Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме

Аганина Елена Николаевна
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс у чебнику "Биология .Животные", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._7_klass.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Пояснительная записка.

Программа курса биологии разработана учителем биологии Аганиной Е.Н. на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в рамках основного общего образования изучения биологии.

Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 6 классе.

Программа рассчитана на 70 классных часов. Курс предусматривает 14 лабораторных работ продолжительностью 1 час.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям обучающихся по каждому разделу.

Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования и принципах отношения к природе. А так же о многообразии живых организмов и принципах классификации.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой Родины, ее разнообразием, богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

 Цель: обеспечить целостный процесс обучения биологии больного ребенка, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном обучении на дому.

Задачи:

  1. адаптация учебных программ по биологии 7 класса к индивидуальным функциональным возможностям ребенка, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном обучении на дому;
  2. обеспечение овладения учащимся конкретными знаниями по биологии, достаточными для применения в практической деятельности;
  3. формирование основ культуры здоровья посредством интегрирования тем здоровья в изучении курса биологии.

При составлении использована следующая литература:

1.Сборник нормативных документов. Биология. под ред. Э.Д.Днепров, М:Дрофа, 2004г.

2.Биология. Животные. 7класс. под ред. В.В.Латюшин, Г.А.Уфимцева М:Дрофа , 2003г.

Раздел.

Содержание раздела.

Компетенции.

Обязательный уровень.

Повышенный уровень.

Система отслеживания.

Дата.

 1.

Введение.

(2 часа.)

 История развития зоологии и современная зоология.

Познакомить обучающихся с зоологией - наукой о животных, этапами ее развития,

многообразием животного мира, признаками животного организма; раскрыть роль животных в природе и их значение в жизни человека.

Называть:

основные систематические категории подцарств, типов и классов животных.

Анализировать основные систематические              категории.

 2.

Многообразие животных.

(36 часов.)

Простейшие.

(2 часа.)

Беспозвоночные

( 16 часов.)

Позвоночные.

 (18 часов.)

 

 Многообразие простейших животн ых, их значение в природе и жизни человека, об особенностях этой группы животных.

 Многообразие многоклеточных животных, особенности их биологии. Экологические условия их обитания.

 Систематика многоклеточных животных, их значение в природе и жизни человека.

 Многообразие многоклеточных животных, особенности их биологии. Экологические условия их обитания.

 Систематика многоклеточных животных, их значение в природе и жизни человека.

Расширять представления о животном мире; познакомить с общей характеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности, чертами сходства и различия;

познакомить со значением простейших в природе и жизни человека.

Расширять представления о многоклеточных беспозвоночных животных; -сформулировать знания об особенностях строения, приспособленности к среде обитания, основах систематики многоклеточных беспозвоночных животных;

-сформулировать понятие о необходимости охраны животных;

-познакомить с многообразием червей, их внешним строением, передвижением;

-характеризовать тип моллюсков как высокоорганизованных беспозвоночных животных, их значением в природе и жизни человека;

-познакомить с представителями типа Членистоногие, их особенностями строения, питания, дыхания.

Расширить представления о многообразии животного мира;

- показать особенности строения, жизнедеятельности многоклеточных хордовых как высших животных, основы их систематики , их значение в природе.

Называть:

- органоиды клетки;

- функции разных органоидов.

Характеризовать:

- строение, рост, размножение и развитие животных.

Различать представителей класса.

Знать:

- систематику беспозвоночных животных;

- особенности строения каждого типа, класса;

- значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека;

- представителей каждого класса.

Обосновывать:

- взаимосвязь строения и функции клеток, организмов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма.

Владеть умениями:

-излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы программы.

Соблюдать правила:

-наблюдать за сезонными изменениями в жизни животных;

-бережного отношения к организмам, видам;

-здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, профилактика заболеваний.

Лабораторная работа №1

“Знакомство с многообразием водных простейших”

Самостоятельная работа.

Лабораторная работа №2

“Знакомство с многообразием круглых червей”

Лабораторная работа

 № 3

“Внешнее строение дождевого червя”

Лабораторная работа

№ 4

“Особенности строения и жизнедеятельность моллюсков”

Лабораторная работа

 № 5

“Знакомство с ракообразными”

Лабораторная работа

 № 6

“Изучение представителей отрядов насекомых”

Тестирование по теме “Беспозвоночные животные”

Лабораторная работа №7

«Внешнее строение и передвижение рыб.»

Лабораторная работа №8

«Изучение внешнего строения птиц.»

Контрольная работа по теме: «Позвоночные животные»

 3.

Строение и индивидуальное развитие. Эволюция.

 ( 14 часов.)

 Направления эволюции строения животных.

 Взаимосвязь строения и функций организма, жизнедеятельность животных.

 Размножение и развитие животных.

 Продолжительность жизни различных животных.

Сформировать у обучающихся знания об эволюции, об основных направлениях эволюционного процесса животного мира ;

- дать понятие об особенностях эволюции систем органов и процессов жизнедеятельности животного организма.

Знать :

особенности строения и функции опорно-двигательной системы у разных групп животных;

- иметь представление об эволюции покровов тела животных, особенности дыхательных структур и типы газообмена у разных групп животных.

Анализировать учение Ч.Дарвина об эволюции животного мира.

Уметь характеризовать движущие силы и результаты эволюции.

Лабораторная работа № 9

“Изучение особенностей покровов тела.”

Лабораторная работа № 10

“Изучение способов передвижения животных.”

Лабораторная работа № 11

“Изучение способов дыхания животных.”

Лабораторная работа № 12

“Изучение ответной реакции животных на раздражение.”

Лабораторная работа № 13

“Изучение органов чувств животных.”

Лабораторная работа № 14

“Определение возраста животных.”

Тестирование.

 4.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

 ( 5 часов.)

 Доказательства эволюции животного мира.

 Причины эволюции по Ч.Дарвину.

 Ареал.

 Закономерности размещения животных.

Продолжить понятие об эволюции;

-сформировать знания об основных причинах эволюции животных и ее результатах, о закономерностях размещения животных;

- познакомить с различными доказательствами эволюции животных;

- Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира, происхождение одноклеточных и многоклеточных , усложнение строения и жизнедеятельности позвоночных в процессе исторического развития животного мира, родство человека с животными.

Знать :

-основные доказательства эволюции;

-уметь раскрывать основные положения эволюционного учения Дарвина;

-закономерности размещения животных в ареале.

Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов.

Контрольная работа по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле.»

 5.

 Биоценозы.

 (5 часов.)

 Понятие «биоценоз».

 Влияние среды на биоценоз.

 Компоненты биоценоза.

 Цепи питания.

 Направление потока энергии в биоценозе.

Сформировать знания о биоценозах и их разнообразии;

-о факторах среды и их влиянии на биоцены ;

-о структурных компонентах биоценоза, их взаимосвязь, закономерностях;

-о пищевых цепях , пищевой пирамиде, энергетической пирамиде, продуктивности.

Различать естественный и искусственный биоценозы;

-знать как среды обитания влияют на биоценозы, цепи питания;

-отличать пищевую пирамиду от энергетической.

Уметь характеризовать и различать цепи питания.

Сравнивать пищевую и энергетическую пирамиды.

Тестирование по теме:

“ Биоценозы”

 6.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

 (6 часов.)

 Одомашнивание диких животных.

 Законы об охране животного мира.

Понятие «мониторинг».

 Охраняемые территории.

Познакомить обучающихся с воздействием человека на животный мир, его видами : промыслом, одомашниванием, с законами России, охраняющими животный мир, документами; с основными направлениями охраны животного мира.

 Знать этапы одомашнивания животных.

 Основные законы об охране животного мира.

Соблюдать правила об охране животных.

Объяснять роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды.

Контрольная работа по теме:

“Животный мир и хоз. деятельность человека”

         Тема урока.

 Практическая часть.

   Вид контроля.

Дата.

1.

Введение.

История развития зоологии.

2.

Современная зоология.

3.

Многообразие животных.

Простейшие.

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

Лабораторная работа №1

«Знакомство с многообразием водных простейших.»

4.

Простейшие : Жгутиконосцы, Инфузории.

Самостояетльная работа.

5.

Беспозвоночные.

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

6.

Тип Кишечнополостные.Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Кораловые полипы.

7.

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

8.

Тип Круглые черви.

Лабораторная работа №2

«Знакомство с многообразием круглых червей.»

9.

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы.

10.

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки.

Лабораторная работа №3

«Внешнее строение дождевого червя.»

11.

Тип Моллюски.

Лабораторная работа №4

«Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.»

12.

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

13.

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Офиуры.

14.

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.

Лабораторная работа №5

«Знакомство с ракообразными.»

15.

Класс Насекомые.

Лабораторная работа №6

«Изучение представителей отрядов насекомых.»

16.

Отряды насекомых:Таракановые, Уховертки, Поденки.

17.

Отряды насекомых:Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

18.

Проверочная работа.

19.

Отряд насекомых:Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Перепончатокрылые

20.

Обобщающий урок по теме:

“Беспозвоночные животные”

Тестирование.

21.

Позвоночные.

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

22.

Классы рыб: Хрящевые, Костные.

Лабораторная работа №7

«Внешнее строение и передвижение рыб.»

23.

Класс Хрящевые рыбы.

Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

24.

Костные рыбы.

Отряды:Осетрообразные, Сельдеобразные, Карпообразные.

Самостоятельная работа.

25.

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

26.

Класс Пресмыкающиеся,или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

27.

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

28.

Птицы отряда Пингвины.

Лабораторная работа №8

«Изучение внешнего строения птиц.»

29.

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

30.

Отряды птиц : Дневные хищные, Совы, Куриные, Воробьинообразные, Голенастные.

31.

Контрольная работа.

32.

Экскурсия “Изучение многообразия птиц  и их значение.“

Фронтальный опрос.

33.

Класс Млекопитающие, или Звери.

Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

34.

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

35.

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

36.

Отряды млекопитающих : Парнокопытные , Непарнокопытные.

37.

Отряд млекопитающих:Приматы.

38.

Обобщающий урок по теме

“Позвоночные животные.”

Тестирование.

39.

Строение и индивидуальное развитие. Эволюция.

Покровы тела.

Лабораторная работа №9

«Изучение особенностей покровов тела.»

40.

Опорно-двигательная система.

41.

Способы передвижения животных. Полости тела.

Лабораторная работа №10

«Изучение способов передвижения животных.»

42.

Органы дыхания и газообмен.

Лабораторная работа №11

«Изучение способов дыхания животных.»

43.

Органы пищеварения. Обмен

веществ и превращение энергии.

44.

Кровеносная система. Кровь.

45.

Органы выделения.

46.

Нервная система. Рефлекс.

Инстинкт.

Лабораторная работа №12

«Изучение ответной реакции на раздражения.»

47.

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Лабораторная работа №13

«Изучение органов чувств животных.»

48.

Продление рода. Органы размножения.

Самостоятельная работа.

49.

Способы размножения животных.

Оплодотворение.

50.

Развитие животных с превращением и без превращения.

Лабораторная работа №14

«Определение возраста животных.»

51.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

52.

Обобщающий урок по теме

“Эволюция строения и функций органов и их систем”

Контрольная работа.

53.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

Доказательства эволюции животных.

54.

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

55.

Усложнение строение  животных.

Многообразие видов как результат

эволюции.

56.

Ареалы обитания. Миграции.

57.

Закономерности размещения животных

58.

Обобщающий урок по теме

“Развитие и закономерности

размещения животных

на Земле.”

Тестирование.

59.

Биоценозы.

Естественные и искусственные биоценозы.

60.

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

61.

Цепи питания. Поток энергии.

62.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

63.

Обобщающий урок по теме

“Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

Биоценозы.”

Зачет в устной форме.

64.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

65.

Одомашнивание животных.

66.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

67.

Охрана и рациональное использование животного мира.

68.

Итоговая контрольная работа по

теме “Биология: животные.»

Контрольная работа.

69.

Повторение изученного материала. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

70.

Заключительный урок по курсу “Биология: животные. 7 класс.”

Летние задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии, 7 класс (УМК Пасечника В.)

Рабочая программа по биологии для 7 класса (УМК Пасечника В.В.) содержит пояснительную записку, рекомендации по использованию учебного времени по разделам и темам, список мультимедиаматериалов и ссылк...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 9 класса...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 10 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 10 класса, бзовый уровень...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 11 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии  составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 11 класса, базовый уровень...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...