вариант.

http://festival.1september.ru/articles/214330/4.jpg

Решение вариант 1

 http://festival.1september.ru/articles/214330/5.jpg

http://festival.1september.ru/articles/214330/6.jpg

 http://festival.1september.ru/articles/214330/7.jpg

В конце работы выявляются причины ошибок или затруднений.

  1. Решить систему
  2. По готовому рисунку составить систему.

Учащиеся оценивают свое участие в работе групп.

 Итог урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Достигли ли вы, поставленной в начале урока, цели?
  3. Какую цель вы для себя ставите на следующем уроке?

В конце урока учащиеся сдают листы самооценки учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока алгебры в 8 классе "Решение неравенств с одной переменной"

Повторив раннее изученное: решение линейных уравнений, тождественные преобразования, переходим к решению неравенств. Проводим параллель между решениями уравнений и неравенств. Находим общее в решении ...

План - конспект урока алгебры в 8 классе "Решение неравенств с одной переменной"

Урок изучения нового материала. Вводятся основные понятия, свойства, алгоритм решения неравенств с одной переменной; осуществляется первичное закрепление материала. Стихи и высказывания великих мыслит...

Элективный предмет по математике в 11 классе « Уравнения, неравенства и методы их решения »

Многие математические задачи сводятся к решению уравнений и неравенств. За время обучения математике школьникам приходится решать достаточно много уравнений и неравенств: линейных, квадратных, тригоно...

«Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике. Решение неравенств алгебраическим методом» 10 класс

Представленая работа,содержит разбор всех вариантов решения  показательных неравенств алгебраическим методом.Рассматриваемый материал можно использовать как на уроках алгебры,так и при повторител...

Галимова Р.А. План-конспект урока по математике в 10 классе "Решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней тригонометрического уравнения"

Конспект урока на закрепление умения решать тригонометрические уравнения, рассмотрение случая алгебраического отбора корней при помощи двойного неравенства для целочисленного параметра....

Неравенства. Графический метод.

Графический метод решения неравенств. Материал предназначен для использования на уроках математики....