Разработка урока биологии по теме:"Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции"
план-конспект урока (биология, 11 класс) на тему

Корявикова Неля Тариэловна

Урок изучения и первичного закрепления положений учения Ч. Дарвина о естественном отборе и его роли в эволюции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estestven._otbor._11_kl.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока

по биологии в 11 классе

по теме

    .

«ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР - ДВИЖУЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ

СИЛА ЭВОЛЮЦИИ»

Урок разработан на основе УМК под редакцией В.В.Пасечника

ТЕМА:   «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР - ДВИЖУЩАЯ И

НАПРАВЛЯЮЩАЯ СИЛА ЭВОЛЮЦИИ».

ЦЕЛИ:

Образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению положений учения Ч.Дарвина о естественном  отборе и его роли в эволюции; о многообразии приспособленностей организмов (животных и охраняемых растений нашей местности). 

Развивающая: помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость естественного отбора в эволюции органического мира; обеспечить развитие логического мышления обучающихся, умение сравнивать разные формы естественного отбора.

Воспитательная: направить деятельность по  формированию интереса у обучающихся к предмету, их рефлексивной культуры и расширению мировоззрения.

МЕТОДЫ: частично-поисковый, исследовательский.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –

индивидуальная, групповая, фронтальная.

ТИП:  урок изучения и первичного закрепления новых  знаний.

Содержание урока

Время

Формы и методы обучения

Оборудование и материалы

1.


2.


3.











4.


5.


















6.









7.

8.

 Орг. момент.


Активизация познава-

тельной деятельности.

Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальный опрос

(2 человека у доски).

2.Работа по карточкам письменно (3 человека

на месте).    

3.Тестирование (самостоятельно).

4.Оценка знаний.

5.Выводы.

Актуализация знаний и умений.

Изучение нового материала.

1.Естественный отбор.

2.Понятие биологическая адаптация (приспособленность).

3.Виды адаптаций.

4.Происхождение приспособленности организмов к среде.

5.Относительный характер приспособленностей.

6.Лабораторная работа №1 «Приспособленность организмов и ее относительный характер».

7.Формы естественного отбора.

Закрепление изученного материала.

1.Задание по ЕГЭ

2.Фронтальная беседа с обучающимися,

работа по вопросам в конце параграфа.

3.Составление синквейна.

4.Выводы урока.

Задание на дом.

Подведение итогов.

1 мин.


1мин.


10 мин.












1 мин.

20 мин.



















10 мин.








1 мин.

1 мин.



Фронтально





Индивидуально



Индивидуально


Фронтально




Фронтально





















Фронтально




Групповая










Карточки



Тесты





Учебник.

Таблицы. Коллекции

насекомых.



Компьютер.

Гербарные листы.

Засушенные  рыбы.

Листы с заданиями.

Шишки ели и сосны, крылатки клена американского, гербарные листы с растениями.

                                                     Ход урока.

1. Оргмомент.

Учитель организует работу обучающихся, в классе 18 человек. Отмечает отсутствующих, настраивает на активную и творческую деятельность.

2. Активизация познавательной деятельности.

-  Учитель

Назовите основные положения эволюционного учения Дарвина.

Почему внутривидовая борьба является самой напряженной формой борьбы за существование?

3. Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальный опрос (2 человека у доски), работают с учителем

 по вопросам: 1) Формы борьбы за существования: межвидовая борьба за существования, борьба с неблагоприятными условиями. 2) Внутривидовая борьба за существования; использование человеком сложных взаимоотношений в живой природе.

2.Работа по карточкам письменно (3 человека на месте), самостоятельно.    

                                                 Карточки:

                                                1-я карточка

                              Раскрыть характерные признаки и свойства

                             морфологического и генетического критериев вида.

                                            2 – я карточка

                        В чем причины различия генофондов изолированных

                        популяций одного вида?

                                           3 – я карточка

                        Какие факты позволяют говорить о «давлении жизни»?

3. Тестирование (самостоятельно). Остальные ребята класса выполняют это задание. На каждом столе лежит карточка с тестами.

                                           Тестирование.

1. Эволюция – это:

А – представление об изменении и превращении форм организмов

Б – объяснение исторических смен  форм живых организмов глобальными

      катастрофами

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие

      живой природы

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших

      организмов

2. Единицей эволюционного процесса является:

А – особь

Б – популяция

В – мутация

Г – вид

     3. Материалом для эволюционных процессов служит:

А – генетическая разновидность популяции

Б – вид

В – благоприобретенные признаки

Г – бесполезные или вредные признаки

4. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:

А – доклеточных форм жизни – вирусов

Б – клеточных форм жизни

В – биополимеров

Г – фазовообособленных систем

5. Биологический прогресс подразумевает:

А – повышение общей организации

Б – свободный образ жизни

В – увеличение численности вида

Г – высокий уровень обмена веществ

6. Большое значение в эволюции Ч. Дарвин придавал изоляции видов, благодаря которой:

А – обостряется конкуренция между видами

Б - обостряется конкуренция между популяциями

В – в них накапливаются наследственные изменения

Г – прекращается действие естественного отбора

- Учитель

4. Материал был изложен в полном объеме.

За устный  ответ ребята получают оценки.

Письменные работы я проверю и выставлю оценки на перемене.

5. Выводы. Учитель указывает на ошибки и отмечает успехи обучающихся при проверке домашнего задания.

4.Актуализация знаний и умений.

 -Учитель

    Ребята, как вы считаете, какие факторы внешней среды могут приводить к отбору организмов в природе? Являются ли взаимоотношения между человеком и природой фактором отбора? (Обучающиеся высказывают свои мнения).  

5.Изучение нового материала.

- Учитель

      Тема  нашего урока «Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции». Чарлз Дарвин разработал учение о естественном отборе. Он считал, что сам отбор – это результат борьбы за существование, а его предпосылкой является наследственная изменчивость организмов. Благодаря естественному отбору  избирательно  сохраняются  в популяции определенные генотипы. Естественный отбор изменяет состав генофонда, генетический материал «передовых» особей все больше влияет на генофонд популяции. Ребята, для того чтобы существовать живым организмам в определенных условиях среды и существовать вообще, им необходимо приспособиться к этим условиям.

В ходе естественного отбора порождаются удивительные и многообразные биологические адаптации (приспособления) организмов к условиям внешней среды, в которых протекает жизнь популяции.

Ребята, перед нами возникла ПРОБЛЕМА: Верно ли утверждение:

«Адаптации всех живых организмов – результат исторического развития

органического мира» (плакат на доске).

- Ученик

Записывают в тетрадь проблему. Используя учебник, дети строят кластер, один обучающийся работает у доски. Каждой новой форме адаптации учитель вместе с детьми  дает определение.

                   

                   БИОЛОГИЧЕСКИЕ              АДАПТАЦИИ

                                                                                     

         ОБЩИЕ      ЧАСТНЫЕ     МИМИКРИЯ    МАСКИРОВКА

                                                                                                    

                                                            покровительственная    предостерегающая

                                                                                      окраски

Общие адаптации - приспособленность организмов к плаванию организмов, живущих в водной среде; приспособленность конечностей позвоночных животных к наземной среде (используется таблица).

Частные адаптации - приспособленность организмов к бегу у лошади, антилопы, страуса; рытью нор у кротов, слепышей; лазание по деревьям (обезьяны, дятлы, пищухи и т. д.)(используется таблица).

            Также примерами являются: мимикрия, маскировка.

Мимикрия - сходство в окраске, форме тела, безопасных животных с  опасными (используется таблица).

Маскировка-  приспособление организмов: форма тела и окраска сливается с окружающими предметами (змеи в тропических лесах, морской конек в морских водорослях, жуки, пауки на стволах деревьев)  (используется таблица).

Ребята, обратите ваше внимание на монитор компьютера. Вы видите на мониторе различные виды приспособленности организмов: угрожающие позы у животных и примеры маскировки и мимикрии.

- Ученик

Внимательно изучают предложенный материал.

- Учитель

    Маскировка животных бывает:

Покровительная окраска – делает организмы менее заметным на фоне окружающей местности (в траве зеленый кузнечик, богомолы; на снежных равнинах Крайнего севера белые медведи, белые куропатки)  (используются таблицы и открытки).

Предостерегающая окраска (угрожающая) -  яркие пятна или полосы, делающие ядовитых и жалящих животных более заметными

( змеи, осы, шмели) (используется коллекция насекомых).

Обратите внимание в своих учебниках на страницу 210 рисунок 74   морской конек и рыба – игла в зарослях растений, насекомые на цветках. Это пример биологической адаптации (приспособленности).

Изучите, ребята, тело засушенной рыбы- иглы.

- Ученик

Находят сходство рыбы – иглы с водорослями по окраске и строению.

 -Учитель

Как вы думаете, какие приспособленности есть у охраняемых растений нашей местности? Обратите внимание  на гербарные листы.

 -Ученик

 (Используя гербарий, дают характеристику растениям.)

Прострел луговой - - растет в лесу на открытых пространствах, имеет яркую окраску и тем самым привлекает насекомых, которые его опыляют.

Ландыш майский - -  растет в лесу в тени, имеет сильный запах, привлекает насекомых и тем самым опыляется.

 -Учитель

Верно ребята.

 - Учитель   

Откуда произошла приспособленность?

      В ряду поколений, в процессе борьбы за существование, на основе наследственной изменчивости вырабатывается весь комплекс, а также каждое приспособление у организмов.

Приспособленность организмов является результатом действия  движущих сил эволюции в данных условиях существования.

Всякая адаптация (приспособленность) относительна.  Вид, хорошо приспособленный к данной среде, может оказаться на грани вымирания, если условия изменились или в среде появился новый хищник или конкурент.

Например, ребята, рыбы, хорошо защищенные от хищников шипами и колючками, чаще попадают в сети рыболова, в которых они запутываются и удерживаются как раз из-за твердых выростов тела. В яркий солнечный день зимой белая куропатка выдает себя тенью на снегу. Заяц-беляк, не заметный на снегу в лесу, становится видным на фоне темных стволов деревьев.

     А сейчас, ребята, вы выполните следующую работу: распределите по группам растения и животные.

Класс делится на две группы. Каждой группе на доске вывешивается схема и список животных и растений.

1 группа «Некоторые формы приспособленности у животных»,

     2 группа « Некоторые формы приспособленности  у растений».

                                         Ответы обучающихся.

                                                    1 группа

       « Некоторые формы приспособленности у животных»

                   

    1.Покровительственные окраска           2. Мимикрия (внешнее сходство

  и форма тела (маскировка):                 незащищенных животных с

  - кузнечик;                                                            защищенными):

  - белая сова;                                          - муха-журчалка похожа на пчелу;

  - камбала;                                              - безобидные тропические ужи

  - осьминог;                                               похожи на ядовитых змей.

  - насекомое палочник.

          3. Предостерегающая               4. Отпугивающее

                      окраска:                                    поведение:

           - осы, шмели;                               - жук-бомбардир;

           - божья коровка;                          - скунс, или американская

           - гремучие змеи.                                       вонючка.

                                                    2 группа

        «Некоторые формы приспособленности у растений »

 1.Приспособления к повышенной        2. Приспособления  к

             сухости:                                       повышенной влажности:

- опушенность листа;                               - большая поверхность листа;

- накопление влаги в стебле;                   - много устьиц;

- превращение листьев в иголки.            – повышение интенсивности

                                                                       испарения.

3.Приспособления к опылению              4. Приспособления к опылению

        насекомыми:                                                    ветром:

-яркая, привлекающая окраска                - вынесение тычинок с пыльни-

                         цветка;                               ками далеко за пределами цветка;

- наличие нектара.                                    - мелкая, легкая пыльца;

                                                                    - пестик сильно опушен;

                                                                -лепестки и чашелистики не развиты.

Каждая группа, в лице 1 обучающегося, предлагает свой вариант схемы. Молодцы ребята, хорошо и быстро справились с работой. Переходим к  исследовательской работе.

Теперь, ребята,  выполним лабораторную работу.

Лабораторная работа №1

Тема: Приспособленность  организмов и ее относительный характер.

Цель: создать условия для изучения различных видов приспособленности организмов к среде обитания, показать ее относительный характер.

Оборудование: живые комнатные растения: (засухоустойчивые, влаголюбивые, светолюбивые), гербарные листы с растениями, шишки ели, сосны, крылатки клена американского.

Ход работы.

  1. Определите среду обитания растения или животного предложенного вам для исследования.
  2. Выясните черты приспособленности к среде обитания.
  3. Выясните относительный характер приспособленности.
  4. Объясните на основании знаний о движущих силах эволюции механизм возникновения приспособлений.

- Работа обучающихся. Они выполняют работу и заносят в тетрадь выводы.

Для исследования берут разные объекты.

Крылатки клена американского. Вариант ответа:

1. Среда обитания -  широколиственный лес или населенный пункт.

2. Черты приспособленности – кожистые крылатки с двух сторон у

    семени.

3. При опадении с дерева плоды – двукрылатки, вращаясь, долго держаться

    в воздухе и уносятся ветром на значительные расстояния.

    Это признак приспособленности плода к способу распространения.

4.В результате эволюционного процесса, семена клена приобретают

   кожистые выросты, которые помогают ему распространяться на

   территории земного шара с помощью ветра.

 Ребята, переходим к следующему этапу урока. Какие вы знаете формы естественного отбора? Более широко ответит на этот вопрос ваш одноклассник, приготовивший сообщение. (Один школьник выступает с дополнительным материалом, а остальные обучающиеся, работая на местах, строят кластер. Для проверки используют с. 211-212 учебника).

                                 ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

                                                                         

            Стабилизирующий     Движущий     Дизруптивный

                                                                                       

                                                                            Полиморфизм

                                                                                               

                                                                       Зимний         Летний

Ребята, исходя из полученной информации, необходимо решить проблемный вопрос: А существует ли  творческая роль естественного отбора и в чем она состоит?

(Обучающиеся вовлекаются в обсуждение проблемы и предлагают свои варианты ответа, дополняя друг друга, используется материал  учебника на с. 213).  

6.Закрепление изученного материала.

Задание по ЕГЭ. ( Выполняют все  дети. Задание дается каждому

                                 школьнику).

1) Главным компонентом ядра являются:

        А) рибосомы

Б) хромосомы

В) митохондрии

Г) хлоропласты

2) Мутационная изменчивость, в отличии от модификационной,

        А) носит обратимый характер

Б) передается по наследству

В) характерна для всех особей вида

Г) является проявлением нормы реакции признака

3) Установите соответствие между признаками организмов и группам, для которых они характерны.

        Признаки организмов:

А) выделяют в особое царство

Б) тело представляет собой слоевище

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – авто-гетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей.

                                                                                               Группы организмов:

                                                                                            а) грибы

                                                                                            б) лишайники

- Ученик

Ответы:

1. (Б)

2. (Б)

3. ( А-а,Б-б,В-а,Г-б,Д-а,Е-б)

  Обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют ответы товарища, исправляют ошибки. На экране на доске предлагаются  для сравнения правильные ответы.

–Учитель

Приведите примеры, кроме указанных в учебнике, относительной   приспособленности у растений и у животных.

 - Ученик

Ландыш майский имеет привлекающий аромат для насекомых.

Божья коровка имеет яркую окраску, предостерегающую птиц от склевывания.

- Учитель

Как объяснить относительный характер приспособленности?

-  Ученик

Каждому виду характера своя особая приспособленность, которая помогает выжить, распространиться в определенных условиях на земном шаре.

Рефлексия. Для осмысления изученного, развития логического мышления и проявления личных творческих способностей предлагаю вам, ребята, составить синквейн на тему «Естественный отбор». На экране предлагается план составления синквейна. Обучающиеся составляют, записывают в тетрадь, обсуждают, выбирают лучший. Осуществляется межпредметная связь.

                                      План

1. Название синквейна.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Фраза на тему синквейна.

5. Существительное.

                                      Синквейн.

1. Естественный отбор.

2. Стабилизирующий, дизруптивный.

3. Движет, воспроизводит, изменяет.

4. Он порождает удивительные и многообразные биологические адаптации. 

5. Полиморфизм.

                     

                       

                      ВЫВОДЫ УРОКА:  (ученики делают вместе с учителем)

  1. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Приспособленность является одним из результатов исторического развития органического мира.
  2. У животных в процессе эволюции выработались разнообразные  формы приспособленности: покровительственная окраска, маскирующая форма тела, предостерегающая окраска, отпугивающее поведение, мимикрия и т.д.
  3. Растения в процессе эволюции сформировали комплекс приспособлений: к повышенной сухости воздуха, повышенной влажности, к опылению насекомыми и с помощью ветра, к самоопылению, к распространению плодов и семян, к жизни на неплодородной почве и т.д.
  4. Несмотря на свое совершенство, конкретное приспособление эффективно только в данных условиях среды, т.е. оно носит относительный характер. Универсальных или абсолютных приспособлений, эффективных в любых условиях, не существует.

7.Задание на дом:  § 58 с. 208-214 

  1. Повторить по тетради изученный на уроке материал о формах естественного отбора.
  2. Объясните, почему каждое приспособление, возникшее у организма в процессе эволюции, носит относительный характер.
  3. Внимательно изучите внешний облик комнатных растений, имеющихся в кабинете биологии вашей школы или у вас дома. Найдите у них признаки приспособленности к природной среде обитания.

8. Подведение итогов.

- Учитель

Ребята, сегодня на уроке вы хорошо поработали.

 - Ученики

Подают дневники.

                           

                                 Используемая литература:

                               

1. Большой биологический справочник / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова и

    др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 668 с.

2. В.Д. Голованов, В.И. Фертиков и др., Красная книга РСФСР растения,

   М.: Росагропромиздат, 1988. – 591 с.

3. А. А. Каменский, В. В. Пасечник и др., Общая биология,

   М.: Дрофа,2005. – 367 с.

4. Ю.И. Полянский, Н.М. Верзилин и др., Общая биология,

    М.:    Просвещение, 1991. – 287 с.

5. А.О. Рувинский, Л.В. Высотская и др., Общая биология,

   М.: Просвещение, 1993. – 544 с.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс.

Разработка урока биологии по теме «Витамины»  с использованием ИКТ.  8 класс. ...

Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс

Представлена методическая разработка урока с приложениями  "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...

Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»

Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...

Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"

Методическая разработка  урока биологии на тему «Воздушное питание растений».  Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об  условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...