Методическая разработка "Проектирование компетентностно-деятельностного занятия в рамках ФГОС"
статья по алгебре (10 класс)

Крупина Наталья Александровна

Особенность ФГОС профессионального образования – деятельностно-компетентностный подход в организации учебного процесса. Реализация деятельностно-компетентностного подхода заставляет преподавателя по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС.

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому преподавателю этапах урока:

·        определение цели и задач;  

·        отбор содержания учебного материала;      

·        подбор методов и приёмов обучения;     

·        определение форм организации деятельности обучающихся;      

·        подбор материала для домашней работы обучающихся;      

·        определение способов контроля;      

·        продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности обучающихся;

·        подбор вопросов для подведения итога урока.

 Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности преподавателя и обучающихся на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование деятельностно-компетентностного занятия в соответствии с требованиями ФГОС

Крупина Н.А., преподаватель математики

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

Особенность ФГОС профессионального образования – деятельностно-компетентностный подход в организации учебного процесса. Реализация деятельностно-компетентностного подхода заставляет преподавателя по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС.

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому преподавателю этапах урока:

  • определение цели и задач;  
  • отбор содержания учебного материала;      
  • подбор методов и приёмов обучения;     
  • определение форм организации деятельности обучающихся;      
  • подбор материала для домашней работы обучающихся;      
  • определение способов контроля;      
  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности обучающихся;
  • подбор вопросов для подведения итога урока.

 Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности преподавателя и обучающихся на уроке. Сравним этапы урока в традиционной системе и деятельностно-компетентном подходе.

Таблица 1

Структура урока изучения нового

материала

Структура урока «открытия» новых

знаний

1. Организационный этап

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2.Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости)

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Актуализация знаний

4. Этап построения выхода из затруднения

5. Введение новых знаний

5. Этап реализации построенного проекта

6. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Оперирование знаниями в новых ситуациях.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

8. Обобщение и систематизация знаний.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

10. Определение и разъяснения домашнего задания

Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность студента.

Основополагающие принципы проектирования современного урока:

1. Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «обучающийся-преподаватель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности обучающегося.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Сравним деятельность преподавателя, внедряющего ФГОС СПО, при конструировании современного урока с преподавателем, конструирующим традиционный урок.

Таблица 2

Позиции

Традиционная деятельность

Деятельность преподавателя,

работающего по ФГОС СПО

Подготовка к

уроку

Жестко структурированный конспект урока, 0% свободы препдавателя. При подготовке к уроку преподаватель использует методические рекомендации и учебник

Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу преподавателю. При подготовке использует методические рекомендации и учебник, Интернет-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами

Основные этапы

урока

Основное время отводится этапу

объяснения и закрепления (80% - говорение преподавателя)

Объяснение занимает 20-30% урока, закрепление 5- 10%; большая часть времени на самостоятельную деятельность

Главная цель

преподавателя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на урок

Организовать деятельность обучающихся по

-поиску, обработке информации;

-обобщению способов деятельности;

-постановке учебной задачи

Деятельность обучающихся

Определяется через

Формулирование заданий

Реши, спеши, сравни, найди, выпиши, выполни. 93% - репродуктивные задания

7% - исследуй (чаще для сильных

обучающихся)

Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.

Алгоритм проектирования урока в рамках деятельностно-компетентностного подхода включает следующие этапы:

  1. Целеполагание.
  2. Проектирование содержания и его компетентностная направленность.
  3. Выбор вида учебного занятия.
  4. Определение приемов и методов совместной деятельности педагога с обучающимися на уроке: мотивационные, обучающие, рефлексивные и др. методики. Отбор ресурсного обеспечения.
  5. Оформление учебного занятия в документе

Рассмотрим более подробно особенности проектирования каждого этапа урока.

Первый этап: целеполагание. 

Цель урока – это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.  В педагогической деятельности в СПО объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень общих и профессиональных компетенций, уровень развития и воспитания обучающегося. 

При изучении дисциплин общеобразовательного цикла цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Для того чтобы увидеть новизну целеполагания современного урока в таблице 1 представлен сравнительный анализ подхода к целеполаганию традиционного урока и урока, основанного на компетентностном подходе.

Таблица 3

Традиционный   подход

к целеполаганию

Подход к целеполаганию, основанного на компетентностном подходе

Цель урока - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию личности обучающегося

Цель урока - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию деятельности обучающегося

Цель формулируется как ожидаемый конкретный, диагностируемый результат одного или нескольких уроков

Цель формулируется как результат развития или формирование определенной общей (ОК) или профессиональной компетенции (ПК), которая не может быть решена средствами одного занятия или одного учебного модуля, учебной темы, они должны быть соотнесены с целями учебного курса в рамках ОПОП.

Цель урока перед обучающимися ставит преподаватель, без согласования с обучающимися.

Совместное целеполагание на уроке преподавателя и обучающихся, согласование их целей, постепенную передачу функции целеполагания от преподавателя к обучающимся.

Определение места учебного занятия в содержании учебной, общепрофессиональной дисциплины, с учетом межпредметных связей

Определение места учебного занятия в системе содержания образования (учебной, общепрофессиональной дисциплины, профессионального модуля: междисциплинарного курса, практики) в процессе формирования общей или профессиональной компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует или развивает данное учебное занятие);

Задачи урока отражают шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  

Задачи урока (микроцели) отражают составляющие данных компетенций, которые будут формироваться или развиваться на данном учебном занятии

Планирование цели конкретного учебного занятия, урока, разложение ее на задачи:

образовательную, развивающую и воспитательную

Планирование цели конкретного учебного занятия, урока: формирование или развитие общих и профессиональных компетенций, разложение ее на микроцели (задачи): образовательную, развивающую и воспитательную

При планировании образовательной цели указывается уровень освоения учебного материала:

1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3        - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Второй этап: проектирование содержания и его компетентностная направленность.

На этом этапе учитывается два важных момента:

- ориентация учебного материала на решение профессиональных задач;

- интеграция содержания, т. е. опора на знания и умения, полученные при изучении других учебных, общепрофессиональных дисциплин.

Преподавателю следует определить, какие составные компоненты ПК и ОК  (УУД) будут формироваться или развиваться на конкретном занятии. Здесь необходимо четко представлять, какие ПК и ОК (универсальные учебные действия) формируются на каждом этапе урока. Для учебных дисциплин общеобразовательного цикла (математики, физики и т.д.) при правильной организации деятельности обучающихся на уроке  формируются: на этапе объявления темы урока  - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д. (см. Приложение 1)

Планирование подразумевает:

  1. Подбор учебных  заданий, целью которых является:
  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • формирование практического опыта и т.д.
  1. Упорядочивание учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному».
  2. Составление трех наборов заданий:
  • задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала обучающимся;
  • задания, способствующие закреплению материала обучающимся.

Ресурсное обеспечение занятия: отбор учебно-методического обеспечения, определение средств достижения цели, информационные средства (учебные пособия, дидактический раздаточный материал, аудиовизуальные и электронные средства), оборудование, материалы и т. п.

Третий этап - выбор формата учебного занятия и определение его  структуры. Например, структура урока «открытия» новых знаний имеет следующие этапы:

  • мотивационно-целевой;
  • процессуальный;
  • рефлексивно-оценочный.

Таблица 4

Формат учебного занятия

Примеры

Тип урока

(определяется по ведущей дидактической цели)

урок «открытия» новых знаний, урок закрепления знаний, формирования умений, обобщающий урок и тд.

Вид (определяется по преобладающей технологии или методу обучения на уроке)

урок-деловая игра, урок-лекция, проектный урок, проблемный урок; лабораторная работа; практическое занятие; лекция; семинар и т. д.

Форма проведения занятия

фронтальная, групповая, индивидуальная,

Четвертый этап - определение приемов и методов совместной деятельности с обучающимися на занятии по достижению планируемого результата: формирования, закрепления знаний, практической отработке умений и формирование опыта практической деятельности.

Внедрение технологий развивающего и проблемного обучения, педагогики сотрудничества, интерактивных и деятельностных методов обучения, самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся является необходимым условием реализации компетентностного подхода.

Определение мотивационных методик и методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, подбор заданий для проверки уровней освоения компетенции.

При планировании контроля над деятельностью обучающихся на занятии необходимо подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

Этап рефлексии на уроке является очень важным моментом для обучающихся. На этом этапе у студентов формируются общие компетенции (универсальные учебные действия) такие как оценка качества собственной деятельности, работа в коллективе, в команде, эффективное общение с коллегами, находить пути и способы повышения качества эффективности учебно-познавательной и профессиональной деятельности.

Подведение результата урока включает в себя осознание студентами насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому из студентов нужно еще поработать по теме урока.

Формы образовательной рефлексии могут быть разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, пятиминутное «Эссе», метод «Скинвейна», конкурс на лучшее домашнее задание и т.д. Рефлексия может,  осуществляется не только в конце занятия, но и на различных его этапах.

Задание обучающимся по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Разработка домашнего задания, ориентированного на создание обучающимися образовательных продуктов. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Пятый этап оформление учебного занятия в документе.

Планирование учебных занятий осуществляется на основе календарно-тематического плана (КТП) и оформляться в виде: плана урока, конспекта урока, сценария урока, методической разработки урока, технологической карты урока и др.

Наиболее распространенной формой документального оформления урока среди преподавателей среднего профессионального образования является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию профессиональных и общих компетенций (предметных, метапредметных и личностных умений - для дисциплин общеобразовательного цикла) обучающихся.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам (этапам урока). Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия преподавателя и обучающегося на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования (см. Приложение 2).

Так что же для нас деятельностно-компетентностный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация… Этот урок должен проектироваться преподавателем - Личностью, у которого студенты будут учиться с удовольствием.

Следовательно, проведение деятельностно-компетентностного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности преподавателя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.

Литература

  1. Современный урок: анализ, тенденции, возможности/ М.Г. Ермолаева Санкт-Петербург, КАРО, 2015.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2016. Серия «Работаем по новым стандартам».
  3. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. / Лебедев О.Е.– М.: Школьные технологии, 2016. - № 6. – С10-17.
  4. Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие / авт.сост: С.В.Фаттахова. – Казань: ИРО РТ, 2018. – 89 с.

Приложение 1

Таблица формирования универсальных учебных действий

на каждом этапе урока

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами обучающиеся (преподаватель подводит обучающихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

(преподавательь подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование обучюащимися способов достижения намеченной цели

(преподаватель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

преподаватель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(преподаватель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно           (преподаватель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание обучающихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)                                                    (преподаватель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Приложение 2

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятель-ность преподавателя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникатив-ная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвину-тые учени-ками гипо-тезы, орга-низует их обсуждение

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существен-ных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодей

ствие уче-ников (групппы) и следующее обсуждение составлен-ных моде-лей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильно

стью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифферен-цированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе (компетентностно-деятельностный подход)

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе по УМК В. П. Кузовлева. Цикл "My country at a glance". Демонстрация компетентностно-деятельностного подхода. Краеведческий материал. Списо...

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...

«Введение ФГОС ООО в 5-6 классах: первые методические находки. Этап рефлексии в рамках ФГОС»

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопр...

Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС

Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС. Что нужно уителю учитывать при подготовке к уроку по программе ФГОС.Принципиальным отличием нового стандарта от существующего является...

Современное логопедическое занятие в рамках ФГОС (2)

Современное логопедическое занятие в рамках ФГОС...

Методическое описание урока русского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено методическое описание урока русского языка в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению".Урок является первым в системе уроков по данной теме,но...