рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Царегородцева Наталия Владимировна

Рабочая программа по биологии 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №7 г. Чебоксары»

                                «Утверждаю»

     И.о директора МВСОУ «ВСОШ №7»

    ____________________Г.А.Гусарова/

     «  _____»___________________2011


                            «Согласовано»

                Зам. директора по УВР

 ___________Н.В.Царегородцева

    «________»_____________2011

Рассмотрено на заседании ШМО

       Биологии. химии, экологии

«_____»__________________2011

Протокол №________________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 11 классе

на 2011-2012 учебный год

72 часа (2 часа в неделю)

Учитель: Царегородцева Н.В

Стаж: 17 лет,

г.Чебоксары - 2011

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи:

  1. освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  2. овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  4. воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

а использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Учебный план МВСОУ «ВСОШ №7» на 2011 – 2012 учебный год

6. Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с)

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс.. Ч.2/ Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2007.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования профильного уровня:

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа построена из расчета 1 час в неделю, мной она переработана из расчета 2 часов в неделю. Всего 72 часа.

Определение места и роли учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в  11 классе предусматривается изучение биологии.

Количество часов: 72

Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в  группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

II. Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Основной материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

Тема 1 . Эволюционное учение.

1

Развитие  биологии в додарвиновский  период.  

Античные и средневековые представления.

Работы К.Линнея.

(2 часа)

Вводный урок

Сформировать знания о вкладе разных ученых в развитие биологической науки.

Ключевые понятия

Эволюция

Креационизм

Трансформизм

Классификация

Таксоны История    эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии

Давать определения ключевым понятиям. Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Учебник, таблицы

Задания со свободным ответом.

Д/з:   §,   вопросы семинара и индивидуальные   задания.

2

Эволюционная

теория

Ж.Б.Ламарка.

Комбинированный урок

Сформировать знания о эволюционной теории Ламарка

Ключевые понятия

Эволюция

Факты Критика             теории Ж.Б.Ламарка его современниками.

 «Упражнение и неупражнение органов»

Давать определения ключевым понятиям Формулировать законы «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследования благоприятных признаков»..

Учебник, таблицы. Портрет Ламарка

Вопросы    №1,2 на стр. 204 учебника.

Д/з: §, вопросы семинара и индивидуальные задания.

3

Эволюционная теория Дарвина.

(2 часа)

Комбинированный

Сформировать знания о предпосылках развития   теории Ч.Дарвина

Ключевые понятия

Эволюционная     палеонтология

Определенная   изменчивость

Неопределенная   изменчивость

Естественнонаучные    и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Называть естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках.

Учебник, таблицы, портрет Дарвина

Вопросы №1, 2, 3, 5 на стр. 209 учебника.

Д/з: § вопросы семинара и индивидуальные задания.

4

Искусственный отбор.

Комбинированный

Сформировать понятие: Искусственный отбор.

Ключевые понятия

Искусственный отбор

Эволюционная     теория

Характеризовать сущность действия искусственного отбора.

Учебник, таблицы, набор плакатов «Домашние животные»

Вопросы № 2, 4, 5, в на стр.217 учебника.

Д/з: повторить по учебнику 9 класса понятия «вид», «популяция».

5

Борьба за существование

Обобщающий урок

Сформировать понятие: борьба за существование

Наследственная   изменчивость

Борьба за существование

Характеризовать сущность действия борьбы за существование

Учебник, таблицы

фронтальный

6

Естественный отбор

Комбинированный урок.

Сформировать понятие: естественный отбор

Естественный отбор. Роль эволюционной теории в. формировании естественнонаучной картины мира

Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения.

Учебник, таблицы

фронтальный

7

Вид. Критерии и структура.

Комбинированный урок.

Сформировать понятие: вид. Познакомить с критериями  вида..

Ключевые понятия. Вид

Критерии вида Генофонд Популяция. Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода. Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, peпродуктивная   изоляция, неравномерное   распределение особей в пределах ареала.

Характеризовать критерии вида.

Учебник, таблицы.

Вопросы № 1, 5, 7 на стр.221 учебника. Задания со свободным ответом.

Д/з: §

8

Популяция    -структурная единица вида и эволюции.

(2 часа)

Обобщающий урок

Сформировать понятие: популяция.

Ключевые понятия Вид. Популяция. Генофонд популяции  Популяция.. Популяция - структурная единица  вида,  единица эволюции. Эволюционные    изменения в популяциях..

Характеризовать:

популяцию как структурную единицу вида;  популяцию  как единицу эволюции.

Учебник, таблицы

Вопрос №1, 4, 5 на стр. 225 учебника. Вопрос №1, 3, 4 на стр. 228 учебника.

Д/з: §

9

Факторы   эволюции.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Мутации.  Популяционные волны Дрейф генов Изоляция

Ключевые понятия

Наследственная   изменчивость Мутации.  Популяционные волны Дрейф генов Изоляция

Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Процессы, явления Эволюционные    изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.

Называть факторы эволюции.

Учебник, таблицы

фронтальный

Д/з: §

10

Естественный отбор - главная  движущая сила    эволюции.

Комбинированный урок.

Закрепить понятия: Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор

Ключевые понятия

Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор

Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный   отбор   -главная движущая сила эволюции. Направленный  эволюционный процесс закрепления определенных изменений.

Характеризовать:

естественный отбор как результат борьбы за существование;

формы естественного отбора.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §.

11

Адаптации  организмов к условиям обитания.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Адаптации и их многообразие,   виды   адаптации морфологические,    физиологические,   поведенческие

Ключевые понятия

Адаптации и их многообразие,   виды   адаптации (морфологические,    физиологические,   поведенческие). Приспособленность    как соответствие строения и функционирования   организмов конкретным условиям   среды   обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптации.

Процесс   формирования приспособленности.

Характеризовать:

>приспособленность     как закономерный     результат эволюции; >виды адаптации.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §

12

Видообразование.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Видообразование Географическое видообразование

Экологическое видообразование

Ключевые понятия

Видообразование Географическое видообразование

Экологическое видообразование

Видообразование  -  результат эволюции. Видообразование.

Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

13

Сохранение

многообразия

видов.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Биологический прогресс Биологический регресс

Ключевые понятия

Биологический прогресс Биологический регресс Генетическая эрозия.

Сохранение   многообразия видов - условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Ответственное    отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия

Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных. Характеризовать:

причины процветания или вымирания видов; условия сохранения видов.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §

.

14

Доказательства    эволюции органического мира.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Цитологии

Сравнительная   морфология

Палеонтология, Эмбриология

Биогеография.

Ключевые понятия: Цитологии

Сравнительная   морфология

Палеонтология, Эмбриология

Биогеография. Прямые и косвенные доказательства эволюции. Законы Закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический     закон Мюллера и Геккеля.

Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Записи в тетради

15

Обобщающий урок  по теме «Эволюционное учение»

Обобщающий урок

Обобщить знания учащихся по изученному материалу.

Движущие силы эволюции. Направления эволюции. Результаты эволюции.

Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Подготовиться к к.р.

16

Проверочная работа по теме «Эволюционное учение»

Урок контроля ЗУН

Проверка усвоения материала по теме.

Тестовая проверочная работа по материалам ЕГЭ.

Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий.

Учебник, таблицы

Фронтальный

ТЕМА 2.  Развитие органического мира

17

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

Вводный  урок.

Сформировать понятия: Материализм, Идеализм, Креационизм. Самозарождение   жизни, стационарное состояние, панспермия.

Ключевые понятия: Материализм, Идеализм, Креационизм. Происхождение жизни на Земли   - вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения   жизни.   Отличительные признаки живого. Самозарождение   жизни, стационарное состояние, панспермия.

Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий..

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §

18

Современные представления о  возникновении жизни.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Абиогенез

Биогенез, Коацерваты.

Ключевые понятия: Абиогенез

Биогенез, Коацерваты.  Теории абиогенеза и биогенеза,    биохимической эволюции.

Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни.

Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхо-ждения жизни на Земле.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

19

Развитие жизни на Земле.

Архей. Протерозой.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о развитии жизни в архейской и протерозойской эрах.

Ключевые понятия

Биологическая эволюция . Эры: архей, протерозой,

Развитие жизни в архее, протерозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

20

Развитие жизни на Земле.

Палеозой.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о развитии жизни в палеозойской эре.

Ключевые понятия

Биологическая эволюция . Эры: палеозой.  Развитие жизни в палеозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §

21

Развитие жизни на Земле.

Мезозой.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о развитии жизни в мезозойской эре.

Ключевые понятия

Биологическая эволюция.   Эры мезозой.  Развитие жизни в мезозое, Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

22

Развитие жизни на Земле.

Кайнозой.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о развитии жизни в кайнозойской эре.

Ключевые понятия

Кайнозой.  Развитие жизни в, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

23

Гипотезы происхождения человека.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Сформировать понятие: Антропогенез

Ключевые понятия Антропогенез

Проблема антропогенеза -  сложнейшая   естественнонаучная  и философская проблема. Гипотезы происхождения человека.

Современная теория антропогенеза.

Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза. Находить и систематизировать   информацию

из разных источников по проблеме происхождения человека.

Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §

24

Положение человека в системе животного мира.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Антропогенез, Атавизмы

Рудименты

Ключевые понятия

Антропогенез, Атавизмы

Рудименты,. Систематическое   положение человека согласно критериям зоологической систематики.

Доказательства животного происхождения человека.       Сравнительно-анатомические    доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнитель-

Называть место человека в системе животного мира. Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §

25

Эволюция  человека.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о этапах эволюции человека.

Естественное происхождение  человека  от общих предков с обезьянами.     Предшественники современного  человека. Анатомофизиологическая эволюция человека. Роль факторов      антропогенеза (биологических и социальных)   в   длительной эволюции людей.

Антропогенез.

Называть:

стадии эволюции человека;

представителей   каждой эволюционной стадии. Характеризовать:

Особенности   представителей каждой стадии эволюции человека  с биологических и социальных позиции; роль    биологических и социальных факторов антропогенеза  в длительной эволюции людей.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §

26

Эволюция  человека.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о этапах эволюции человека.

Естественное происхождение  человека  от общих предков с обезьянами.     Предшественники современного  человека. Анатомофизиологическая эволюция человека. Роль факторов      антропогенеза (биологических и социальных)   в   длительной эволюции людей.

Антропогенез.

Называть: стадии эволюции человека; представителей   каждой эволюционной стадии. Характеризовать:

Особенности   представителей каждой стадии эволюции человека  с биологических и социальных позиции; роль    биологических и социальных факторов антропогенеза  в длительной эволюции людей.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

27

Человеческие расы.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о расах человека.

Ключевые понятия

Расы и нации Расизм

Принадлежность    всего человечества   к одному виду   - Человек разумный.

Расы - крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое    единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма.

Называть и различать

человеческие расы. Объяснять    механизмы формирования     расовых признаков.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: повторить §       подготовиться

28

Обобщающий урок по теме: 

Обобщающий урок

Обобщить знания учащихся по изученному материалу.

Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий.

Учебник, таблицы

Фронтальный

29

Проверочная работа  по теме

«Развитие жизни на Земле. Происхождение человека.»

Урок контроля ЗУН

Проверка усвоения материала по теме.

Тестовая проверочная работа по материалам ЕГЭ.

Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Тема 3. Основы экологии

30

Абиотические факторы   среды.

Вводный  урок.

Сформировать знания о абиотических факторах среды.

Ключевые понятия

Абиотические факторы Биологические ритмы Фотопериодизм

Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

31

Абиотические факторы   среды.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о абиотических факторах среды.

Экологические факторы -определенные компоненты среды обитания, способные оказывать влияние на организмы. Приспособление организмов к   определенному   комплексу      абиотических факторов.

 Влияние    абиотических факторов на организмы.

Выявлять: действие местных абиотических факторов на живые организмы; и оценивать практическое  значение  ограничивающего фактора.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

32

Биотические факторы среды.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Биотические факторы

Хищничество. Паразиты

Конкуренция. Симбиоз

Ключевые понятия

Биотические факторы

Хищничество. Паразиты

Конкуренция. Симбиоз

Антропогенный фактор

Экосистемы.

Биотические     факторы: прямое   или   косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество,     паразитизм, конкуренция, симбиоз.

Называть виды взаимоотношений между организмами. Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §.

33

Биотические факторы среды.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование понятий: Биотические факторы

Хищничество. Паразиты

Конкуренция. Симбиоз

Ключевые понятия

Биотические факторы

Хищничество. Паразиты

Конкуренция. Симбиоз

Антропогенный фактор

Экосистемы. Биотические     факторы: прямое   или   косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество,     паразитизм, конкуренция, симбиоз.

Называть виды взаимоотношений между организмами. Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

34

Структура экосистем.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Биоценоз. Биогеоценоз.

Экосистема. Биотоп

Зооценоз. Фитоценоз

Микробиоценоз. Продуценты

Консументы. Редуценты

Ключевые понятия

Биоценоз. Биогеоценоз.

Экосистема. Биотоп

Зооценоз. Фитоценоз

Микробиоценоз. Продуценты

Консументы. Редуценты

Экосистема,    биоценоз, биогеоценоз. Структура      экосистем: пространственная, видовая, экологическая.

Описывать структуру экосистемы. Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

35

Пищевые связи. Круговорот веществ       и энергии в экосистемах.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Пищевые   цепи Экологическая пирамида

Ключевые понятия

Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые   цепи:   пастбищная и детритная Трофические уровни Экологическая пирамида

Трофическая   структура биоценоза.

Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

36

Пищевые связи. Круговорот веществ       и энергии в экосистемах.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Пищевые   цепи Экологическая пирамида

Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ  и   превращение энергии в экосистемах. Направления пока вещества в пищевой сети. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.

Закономерности Экологическая пирамида.

Характеризовать:

> трофическую структуру биоценоза;

>роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;

>солнечный свет как энергетический ресурс.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

37

Причины    устойчивости   и смены   экосистем.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о причинах смены биоценозов, факторах устойчивости экосистем.

Динамическое   равновесие

Экосистема - динамическая структура. Видовое разнообразие - причина устойчивости   экосистемы. Причины смены экосистем.

Процесс

Смена  популяций   различных видов.

Закономерности

Смена экосистем в природе.

Объяснять:

>причину     устойчивости экосистем;

> причины   смены   экосистем;

Необходимость сохранения многообразия видов. Описывать этапы смены экосистем.

Выявлять  изменения  в экосистемах

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

38

Влияние человека на экосистемы.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Агроценозы Агроэкосистемы

Ключевые понятия

Аборигенные виды  Агроценозы

Агроэкосистемы (агроценозы). Экологические   нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Приводить примеры экологических нарушений Называть:

способы     оптимальной эксплуатации агроценозов; способы сохранения  естественных экосистем..

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

39

Биосфера     -

глобальная

экосистема.

Вводный  урок.

Сформировать понятия: Биосфера

Биогенное вещество Живое вещество.

Ключевые понятия

Биосфера

Биогенное вещество Живое вещество.  Биосфера - глобальная экосистема.      

Называть:

структурные компоненты и свойства биосферы;

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §.

40

Биосфера     -

глобальная

экосистема.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о компонентах и свойствах биосферы.

Компоненты и свойства биосферы. Распространение живого вещества  в  биосфере. Биомасса. Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Характеризовать:

живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;

распределение биомассы на земном шаре.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Д/з: §

41

Роль    живых организмов   в биосфере.

Комбинированный урок.

Сформировать понятия: Круговорот веществ и

элементов

Ключевые понятия

Круговорот веществ и

элементов

Ноосфера. Круговорот   веществ   -обязательное    условие существования   и   продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере.

Описывать:

биохимические     циклы воды, углерода; проявление       физико-химического   воздействия организмов на среду. Характеризовать:

сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии;  роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §

42

Обобщающий урок

Обобщающий урок

Обобщить знания учащихся по изученному материалу.

Экологические факторы. Биоценоз, его компоненты. Взаимоотношения между организмами.

Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий.

Учебник, таблицы

Фронтальный

Подготовиться к к.р.

43

Проверочная работа

Урок контроля ЗУН

Проверка усвоения материала по теме.

Тестовая проверочная работа по материалам ЕГЭ.

Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий.

Учебник, таблицы

Фронтальный

ТЕМА 4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

44

Биосфера     и человек.

Вводный  урок.

Сформировать знания о антропогенных  факторах воздействия на биосферу. факторах,    вызывающих экологический кризис.

Антропогенные  факторы воздействия на биосферу. Факторы,    вызывающие экологический кризис.

Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу, собственной деятельности в окружающей среде. Предлагать пути преодоления   экологического кризиса.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §,

45

Основные экологические проблемы  современности, пути их решения.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о глобальных экологических проблемах: кислотных дождях, парниковом       эффекте, смоге,   озоновых  дырах, перерасходе воды,   просадке    грунта,    эрозии почв.

Ключевые понятия

Предельно   допустимая концентрация (ПДК)

Последствия деятельности    человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый       эффект, смог,   озоновые   дыры, перерасход воды,   просадка    грунта,    эрозия почв.

Пути решения экологических проблем.

Процессы Рациональное использование природных ресурсов.

Находить и систематизировать информацию в

различных источниках о глобальных экологических проблемах и путях их решения.

Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Обосновывать   необходимость разработки принципов рационального природопользования. ^Предлагать пути решения региональных и глобальных      экологических проблем на основе интеграции наук: физики, химии, математики, кибернетики.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Д/з: §

47

Роль биологии в будущем.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о роли биологии в будущем.

Ключевые понятия

Устойчивое развитие

Рост населения планеты и  процессы,  сопровождающие скорость роста населения.

Рост потребностей людей и глобальная экологическая нестабильность.

Экологические проблемы России.

Сфера жизни человека как фактор здоровья.

Оценивать последствия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе; значение работ ученых, занимающихся

 прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистемами.

Учебник, таблицы

Д/з: §

Повторение. Подготовка к итоговой аттестации

48

Биология – наука о живой природе

Комбинированный урок.

Повторить уровни организации живой материи. Критерии живых систем

Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Знать уровни организации живой материи. Критерии живых систем

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

49

Биология – наука о живой природе

Комбинированный урок.

Повторить методы изучения природы. Царства живой природы

Методы изучения природы. Царства живой природы.

Знать методы изучения природы. Царства живой природы

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

50

Выполнение заданий ЕГЭ по теме  «Биология – наука о живой природе»

Обобщающий урок

Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по  теме  «Биология – наука о живой природе»

Выполнение заданий ЕГЭ по теме  «Биология – наука о живой природе»

Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме  «Биология – наука о живой природе»

Индивидуальный

51

Клетка как биологическая система

Комбинированный урок.

Повторить клеточную теорию, ее основные положения. Клеточное строение Многообразие клеток.

Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Химическая  организация клетки.

Знать клеточную теорию, ее основные положения. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Химическую  организацию клетки.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

52

Клетка как биологическая система

Комбинированный урок.

Повторить Строение клеток. Метаболизм. Митоз. Мейоз.

Строение клеток. Метаболизм. Митоз. Мейоз.

Знать строение клеток. Метаболизм. Митоз. Мейоз.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

53

Выполнение заданий ЕГЭ по теме  «Клетка как биологическая система»

Комбинированный урок.

Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по  теме  «Клетка как биологическая система»

Выполнение заданий ЕГЭ по теме  «Клетка как биологическая система»

Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме  «Клетка как биологическая система»

Индивидуальный

54

Организм как биологическая система

Обобщающий урок.

Повторить разнообразие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Онтогенез.

Разнообразие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Онтогенез.

Знать разнообразие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Онтогенез.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

55

Организм как биологическая система

Вводный  урок.

Повторить генетику. Закономерности наследственности.. изменчивость. Генетику  человека.  Биотехнологию.

Генетика. . Закономерности наследственности.. изменчивость. Генетика  человека.  Биотехнология.

Знать генетику. . Закономерности наследственности.. изменчивость. Генетику человека.  Биотехнологию.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

56

Выполнение заданий ЕГЭ по теме  «Организм как биологическая система»

Комбинированный урок.

Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по  теме  «Организм как биологическая система»

Выполнение заданий ЕГЭ по теме  «Организм как биологическая система»

Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме  «Организм как биологическая система»

Индивидуальный

57

Многообразие организмов

Комбинированный урок.

Повторить систематику. Царства живой природы. Многообразие растений.

Систематика. Царства растений, грибов, бактерий. Многообразие растений.

Знать систематику. Царства растений, грибов, бактерий. Многообразие растений.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

58

Многообразие организмов

Комбинированный урок.

Повторить Царство животных. Многообразие животных..

Царство животных. Многообразие животных..

Знать Царство животных. Многообразие животных..

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

59

Выполнение заданий ЕГЭ по теме  «Многообразие организмов»

Комбинированный урок.

Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по  теме  «Многообразие организмов»

Выполнение заданий ЕГЭ по теме  «Многообразие организмов»

Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме  «Многообразие организмов»

Индивидуальный

60

Человек и его здоровье  

Обобщающий урок.

Повторить строение и жизнедеятельность организма человека.

Строение и жизнедеятельность организма человека.

Знать строение и жизнедеятельность организма человека.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

61

Человек и его здоровье  

Повторительно-обобщающий урок

Повторить строение и жизнедеятельность организма человека.

Строение и жизнедеятельность организма человека. Гигиена.

Знать строение и жизнедеятельность организма человека.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

62

Выполнение заданий ЕГЭ по теме   «Человек и его здоровье»  

Повторительно-обобщающий урок

Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по  теме  «Человек и его здоровье»  

Выполнение заданий ЕГЭ по теме   «Человек и его здоровье»  

Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме  «Человек и его здоровье»  

Индивидуальный

63

Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

Повторительно-обобщающий урок

Повторить Надорганизменные системы. Эволюцию органического мира

Вид. Популяция. Видообразование. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Направления эволюции.

Знать Надорганизменные системы. Эволюцию органического мира

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

64

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»

Повторительно-обобщающий урок

Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по  теме  «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»

Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме  «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»

Индивидуальный

65

Экосистемы и присущие им закономерности

Повторительно-обобщающий урок

Повторить экологические факторы. Биоценоз, его компоненты. Взаимоотношения между организмами.

Экологические факторы. Биоценоз, его компоненты. Взаимоотношения между организмами.

Знать экологические факторы. Биоценоз, его компоненты. Взаимоотношения между организмами.

Учебник, таблицы

Индивидуальный

Конспект в тетради

66

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности»

Повторительно-обобщающий урок

Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по  теме  «Экосистемы и присущие им закономерности»

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности»

Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме  «Экосистемы и присущие им закономерности»

Индивидуальный

67

Итоговая контрольная работа  за курс средней школы

Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ

Итоговая контрольная работа  за курс средней школы

Поверить уровень усвоения материала за курс средней школы.

Индивидуальный

III. Требования к уровню подготовки учащихся

объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  1. выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  2. определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  3. отличать научные методы, используемые в биологии;
  4. определять место биологии в системе естественных наук;
  5. доказывать, что организм - единое целое;
  6. объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
  7. обосновывать единство органического мира;
  8. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  9. отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  1. определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
  2. приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
  3. объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
  4. указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
  5. отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

IV.  Литература и средства обучения.

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, ЕЛ. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с; а также методических пособий для учителя:

  1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, ЕЛ. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
  6. Фросин В. Н, Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

    для учащихся:

  1. Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Гоаф, 1997. - 240с;
  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, Г. С. Кал и нова, А. Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
  4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Гэнджер», 1997. - 96с;

5)        Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

  1. Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с;
  2. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. суглубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Гпаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  2. Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  3. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
  4. Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
  5. Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...