Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "
элективный курс по биологии (10 класс) по теме
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № __ от ____20__г. | Согласовано зам. директора по УВР _________Вантеева Е.А. | Утверждено Директор школы ________Ю.А. Ребзон |
____________/___________/ | __________ 2013 г. | _____________ 2013 г. |
Рабочая программа
элективного курса «Общая экология»
для 10 класса
Учитель первой квалификационной категории
Красинская Елена Валентиновна
Рабочая программа составлена на основе:
Региональной программы для общеобразовательных учреждений ,5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Новый учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология — социальная экология — практическая экология, или охрана природы.
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (34 ч), а также изучение взаимосвязей природных и социальных явлений (18 ч) и экологических основ охраны природы (16 ч) на втором этапе обучения.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
В разделе «Общая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности
Содержание рабочей программы элективного курса «Общая экология» для 10 класса
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено количество часов на изучение тем: «Ведение» до 2 вместо 1 часа, «Организм и среда» до 12 часов вместо 7 часов, данные часы взяты из тем: «Сообщества и популяции», количество часов уменьшено с 16 до 12, и из темы «Экосистемы» количество часов уменьшено с 10 до 8. Цель данных изменений – лучшее усвоение учебного материала элективного курса «Общая экология»
Учебно-тематическое планирование элективного курса «Общая экология» для 10 класса
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение темы | В том числе: | Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования) | ||
Уроки | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | ||||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | Учащиеся должны знать: предмет изучения и разделы экологии | |
2 | Организм и среда | 12 | 10 | 2 | Учащиеся должны знать: о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; строить графики простейших экологических зависимостей; | |
3 | Сообщества и популяции | 12 | 11 | Учащиеся должны знать: законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов; об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе); Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; определять уровень загрязнения воздуха и воды; устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии; бороться с ускоренной эрозией почв; | ||
4 | Экосистемы | 8 | 6 | 2 | Учащиеся должны знать: о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем); — законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах); — о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ); — о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); — о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи); — о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы); — социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи; — современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); — о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология); Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества; |
Календарно тематическое планирование составлено на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений ,5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов
Учебник Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.
34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Общая экология» для 10 класса
№ урока п/п | № темы | № урока в теме | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Эксперимент, материально-техническое оснащение урока |
1. | Введение (2 часа) | |||||
1. | 1. | Предмет экологии. | 1.09-7.09 сентябрь | В.ф. «Страус» | ||
2. | 2. | Многообразие живых организмов | 08.09-14.09 сентябрь | Экскурсия | ||
2. | Организм и среда (12 часов) | |||||
3. | 1. | Потенциальные возможности размножения организмов | 15.09-21.09 сентябрь | Натуральные объекты: плоды и семена растений, в.ф. «Крокодил» | ||
4. | 2. | Факторы, сдерживающие размножение организмов | 22.09-28.09 сентябрь | Экскурсия | ||
5. | 3. | Общие законы зависимости организмов от факторов среды | 29.09-5.10 октябрь | Д. гербарий в.ф. «Белый медведь» | ||
6. | 4. | Влияние абиотических факторов на живые организмы | 06.10-12.10 октябрь | Экскурсия | ||
7. | 5. | Основные пути приспособления организмов к среде | 13.10-19.10 октябрь | Д. гербарий в.ф. «Жираф» | ||
8. | 6. | Основные пути приспособления организмов к среде (закрепление) | 20.10-26.10 октябрь | Д. гербарий в.ф. «Жираф» | ||
9. | 7. | Основные среды жизни | 27.10-02.11 ноябрь | в.ф. «Северный олень» | ||
10 | 8. | Основные среды жизни. Решение экологических задач. | 10.11-16.11 ноябрь | |||
11. | 9. | Пути воздействия организмов на среду обитания. | 17.11-23.11 ноябрь | в.ф «Крылья над Серенгетти» | ||
12. | 10. | Приспособительные формы организмов | 24.11-30.11 ноябрь | в.ф. «Растения. Путешествие» | ||
13. | 11. | Приспособительные ритмы жизни | 01.12-07.12 декабрь | в.ф. «Антилопа Гну» | ||
14. | 12. | Организм и окружающая среда | 08.12-14.12 Декабрь | |||
3. | Сообщества и популяции (11 часов) | |||||
15. | 1. | Типы взаимодействия организмов. | 15.12-21.12 декабрь | в.ф. «Зебра» | ||
16. | 2. | Типы взаимодействия организмов. Решение экологических задач | 22.12-28.12 декабрь | в.ф. «Зебра» | ||
17. | 3. | Законы и следствия пищевых отношений. | 13.01-19.01 январь | Табл. «Экологическая пирамида» в.ф. «Морской слон» | ||
18. | 4. | Законы конкурентных отношений в природе | 20.01-26.01 январь | Табл. «Внутривидовая и межвидовая борьба за существование» в.ф. «Морской слон» | ||
19. | 5. | Законы конкурентных отношений в природе. Решение экологических задач | 27.01-02.02 февраль | Табл. «Внутривидовая и межвидовая борьба за существование» | ||
20. | 6. | Популяция | 03.02-09.02 Февраль | Табл. «Популяция» в.ф. «Гиена» | ||
21. | 7. | Демографическая структура популяций | 10.02-16.02 февраль | в.ф. «Гиена» | ||
22. | 8. | Демографическая структура популяций. Решение задач | 17.02-23.02 февраль | в.ф. «Гиена» | ||
23. | 9. | Рост численности и плотность популяций | 24.02-02.03 март | в.ф. «Кенгуру» | ||
24. | 10. | Численность популяций и её регуляция в природе | 03.03-09.03 март | в.ф. «Кенгуру» | ||
25. | 11. | Биоценоз и его устойчивость | 10.03-16.03 Март | Табл. «Биоценоз» в.ф. «Черный медведь» | ||
26. | 12 | Основные типы биоценозов Боханского района | 04.04-10.04 апрель | |||
4. | Экосистемы (8 часов) | |||||
27. | 1. | Законы организации экосистем | 11.04-17.04 Апрель | в.ф. «газель Томсона» | ||
28. | 2. | Законы биологической продуктивности | 18.04-24.04 апрель | в.ф. «газель Томсона» | ||
29. | 3. | Агроценозы и агроэкосистемы | 25.04-01.05 апрель | |||
30. | 4. | Агроценозы и агроэкосистемы (закрепление) | 02.05-08.05 май | Экскурсия | ||
31. | 5. | Саморазвитие экосистем - сукцессии | 09.05-15.05 май | |||
32. | 6. | Биологическое ранообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем | 16.05-22.05 Май. | Экскурсия | ||
33. | 7. | Биосфера | 23.05-29.05 Май | |||
34. | 8. | Экология как научная основа природопользования | 23.05-29.05 Май |
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.
2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.
3. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.
4. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.
5. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.
6. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.
Оборудование и приборы:
- учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;
- географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «ООПТ России»;
- портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;
Дидактический материал: инструктивные карточки для выполнения лабораторных работ, тематические тесты, УМП учебных проектов.
Список литературы
Литература для учителя
- Атлас Иркутской области. М.: ГУГК, 1978
- Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 468 с.
- Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. – 104
- Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. – 416 с.
Литература для учащихся
1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. – 270 с.
- Конституция Российской федерации. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 448 с.
Темы исследовательских проектов
1. Изучение состояния зелёных насаждений в с. Каменка
2. Развитие экологического туризма в Иркутской области
3. Экологический паспорт школы
4. Экологически комфортная среда школьника: проблема её создания
5. Мода и экологический комфорт
6. Энергетика будущего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии, 7 класс "Экология животных"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 7 класса "Экология животных"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология "
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса "Социальная экология "...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350866-1633201035.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945450-1504890191.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....