Выступление на методическом объединении математиков ГКОУ СКОШИ №2 по теме " Подготовка к ГВЭ в 9 класса учеников с ОВЗ, имещих низкий уровень математической подготовки"
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Жижилкина Елена Валерьевна

В интернете есть огромное количество материалов которые помогают нам готовить учащихся к успешному прохождению ОГЭ за курс основной школы, при этом за бортом остаются учащиеся с особыми потребностями, которым учеба дается гораздо сложнее, чем их сверстникам. В основном это учащиеся и инвалидностью по разным заболеваниям, ОВЗ , сложной структурой дефекта и др. По закону эти ученики имеют право сдавать экзамен по облегченной форме в формате ГВЭ. Часто бытует мнение, что к ГВЭ можно готовить так же как к обычному ОГЭ, просто не рассматривая некоторые задания. Но на  самом деле, если наше ОГЭ почти ежегодно претерпевает какие-либо изменения и структуре заданий, то ГВЭ в этом смысле более консервативно и расхождение между этими двумя экзаменами с каждым годом становится всё заметнее. И если для работы с достаточно подготовленным ученика с ОВЗ это не так существенно, то для учеников, которым трудно дается предмет, у которых часто нарушено внимание, логика и пр. эти расхождения имеют существенное значение и часто препятствуют получению ими аттестата об основном образовании и дальнейшей интеграции в общество. К сожалению, на соответствующих сайтах крайне мало материалов для достаточного знакомства таких  учащихся с экзаменационнными заданиями, и учителю приходится самостоятельно их составлять, более того, имеющиеся материалы не всегда охватывают возможный спектр заданий и к некоторым из них ученики оказываются недостаточно подготовлены, это вызывает у школьников с ОВЗ поовышенный стресс во время экзаменов, что не может не сказываться на их результатах, которые могли бы быть объективно  выше. Данная статья обращена в основном к учителям, которым доведется готовить детей с ОВЗ к экзаменам в формате ГВЭ, осуществляя индивидуальный подход к таким учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gve.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей математики и информатики от

Учителя математики Жижилкиной Е.В.

по теме

Особенности подготовки к ГИА по математике класса с недостаточной математической подготовкой

ГИА по математике «…проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ) для обучающихся образовательных организаций…»

В идеале, подготовка выпускников основной школы к успешной сдаче ОГЭ по математике – это система слаженной и целенаправленной работы учителя, учащихся, администрации школы и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.

Какие же мероприятия необходимо проводить для минимизации риска получения неудовлетворительной оценки за экзамен? Работа педагога по подготовке учащихся к успешной сдаче ОГЭ представляется следующими направлениями деятельности:

  1. Ознакомление с правилами проведения ГИА. Реализация этого направления деятельности учителя тесно связана с сотрудничеством с администрацией школы. Очень важно, чтобы правила проведения ГИА в текущем году были предельно понятны педагогу. Все пункты Порядка проведения ГИА должны быть уточнены до такой степени, чтобы не оставалось никакой неопределенности. Роль администрации школы состоит в выяснении всех особенностей проведения ГИА в текущем учебном году и доведения их до сведения учителей.
  1. .
  1. Выявление особенностей проведения ОГЭ по математике в текущем году. Очень важно понимать, что в правилах проведения и оценивания ОГЭ всегда могут возникнуть изменения. И от того, насколько оперативно учитель ознакомится с ними, будет зависеть скорость внесения корректив в его систему подготовки учащихся к экзамену. А значит, у девятиклассников будет больше времени на осознание и личного принятия этих изменений. Так, система оценивания экзаменационных работ на пробном экзамене по математике в 2021 году не отличается от аналогичной системы в 2022, а следовательно, при подготовке к экзамену в нынешнем году можно ориентироваться на прошлогодние документы.
  2. Работа с учащимися и их родителями по ознакомлению с правилами проведения ОГЭ по математике. После того как учитель изучил документы, касающиеся порядка проведения ГИА в целом и ОГЭ по математике, важно ознакомить с ними как учащихся, так и их родителей. От того, как они поймут и осознают все правила, зависит их уровень потребности в сотрудничестве с педагогом при подготовке к экзамену.

К сожалению, вышеуказанные документы утверждаются только в середине учебного года. Поэтому первые три направления работы учителя начинаются только в январе. А с сентября по декабрь проводится пропедевтическая работа по ознакомлению учащихся с процедурой проведения экзамена по математике в предыдущем учебном году.

Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся, направленной на подготовку к экзамену. Здесь важно использовать любые возможности, позволяющие учащимся правильно оценить уровень своей подготовки и определить проблемные зоны. С девятиклассниками начинается подготовительная работа уже в середине сентября с входного тестирования, в котором за один час учащимся предлагается выполнить любые 8 заданий из 20 по схеме: 3 задания из модуля «Алгебра», 2 задания из модуля «Геометрия», 2 задания из модуля «Реальная математика» и 1 задание любое. По результатам этой работы происходит распределение учащихся на 2 группы. В первую попадают те, кто не справился с заданием, а во вторую – набравшие не менее 8 баллов. Консультации назначаются для каждой группы отдельно. Эти занятия проводятся 1 раз в неделю.

Специфика наших детей состоит в том, что многие из недостаточно подготовленных детей могут сдавать экзамен в форме ГВЭ, и если первичная подготовка класса может проводится со всеми учениками, т.к. ряд заданий ОГЭ и ГВЭ совпадают, то в последние месяцы следует дифференцировать частично дифференцировать задания для учащихся, выбравших формат ГВЭ.

Отдельно стоит рассмотреть специфику варианта ГВЭ для 9 класса (так называемые 100-е номера)

  1. В них полностью отсутствуют «практико-ориентированные» задачи 1-5.
  2. Задание 1 совпадает по сложности с заданием 6 ОГЭ, но чаще в экзаменационных вариантах встречает тема «Простые дроби».
  3. Задание 2 совпадает с заданием 9.
  4. А вот задание 3 в вариантах ОГЭ последних лет не имеет аналогов, поэтому для подготовки к нему следует пользоваться сайтом «Решу ОГЭ» брать задачу 8 и разбирать тему «Рациональные алгебраические выражения».
  5. Задание 4 совпадает с 11 заданием ОГЭ, но следует помнить, что в реальных вариантах чаще встречается линейная функция, поэтому на нее следует обратить более пристальное внимание.
  6. А вот с 5 заданием есть определенные проблемы, которых неопытный педагог знать не может: ни одна демоверсия или сборник (в том числе сборники, опубликованные на сайте ФИПИ) не приводят образцов неравенств, которые из года в год встречаются в реальных вариантах. В этом задании который год встречается «коварное» рациональное неравенство, которое решается методом интервалов, например , простое с нашей точки зрения, оно вызовет панику даже у относительно подготовленного ученика, так как данный метод изучался минимум год назад, а в тренировочных вариантах подобных заданий нет. Эти задания учителю придется составлять самому и обязательно повторить с учениками.
  7. Задания 6 и 7 геометрические, обычно не отличаются от заданий 16 и 17 ОГЭ, в 6 обычно требуется найти площадь какого-нибудь четырехугольника, а 7 затрагивает тему «Окружность». Заданий на клетчатой бумаге в ГВЭ нет.
  8. 8 задание совпадает с 19 из ОГЭ, разнообразные утверждения широко представлены на всех сайтах подготовки, в том числе и ФИПИ. Следкт обращать особое внимание учеников на формулировку задания, стоит настойчиво предлагать им подчеркивать окончание вопроса (какое или какие), и частицу не, так как это поможет учащимся избежать некоторого вида ошибок.
  9. Задание 9 в ОГЭ вообще не представлено, это  класс задач на проценты, очень широкий выбор таких задач есть в относительно ранних до 2020 года сборнике «3000 задач по математике ОГЭ» под редакцией Ященко.
  10. 10 задание это 10 задание ОГЭ,
  11. 11 задание это текстовая задача, решение которой надо аккуратно записать, по содержанию она не отличается от 21 задания ОГЭ.
  12. 12 задание - это геометрическая задача, требующая доказательства, по содержанию близка к 24 задаче ОГЭ, учителю следует обратить внимание на то, что в реальных вариантах ГВЭ последних лет часто встречается задача, использующая теорему о четырех точках, лежащих на окружности. Учитывая, что в действующем учебнике под ред. Атанасяна эта теорема не приводится, следует заранее познакомить с ней учеников

Очевидно, что для качественной подготовки только консультативной внеурочной деятельности недостаточно. Поэтому могут быть организованы и другие виды работ:

  • решение заданий ГИА во время урока на этапе повторения изученного материала или включение их в этап освоения способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
  • сотрудничество с родителями учащихся по организации домашней самостоятельной подготовки к экзамену, причем каждая консультация начинается с разбора заданий вызвавших затруднения;
  • дистанционное тестирование как тематическое, так и в виде пробного онлайн экзамена ;
  • знакомство учащихся и родителей с электронными ресурсами, направленными на подготовку к ГИА систематическое проведение пробных самостоятельных работ в форме ОГЭ с последующим подробным анализом результатов.

4.         Обучение учащихся правильному заполнению бланков. Важно понимать, что хорошо подготовленный к экзамену, но не умеющий работать с бланками ученик может получить низкий результат. Поэтому особое место в работе учителю необходимо отводить для обучения девятиклассников правильному заполнению бланков. С их копиями учащиеся в обязательном порядке работают на пробных экзаменах. Так же необходимо учитывать, что бланки ГВЭ отличаются от бланков ОГЭ, поэтому с ними так же надо заранее познакомить соответствующих учащих.

Вышеописанная система подготовки к ОГЭ и ГВЭ  по математике, на мой взгляд, дает возможность снизить риск получения учащимися неудовлетворительной отметки за экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении математиков "Графический метод в решении уравнений"

Сообщение раскрывает индивидуальные особенности учащихся 8 класса в изучении темы графический метод в решении уравнений....

Выступление на "круглом столе" в ГКОУ СКОШИ № 2, ноябрь, 2015 г. Оценивание знания обучающихся.

Как оценивать обучающихся, имеющих сложные и сочетанные дефекты развития? Возможно, педагогу совсем не следует выставлять неудовлетворительные оценки учащимся, имеющим сочетанные дефеты развития?...

Выступление на методическом объединении учителей предметов гуманитарного цикла по теме

Выступление на МО учителей предметов гуманитарного цикла на тему:«Сайт учителя в интернете – новая форма саморазвития и методической работы педагога в современной школе». Создание сайта позволило...

Выступление на методическом объединении учителей Берчука Юрия Георгиевича по теме «Использование краеведческого исследования в образовательном процессе»

Школьное краеведение находится в тесной связи с научным. Поэтому при организации образовательного процесса лучше непосредственное наблюдение, сравнительно-исторический анализ, описание событий, самост...

Выступление на педагогическом совете в ГКОУ СКОШИ №2 тема "Проблемный метод, как один из вариантов интерактивного обучения школьников с нарушениями зрения."

В выступлении изложены некотопые рекомендации для реализыции проблемного метода, как одиного из вариантов интерактивного обучения школьников с нарушениями зрения. А также возможности интеграции этого ...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"...