Здоровьесберегающие технологии в работе учителя биологии
статья по биологии по теме

Вишнякова Светлана Владимировна

В статье представлен опыт работы учителя биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Девять десятых нашего счастья
зависит от здоровья.

Здоровье до того перевешивает
все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий
счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр 

         Здоровьесберегающие технологии  в работе учителя биологии

          Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

       В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).

         Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

    Период онтогенеза от 6 до 18 лет, когда организм ребёнка наиболее чувствителен к действию экзогенных и эндогенных факторов,  происходит формирование здоровья, совпадает с важнейшим социальным этапом детства – получением ребёнком общего среднего образования.

Исследования позволили  выявить школьные факторы риска, влияющие на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. авторитарный стиль преподавания;
  6. отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  7. использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб    воспитательным;
  8. неправильное питание учащихся;
  9. недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
  10. низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
  11. неблагополучное состояние здоровья учителей;
  12. недостаточное развитие у учителей личностных качеств (доброжелательности, чувства юмора и др.), необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий;
  13. недостатки в существующей системе физического воспитания;
  14. интенсификация учебного процесса;
  15. частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  16. отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

     Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связаны с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию культуры здоровья.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

        Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Условно здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды:

I вид

Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например, «Работа скелетных мышц и их регуляция», «Осанка. Плоскостопие», «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион» и другие.

II вид

Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:

  1.  ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ручку?»);

по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления;

 по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;

  1. это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.

III вид:

Это может быть стандартный, типичный хорошо продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором учитель:

  1. полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету;
  2. устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
  3. предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
  4. максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;
  5. это урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.

            По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

      Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

      Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

         «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

       Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

          Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

          Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

          Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

          Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

          Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

          Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Анализ урока

с позиции здоровьесбережения

 1. Санитарно-гигиенические условия классного помещения:

  1. температурный режим.
  2. режим проветривания.
  3. рациональное освещение класса и доски.
  4. рассаживание учащихся в соответствии с мебелью.
  5. рациональное использование образовательного пространства класса.

       Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство.

        Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей  снизят утомляемость обучающихся и возможность аллергических реакций;

2. Постановка здоровьесберегающих задач урока. Мотивация учащихся на сохранение и укрепление здоровья.

        учитель должен выделить и подчеркнуть  вопросы, связанные со здоровьем непосредственно в теме  урока;

        формирование потребностей в здоровом образе жизни.

      Задача  учителя - создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его отношение к собственному здоровью.    

3. Средняя продолжительность и частота различных видов деятельности

         Отдых - смена видов деятельности.

Однообразность урока вызывает утомление.

             Рекомендуется 4-7  видов деятельности за урок по 7-10 минут.

         Но частые смены деятельности также утомляют детей.

4. Количество и чередование методов преподавания (норма не менее трех через 10-15 минут).

Необходимо использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный (не менее 3  за урок);

5. Поза учащихся.

      В течение урока обращать внимание на осанку обучающегося, так как осанка обучающихся в основном формируется в школе,

     позу и мимику обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы;   

6. Содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке:

  1. физкультминутки.
  2. динамические паузы.
  3. минутки релаксации.
  4. дыхательная гимнастика.
  5. гимнастика для глаз.
  6. массаж биологически активных точек.
  7. работа в режиме смены зрительных горизонтов (норма 2 раза за урок на 10-15 мин., на 25-30 мин.).

Обязательная составная часть урока -  физкультминутки. Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление и длительное время сохранять работоспособность (общеукрепляющая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица).

7. Наличие мотивации деятельности на уроке (оценка, похвала, соревновательный момент)

Формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения. К сохранению здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей;

8. Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки.

               Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности 

9. Психологический климат на уроке:

  1. взаимоотношения между учителем и учениками.
  2. взаимоотношения между учениками.
  3. наличие на уроке эмоциональной разрядки.
  4. наличие познавательной активности, интереса.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Я поощряю стремление ученика к самоанализу, укрепляю его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Ориентация на сотрудничество учителя и учащегося в учебном процессе обеспечивается диалогичностью обучения, его нацеленностью на учет возрастных и личностных особенностей учеников, приоритетностью результатов обратной связи. Комфортные условия учения создаются за счет его дифференцированности, использования щадящей методики, осуществления контроля знаний, целенаправленного развития положительной самооценки учащихся в обучении.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  2. Создание ситуации успеха на уроке.
  3. Использование проблемных творческих заданий.
  4. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
  5. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  6. Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

10. Место и длительность применения ТСО

Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.

 В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами.

Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.

При использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в СанПиНах.

         

 

Классы

Просмотр видеофильмов

мин.

Просмотр передач

мин.

Длительность работы с компьютером мин.

5 - 7

20 - 25

20 - 25

15-20

        8 - 11

25 - 30

25 - 35

20-25

     

 

 Число уроков с использованием ТСО в течение недели не должно превышать 3-4 раз в неделю в среднем звене и 6 раз -  в старшем. Особенно полезно применять их на 3–4 уроках, когда начинает снижаться работоспособность.

Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом персональный компьютер следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.

11. Плотность урока.  

Итоговая плотность урока, количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Рекомендуемые показатели – от 60% до 80%. Момент наступления утомления обучающихся и снижение их учебной активности (норма – не ранее, чем за 5 – 10 минут до окончания урока). Утомляемость – одна из главных  проблем для школьников. Детям тяжело поддерживать свою активность на уроках в течение5-6 часов. Между уроками необходима качественная эмоционально-психическая разрядка.

13. Объем домашнего задания.

14. Темп окончания урока.

     Нежелателен неоправданно быстрый темп заключительной части урока, отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, без комментариев, запись домашнего задания, задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Это -  ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью детей.

А здоровье ученика в норме, если:

  1. в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
  2. в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  3. в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  4. в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  5. в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Еще Сократ сказал: «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто».

        Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развити...

«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя биологии

В помощь учителю для семинаров, конференций...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...