«Тригонометрические уравнения» конспект урока. Информационные и коммуникативные технологии.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме

Ахмад Наталья Сергеевна

ТЕМА УРОКА: «Тригонометрические уравнения»

ЦЕЛИ УРОКА:

Учебные: Обучающийся должен среди тригонометрических уравнений узнавать уравнения определенного типа, решать их .используя алгоритм, уметь приводить уравнения к известному виду, применять тригонометрические формулы, формулы приведения.

Воспитательные: Обучение навыкам планирования деятельности, работа в оптимальном темпе, работа в группах, подведение итогов Воспитание коммуникативной культуры общения:  развитие умения оценивать свои способности, свое положение в паре, умение контактировать с товарищами.

Развивающие: Работать с индивидуальным заданием. Ученик в конце урока должен называть ключевые понятия изучаемой темы.

Научить формированию ключевых понятий изучаемой темы.

ТИП УРОКА - комбинированный: обобщение, закрепление навыков решения тригонометрических уравнений, применение уже сформулированных знаний , умений в нестандартных ситуациях .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_algebry_v_10_a_klasse_uchitel_mou_sosh.doc351.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 10 А  классе                Учитель МОУ СОШ №14  Ахмад Наталья Сергеев.

Учебник А.Г.Мордкович

ТЕМА УРОКА: «Тригонометрические уравнения»

ЦЕЛИ УРОКА:

Учебные: Обучающийся должен среди тригонометрических уравнений узнавать уравнения определенного типа, решать их .используя алгоритм, уметь приводить уравнения к известному виду, применять тригонометрические формулы, формулы приведения.

Воспитательные: Обучение навыкам планирования деятельности, работа в оптимальном темпе, работа в группах, подведение итогов Воспитание коммуникативной культуры общения:  развитие умения оценивать свои способности, свое положение в паре, умение контактировать с товарищами.

Развивающие: Работать с индивидуальным заданием. Ученик в конце урока должен называть ключевые понятия изучаемой темы.

Научить формированию ключевых понятий изучаемой темы.

ТИП УРОКА - комбинированный: обобщение, закрепление навыков решения тригонометрических уравнений, применение уже сформулированных знаний , умений в нестандартных ситуациях .

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА :

Сообщается тема урока, его цель , прогнозируется его результат.

1.Организационный:(слайд1)классу раздается материал, необходимый для практической работы на уроке по данной теме и контроля ее усвоения. Ученик выполняет задания всех этапов урока, оценивает свои знания по теме и обозначает вопросы, требующие доработки.

Тема нашего урока обобщение темы «Решение тригонометрических уравнений»(слайд2) 

 2Активизация знаний(слайд3)

-А.Энштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее .Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

Вот мы и решим сейчас уравнения.

3 Установочный: повторение теоретических знаний по теме

А теперь повторим теорию(слайд4)

.

1.Дать определение арксинуса( арккосинуса, арктангенса) числа .

Ответы: Если1,то arcos a –это такое число из отрезка [0;],косинус которого равен а.

              Если1,то arcsin a-это такое число из отрезка [-],синус которого равен а.

             Арктангенс   а [арккотангенс  а  ]- это такое число из интервала (-), [(0,)]тангенс [котангенс] которого равен а.

2.Чему равен arcsin(-a);arcos(-a); arctg(-a); arcctg(-a)? При каких значениях а выполняеткаждое равенство?

Ответы:arcos(-a)=-arccos a,где0a1;

               arcsin(-a)=-arcsin a,где -11;

              arctg(-a)=-arctg a, где -.

             аrcctg(-a)=-arcctg a, где 0 .

3.Что  называют тригонометрическим уравнением?

Ответ:

Тригонометрическими уравнениями обычно называют уравнения, в которых переменные содержатся под знаками тригонометрических функций.

Сразу обратим внимание на несколько важных  обстоятельств, которые надо иметь в виду при решении:

  Во-первых, все общие правила, относящиеся к решениям уравнений, имеют ту же силу.

Во-вторых, какой бы сложности ни было уравнение, в конце концов,  оно все равно сведется к решению простейших тригонометрических уравнений.

4.Заполните таблицу с частными случаями:(слайд5)

а

sinx=a

cosx=a

tgx=a

ctgx=a

0

1

-1

Ответы(слайд6)

a

  sin x=a

cosx=a

tgx=a

ctgx=a

0

х=k П

x=П/2+кП

х=кП

-

1

х=П/2+2кП

х=2кП

х=П/4+кП

х=П/4+кП

-1

х=-П/2+2кП

х=П+2кП

х=-П/4+кП

х=3/4П+кП

 5.Перечислите простейшие тригонометрические уравнения. Запишите общие  формулы

решения тригонометрических уравнений:(слайд7)

Ответы:(слайд 8)

Если1, то уравнение cos t =a [sint=a] имеет решения t=arccos a+ 2k; kZ

                                                                                                  t= - arccos a +2k ; kZ

[t=arcsin a+2к, t= - arcsin a +2k ;kZ ]

Уравнение tgx=a[ ctgx=a] имеет решения при –  [при 0]

X=arctg a+k, к Z [x=arcctga+к,к Z]  (слайд9)

6.Какие методы решения тригонометрических  уравнений вы знаете? Перечислите.

Ответ:

Метод введения новой переменной и метод разложения на множители.

При решении тригонометрических уравнений следует соблюдать следующие правила:

1.следить за равносильностью преобразований;

2.не допускать потери корней;

3.отбрасывать посторонние корни.  (слайд10)

7.Какие тригонометрические уравнения называются однородными? Как решаются такие уравнения.

Ответ:

Уравнение вида a sin x + b cos x =0 называются однородным тригонометрическим уравнением первой степени;

Уравнение вида  а sin2x + b sin x cos x + c cos2x=0 называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени.

Решаются такие виды уравнений делением на cos x или на cos 2x  ( но не всегда).Алгоритм решения однородных уравнений второй степени.( найти в книге стр.110)

4. Контролирующий: диагностика  знаний нулевого и первого уровня сложности;

 а)индивидуальные задания для работы двух учащихся у доски;( на доске по карточкам

№18.1(а),18.5(а) sin7x=,решает один ученик,18.7(а),18.12(б)другой ученик)

б) мини проверочная работа.(на слайдах или на доске)(слайд11 и 12)

по окончании  работы (слайд 13) (слайд14)

5.Проверка  проверочной работы по шифру, работу у доски-с полным пояснением

учащимися своих действий.       (слайд 15) 

6.Практический:решение задач второго и третьего уровня сложности, подготовка к контрольной работе. Из учебника №18.28- б( один ученик),№1 8.33-б(другой ученик)

Из дополнительной литературы:(Дидактические материалы М.К.Потапов)решает учитель.

 Определить, при каких а уравнение

5sin2x - 4sinxcosx + acos2x=0 не имеет корней.

7.Итоговый:рефлексия,самодиагностика;заполнение оценочного листа.

Подведем итог ,заполняем оценочные листы (слайд16 )

8.Домашняя  контрольно-зачетная работа :учащиеся выбирают  один из предложенных учителем  вариантов работы.

9.Выставление и комментирование оценок за урок (итоговые оценки за усвоение темы выставляются после проверки контрольной работы).

Учитель отмечает, что благодаря  огромной подготовительной работе учащихся, проведен очень интересный урок. Выставляются оценки за работу на уроке. Сдаются оценочные листы.(колонки оценочного листа, заполняемые самими учениками, не влияют на оценку ученика за урок).(слайд17)

1вариант

             

Проверочная работа

1)   2sinx+ =0                

2)  2sin(x+)+ =0

3)  tgx=3

4)  cos2x+6sinx-6=0

5)  sin2x+3sinxcosx+2cos2x=0

Варианты ответов

           1

a)+2k

б)

в)(-1)n

г)(-1)n+1

          2

а)

б)(-1)n+1

в)

г)

         3

а)нет решен.

б)arctg3+

в)аrctg3+2

г) 3+

         4

а)(-1)n

б)

в)x1=       

 x2=arcsin5+

г)нет решен.

       5

а)нет решен.

б)-arctg2+

в)-

г)x1=-

  x2=-arctg2+

                                   

2вариант

 Проверочная  работа

  1)  2sinx-1=0

 2)  cos(2 -х)+sin(+x) =

 3)   tgx=5

 4)  2cos2x-7cosx+3=0

 5) sinx-cosx=0

Варианты ответов

          1

a)(-1)n

б)(-1)n

в) 

г)нет решен.

         2

а)

б)

в)

г)(-1)n

        3

а)arctg5+

б)нет решен.

в)arсtg5+2

г)

        4

а)

б)

в)(-1)n

г)(-1)n

        5

a)нет решен.

б)

в)

г)

Ответы: 1вариант

1г,2а,3б,4б,5г.

2вариант

1а,2в,3а,4б,5г.

2страница(2)

Оценочный лист.

по теме :" Решение тригонометрических уравнений"

1

Ф,И,учен.

 

2

Теоретические сведения

3

Арккосинус. Решение уравнения cos t=a.

4

Арксинус. Решение уравнений sin t = a.

5

Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg t=a,ctg t=a.

           6    Решение простейших уравнений заменой переменной.

7

Решение простейших тригонометрических уравнений

сводящихся к квадратным.

8

Решение простейших тригонометрических уравнений

методом разложения на множители.

9

Решение однородных тригонометрических уравнений 1 степ.

10

Решение однородных тригонометрических уравнений 2 степ.

11

Оценка (ставит ученик)

12

Итоговая  оценка учителя.

     

Условные знаки для самодиагностики учащегося.

+

Отлично изучил тему

+,-

есть пробелы .но я их решу самостоятельно.

−,+

были пробелы .но я их решил на уроке или с помощью

одноклассников

тема усвоена непрочно, нужна помощь учителя.

1страница (1))

тема: ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ

пункт в

                               теоретические вопросы

 

практические

учебнике

           должны знать

         должны уметь

 

вопросы

 

   п15

определение арккосинуса

Решать уравнения вида

 

0--15.1-15.2.

 

 

 

cost=a,знать частные случаи

1--15.3-15.4

 

 

 

решать неравенства вида

    15.5-15.7

 

 

 

 cost>a,cost

2--15.8-15.15

 

 

 

Находить корни уравнения на

     15.17

 

 

 

 

заданном промежутке.

3--15.16

 

 

 

 

 

 

    15.18-15.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    п 16

 определение арксинуса

 Решение уравнений вида

0--16.1-16.2

 

 

 

sint=a,знать частные случаи.

1--16.5-16.7

 

 

 

Решать неравенства вида

    16.10

 

 

 

 

sint≤a,sint≥a,sint>a,sint

2--16.3-16.4

 

 

 

Находить корни уравнения на

    16.8,16.9

 

 

 

заданном промежутке.

    16.11-16-15

 

 

 

 

 

 

 

3--16.16-16.19

    п17

определение арктангенс и

 Решать уравнения вида

 0--17.1-17.3

 

арккотангенс.

 

tgx=a,ctgx=a.Знать частные

1--17.5-17.7

 

 

 

 

случаи.

 

 

2--17.4,17.8-17.10

    п18

пункт1

 

 

 

 

 

1--18.1-18.4

 

определение тригонометричес

Решать простейшие тригоно-

2--18.14-18.15

 

кого уравнения.

 

метрические уравнения

     18.18-18.20

 

Знать сколько решений может

с помощью введения новой

3--18.16-18.17

 

иметь тригонометрическое

переменной.Находить корни

 

 

 

уравнение

 

уравнения на заданном проме-

 

 

 

 

 

 

жутке

 

 

 

 

 

пункт2

 

 

 

 

 

1-2---18.6-18.9

 

два основных метода решения

Решать тригонометрические

        18.11-18.12

 

тригонометрических уравнений

уравнения сводящиеся к квад-

3--18.13

 

 

1)метод введения новой пере

ратным

 

 

 

 

менной

 

Решать тригонометрические

 

 

 

2)метод разложения на множи

уравнения методом разложе-

 

 

 

тели.

 

 

ния на множители.

 

 

 

 

пункт 3

 

 

Решать однородные тригоно-

0--15.1-15.2

 

определение однородного

метрические уравнения 1 степ.

    16.1-16.2

 

тригонометрических уравнений

трическог уравнения

и 2 степени.

 

    17.1-17.2

 

1 степени и 2 степени

 

 

1--18.10

 

 

Знать алгоритм решения

 

 

2--18.24,18.26,18.25

 

однородного уравнения 2 степ.

 

 

    18.27-18.28

 

 

 

 

 

    18.29-18.32

 

 

 

 

 

3--18.23

 

 

 

 

 

 

 

 

    18.33-18.35.

 

 

 

 

2 страница(1)

Теоретические и практические знания, которые уже изучены.

1.Определение числовой окружности.

2.Находить на числовой окружности точки, которые соответствуют заданному числу.

2.Что называют косинусом, синусом, тангенсом, котангенсом числа t.

3.Таблицу знаков по четвертям окружности. Таблицу значений sint,cost,tgt,ctgt для некоторых углов.

4.Соотношения, связывающие значения различных тригонометрических функций.

5.Формулы приведения.

6.Решать квадратные уравнения.

7.Знать, когда произведение множителей равно нулю.

8. Числовые множества.(Z-множество целых чисел.)

9.Область определения и область значения тригонометрических функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Региональный компонент с использованием информационных и коммуникативных технологий на уроках мировой художественной культуры

В данном материале раскрывается  история развития искусства Мордовии по такому плану:1.Первый  мордовский скульптор – С.Д.Эрьзя.2.Народный художник Мордовии – Ф.В.Сычков.3.Ю.Дыри...

"Особенности применения современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществоведения".

Обмен опытом по применению современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания....

Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках как средство повышения качества обучения русскому языку.

В статье говорится об эффективности использования информационных технологий на уроках русского языка....

Открытый урок по математике «Тригонометрические уравнения» с применением информационно – коммуникационных технологий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Реализация ФГОС: информационные и коммуникативные технологии на уроках математики

Современная жизнь требует от человека способности, которые позволяют ему творчески мыслить, быть активным и уметь принимать нестандартные решения.Обучаясь в школе ученик не только получает от учителя ...

Реализация ФГОС: информационные и коммуникативные технологии на уроках математики

—Сегодняшний социальный заказ: школа должна научить детей самостоятельно добывать информацию и уметь ею пользоваться....