Использование современных технологий для подготовки к ГИА (групповые технологии).
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Одной из проблем современного учащегося является подготовка к успешной сдаче итоговой аттестации. И в то же время сложность и объем заданий, включаемый в КИМы и особенно в ОГЭ, чрезвычайно стали завышены по сравнению с заданиями, которые включались в выпускные экзамены ранее. Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от учебной деятельности ребят, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Внедрение на уроках современных технологий является одним из условий качественного усвоения учебного материала и подготовки к экзаменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Средняя  общеобразовательная школа  №1г. Можайска

Директор :Камозина  Надежда  Павловна

Адрес: 143200,Московская область, г. Можайск, ул. Московская ,д.48

Телефоны/ факс: (49638)22-437, (49638)-20-436E-mail:  shkola-1mozhaysk@mail.ru

Использование современных технологий

для подготовки к ГИА (групповые технологии).

Подготовила: учитель математики

Егорова Наталья Владимировна

2021 г

Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

Одной из проблем современного учащегося является подготовка к успешной сдаче итоговой аттестации. И в то же время сложность и объем заданий, включаемый в КИМы и особенно в ОГЭ, чрезвычайно стали завышены по сравнению с заданиями, которые включались в выпускные экзамены ранее. Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от учебной деятельности ребят, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Внедрение на уроках современных технологий  является одним из условий качественного усвоения учебного материала и подготовки к экзаменам.

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др

Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) -русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.

 Дьяченко Виталий Кузьмич профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО).

По 
 В.К.Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемыхВид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.
 В.К.Дьяченко подчеркивал,  что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

К групповым способам обучения можно отнести:
- классно-урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему;
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры.

Задачи групповой работы:

  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Развитие умений успешного общения.
  • Совершенствование межличностных отношений.

Принципы групповой работы:

  • Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
  • Учитывать особенности состава группы.
  • Составлять задания исключительно для совместного поиска решения.
  • Распределять роли между участниками группы.
  • Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
  • Анализировать способ деятельности.

Положительные стороны групповой  работы:

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.
  • Формируется умение оценивать свою работу и других.

Недостатки групповой работы на уроках математики (или чего делать нельзя):

  • Необходимо, чтобы обучающиеся сами выбирали состав группы (тех ребят, с которыми им комфортно работать).
  • Нельзя разрешать ребенку (который не хочет работать вместе с другими учащимися)  работать одному.
  • Требовать полной тишины (детям надо общаться внутри группы).
  • Нет быстрых результатов.

Виды групп:

- работа в парах (статических; динамических; вариационных);

- работа в малых группах (по 3 – 4 человека);

- работа в больших группах.

  • Статическая пара.Формируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения. Роли: учитель -  ученик. Режимы: взаимообучение, взаимоконтроль. При этом повышается речевая и мыслительная активность, формируются нравственные качества – взаимопомощь, товарищество.
  • Динамическая пара (основа коллективного обучения). Общее задание делиться между членами микро-группы  (4 человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому.
  • Вариационная пара. Каждый член группы получает свое задание, внимательно проверяет с учителем (готов к работе в паре!). По схеме идет взаимообучение и взаимоконтроль. В результате каждый учащийся усваивает четыре порции учебного содержания.

Существует несколько видов групповой работы.

 Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами

 учащихся одинакового для всех задания.

 Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.

Методы обучения в группе: - кооперативное обучение - групповая дискуссия - мозговой штурм. Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.

Группы можно комплектовать :

- по желанию;

- случайным образом;

- по определенному признаку;

- по выбору лидера;

- по выбору педагога.

При «Мозговом штурме» каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы».  

Распределение ролей в группе:

  • Научный руководитель (лидер), который руководит работой группы.
  • Секретарь, ведет записи.
  • Оформитель, отвечает за качество оформления.
  • Организатор, организует и контролирует работу каждого участника группы.

Приведу конкретный пример применения этой технологии, это игра Регата в 9 классе  по теме: «Итоговое повторение (подготовка к ОГЭ) «Решение уравнений».

Цель игры:

  • отработка навыков решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений;
  • создание учебной мотивации через демонстрацию многообразия граней математики как науки, через использование разновозрастного сотрудничества;
  • снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку ;
  • развитие чувства командной ответственности, умения взаимодействовать, совместно находить наиболее рациональные решения проблем.

Правила  математической регаты:

1. Математическая регата – командное соревнование по решению математических задач. В каждой команде участвует 4 человека.

2. Регата проводится в несколько туров в каждом из которых каждой команде предоставляется список из 3-4 задач для коллективного письменного решения.

3. Решения задач оформляются и сдаются для проверки жюри. Каждое решение сдается на отдельном листе, причем команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач. Порядок оформления решений оглашается Жюри перед началом регаты.

4. Перед началом каждого тура командам сообщается время, отведенное для решения задач в данном туре, и стоимость задач в баллах.

5. Жюри проверяет предложенные командами решения и оценивает их в баллах, исходя из заявленной стоимости.

6. Жюри имеет право оштрафовать команду (снятием баллов, лишением права на участие в данном туре, дисквалификацией игрока или команды) за шум или некорректное поведение.

7. Определение победителей и общее ранжирование команд производится исходя из общего количества набранных командами баллов. Порядок разрешения спорных ситуаций, возникающих при равенстве баллов у команд, сообщается командам до начала регаты.

8. Допускается параллельная проверка решений (одновременно с решением задач участниками), объявление текущих результатов, а также разбор задач после каждого тура.

9. В случаях, не предусмотренных правилами, жюри принимает решение по своему усмотрению.

Учащиеся знакомятся с правилами игры, разбиваются на группы, получают задания и маршрутные листы, в которых фиксируются результаты их работы.

Маршрутный лист

Экипаж  «_______________________»        Капитан _______________________________,

Этап

Время прибытия

Задача №

Кол-во баллов

Примечание (в случае индивид. решения – кто решал)

Пристань «Обязательный уровень»

1

2

3

Подпись судьи_____________

Порт «Повышенный уровень»

1

2

3

Подпись судьи_____________

Порт «Проверь себя»

1

2

3

Подпись судьи_____________

Задания командам.

Этап 1. Класс разбивается на три разного уровня  группы

Задание для первой группы: Решить уравнения:    а) 8х+10=3х;       б)    -9х+8 =0;  

  в)  =  ;     г)  -7-х= 3х+17;      г)  3(х-3)= 6 - 2( х+5).

Задание для второй группы: 

Решить уравнения : а)  10 х +3 = - 2 х;   б)   -8х+15 =0;    в)  3х - 9 =  -2х + 1;  

  г)     .

Задание для третьей группы: 

 Решить уравнения : а) = 8х; б)   =  ;  в) -5 +х =0;   г)  2 х – 7 = 5 – 2х.

Группы выполняют задания 10 минут. Затем каждая группа рассказывает о своих решениях. На выступление каждой группы дается приблизительно 7 -8 минут. За это время учащиеся должны у себя в тетрадях зафиксировать решения уравнений (которые выполняли другие группы).

В конце урока еще раз проговаривается теоретическая база решения уравнений. Подводится итог урока, оценивается работа каждой группы, выдается домашнее задание.

Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт  хороший  результат.

Список используемой литературы и интернет - ссылки:

  1. https://studbooks.net/1855464/pedagogika/testovaya_tehnologiya
  2. http://www.myshared.ru/slide/1380712/
  3. Ю. А. Глазков «Методические рекомендации учителю, при подготовке к ОГЭ» , М.: Экзамен, 2018-288 стр.
  4. Н.Л. Барсукова «Открытые уроки алгебры», Издательство: Вако, 2013 г., 197 стр.
  5. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться». М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.
  6. Подготовка учащихся к ОГЭ по математике.  Сборник заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Использование современных методов при подготовке учащихся к ОГЭ по биологии

Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать ученику прочные хорошие знания, но и помочь ему в будущем стать успешным человеком. Стиль работы педагога должен быть построен таким образом, что...

«Использование современных образовательных технологий и федеральных ресурсов, позволяющих внедрять электронное обучение и дистанционные технологии, в том числе при подготовки к ГИА»

laquo;Использование современных образовательных технологийи федеральных ресурсов, позволяющих внедрятьэлектронное обучение и дистанционные технологии,в том числе при подготовки к ГИА» выступлен...

Педагогический проект «Использование современного метаязыка на уроках литературы (на примере технологии мемов)»

В процессе интернет-коммуникации слова, выражения, особые грамматические конструкции, креолизованные тексты и т.п., появляющиеся в Сети, становятся настолько популярными, что из виртуальной среды пере...