Рецензия на учебник химии для 8 класса
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Мартынова Екатерина Ивановна

 

Отчет о ходе апробации учебника

Е.Е. Минченкова, А.А.Журина, П.А. Оржековского, Т.В.Смирновой

« Химия 8 класс»

учителя химии первой категории

ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon recenziya_na_uchebnik_himii_8.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о ходе апробации учебника

Е.Е. Минченкова, А.А.Журина, П.А. Оржековского, Т.В.Смирновой

« Химия 8 класс»

учителя химии первой категории

ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И.

Данный учебник открывает новую линию учебников по химии для общеобразовательной школы. Он построен в соответствии с принципами доступности, последовательности, научности излагаемого материала. Разнообразные задания и упражнения способствуют интеллектуальному развитию школьников и облегчают усвоение сложных тем. Многочисленные примеры применения химических знаний в жизни и быту, раздел «Домашний эксперимент» расширяют практико-ориентированный подход к урокам химии и раскрывают перед учащимися необходимость изучения химической науки, играющей большую роль в современном мире. Отдельно следует отметить внетекстовой компонент учебника – оформление и содержание иллюстративного материала.   Современное, яркое исполнение схем, иллюстраций, фотографий опытов способствует более эффективному восприятию и усвоению текстового материала, повышает познавательный интерес учащихся. Кроме того многие иллюстрации соответствуют иллюстрациям, используемым в контрольно-измерительных материалах ГИА, что немаловажно. Особо удачно изложен такой сложный для восприятия учащихся раздел как « Классификация веществ»- в нем содержатся не только схемы классификации веществ ,но и  удобные опорные схемы для закрепления знаний о химических свойствах веществ.

Однако, в качестве пожеланий авторам, можно указать на некоторые неточности и дополнения:

  1. В параграфе № 1 дается понятие о чистых веществах и смесях, но отсутствуют описания способов разделения смесей(тема, входящая в обязательный минимум по химии).
  2. В параграфе № 2 (стр. 16) дано определение химического элемента- « Вид атомов, обладающих одинаковыми свойствами, в том числе одинаковой атомной массой( а как же изотопы?). Может быть, лучше было бы воспользоваться понятием «порядковый номер»? Тем более, что присутствует сноска « Позднее вы познакомитесь с более точным определением».
  3. В параграфе № 4 « Валентность» отсутствует понятие «высшая валентность», «низшая валентность»  ( эти понятия вводятся только в параграфе № 26, что мне кажется нецелесообразным). Более логично было бы ввести эти понятия сразу при изучении темы «Валентность» , а в дальнейшем уже систематически закреплять.
  4. В опыте № 2 (стр.44) – « Изменение окраски, агрегатного состояния вещества- все это физические явления.». А в конце описания опыта приводится изменение цвета как признак химической реакции.
  5. На стр. 46 формула малахита приведена в свернутом виде, что затрудняет восприятие учащихся.
  6. Некоторые задания не соответствуют по формату современным требованиям. Например, на странице 47 учащимся предлагается соединить стрелками условия и признаки реакций, что нецелесообразно в свете подготовки учащихся к ГИА. Подобное задание в КИМах выглядело бы следующим образом:

Соотнесите явления с условиями или признаками химических реакций.

 Результаты оформите в таблицу

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

А. Появление запаха                                                                                    1. Условия протекания реакций

Б. Соприкосновение веществ                                                                      2. Признаки химической реакции

В. Выделение газа

Г. Выделение или поглощение теплоты                                                

Д. Нагревание

Е. Выпадение осадка

Ж. Изменение цвета                                                                                      

  1. При введении понятия « Химические уравнения» ( параграф №8) не вводится понятие «Типы химических реакций». Это понятие вводится только в параграфе № 23, что нарушает последовательность изучения темы.
  2. Параграф № 12 « Водород. Кислород» построен на сопоставлении свойств этих веществ, однако  почему то сопоставление не распространилось на получение и применение этих газов, что сделало данные разделы темы более сложными для восприятия учащихся и нарушило логичность построения материала парагафа. Кроме того , не приведены  уравнения реакций таких обязательных способов получения кислорода в лаборатории как разложение бертолетовой соли, разложение оксида ртути.
  3. В параграфе № 15 «Вода» нет четко прописанных химических свойств воды- взаимодействие с щелочными металлами, основными и кислотными оксидами(материал так же входит в обязательный минимум).
  4. На форзаце учебника отсутствует таблица « Растворимость кислот, оснований, солей в воде» , что лишает учащихся наглядности при изучении таких тем как « Растворы», «Кислоты», «Основания», «Соли».  ( таблица расположена в конце учебника в неудобном для работы с ней формате)
  5. Вызывает определенные сомнения логичность построения темы            « Кислоты»- сначала в параграфе № 17 даются сведения о свойствах кислот, а затем в параграфе № 18 состав и классификация кислот.
  6. Излишне подробно, на мой взгляд, изложена тема « Амфотерные соединения». В 8 классе целесообразнее дать лишь общие сведения о амфотерных соединениях ( странно что в качестве примера приводится лишь цинк и ничего не говорится о алюминии и берилии), а уже их химические свойства подробно рассматривать в 9 классе.
  7.   Материал параграфа  № 24 « Применение веществ в промышленности и быту» целесообразнее было бы разбить по соответствующим разделам « Простые вещества» ( параграф № 11), « Кислоты» , «Основания», « Соли», т.к. раздел « применение»  входит в обязательный минимум сведений о веществах и к учащимся предъявляется требование излагать эти сведения  по строго определенному плану.

В заключение надо отметить, что данный учебник может быть безусловно использован в 8-х классах общеобразовательных школ, так как он современно оформлен и его содержание соответствует требованиям стандарта среднего химического образования. Хочется сказать спасибо авторам учебника  и пожелать им дальнейших творческих успехов!

 

Учитель химии ГБОУ СОШ №800

ЗАО г. Москвы                                                                     Мартынова Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на учебник В.И. Уколовой История Древнего мира. 5 класс

Рецензия на учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», издательство «Просвещение», 2010. Новый учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», подготовленный издательством «Просвещени...

Рецензия на учебник по биологии 9 класс

Отчет о ходе апробации учебника Т.М. Ефимовой, А О. Шубина,  Л.Н. Сухоруковой« Биология 9класс»  ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москв...

рецензия на учебник по биологии 10-11 класс

Отчет о ходе апробации учебника Н.Д. Андреевой « Биология 10-11 класс» ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....

Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 8 класс"

Внутренняя рецензия на учебник, заказанная мне издательством "Просвещение" в 2013 году, родилась в результате обсуждения рукописи на уроке  в 7 классе с углубленным изучением литературы. Учащиеся...

Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 9 класс"

В рецензии на учебник по литературе для 9 класса Ю.В.Лебедева и А.Н.Романовой рассматриваются вопросы  соответствия содержания учебника утвержденной государственной программе по литературе для 9 ...

Электронный учебник «Химия 9 класс»

9 классТеория элекролитической диссоциацииПроцесс электролитической диссоциации обусловлен взаимодействием растворенных веществ с водой (или другим растворителем); образующиеся ионы - катионы и анионы...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...