Рецензия на учебник по биологии 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Мартынова Екатерина Ивановна

 

Отчет о ходе апробации учебника

Т.М. Ефимовой, А О. Шубина,  Л.Н. Сухоруковой

« Биология 9класс»  ( издательство «Мнемозина»)

учителя биологии первой категории

ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon recenziya_na_uchebnik_biologii_9.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о ходе апробации учебника

Т.М. Ефимовой, А О. Шубина,  Л.Н. Сухоруковой

« Биология 9класс»  ( издательство «Мнемозина»)

учителя биологии первой категории

ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И.

В содержании учебника прослеживается общебиологическая направленность, повышающая воспитательный потенциал курса биологии в 9 классе. Его построение в соответствии с ведущими идеями – идеями эволюции, многоуровневой организации жизни, взаимосвязи биологических систем – способствует реализации общебиологического подхода.  В учебнике изложены не только необходимые для усвоения знания, но и дополнительная  информация, поэтому с помощью такого учебника можно научить искать необходимую информацию. Для этой цели учебники включают не только минимум, но и максимум учебной информации (его усвоение не обязательно) – принцип минимакса. Каждый параграф учебника включает в себя основные базовые понятия, характеристики биологических явлений и процессов.  Система подачи материала в виде поставленного вопроса в начале параграфа позволяет учащимся легко ориентироваться и быстро включаться в учебный процесс. Некоторые  вопросы и задания, которые приведены в конце каждого параграфа имеют сравнительную характеристику, что развивает речь и образное мышление у детей.  Так же есть вопросы и задания, ответы на которые требуют использования дополнительной литературы, в некоторых параграфах уже имеется научная информация, что  способствует развитию кругозора учащихся. Методический аппарат учебника представлен традиционно - это вопросы, задания, практические  работы. Следует отметить большое количество практических работ, выполнять которые можно как в классе на уроке, так и после уроков на занятиях биологического кружка или дома. Такой вид деятельности расширяет практико – ориентированный подход к урокам биологии и способствует более полному усвоению знаний. Отдельно следует отметить внетекстовой компонент учебника – оформление и содержание иллюстративного материала.   Современное, яркое исполнение схем, иллюстраций, фотографий  способствует более эффективному восприятию и усвоению текстового материала, повышает познавательный интерес учащихся. Кроме того многие иллюстрации соответствуют иллюстрациям, используемым в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, что немаловажно.

 В учебнике отражены новые цели изучения биологии, выраженные в линиях развития, которые понятны и доступны и учителям, и ученикам: осознавать роль жизни на Земле, чтобы не нарушать окружающую среду, в которой мы живем; рассматривать природные процессы в развитии – выделяя причины, представляя последствия своих решений для природы и человека; оценивать биологический риск взаимоотношений человека и природы;  использовать в быту элементарные биологические знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии; объяснять мир с точки зрения биологии, чтобы критически оценивать полученную информацию. Это не что иное, как приоритетные направления развития биологического образования.

 Однако, в качестве пожеланий авторам, можно указать на некоторые неточности и дополнения:

  1. В учебнике отсутствуют таблицы как готовые, так и для самостоятельного заполнения учащимися (за исключением практических работ). А ведь составление таблиц способствует систематизации знаний , особенно по таким традиционно сложным для учащихся 9-х классов темам как  « Химический состав клетки», «Структура клетки»

Например, можно предложить учащимся заполнить таблицу «Нуклеиновые кислоты»

Признаки сравнения

ДНК

РНК

Химический состав

Форма молекулы

Функции в клетке

 таблицу « Функции белков»

Функция белка

В чем заключается

Примеры

Или таблицу « Структура клетки»

Органоид

Особенности строения

Функции

  1. В параграфе № 2 « Неорганические вещества- компоненты живого» в разделе «Минеральные соли» на мой взгляд  недостаточно информации - ничего не сказано о  роли солей железа, нет информации о значении соляной кислоты, йода( хоть этот материал и содержался в программе 8 класса, но можно было бы и напомнить об этом учащимся). Нет так же информации о содержании магния в молекуле хлорофилла ( можно было бы  поместить этот материал в раздел « Для любознательных» ).
  2. В параграфе № 8 « Структура клетки» недостаточно четко прописаны  функции таких органоидов как рибосомы, аппарат Гольджи, хлоропласты. Ничего не сказано о других видах пластид- хромопластах и лейкопластах ( а ведь со времени изучения ботаники в 6 классе учащиеся могут забыть об этих важных органоидах клеток растений). И еще раз повторюсь, но , как показывает практика, данный материал был бы лучше усвоен при помощи таблицы ( как готовой, так и заполненной учащимися см п. 1)
  3. В параграфе № 14 « Клеточный цикл»  очень хорошо подается материал о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом, однако нет четкого определения понятия « гамета» ( что было бы логичным завершением подраздела о хромосомном наборе клетки)
  4. В параграфе № 16 « Вирусы» хотелось бы видеть в качестве дополнительной информации  понятия « Вакцина» и «Сыворотка»

          ( и их отличия) в свете современной вирусологии.

  1. Параграфы № 17- 21 изложены просто превосходно, однако параграф № 22 « Организм и среда его обитания» , на мой взгляд, несколько выбивается из общей концепции- хоть его содержание и отражает организменный уровень жизни, но содержащаяся информация о экологических факторах была бы более логична перед разделом « Популяции. Биологические сообщества. Экосистемы ».
  2. Раздел « Популяции. Биологические сообщества. Экосистемы. » изложен очень подробно ( может быть излишне подробно в  условиях нехватки часов и  сложности преподавания общей биологии в 9-х классах), хотя и нельзя отрицать, что содержащаяся в нем информация не вызывает затруднений у учащихся ,способствует экологической грамотности, реализует практико-ориентированный подход к урокам биологии,.
  3. А вот разделу « Эволюция органического мира»  наоборот не хватает  информации: так в параграфе № 46 «Современные взгляды на факторы эволюции» ничего не говорится о формах естественного отбора и механизмах его действия ( хотя бы в разделе « Для любознательных» ); в параграфе № 50 « Доказательства эволюции» дается определение гомологичных и аналогичных органов( рис. 111,112), но сами понятия не вводятся, что на мой взгляд не совсем логично.
  4. Так же в конце учебника хотелось бы видеть не только предметный , но и именной указатель и словарь биологических терминов.

В заключение надо отметить, что данный учебник может быть использован в 9-х классах общеобразовательных школ, где преподается курс «Биология», так как он современно оформлен и его содержание соответствует требованиям стандарта среднего биологического образования. Хочется сказать спасибо авторам учебника  и пожелать им дальнейших творческих успехов!

 

Учитель биологии ГБОУ СОШ №800

ЗАО г. Москвы                                                                     Мартынова Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на учебник В.И. Уколовой История Древнего мира. 5 класс

Рецензия на учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», издательство «Просвещение», 2010. Новый учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», подготовленный издательством «Просвещени...

Рецензия на учебник химии для 8 класса

Отчет о ходе апробации учебника Е.Е. Минченкова, А.А.Журина, П.А. Оржековского, Т.В.Смирновой « Химия 8 класс»учителя химии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....

рецензия на учебник по биологии 10-11 класс

Отчет о ходе апробации учебника Н.Д. Андреевой « Биология 10-11 класс» ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....

Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 8 класс"

Внутренняя рецензия на учебник, заказанная мне издательством "Просвещение" в 2013 году, родилась в результате обсуждения рукописи на уроке  в 7 классе с углубленным изучением литературы. Учащиеся...

Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 9 класс"

В рецензии на учебник по литературе для 9 класса Ю.В.Лебедева и А.Н.Романовой рассматриваются вопросы  соответствия содержания учебника утвержденной государственной программе по литературе для 9 ...

Глухова Л.В. "Рецензия на учебник «Русский язык» 5 класс Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын"

Аннотация к рецензии на учебник «Русский язык» 5 класс в 2 частях. М., «Просвещение», 2012 г. авторов : Л.М. Рыбченковой,  О.М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г.  Лисицына.В 2012-2013 уче...

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...