рецензия на учебник по биологии 10-11 класс
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Мартынова Екатерина Ивановна

 

Отчет о ходе апробации учебника

Н.Д. Андреевой « Биология 10-11 класс» ( издательство «Мнемозина»)

учителя биологии первой категории

ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon recenziya_na_uchebnik_biologii_10.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о ходе апробации учебника

Н.Д. Андреевой « Биология 10-11 класс» ( издательство «Мнемозина»)

учителя биологии первой категории

ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И.

 Учебник Н.Д. Анреевой построен в соответствии с принципами доступности, последовательности, научности излагаемого материала. Его построение в соответствии с ведущими идеями – идеями эволюции, многоуровневой организации жизни, взаимосвязи биологических систем – способствует реализации общебиологического подхода.  Каждый параграф учебника включает в себя основные базовые понятия, характеристики биологических явлений и процессов.  Система подачи материала в виде поставленного вопроса в начале параграфа позволяет учащимся легко ориентироваться и быстро включаться в учебный процесс. Некоторые  вопросы и задания, которые приведены в конце каждого параграфа имеют сравнительную характеристику, что развивает речь и образное мышление у детей.  Так же есть вопросы и задания, ответы на которые требуют использования дополнительной литературы, в некоторых параграфах уже имеется научная информация, что  способствует развитию кругозора учащихся. Методический аппарат учебника представлен традиционно - это вопросы, задания, практические  работы. Практические и лабораторные работы описаны с подробным и поэтапным  алгоритмом их выполнения, они ориентированы на формирования у  учащихся практических, исследовательских и творческих навыков. Такой вид деятельности расширяет практико – ориентированный подход к урокам биологии и способствует более полному усвоению знаний. Отдельно следует отметить внетекстовой компонент учебника – оформление и содержание иллюстративного материала.   Современное, яркое исполнение схем, иллюстраций, фотографий  способствует более эффективному восприятию и усвоению текстового материала, повышает познавательный интерес учащихся. Кроме того многие иллюстрации соответствуют иллюстрациям, используемым в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, что немаловажно.

 В учебнике отражены новые цели изучения биологии, выраженные в линиях развития, которые понятны и доступны и учителям, и ученикам: осознавать роль жизни на Земле, чтобы не нарушать окружающую среду, в которой мы живем; рассматривать природные процессы в развитии – выделяя причины, представляя последствия своих решений для природы и человека; оценивать биологический риск взаимоотношений человека и природы;  использовать в быту элементарные биологические знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии; объяснять мир с точки зрения биологии, чтобы критически оценивать полученную информацию. Это не что иное, как приоритетные направления развития биологического образования.

 Однако, в качестве пожеланий авторам, можно указать на некоторые неточности и дополнения ( В большей степени касающиеся разделов «Молекулярный уровень» и «Клеточный уровень») :

  1. В учебнике отсутствуют таблицы как готовые, так и для самостоятельного заполнения учащимися (за исключением практических работ). А ведь составление таблиц способствует систематизации  и закреплению полученных знаний .

Например, можно предложить учащимся заполнить таблицу «Нуклеиновые кислоты»

Вид нуклеиновой кислоты

Состав и строение молекулы

Выполняемые функции

Локализация в клетке

 таблицу « Функции белков»

Функция белка

В чем заключается

Примеры

Или таблицу « Структура клетки»

Органоид

Особенности строения

Связь с другими органоидами

Функции

  1. В разделе введение нет четкого определения систематики как науки
  2. В параграфе № 2 недостаточно информации о роли микро- и макроэлементов ( отсутствуют конкретные примеры). Не указана роль таких важных элементов как сера, фосфор, кальций( роль ионов кальция в свертываемости крови например). Нет схемы образования водородных связей между молекулами воды. Отсутствуют такие важные понятия как «гидрофильность» и «гидрофобность»
  3. В параграфе № 3( стр 18) Молочный сахар - лактоза приравнен к свекловичному – сахарозе, что в корне неверно. Так же можно было бы привести химическую формулу глюкозы и конкретизировать информацию о рибозе и дезоксирибозе (  рибоза входит в состав РНК, а дезоксирибоза в состав ДНК)
  4. В параграфе № 4  в разделе « Функции белков» недостаточно примеров, а ведь в 10 классе учащиеся уже должны знать названия 4-5 ферментов.  
  5. В параграфе № 5 можно было бы добавить информацию о локализации ДНК в клетке ( эта информация есть в параграфе №9 ,но здесь она была бы более логична и повторение ее в параграфе №9  позволило бы закрепить знания учащихся) Дело в том, что вопросы  « Какие органоиды клетки способны самостоятельно размножаться?» или « В каких органоидах клетки содержится ДНК?» очень часто встречаются в материалах ЕГЭ и как показывает практика не все учащиеся справляются с ответами на данные вопросы.
  6.  В параграфе № 6 недостаточно полно для изучения в 10 классе изложены предпосылки создания клеточной теории ( например не уточняется , что Р. Броун открыл ядро в растительной клетке, Т.Шванн – в животной) . Отсутствует фамилия М. Шлейдена как соавтора клеточной теории!
  7. Раздел « Структура клетки» изложен очень логично ( органоиды сгруппированы по выполняемым функциям и особенностям строения), однако  функции комплекса Гольджи прописаны недостаточно четко ( и здесь, опять повторюсь ,была бы полезна таблица для систематизации и закрепления знаний учащихся)
  8. Вопросы к параграфам № 8 и №9 содержат задания на соотнесение, однако хотелось бы видеть эти задания оформленные аналогично подобным заданиям в ЕГЭ- например

Соотнесите названия органоидов с их функциями:

                       1. митохондрии                                 А.участие в делении клетки

2.клеточный центр                          Б.синтез АТФ

3. хлоропласты                                В.фотосинтез

И конечно же хотелось , что бы в учебнике 10-11 класса было больше заданий ориентированных на ЕГЭ.

  1.  В параграфе № 13 приводятся примеры пластического обмена, но нет примеров энергетического обмена ( дыхание). Так же если уж приводить в качестве синонимов  этих видов обмена веществ катаболизм и анаболизм, то тогда надо вводить и понятия «ассимиляция» и « диссимиляция»
  2.  Так же в теме « Фотосинтез» упоминается и ФГК и РиБФ, но ничего не говорится о НАДФ и НАДФ.Н , что необходимо для изучения данного процесса на уровне  старшей школы.
  3. Параграфы с 15 по 25 изложены очень хорошо и содержат всю необходимую информацию, а вот параграфу № 26 не хватает  информации - так например раздел « Биотические связи» содержит только 2 примера таких связей- хищничество и паразитизм , что недопустимо для уровня старшей школы. ( В отличии от учебника 9 класса Т.М. Ефимовой, где данная информация присутствует более чем подробно)
  4. Так же в конце учебника хотелось бы видеть не только предметный , но и именной указатель и словарь биологических терминов, что особенно важно при подготовке учащихся к экзаменам.
  5. В заключение надо отметить, что данный учебник может быть использован в 10-11-х классах общеобразовательных школ, где преподается курс «Биология», так как он современно оформлен и его содержание соответствует требованиям стандарта  биологического образования.

Хочется сказать спасибо авторам учебника  и пожелать им дальнейших творческих успехов!

Учитель биологии ГБОУ СОШ №800

ЗАО г. Москвы                                                                     Мартынова Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на учебник В.И. Уколовой История Древнего мира. 5 класс

Рецензия на учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», издательство «Просвещение», 2010. Новый учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», подготовленный издательством «Просвещени...

Рецензия на учебник химии для 8 класса

Отчет о ходе апробации учебника Е.Е. Минченкова, А.А.Журина, П.А. Оржековского, Т.В.Смирновой « Химия 8 класс»учителя химии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....

Рецензия на учебник по биологии 9 класс

Отчет о ходе апробации учебника Т.М. Ефимовой, А О. Шубина,  Л.Н. Сухоруковой« Биология 9класс»  ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москв...

Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 8 класс"

Внутренняя рецензия на учебник, заказанная мне издательством "Просвещение" в 2013 году, родилась в результате обсуждения рукописи на уроке  в 7 классе с углубленным изучением литературы. Учащиеся...

Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 9 класс"

В рецензии на учебник по литературе для 9 класса Ю.В.Лебедева и А.Н.Романовой рассматриваются вопросы  соответствия содержания учебника утвержденной государственной программе по литературе для 9 ...

Глухова Л.В. "Рецензия на учебник «Русский язык» 5 класс Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын"

Аннотация к рецензии на учебник «Русский язык» 5 класс в 2 частях. М., «Просвещение», 2012 г. авторов : Л.М. Рыбченковой,  О.М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г.  Лисицына.В 2012-2013 уче...

Учебник по биологии за 10 класс средней школы.

5 параграфов из учебника за 10 класс по биологии....