Элективный курс "Экологические основы природопользования"(гуманитарно-экономический профиль)
элективный курс по биологии (11 класс) по теме

       Предлагаемая программа ориентирована на учащихся гуманитарно-экономического профиля.

       Цель курса – становление личностных убеждений, выработка определенных норм поведения в природе.

       Курс поможет не только осознать гармоническую сущность природы, механизм ее функционирования, но и то, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. Однако, развивая понятие об антропогенном факторе в процессе изучения этого курса, следует помнить, что воспитательное значение имеют не только примеры отрицательного действия человека в природе. Безусловно, обращая внимание учеников только на неблаговидную роль человека в природе, можно привести к неправильным однобоким выводам о значении человека в жизни природы. Необходимо не только вызывать тревогу у учащихся, но вселять в них оптимизм, указывая на пути преодоления трудностей.

При правильном многостороннем анализе примеров действия антропогенного фактора у школьников формируется  правильная оценка реальной действительности, развиваются установки на природоохранение, на рациональное природопользование. Вместе с тем у них возникает потребность истолкования сущности происходящих изменений, нахождения их причин, потребность выяснения действенной роли человека в природе, изучения новых факторов и явлений, происходящих на Земле.

Экологические знания помогают школьникам понять, что разрешение проблем оптимизации биосферы, восстановления природных комплексов на континентах зависит от международных связей, добрососедских отношений с другими странами.

     Курс предполагает изучение как глобальных, так и региональных экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.prirodopolzovanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

          Экологические основы природопользования  

          10, 11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)                                      

                               Пояснительная записка

       Предлагаемая программа ориентирована на учащихся гуманитарно-экономического профиля.

       Цель курса – становление личностных убеждений, выработка определенных норм поведения в природе.

       Курс поможет не только осознать гармоническую сущность природы, механизм ее функционирования, но и то, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. Однако, развивая понятие об антропогенном факторе в процессе изучения этого курса, следует помнить, что воспитательное значение имеют не только примеры отрицательного действия человека в природе. Безусловно, обращая внимание учеников только на неблаговидную роль человека в природе, можно привести к неправильным однобоким выводам о значении человека в жизни природы. Необходимо не только вызывать тревогу у учащихся, но вселять в них оптимизм, указывая на пути преодоления трудностей.

При правильном многостороннем анализе примеров действия антропогенного фактора у школьников формируется  правильная оценка реальной действительности, развиваются установки на природоохранение, на рациональное природопользование. Вместе с тем у них возникает потребность истолкования сущности происходящих изменений, нахождения их причин, потребность выяснения действенной роли человека в природе, изучения новых факторов и явлений, происходящих на Земле.

Экологические знания помогают школьникам понять, что разрешение проблем оптимизации биосферы, восстановления природных комплексов на континентах зависит от международных связей, добрососедских отношений с другими странами.

     Курс предполагает изучение как глобальных, так и региональных экологических проблем.

          Введение (2 ч)

Законы и принципы экологии. Законы Гаррета Хардина, Барри Коммонера. Методы исследования в экологии. Мониторинг. Скрининг. Биоиндикация.

        Антропогенное влияние на окружающую среду (17 ч)

        Экологические проблемы России. Воздействие на земную кору, климат, гидросферу, растительный и животный мир, здоровье населения. Экологические проблемы Ставропольского края и региона КМВ.

        Глобальные проблемы атмосферы. Парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки.

      Экологические проблемы малых рек на примере реки Подкумок. Эвтрофикация водоемов. Критерии эвтрофикации водоемов. Контроль качества водных ресурсов. Понятие ПДК, ПДВ. Санитарные требования к питьевой воде. Самоочищение природных и сточных вод. Методы очистки сточных вод. Биологическая очистка сточных вод. Работа аэротенка. Состав активного ила. Шкала сапробности. Полисапробные, α-мезосапробые,  β-мезосапробные, олигосапробные воды. Живые индикаторы загрязненности среды.    

        Эрозия почв. Водная эрозия (поверхностная, бороздчатая). Ветровая эрозия  (дефляция, эоловая эрозия). Наступление пустыни.

       Экологические  проблемы автотранспорта. Состав выхлопных газов. Фотохимический смог. Пути решения экологических проблем, связанных с автотранспортом.

       Решение экологических проблем в промышленности. Безотходные технологии. Санитарно-защитные зоны.

      Экологические аспекты  мелиорации. Осушение болот. Орошение. Водохранилища. Лесомелиорация.

       Применение минеральных удобрений и охрана окружающей среды. Проблема накопления нитратов в продуктах питания.

       Влияние пестицидов на окружающую среду. Классификация ядохимикатов. Биоаккумуляция в цепях питания. Синергический эффект ядохимикатов. Экологизация сельского хозяйства. Биологическая защита растений. Агротехнические приемы защиты растений от вредителей.

       Энергетика и окружающая среда. Влияние на окружающую среду ТЭС, ГЭС, АЭС на окружающую среду. Альтернативные источники энергии.

       Генная инженерия и экология. Опасность появления организмов с заданными свойствами. Проблема генно-модифицированных продуктов питания.

      Экология города. Особенности микроклимата города. Источники загрязнения городской среды. Проблема бытовых отходов. Растительный и животный мир городов.  Роль лесопарков и пригородных лесов. Состояние здоровья горожан.

     Демонстрация тематических презентаций.

     Практические  работы. Составление экологической карты России, Ставропольского края (работа с контурной картой).

      Решение задач. Аккумуляция в цепях питания пестицидов.

     Лабораторные работы. Определение органолептических показателей воды открытого водоема.

     Определение нитратов в продуктах питания.

     

      Охрана природы (5 ч)

      Исторический обзор охраны природы. Природоохранные законы древних и средних веков. Природоохранное законодательство в России. Конституция РФ – основной источник экологического права. Федеральные законы: «Об охране окружающей природной среде», «Об особо охраняемых природных территориях»,  Лесной кодекс и др. Международное сотрудничество по охране природы. Деятельность ЮНЕСКО, МСОП. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга МСОП,  Красная книга РСФСР, Красная книга Ставропольского края. Критерии охраны вида. Статус вида. Особо охраняемые природные территории. Правовой режим заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, ботанических садов, курортно-лечебных территорий. Формы охраны природы в Ставропольском крае.

Демонстрация тематических презентаций.

     Экология  региона КМВ (5 ч)

     КМВ — особо охраняемая эколого-курортная территория. Лечебные гидроминеральные ресурсы региона и их экологическое состояние. Правовой режим региона. Влияние деятельности человека на ландшафт КМВ. Памятники природы КМВ. Гора Машук - памятник природы. Средоохранное, курортно-бальнеологическое, научное, геологическое, гидрологическое значение памятника природы.

Демография и здоровье населения КМВ.

Демонстрация тематических презентаций.

Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека

(5 ч)

     Электромагнитные поля и организм. Естественные и искусственные источники магнитных полей. Рекомендации по эксплуатации мобильной связи. Влияние радиации на организм. Влияние тяжелых металлов на организм. Канцерогены в окружающей среде. Влияние погодных фактов на здоровье человека. Метеочувствительность.

      Демонстрация тематических презентаций.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

 - о месте человека в экосистемах Земли;

- о динамике отношений системы "природа-общество";

- глобальные и региональные экологические проблемы;

- современные проблемы охраны природы;

- о современном состоянии и охране атмосферы, гидросферы и литосферы;

- о рациональном использовании и охране почв

- о современном состоянии, использовании и охране растительного и животного мира;

- об экологических факторах, снижающих здоровье, и мерах, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических вопросов;

- объяснить принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно тематическое планирование по экологическим основам природопользования в 10 классе

Структура рабочей программы по экологическим основам природопользования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также решение восп...

Учебное пособие. Сборник для элективного курса "Экологические основы природопользования"

К своей авторской программе элективного курса "Экологические основы природопользования"  мной разработан сборник лекций, которым могут пользоваться  учащиеся. Не нужно тратить время на уроке...

Методические рекомендации по подготовке к зачету по УД Экологические основы природопользования

Изучение  учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" завершается  зачетом. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарски...

Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...

Программа элективного курса "Основы редактирования" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля.

Элективный курс "Основы редактирования" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....

Комплект оценочных средств по дисциплине экологические основы природопользования.

Содержит задания для текущего контроля знаний и итогового контроля....

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Экологические основы природопользования"

УМК включает в себя:- методические рекомендации по выполнению практических занятий- перечень заданий по изучаемым разделам и темам- методические рекомендации по организации самостоятельной работы- тез...