Программа элективного курса "Экология с элементами краеведения"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

 

 

Элективный курс «Экология с элементами краеведения » направлен на расширение знаний по экологии, способствует самоопределению школьников относительно профиля образования. Идея курса - повысить значимость экологии как учебной дисциплины через изучение природы родного края

 Учебно-методический комплекс  «Экология с элементами краеведения», который основан на краеведческом материале, разработан на основе программы «Экология.9 класс» Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника и А.П. Сидорина и предназначен для учащихся 9 классов.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в  неделю по 1 часу в течение всего года. Курс включает следующие темы:   «Вводное занятие», «Экологические факторы среды», «Экосистемы», «Почва и почвенная экосистема Октябрьского района», «Современное состояние и охрана атмосферы Октябрьского района», «Охрана природы Октябрьского района», «Экология человека», «Формирование ответственного отношения человека к природе».

 Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года и погодных условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Грубская Татьяна Александровна

Программа элективного курса

«Экология с элементами краеведения»

Пояснительная записка.

                                                                                  «Человека не может не занимать природа.    

                                                                           Он связан с ней тысячью неразрывных

                                       нитей,  он сын ее»                 

       

                                                                                                                            ( И.С.Тургенев)

Элективный курс «Экология с элементами краеведения » направлен на расширение знаний поэкологии, способствует самоопределению школьников относительно профиля образования. Идея курса - повысить значимость экологии как учебной дисциплины через изучение природы родного края

 Учебно-методический комплекс  «Экология с элементами краеведения», который основан на краеведческом материале, разработан на основе программы «Экология.9 класс» Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника и А.П. Сидорина и предназначен для учащихся 9 классов.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в  неделю по 1 часу в течение всего года. Курс включает следующие темы:   «Вводное занятие», «Экологические факторы среды», «Экосистемы», «Почва и почвенная экосистема Октябрьского района», «Современное состояние и охрана атмосферы Октябрьского района», «Охрана природы Октябрьского района», «Экология человека», «Формирование ответственного отношения человека к природе».

 Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года и погодных условий.

Цель: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, содействие формированию у учащихся экологической грамотности и культуры, создание условий для развития творческого мышления, развитие умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

Задачи курса: закрепление и развитие системы экологических понятий, законов и закономерностей; повышение экологической культуры учащихся; развитие умений планирования и организации исследовательской работы, развитие системного анализа; вероятностного мышления и прогнозирования результатов исследования; профессиональная ориентация в области естественных наук и экологии.

Ожидаемые результаты: 

1. Учащиеся должны знать:

• исторические этапы формирования науки экологии:

• определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

• законы конкурентных отношений в природе, правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ.

• об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, динамика численности популяции  и  ее регуляция в природе):

• о строении и функционировании экосистем (понятие экосистема. биоценоз, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

• законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция: факторы, ее лимитирующие: экологические пирамиды: биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

• о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

• о биологическом разнообразии как важнейшим условии устойчивости популяций, биоценозов. экосистем:

• о месте человека в экосистеме;

• о динамике отношений системы «природа - человек - общество;

• современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

• о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, се загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

• о рациональное   использовании и охране лесных ресурсов;

• о рациональном использовании и охране почв;

• о современном  состоянии, использовании и охране растительности (Красная книга Оренбургской области);

• о рациональном использовании и охране животных (Красной книги Оренбургской области);

• современное состояние экосистемы Октябрьского района:

• памятники природы Октябрьского района.

Учащиеся должны уметь:

•  решать простейшие экологические задачи;

• объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

• строить графики простейших экологических зависимостей;

• применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

• нести мониторинг за состоянием воздуха, воды, почвы и др.;

•  участие в природоохранной деятельности:

• искать пути решения экологических проблем на региональном, локальном и глобальном уровне;

• заниматься распространением экологических знании среди населения.

Содержание программы   

   

   Вводное занятие         

Входная диагностика:

1. Тесты

2.Анкета «Определение сформированности уровня экологической культуры старших подростков в зависимости от преобладающих мотивов».

    Тема 1. Экология - наука о закономерностях и уровнях организации жизни

Место экологии в системе наук. История формирования экологии. Структура и содержание науки.

Цель и задачи экологических исследований. Предмет экологии. Исследователи- натуралисты, их роль в изучении и описании природы Оренбургской области (П.С. Паллас, П.И.Рычков, В.Н. Татищев, Э.А. Эверсман, Н.А. Ссвсрцев, С.С.Неструев, Ф.Н. Мильков, И.И. Лепехин и др.).

 История образования  и исследования Октябрьского района.

Тема 2. Экологические факторы среды

   Понятие об экологических факторах среды. Абиотические (климатические, эпифические, топографические), биотические, антропогенные факторы. Сила действия фактора: оптимум, стрессовые зоны, пределы устойчивости. Закон лимитирующих факторов Либиха. Экологическая валентность вида. Экологический спектр вида взаимодействие факторов. Особенности экологических факторов среды (абиотических, биотических, антропогенных) Оренбургской области. Методики исследования ландшафтов родного края.

Тестирование по теме: «Абиотические, биотические и антропогенные факторы»                                                                                                                                                                   Важнейшие экологические факторы и адаптации организмов.

      Экологические группы растений по отношению к свету и их адаптивные особенности. Свет как условие ориентации животных. Способы световой ориентации в разных группах животных и экологические группы растений по водному балансу: гидрофиты, мезофиты и ксерофиты. Способы регуляции водного баланса у животных: морфологические, физиологические, поведенческие. Примеры адаптации к крайнему дефициту влаги. Важнейшие экологические факторы Оренбургской области. Преобладание ксерофитных форм растений в Оренбуржье. Приспособление и адаптация животных и растений к резкоконтиненталному климату   Октябрьского района.                      

Тема3. Экосистемы

  Понятие об экосистемах (А.Тенсли). Основные элементы экосистемы. Струкгура экосистем. Биотические ьзаимоотношения в экосистеме. Основные типы биотических связей, специфика их проявления в межвидовых и внутривидовых отношениях. Отношения типа «хищник -жертвам, «паразит - хозяина. Специфика и общие черты этих связей. Конкуренция. Правило конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе. Мутуалистичсские отношения. Симбиоз. Значение взаимовыгодных отношений в жизни видов.

  Основные экосистемы Оренбургской области иоктябрьского района, их особенности. Причины формирования степных экосистем. Специфика биотических связей в степных экосистемах. Экологические сообщества Оренбургской области (леса, степи, луга и др.) Условия их формирования и развития. Изменение биологического разнообразия (исторические и экологические предпосылки). Акклиматизированные виды их роль в сообществах родного края.

           Экскурсия   «Изучение пойменного луга».

Тема 4.Почва и почвенная экосистема

Важнейшие свойства почвы как среды обитания. Специфика Почвы как трехфазной системы. Особенности температурного, водного и воздушного режимов. Экологические группы почвенных животных по степени связи с почвой: геобионты, геофилы, геоксенты. Почва как пример среды, создаваемой жизнедеятельностью организмов. Потери почвы и причины ее потерь. Предупреждение эрозии и опустынивания.

Виды почв Оренбургской области и своей местности, их состояние. Причины деградации черноземов. Рациональное использование почв Октябрьского района

Практическая работа  «Изучение почв».

Тема  5. Вода и водная экосистема

 Водные ресурсы Октябрьского района, их состояние.  Причины загрязнения водных ресурсов. Зоны недостаточного увлажнения. Мероприятия, направленные на рациональное использование и улучшение качества воды.

Практическая работа:  «Каково экологическое состояние воды, которую мы пьем?»

   Тема 6.    Современное состояние и охрана атмосферы

                   Состав и баланс газов в атмосфере, и их нарушения. Основные загрязнители воздуха и их воздействие на атмосферу.

                   Состояние воздушного бассейна Октябрьского района. Основные загрязнители воздушного бассейна, Меры по охране атмосферного воздуха Октябрьского района.

Экскурсия на предприятие (СПХГ).

Промежуточное тестирование.

Тема 7. Охрана природы         

Современные проблемы охраны природы в Оренбургской области своей местности. Состояние

 и охрана воздушной, водной и почвенной среды обитания в регионе. Современное состояние

и охрана растительности. Редкие и исчезающие виды растений Оренбургской области

животный мир региона.

Проблемы охраны и восстановления численности редких и исчезающих видов животных в Октябрьском районе. Памятники природы  Октябрьского района. Рациональное использование окружающей природной среды.

Проектная  работа: «Живи родник!»

Тема 8. Экология человека

Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Радиационное загрязнение среды и здоровье человека. Биологическое загрязнение беды и болезни человека. Влияние звука и шума на организм человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Продукты и их влияние на здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Экосистема населенного пункта (села, поселка, города), в котором мы живем. Адаптация человека к окружающей среде. Тестирование на определение здоровья учащихся.

Социально-гигиенические факторы среды обитания человека и здоровье населения.. Причины заболеваний населения аллергическими, онкологическими, сердечно-сосудистыми и др.

Необходимость формирования экологической культуры населения.

Практикум. Социологический опрос населения.

 

Тема 8. Формирование ответственного отношения человека к природе

Изучение требований, которые характеризуют высокую ответственность человека за состояние природных систем Земли. Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем.

Охраняемые природные территории Октябрьского района, их роль в сохранении степных ландшафтов. Заповедники, заказники памятники природы Оренбургской области  и своей местности. Роль учащихся в решении проблем, связанных с сохранением социоприродного окружения.

Конференция.

Учебно-тематическое планирование.

п/п

       

                   Тема занятия

Кол-во

часов

Методы и средства проведения занятий

1

1.1

1.2

1.3

   Вводное занятие

   Тема 1. Экология - наука о закономерностях и уровнях организации жизни. Краеведение - ?

Цель и задачи экологических исследований. Предмет экологии. Исследователи - натуралисты, их роль в изучении и описании природы Оренбургской области.

История образования  и исследования Октябрьского района.

1

 2

1

1

1

Тестирование

Лекция.

Беседа

Работа с учебником

Проектно –

исследовательская деятельность

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Тема 2. Экологические факторы среды

 

  Понятие об экологических факторах среды.

 

Абиотические (климатические, эпифические, топографические), биотические и  антропогенные факторы.

Особенности экологических факторов среды (абиотических, биотических, антропогенных) Октябрского района.

Тестирование по теме: «Абиотические, биотические и антропогенные факторы».

Важнейшие экологические факторы и адаптации организмов.

     

5

1

1

1

1

1

Лекция с использованием ЭОР

Работа с терминами.

Лекция с использованием ЭОР

Тестирование

Защита информационных проектов

3

3.1

3.2

Тема3. Экосистемы

  Понятие об экосистемах (А.Тенсли). Основные элементы экосистемы. Структура экосистем.

 

 Основные экосистемы Оренбургской области и Октябрьского района, их особенности.

2

1

1

Лекция с использованием ЭОР

Экскурсия «Комплексное изучение пойменного луга»

4

4.1

4.2

4.3

Тема 4. Почва и почвенная экосистема Октябрьского района

 Важнейшие свойства почвы как среды обитания. Специфика Почвы как трехфазной системы.

Виды почв Октябрьского района, их состояние. Причины деградации черноземов. Рациональное использование почв родного края.  

Практическая работа: «Изучение почвы»

3

1

1

1

Лекция.

Дискуссия

Проектно –

исследовательская деятельность

Практическое занятие на местности.

6

6.1

6.2

6.3

Тема 6.    Современное состояние и охрана атмосферы Октябрьского района

    Состав и баланс газов в атмосфере, и их нарушения. Основные загрязнители воздуха и их воздействие на атмосферу. Экскурсия на предприятие (СПХГ).

   Состояние воздушного бассейна своей местности.

Основные загрязнители воздушного бассейна. Меры по охране атмосферного воздуха родного края.

Практическая работа: «Каким воздухом мы дышим?»

3

1

1

1

Экскурсия

Проектно –

исследовательская деятельность

Промежуточное тестирование.

Практическое занятие

7

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

Тема 7. Охрана природы Октябрьского района        

Современные проблемы охраны природы в Октябрьском районе. Состояние и охрана воздушной, водной и почвенной среды обитания в регионе 

Проблемы охраны и восстановления численности редких и исчезающих видов животных в Октябрьском районе. Красная книга Оренбуржья.

Турнир знатоков орнитологии.

Памятники природы Октябрьского района.

Проектная  работа: «Живи родник!»

5

1

1

1

1

1

Лекция с использованием ЭОР

Проектно-исследовательская деятельность.

Игра

Защита информационных проектов

Проектно-исследовательская деятельность.

8

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

8.7

8.8

Тема8. Экология человека

Химическое загрязнение среды и здоровья человека.

Радиационное загрязнение, беды и болезни человека.

Влияние звука, шума на организм человека.

Погода и самочувствие человека.

Питание и здоровье человека. Продукты и их влияние здоровье человека.

Ландшафт как фактор здоровья. 

Экосистема с.Октябрьского. Адаптация человека к окружающей среде.

Социально – гигиенические факторы среды обитания человека и здоровья населения.

Причины заболеваний населения аллергическими, онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Необходимость формирования экологической культуры населения.

Практикум. Социологический опрос населения.

 

8

1

1

1

1

1

1

1

1

Исследовательская

деятельность

Тестирование на определения здоровья учащихся

Составление теста для населения.

Тестирование населения

9

9.1-

9.2

9.3

9.4

Тема 9. Формирование ответственного отношения человека к природе

Выходная диагностика

Подведение итогов

4

2

1

1

Конференция.

Диагностика

Заполнение Портфолио

  Итого:                                    

34

Список литературы:

  1. Аспис, М. Е. Энциклопедический словарь юного биолога / М. Е. Аспис. - М.:            

Педагогика, 1987.

  1. Гавлюк Э. В. , Давыгора А. В., Руди В. Н. Животный мир Оренбургской области. - Оренбург, ОГПИ, 1993.
  2. Кузнецова М.А., Ибрагимов А.К. и др. Полевой практикум по    экологии. Пособие

для учителей. - М.: Наука, 1994.

  1. Чибилёв А.А. Краеведческий атлас. Октябрьский район. – ОРО ВОО «Русское географическое общество», 2007.
  2. Чибилёв А. А. Природное наследие Оренбургской области. — Учебное пособие. - Оренбург, 1996.
  3. Чибилёв А. А. Природа Оренбургской области. Оренбургский филиал русского географического общества. Оренбург, 1995.
  4. Энциклопедия «Оренбуржье» том 1 гл. ред. И. А. Бехтерев.«3олотая аллея» Оренбургское литературное агентство, 2000.
  5. Эдельштейн К.К.,  М.И. Сахаров "Восстановление и охрана малых рек" изд.  

           Агропромиздат 1989г.

  1.  Экологическая школьная лаборатория. Учебно-методическое пособие. Под

           ред. Д.Б.Гелашвили и И.М.Швец. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный      

           центр, 1995.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.nsu.ru/education/i4biol/index.html - Интернет для биологов. Своеобразный cамоучитель-путеводитель для биологов по освоению Интернет.
  2. http://res.krasu.ru/birds/index.shtml - Птицы средней Сибири Очень разная информация, связанная с птицами, в том числе - список видов (со статьями и голосами), определитель, фотогалерея, фото от СОПР, книга рекордов Гиннесса по птицам
  3. http://nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира Краткое пособие по основным биологическим проблемам: происхождение и развитие жизни, развитие экосистем, законы наследственности, антропология.
  4. http://www.entomology.narod.ru/ - Информационно-поисковый сайт или «почти всё» по энтомологии Большое количество качественных ссылок на русскоязычные сайты, посвященные всем сторонам жизни различных групп членистоногих, а больше всего - насекомых
  5. http://www.zooclub.ru/ - Зооклуб всё о животных Самая разнообразная иллюстрированная информация как о жизни диких животных, так и о домашних любимцах. Возможно получение бесплатной консультации по содержанию и ветеринарии
  6. http://www.barracuda.ru/life/ - Подводная жизнь Описания и хорошие качественные фотографии многих обитающих в воде существ. Это более или менее представительный справочник, содержащий полезные сведения о рыбах, крабах, спрутах, китах, морских звездах, кораллах, медузах... и так далее.
  7. http://www.omsk.edu.ru/schools/sch056/site3/index.htm - Материал из великолепной книги "Чудеса природы"
  8. http://schools.techno.ru/sch758/works.htm - Биология и экология. Тематические проекты по указанным предметам, призванные быть материалами для непосредственного использования на уроках по определённым темам
  9. http://www.darwin.museum.ru/expos/floor3/red.asp - животные, занесенные в красную книгу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературному краеведению «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» (10 класс)

Предлагаемый элективный курс «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» включает в себя материалы, не содержащиеся в программе национально-регионального компонента в базовых программах, тем самым расшир...

Электронное учебное пособие к программе элективного курса по литературному краеведению для учащихся 10 класса «О, Еравна, размах твоих широк…»

Важным инструментом организации литературного краеведческого исследования является разработанное учителем  электронное учебное пособие. Новизна и уникальность антологии у...

Программа элективного курса по литературному краеведению

Цель программы элективного курса:Формирование образовательных компетенций через литературное краеведение.            Задачи:- развить индив...

Рабочая программа курса «Биология с элементами краеведения» 6 класс

Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения учащихся 6 класса ...

Рабочая программа элективного курса "Химия элементов"

Рабочая программа призвана помочь учащимся применить основополагающие химические понятия, теории и законы в повседневной жизни для формирования валеологического воспитания....

Рабочая программа элективного учебного предмета Элементы высшей математики для 10 класса 2019

Рабочая программа элективного учебного предмета « Элементы  высшей математики» для учащихся 10  класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова, кандидата пед. нау...

Рабочая программа элективного учебного предмета Элементы высшей математики для 11 класса

Данная программа элективного курса по математике даёт широкие возможности повторения и обобщения курса алгебры и основ анализа. В курсе разбирается большое количество сложных задач, которые понадобятс...