Дневник опытнической работы на УОУ
материал (биология, 7 класс) по теме

Галда Елена Николаевна

Тема  опыта:

Влияние  полива  на развитие  растений томата,  формирование  и  созревание  плодов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnik__opytnicheskoy__raboty.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дневник

опытнической  работы

учебно-опытного участка

МОУ «СОШ №10»    с.Бурлацкое

Благодарненского  района

Ставропольского  края

в 2008-2009 уч. году

Тема  опыта:

Влияние  полива  на развитие  растений томата,  формирование  и  созревание  плодов

Культура: томат

Сорт:  Волгоградский 5/65  (среднеспелый)

Цель  опыта:

   Выяснить  сроки  развития  растений,  формирования и созревания плодов томатов в зависимости от различного количества влаги

Задачи  опыта:

    Произвести  полив  под  посев,  необходимые  виды  работ  по  уходу  и  сбору  урожая,  на  контрольных  делянках  дополнительный  полив  не  производить,  на  опытных  делянках  №1 – полив  умеренный,  по  мере  необходимости,  на  опытных  делянках №2 – полив  усиленный,  ежедневный

Руководитель: Галда Е.Н.

Сроки  опыта:

Начало – 10.04.08

Конец – 20.08.08

Краткая  характеристика  культуры

  Стебель  томата  полегающий  или  прямостоячий,  сильно  ветвистый,  покрыт  железистыми  волосками,  которые  выделяют  смолистое  вещество  зеленовато-желтого  цвета  со  специфическим  запахом.  На главном  стебле  в  пазухах  листьев  вырастают  боковые  побеги (пасынки).

  Цветки  у  томата  обоеполые,  с  пятью-шестью  лепестками  и  таким  же  количеством  тычинок,  соединенных  в  конусовидную  колонку,  внутри  которой  находится  пестик.  Томат  в  основном  самоопылитель.

  Плоды  различаются  по форме,  величине,  окраске  и  камерности,  т.е.  по  количеству  семенных  гнезд.

  Семена  желтовато-серые,  опушенные,  плоско-округлые.  Масса  1000  семян  2,5-4  г.

  Корневая  система  томата  размещается  в  основном  в  пахотном  слое  почвы,  отдельные  корни  проникают  вглубь  и  в  стороны  на  два  метра.  При  удалении  пасынков  и,  следовательно,  при  сокращении  ассимиляционного  аппарата  в  значительной  мере  уменьшается  и   мощность  корневой  системы.  При  рассадной  культуре  корни  распространяются  больше  в  стороны,  чем в  глубь.  Придаточные  корни  легко  образуются  при  длительном  соприкосновении  стеблей  с влажной  почвой.                

  Растения  томата  дают  всходы  при  благоприятных  условиях  примерно  через  неделю  после  посева.  

  Основная  биологическая  особенность  томата -  скороспелость  почек.  Каждый  побег  заканчивается  цветочной  кистью.  Дальнейшее  продолжение  побега  идет  за  счет  пазушной почки  листа  под  цветочной  кистью.

  Первой  трогается  в  рост  пазушная  почка  в  пазухе  самого  нижнего  листа,  затем  второго,  третьего  и  т.д.

  Томат  требователен  к  теплу.  Семена  его  начинают  прорастать  при  13-15 С. Оптимальная  температура  для  прорастания  семян 18-21 С,  для  роста  и  развития  растений -  22-24 С, с понижением  ночью  до  16-18 С.  При  температуре  ниже  15 С  приостанавливается  цветение,  а  при  10 С  прекращается  рост  растения.   Длительное  понижение  температуры  до    10 С   приводит  к  опадению  цветков  и  задержке  плодоношения  на  10-12  дней.  При  -0,5 С погибают  цветки,  а  при  -1 С  отмирают  листья  и  стебли.

  При  температуре  выше  30 С  пыльца  у  многих  сортов  теряет  жизнеспособность,  рост  растений  замедляется,  а  при  35 С  прекращается.

  Томат  требователен  к  условиям  солнечного  освещения,  а  также  к  влажности  почвы,  особенно  в  период  плодоношения.

  Томат  не  выносит  высокой  относительной  влажности  воздуха,  т.к.  поражается  различными  заболеваниями.  Оптимальная  относительная  влажность  воздуха  45-60 %.

Обоснование  выбора  темы:

    В позапрошлом  году  мы  начали  изучение  влияния  полива  на  плодоношение,  но  исследовали  влияние  только  среднего  количества  влаги  на  урожайность.  Томаты  выращивали  рассадным  методом.  В  прошлом  году  мы  усложнили  исследования  тем,  что  включили  в  опыт  чрезмерное  увлажнение  и  выращивание  томатов  методом  посева   семян  в открытый  грунт. В этом году мы продолжили исследования по разработанной в прошлом году схеме для того, чтобы результаты были более достоверными.

Место  проведения  опыта:

Пришкольный  участок  МОУ  СОШ  №10  с.Бурлацкое  Благодарненского  района  Ставропольского  края.

Состав  звена:

1.Хвостикова  Аня  8а  кл (звеньевая)

2.Стреблянская  Наташа  8а кл (зам. звеньевой)

3.Терещенко  Вика  8а  кл

4.Яценко  Рома  8а  кл

5.Грицаенко  Влад  8а  кл

6.Жуков  Дима  8а  кл

7.Юрченко  Рома  8а  кл

8.Карявка  Сергей  8б  кл

9.Асрян  Марго  8б  кл

10.Иванова Ира 7а  кл

11.Рева Лера 7а  кл

12.Шевцова Юля 7а  кл

13.Иващенко Леша 7а  кл

14.Радин Максим 7а  кл

           Условия  проведения  опыта

 Почвы:  каштановые,  толщина  гумусного  горизонта  20  см,  реакция  почвенного  раствора  рН=7 (нейтральная)

Предшественники  опытного  участка:  

2006-2007 гг – огурец,  кабачки

2005-2006 гг – пшеница

2007-2008 гг - ячмень

Наличие  орошения:

Полив  по  бороздам,  вручную

Характеристика  погодных  условий:

Зима:

Декабрь:  средняя  температура  -7,4˚ С,  осадков  в  виде  снега  выпало  10-11 см  снежного  покрова (среднее  количество).

Январь:  ср. температура  -13˚ С,  снежный  покров  держался  весь  месяц  (9-10  см).

Февраль:  холодный  со  ср. темп.  -9,5˚ С.  Снежный  покров  сохранялся только в начале месяца.

Весна:

Март: ср. темп. +3.5˚ С,  увлажнение среднее ,  сумма  осадков 70.8  мм,  в  течение месяца -  заморозки.

Апрель:  ср.  темп.  +8,5˚ С,  сумма  осадков  85.5  мм,  погода  часто  дождливая,  пасмурная

Май: ср. темп. +16˚ С,  сумма  осадков 88,5 мм,  осадки  в течение  месяца регулярны

Лето:

Июнь: ср. темп. +21˚ С,  сумма  осадков  75,7 мм,   осадки  в начале  месяца.

Июль: ср. темп. +35˚ С,  сумма  осадков  50 мм,  сухой.

Август:  ср.  темп.   +32˚ С,  сумма  осадков  77,5 мм,  погода переменчивая, с дождями в первой половине месяца.

      Методика  проведения  опыта

                       Схема  опыта

№пп

Варианты

1.

Умеренный  полив  по  мере  необходимости

2.

Усиленный  полив  ежедневно

3.

Контроль (естественное увлажнение за  счет  осадков)

Количество  повторностей  -  4

Размер  делянок  в  опыте:

Длина – 2м

Ширина – 1,5 м

Общая  площадь – 8шт х 3м кв.= 24 м кв.

 

Размер  контрольных  делянок:

Длина – 2м

Ширина – 1,5 м

Общая  площадь – 4шт х 3 м кв.=12м кв.

Количество  растений :

 в  одном  рядке: 8 (по 2 в одном  гнезде)

 на делянке – 24

 

Расстояние  между  растениями:

В ряду – 50 см

Между  рядами – 50 см

Площадь  опытного  участка:

Общая – 57,75 м кв.,  в  том  числе

Учетная - 36 м кв.

Защиток - 15 м кв.

Дорожек – 6,75 м кв.

                                              Схема-чертеж опыта

                                                          Защиток 50 см

 

     1

50 см

 

    1

50 см

    1

50 см

    1

     2

    2

    2

    2

     3

     3

 

     3

    3

             

Защиток защиток        

 50 см                     50 см

                                                            Защиток 50 см

1,2 – варианты опыта (1 – чрезмерный полив, 2 – умеренный полив);

3 - контроль

Фенологические  наблюдения

                                     

                 

        Даты  фаз  развития  растений

варианта

Повтор-ностей

всходы

1-й насто-ящий лист

цветение

Образова-ние плодовой кисти

Начало созрева-ния плодов

Первый сбор урожая

Послед-ний сбор урожая

    1

Среднее

      2

Среднее

       3

среднее

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

У всех  

8-15

марта

У всех 18-25 марта

Со 2.05

4.05

3.05

1.05

2.5

С 8.05

9.05

7.05

10.05

8.5

С 10.05

С 11.05

С 14.05

С 15.05

12.5

С 10.05

9.05

9.05

7.05

8.75

С 15.05

14.05

16.05

16.05

15.25

 С 17.05

С 21.05

С 25,05

С22.05

21.25

С 29.06

29.06

30.06

1.07

29.5

С 4.07

9.07

8.07

10.07

7.75

С 7.07

С 9.07

С 13.07

С 10.07

9.75

10.07

15.07

22,07

20.08

15.08

10,08

Технологические  мероприятия

   №

        Вид  работ

     сроки

1

2

3

4

5

6

     7

     

    8

     

Осенняя  обработка почвы (перекопка)

Весенняя обработка  почвы:

 - перекопка

 - рыхление перед высадкой рассады

Посев семян

Обработка почвы междурядовая:

 -1-я (на глубину 10-15 см) с окучиванием

 -2-я и последующие (на глубину 6-8 см)  

Пасынкование

Полив:

  1-й

  2-й и последующие

Подкормка

 1-я

 2-я

Сбор урожая

     

2-я дек. октября

1-я дек. марта

1-я дек. апреля

2-я дек. марта

1-я дек. апреля

После каждого полива и дождя

3-я дек. мая

При посадке

Через равные промежутки времени, количество поливов 16-18

После высадки (мин. удобрения – аммиачная селитра, суперфосфат, хлорид калия)

Перед созреванием  плодов (аммиачная селитра, хлорид калия 2:1)

Июль-август

                                  Учет  общего  урожая  в  опыте

                     

        №

Общая масса томатов (кг)

варианта

повторностей

                      1

2

3

1

2

3

4

Сумма

среднее

1

2

3

4  

Сумма

среднее

1

2

3

4

Сумма

среднее

7,5

8

8,5

7

31

7,75

11,5

12

13,5

12,5

49,5

12,4

4,5

4

5

4

17,5

4,3

Выводы:

   1.Дополнительный  полив в условиях нашего сухого климата влияет на  растения  томатов положительно: растения при дополнительном поливе развиваются  быстрее,  достигают  больших  размеров  и  набирают  большую  биомассу,  чем  растения  при  умеренном  или  недостаточном  поливе, а  также  начинают  раньше  цвести.  Однако, результаты проводимых в течение двух лет опытов показали, что переувлажнение  отрицательно  влияет  на  цветение,  формирование  завязей (они  опадают) и  качество  урожая:  плоды  слишком  сочные,  поэтому  не  пригодны  для  транспортировки, а также часто  растрескиваются.

   2.В этом году, также как и в прошлом, мы выяснили, что при  недостаточном  увлажнении (контроль),  которое  обусловлено  естественными  климатическими  причинами,  растения  томатов  низкорослы,  цветение  и  плодоношение начинается  поздно, период  плодоношения  короткий, т.к. при  засухе новые завязи  образуются  хуже, чем при поливе; листья  растений  скручиваются.  Качество  урожая  невысокое, т.к.  плоды  мелкие,  кислые  на  вкус.

   3.Опыт работы показал, что при  умеренном  увлажнении  томаты  начинают  цвести и    плодоносить раньше, чем  томаты  в  условиях  естественного  увлажнения.  Период  плодоношения  значительно  дольше, что увеличивает количество и массу плодов. Качество  плодов лучше, чем  при  недостаточном  и  чрезмерном  увлажнении:  плоды  крупные,  мясистые, крепкие, сочные,  на  вкус  сладковатые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытническая работа на пришкольном участке

Дневник опытнической работы на пришкольном участке учащихся 7 класса. Календарный план работы по проведению опытов на пришкольном участке. Результаты фенологических наблюдений за растениями в графиках...

Опытническая работа

При МОУ "Солотянсая ООШ" имеется учебно - опытный участок, где с ребятами мы проводим опытническую работу....

Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...

Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...

Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...

Методические рекомендации по организации опытнической работы по выгонке (из опыта работы)

В данном методическом пособии  даны  рекомендации по проведению практических мероприятий по выгонке таких луковичных как гиппеаструм, пролеска, мускари, даурские лилии и нарциссы. Такж...

Учебно - опытническая работа "Изучение возможности и условий выращивания арбузов и дынь в школьной теплице"

Данный материал содержит описание проведенного  в школьной теплице  учебного опыта по выращиванию арбузов и дынь. Опыт проводился в форме проектной работы юннатов школы под руководством учит...